Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства по трансфертному ценообразованию

Редакция НиБУ
Приказ от 22.11.2013 г. № 699
img 1

контролируемые операции

img 2

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства по трансфертному ценообразованию

Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 22.11.2013 г. № 699

(извлечение)

 

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, с целью обеспечения одинакового подхода к практическому применению норм налогового законодательства,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства по трансфертному ценообразованию (далее — Обобщающая консультация) (прилагается).

<…>

Министр А. Клименко

 

 

Утверждена приказом Министерства доходов и сборов Украины от 22.11.2013 г. № 699

Обобщающая налоговая консультация по отдельным вопросам применения норм налогового законодательства по трансфертному ценообразованию*

 

* См. также материал на с. 27. — Примеч. ред.

 

Вопрос 1. Какой первый отчетный период для подачи Отчета о контролируемых операциях, подаваемого плательщиком налогов согласно требованиям п.п. 39.4.2 п. 39.4 cт. 39 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс)?

Ответ. Поскольку Закон Украины от 04 июля 2013 года № 408 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по трансфертному цено­образованию» вступил в силу 1 сентября 2013 года, то первым отчетным периодом для подачи Отчета о контролируемых операциях будет 2013 год. Для определения объема контролируемых операций учитывается стоимостный показатель всех операций отдельно с каждым контрагентом в целом за календарный год, т. е. с 1 января по 31 декабря 2013 года. В отчете за 2013 год плательщик налога должен указать контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 по 31.12.2013.

Пример. Общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,5 млн грн. (без НДС), и все эти операции были осуществлены до 01.09.2013. В этом случае отчитываться не нужно.

В случае, если общая сумма операций в 2013 году с одним связанным лицом составляет 50,0 млн грн. (без НДС), из них 20,0 млн грн. осуществлено до 01.09.2013, остальные — после. В этом случае объем операций рассчитывается в целом за год, т. е. с 1 января по 31 декабря 2013 года. Соответственно такие операции являются контролируемыми. В отчете отражают контролируемые операции, осуществленные в период с 01.09.2013 по 31.12.2013.

Вопрос 2. Учитываются ли при определении стоимостного критерия — 50,0 млн грн. контролируемой операции для целей применения п.п. 39.2.1.4 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса суммы кредита, депозита, займа, процентов по такому кредиту, депозиту, займу, суммы возвратной финансовой помощи, стоимость товара по договорам комиссии, поручения, агентским и другим аналогичным договорам, суммы комиссионного (агентского) вознаграждения, стоимость инвестиций?

Ответ. Да, учитываются.

Вопрос 3. По каким ценам исчисляется объем контролируемых операций?

Ответ. По договорным (контрактным) ценам.

Вопрос 4. Если в отчетном периоде были операции как по приобретению, так и по продаже товаров (работ, услуг) с одним контрагентом, каким образом учитываются такие операции для определения стоимостного критерия контролируемой операции и какие из этих операций будут считаться контролируемыми и указываться в Отчете?

Ответ. В этом случае учитывается общий объем (суммарное значение) операций по продаже и операций по приобретению с таким контрагентом. В случае признания операций контролируемыми согласно критериям, установленным п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса, такие операции отражаются в Отчете о контролируемых операциях.

Вопрос 5. По какой дате операции отражаются в Отчете как контролируемые?

Ответ. В Отчете контролируемые операции отражаются по дате перехода прав собственности на товары или дате составления акта или другого документа, оформленного согласно требованиям действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или предоставление услуг.

Вопрос 6. Считается ли подача Отчета о контролируемых операциях с опозданием неподачей Отчета для целей применения штрафа, предусмотренного п. 120.3 cт. 120 Кодекса?

Ответ. В соответствии с положениями п.п. 39.4.2 п. 39.4 cт. 39 Кодекса налогоплательщики, которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать Отчет о контролируемых операциях до 1 мая года, следующего за отчетным. Таким образом, подача Отчета с опозданием приравнивается к неподаче Отчета и влечет за собой штрафные санкции, предусмотренные п. 120.3 cт. 120 Кодекса.

Вопрос 7. Какая ответственность предусмотрена за то, что в своевременно поданном Отчете не указаны отдельные контролируемые операции?

Ответ. В соответствии с п. 120.3 cт. 120 Кодекса применяется штраф в размере 5 процентов от суммы контролируемой операции, не указанной в поданном Отчете.

Вопрос 8. Какую первичную документацию на запрос контролирующего органа в соответствии с п.п. 39.4.7 п. 39.4 cт. 39 Кодекса обязаны предоставлять плательщики налогов: оригиналы или их заверенные копии?

Ответ. Плательщики налогов должны подать надлежащим образом заверенные копии первичных документов, фиксирующих осуществление отдельных контролируемых операций, которые указываются в запросах о таких контролируемых операциях.

Вопрос 9. Применяются ли штрафные санкции в случае самостоятельной корректировки налоговых обязательств плательщиком налога?

Ответ. В соответствии с положениями п.п. 39.5.4.3 п.п. 39.5.4 п. 39.5 cт. 39 Кодекса самостоятельная корректировка проводится в налоговой декларации или путем подачи соответствующих уточняющих расчетов в порядке, определенном cт. 50 Кодекса. В случае осуществления самостоятельной корректировки в уточняющих расчетах на сумму заниженного обязательства начисляется штраф в размере 3 процента.

Кроме того, на сумму налогового долга начисляется пеня за каждый день просрочки из расчета 120 процентов годовых учетной ставки Нацбанка (п.п. 129.1.1 п. 129.1 cт. 129 Кодекса).

В случае, если плательщик осуществляет самостоятельную корректировку налоговых обязательств в связи с корректировкой цены контролируемой операции, проведенной в отчетном периоде, в налоговой декларации за этот отчетный период, которую плательщик подал с учетом корректировок в контролирующий орган до окончания установленного Кодексом предельного срока для подачи декларации, штрафные санкции, предусмотренные cт. 50 Кодекса, не применяются.

Вопрос 10. Для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса пребывание на каких специальных режимах налогообложения плательщика налога определяет операцию контролируемой?

Ответ. К специальным налоговым режимам относятся определенные статьями 209, 210 и разделом Х?V ІV Кодекса:

специальный режим налогообложения деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства;

специальный режим налогообложения деятельности, касающейся изделий искусства, предметов коллекционирования или антиквариата;

упрощенная система налогообложения, учета и отчетности;

фиксированный сельскохозяйственный налог.

Вопрос 11. Учитывается ли при определении объема контролируемых операций сумма акцизного налога?

Ответ. Да, учитывается.

Вопрос 12. Теряет ли плательщик право на самостоятельную корректировку цены контролируемой операции, предусмотренную п.п. 39.5.4.3 п.п. 39.5.4 п. 39.5 cт. 39 Кодекса, если такая корректировка в течение календарного года не осуществлена?

Ответ. Нет, не теряет. Такой плательщик может осуществить самостоятельную корректировку в течение следующего(их) календарного(ых) года(лет) с учетом сроков исковой давности, предусмотренных cт. 102 Кодекса.

Вопрос 13. Подпадает ли операция под определение контролируемой с объемом 50,0 и более млн грн. (без НДС) согласно требованиям п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса, если контрагент — связанное лицо (резидент) на момент осуществления операции согласно поданной в контролирующий орган декларации по налогу на прибыль за предыдущий год не является убыточным, однако в дальнейшем показатели декларации предыдущего отчетного года по результатам проверки или после уточнения изменились и возникли убытки?

Ответ. Если контрагент — связанное лицо (резидент) самостоятельно выявил ошибку и в текущей декларации либо уточненном расчете уточнил показатели за предыдущий год, которые привели к возникновению отрицательного значения объекта налогообложения по налогу на прибыль, операции с таким контрагентом считаются контролируемыми.

Если отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий отчетный год контрагента — связанного лица (резидента) выявлено по результатам проверки контролирующего органа, операции с таким контрагентом не считаются контролируемыми при условии отсутствия других условий для признания операций контролируемыми.

Вопрос 14. Предприятие согласно договору купли-продажи в отчетном году осуществило поставку товара связанному лицу на сумму 60,0 млн грн. (без НДС) (произошел переход права собственности на товар к покупателю), однако до конца этого года или в следующем году согласно этому договору или дополнительному договору предприятие вернуло продавцу часть ранее полученного товара на сумму 20,0 млн грн. (без НДС) в связи с ненадлежащим качеством поставленного товара (право собственности на товар перешло к продавцу). Каким образом учитываются эти операции для определения стоимостного критерия контролируемых операций?

Ответ. Если приобретение и возврат товара осуществлены в течение одного отчетного календарного года, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн.) в этом отчетном году учитывается стоимость поставки — 60,0 млн грн., уменьшенная на стоимость возвращенного товара — 20,0 млн грн., т. е. — 40,0 млн гривень. В случае, если продажа произошла в одном календарном году, а возврат был произведен в следующем году, то при определении стоимостного критерия контролируемой операции (50,0 млн грн.) в календарном году, в котором осуществлена поставка, учитывается вся стоимость поставленного товара в сумме 60,0 млн гривень.

При этом в будущем году стоимость возвращенного товара в сумме 20,0 млн грн. не учитывается при определении стоимостного критерия контролируемой операции и не уменьшает стоимость других операций при определении такого критерия.

Вопрос 15. Как для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса рассчитать опосредованное владение компанией А корпоративными правами компании В, если компания А владеет 80 процентами корпоративных прав компании Б, а компания Б владеет 30 процентами корпоративных прав компании В?

Ответ. Опосредованное владение рассчитывается путем умножения долей владения корпоративными правами. Компания А опосредованно владеет корпоративными правами компании В в размере 24 процентов (80 х 30 : 100).

Вопрос 16. В ноябре 2013 года плательщиком налогов осуществлена поставка товара, договорная стоимость которого составляет 85,0 млн грн., и произошел переход права собственности в момент поставки. В январе 2014 года плательщиком получена оплата за поставленный товар на сумму 61,0 млн гривень. По какому событию исчислять стоимостный критерий (50,0 млн грн.) и как отражать эту операцию в Отчете?

Ответ. Учитывая то, что переход права собственности на товар произошел в 2013 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемых операций учитывается договорная (контрактная) стоимость проданного товара за 2013 год. В случае признания такой операции согласно требованиям п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса контролируемой операцией такая операция отражается в Отчете за 2013 год.

При этом факт оплаты указанного товара в 2014 году не приводит к повторному учету стоимости товара при определении стоимостного критерия и отражении в Отчете.

Вопрос 17. В ноябре 2013 года плательщиком налогов осуществлена предварительная оплата за товар нерезиденту — связанному лицу на сумму 200,0 млн грн., поставка которого будет осуществлена в апреле 2014 года (переход права собственности произойдет в момент поставки). В каком периоде эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции?

Ответ. Учитывая то, что переход права собственности на товар происходит в 2014 году, при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции за 2013 год сумма предварительной оплаты за товар не учитывается. Эта операция учитывается при определении стоимостного критерия (50 млн грн.) контролируемой операции за 2014 год.

Вопрос 18. К каким именно нарушениям по контролируемым операциям применяется штраф в размере 1 гривня согласно п. 20 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Кодекса?

Ответ. Штраф в размере 1 гривня применяется за занижение налогового обязательства за период с 1 сентября 2013 года по 1 сентября 2014 года в результате применения плательщиком в контролируемых операциях цен, которые не соответствуют уровню обычных цен, выявленного самостоятельно плательщиком налога или по результатам проверки контролирующим органом.

Вопрос 19. Считается ли компания-резидент, созданная в середине года (например, в июле), которая с даты регистрации является плательщиком налога на прибыль и НДС, не применяет специальные режимы налогообложения и уплачивает эти налоги по базовой (основной) ставке, такой, операции с которой подпадают под критерии контролируемых, определенные п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса?

Ответ. Не считается, поскольку для такой компании началом налогового (отчетного) года будет дата ее создания (регистрации) и у нее отсутствуют задекларированные показатели на начало такого года.

Вопрос 20. Какие ставки налога на прибыль и НДС считаются базовыми (основными) для целей применения п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса?

Ответ. Основная ставка налога на прибыль определена п. 151.1 cт. 151 Кодекса и с учетом положений п. 10 подразд. 4 разд. ХХ Кодекса в 2012 году составляет 21 процент, в 2013 году — 19 процентов, в 2014 году — 16 процентов.

Основная ставка налога на добавленную стоимость определена п.п. «а» п. 193.1 cт. 193 и п. 194.1 cт. 194 Кодекса и с учетом положений пункта 10 подразд. 2 разд. ХХ Кодекса в 2012 — 2013 годах составляет 20 процентов, с 2014 года — 17 процентов.

Вопрос 21. Предприятие «А» — резидент, которое задекларировало отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год, осуществляет поставку товаров в объеме свыше 50 млн грн. связанному лицу — предприятию «Б» — резиденту, которое задекларировало положительное значение объекта налогообложения. Являются ли указанные поставки контролируемыми операциями для предприятий «А» и «Б» и обязаны ли такие предприятия подавать Отчет о контролируемых операциях? Как быть, когда убыточными являются предприятия «А» и «Б»?

Ответ. В соответствии с п.п. 39.2.1.1 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса контролируемыми операциями являются хозяйственные операции по приобретению (продаже) товаров (работ, услуг), которые осуществляются налогоплательщиками со связанными лицами — резидентами, задекларировавшими отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год.

Если убыточным является только предприятие «А», операции будут считаться контролируемыми только для предприятия «Б» и обязанность по подаче Отчета о контролируемых операциях с указанием в нем соответствующих операций возлагается на предприятие «Б». При этом предприятие «А» при отсутствии других операций, подпадающих под определение контролируемых, Отчет подавать не должно.

Если за налоговый (отчетный) год убыточными являются и предприятие «А», и предприятие «Б», то Отчет о контролируемых операциях подают оба предприятия.

Вопрос 22. Будут ли считаться связанными лицами в соответствии с п.п. 14.1.159 п. 14.1 cт. 14 Кодекса государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства?

Ответ. В соответствии с положениями ст. 73 Хозяйственного кодекса Украины государственное унитарное предприятие создается компетентным органом государственной власти в распорядительном порядке и входит в сферу его управления.

Орган государственной власти, в сферу управления которого входит предприятие, является представителем собственника и выполняет его функции в пределах, определенных этим Кодексом и другими законодательными актами.

Органом управления государственного унитарного предприятия является руководитель предприятия, назначаемый органом, в сферу управления которого входит предприятие, и являющийся подотчетным этому органу.

В соответствии с п.п. «г» п.п. 14.1.159 п. 14.1 cт. 14 Кодекса к связанным лицам относятся юридические лица, единоличные исполнительные органы которых назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа).

Учитывая это, государственные предприятия, относящиеся к сфере управления одного министерства, являются связанными лицами в соответствии с п.п. «г» п.п. 14.1.159 п. 14.1 cт. 14 Кодекса.

Вопрос 23. По какой процедуре происходят принятие плательщиком решения о применении одного из методов по определению обычных цен согласно п. 21 подразд. 10 разд. ХХ Кодекса и уведомление об этом решении контролирующих органов?

Ответ. Решение принимается плательщиком самостоятельно, при этом подача отдельного уведомления в контролирующий орган не предусмотрена. Информация о выбранном методе указывается в соответствующей графе Отчета о контролируемых операциях.

Вопрос 24. Какова форма справки, подтверждающей выбранную нерезидентом ставку корпоративного налога, для целей применения п.п. 39.2.1.3 п.п. 39.2.1 п. 39.2 cт. 39 Кодекса?

Ответ. Форма справки Кодексом не предусмотрена. Такая справка должна быть выдана компетентным органом другой страны (например, налоговым органом или Министерством финансов) и надлежащим образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.

Вопрос 25. К каким ценам применяется 5-процентный диапазон цен в соответствии с п.п. 1 п. 21 подразд. 10 разд. ХХ Кодекса?

Ответ. Пятипроцентный диапазон применяется к ценам, определенным согласно требованиям п.п. 2 п. 21 подразд. 10 разд. ХХ Кодекса, а именно: цен, определенных согласно биржевой котировке, если товары котируются на бирже, и цен, определенных согласно справочным ценам, опубликованным в источниках информации (специализированных коммерческих изданиях), в случае, если товары не котируются на бирже.

 

Директор Департамента координации нормотворческой
 и методологической работы по вопросам налогообложения
 Н. Привалова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше