Темы статей
Выбрать темы

«Ценнобумажный» акциз: правила начисления и уплаты

Редакция НиБУ
Статья

«Ценнобумажный» акциз: правила начисления и уплаты

 

Не зря говорится: следует опасаться ненужных новшеств — особенно если они продиктованы здравым смыслом*. Преследуя благую цель увеличить поступления в бюджет, а заодно и сделать шаг к усилению контроля над рынком ценных бумаг, законодатели ввели акцизный налог на операции с ценными бумагами. Но всем известно, куда ведут благие намерения. Новым налогом законодатели лишь усложнили нашу и без того непростую систему налогообложения. Ведь предусмотрев необходимость уплаты «ценнобумажного» акциза, они не очень четко описали механизм его уплаты. В результате на сегодняшний день субъекты предпринимательства, осуществляющие операции с ценными бумагами, оказались в сложной ситуации: многие вопросы уплаты налога не имеют однозначного решения, а мнение налоговиков о том, как поступать в той или иной ситуации, еще не известно. Поэтому попытаемся ответить хотя бы на часть этих вопросов относительно того, как следует начислять и удерживать новый «ценнобумажный» акциз.

Алла СВИРИДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

* Уинстон Черчилль.

 

Как вы помните, 03.01.2013 г. вступил в силу Закон № 5519, которым среди прочего введен особый налог на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами. Взимание этого «особого налога» регулируется нормами разд. VI «Акцизный налог» НКУ.

Редакционный комментарий к Закону № 5519 был опубликован в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 6, c. 21. В нем мы уже познакомили вас с общими принципами уплаты «ценнобумажного» акциза. Пришло время опять обратиться к этой теме. При этом мы еще раз напомним описанные ранее общие правила взимания особого налога, а также подробнее остановимся на тех вопросах, которые не были освещены в прошлый раз.

 

Объект налогообложения

Объект обложения новым акцизным налогом сформулирован в п.п. 213.1.7 НКУ. Так, под налогообложение подпадают операции по продаже, обмену или отчуждению ценных бумаг иным способом, при которых происходит переход права собственности на ценные бумаги, и операции с деривативами (кроме операций, которые осуществляются на межбанковском рынке деривативов).

Заметим, что НКУ не дает определения термина «ценные бумаги», поэтому классификацию таких активов следует искать в специальном Законе о ценных бумагах. Этот Закон классифицирует ценные бумаги по целому ряду признаков.

Прежде всего, в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закон о ценных бумагах выделяет эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги. При этом к эмиссионным ценным бумагам относятся: акции, облигации предприятий, ипотечные облигации и сертификаты и т. д. Наиболее распространенные представители неэмиссионных ценных бумагвекселя и закладные.

Кроме того, как вы сможете убедиться в дальнейшем, для целей обложения «ценнобумажным» акцизом имеет значение классификация ценных бумаг по форме выпуска. Так, согласно ч. 4 ст. 3 Закона о ценных бумагах, бывают ценные бумаги, выданные на предъявителя, именные и ордерные. Характерной особенностью последних является то, что права, удостоверенные такой ценной бумагой, принадлежат лицу, указанному в ней, которое может самостоятельно реализовать эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое уполномоченное лицо.

Ну и наконец, Законом о ценных бумагах выделены такие группы и виды ценных бумаг (ч. 5 ст. 3 Закона о ценных бумагах):

— паевые ценные бумаги (акции, инвестиционные сертификаты, сертификаты фондов операций с недвижимостью (ФОН));

долговые ценные бумаги (облигации предприятий, государственные облигации Украины, облигации местных займов, казначейские обязательства Украины, сберегательные (депозитные) сертификаты, векселя);

— ипотечные ценные бумаги (ипотечные облигации, ипотечные сертификаты, закладные);

— другие группы и виды ценных бумаг.

Итак, констатируем еще раз: операции с ценными бумагами, предусматривающие переход права собственности на них (например, продажа, обмен, дарение и т. д.), отныне являются объектом обложения особым акцизным налогом (кроме исключений, которые подробнее рассмотрим ниже).

Кроме того, под налогообложение подпадают операции с деривативами (кроме операций, которые осуществляются на межбанковском рынке деривативов). Определение термина и классификация деривативов для целей применения НКУ приведены в п.п. 14.1.45 НКУ, в соответствии с которым дериватив — стандартный инструмент, который подтверждает право и/или обязательство приобрести или продать в будущем ценные бумаги, материальные или нематериальные активы, а также средства на определенных им условиях. При этом к деривативам относятся: своп (п.п. 14.1.45.1 НКУ), опцион (п.п. 14.1.45.2 НКУ), форвардный контракт (п.п. 14.1.45.3 НКУ), фьючерсный контракт (п.п. 14.1.45.4 НКУ).

Разобравшись с тем, какие операции являются объектом обложения особым «ценнобумажным» акцизом, остановимся на том, при осуществлении каких операций налог можно не уплачивать.

 

Операции, которые не подлежат налогообложению

Перечень операций, которые не подлежат обложению акцизным налогом, приведен в п. 213.2 НКУ. Перечень этот довольно широк и включает следующие операции:

с государственными и муниципальными ценными бумагами, ценными бумагами, гарантированными государством, и ценными бумагами, эмитированными НБУ, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную финансовую политику, Государственным ипотечным учреждением, и обычными ипотечными облигациями, эмитированными финансовым учреждением, более 50 % корпоративных прав которого принадлежит государству или государственным банкам, инвестиционными сертификатами, сертификатами фондов операций с недвижимостью, целевыми облигациями предприятий, выполнение обязательств по которым осуществляется путем передачи объекта (части объекта) жилищного строительства (п.п. 213.2.3 НКУ);

— между эмитентом и налогоплательщиком по выкупу и повторной продаже за денежные средства, размещению, погашению, конвертации эмитентом ценных бумаг собственного выпуска, операции по внесению вклада в уставный капитал, а также операции с участием векселедателя, залогодателя и другого лица, выдавшего ордерную или долговую ценную бумагу, по выдаче и погашению этих ценных бумаг (п.п. 213.2.4 НКУ);

— эмитента ценных бумаг институтов совместного инвестирования (далее — ИСИ) открытого типа, а именно операции по размещению, погашению, выкупу и повторной продаже (п.п. 213.2.5 НКУ);

— с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, совершаемые лицом, осуществляющим клиринговую деятельность и выполняющим функцию центрального контрагента в соответствии с требованиями Закона о ценных бумагах, и операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, которые осуществляются лицом, осуществляющим клиринговую деятельность, с целью обеспечения выполнения обязательств перед участниками клиринга (п.п. 213.2.6 НКУ);

— НБУ на внебиржевом рынке, связанные с выполнением им своих функций (п.п. 213.2.7 НКУ).

Рассматривая льготные операции с ценными бумагами, которые не подпадают под обложение особым акцизным налогом, следует особо отметить положения п.п. 213.2.4 НКУ. В соответствии с ним «ценнобумажным» акцизом не облагаются следующие операции:

1) операции с эмиссионными ценными бумагами:

для эмитентов ценных бумаг: операции по размещению, конвертации и повторной продаже за денежные средства ценных бумаг собственной эмиссии;

для инвесторов: операции по погашению и выкупу за денежные средства ценных бумаг их эмитентом;

2) операции по внесению взносов в уставный капитал. Это, прежде всего, означает, что среди прочих, от обложения особым акцизным налогом освобождаются операции по внесению в уставный капитал ценных бумаг. В то же время не исключено, что вводя в НКУ указанную норму, законодатели хотели подчеркнуть тот факт, что особым акцизным налогом не облагаются любые операции с корпоративными правами, выраженными в отличной от ценных бумаг форме. В то же время считаем, что такое ее толкование не совсем логично, поскольку операции с корпоративными правами в форме, отличной от ценных бумаг, и так не включены в объект обложения акцизом;

3) операции с ордерными и долговыми ценными бумагами. Так, объектом налогообложения не являются операции по выдаче и погашению векселей, закладных и т. д. А вот на операции купли-продажи, дарения и отчуждения таких ценных бумаг иным способом указанная льгота уже не распространяется. Например, если векселедатель выкупит вексель, то такая операция облагается акцизом, равно как и последующая продажа такого векселя.

Кроме того, как указано в п.п. 213.1.7 НКУ, под налогообложение не подпадают операции с деривативами, которые осуществляются на межбанковском рынке деривативов. При этом под межбанковским рынком деривативов следует понимать совокупность отношений в сфере торговли деривативами между банками, между банками и их клиентами (в том числе банками-нерезидентами), между банками и НБУ, а также НБУ и его клиентами (абзац второй п.п. 213.1.7 НКУ).

Ну и закончим рассказ о том, какие операции являются объектом обложения «ценнобумажным» акцизом, а какие не подпадают под налогообложение, тем, что обобщим все описанные выше правила в виде таблицы.

 

Операции с ценными бумагами,
которые являются/не являются объектом
обложения «ценнобумажным» акцизом

№ п/п

Операции с ценными бумагами

Вид ценных бумаг

эмиссионные

долговые

1

Выдача (размещение) ценных бумаг

2

Погашение ценных бумаг

3

Выкуп ценных бумаг эмитентом (векселедателем и т. д.)

— (за денежные средства)

+*

4

Повторная продажа эмитентом (векселедателем и т. д.)

— (за денежные средства)

+*

5

Взнос в уставный капитал

—**

6

Дарение ценных бумаг

+***

+***

7

Купля-продажа ценных бумаг

+

+

8

Обмен ценных бумаг

+

+

* Обратите внимание: ценные бумаги, которые одновременно являются и долговыми, и эмиссионными (например, облигации), облагаются налогом по правилам, предусмотренным для налогообложения эмиссионных ценных бумаг, т. е. указанные операции с такими ценными бумагами не являются объектом налогообложения.
**В качестве взноса в уставный капитал хозяйственного общества запрещается использовать векселя (ст. 13 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII, а также ст. 12 Закона Украины «Об обращении векселей в Украине» от 05.04.2001 г. № 2374-III).
***Забегая вперед, отметим, что в таком случае акциз все равно не уплачивается, поскольку база налогообложения равна нулю (кроме случаев, когда есть необходимость применять обычные цены, о чем см. дальше).

 

Плательщики налога и налоговые агенты

Круг плательщиков особого «ценнобумажного» акциза очерчен в п.п. 212.1.9 НКУ. В соответствии с ним плательщиком этого налога является любое физическое или юридическое лицо (резидент или нерезидент), в том числе их обособленные подразделения, которые осуществляют продажу, обмен или другое отчуждение ценных бумаг (кроме операций, которые не подлежат налогообложению в соответствии с п. 213.2 НКУ) и операции с деривативами.

В свою очередь, не являются плательщиками «ценнобумажного» акциза:

— центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные учреждения и организации, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности (абзац второй п.п. 212.1.9 НКУ);

— физические и юридические лица (резиденты или нерезиденты), в том числе их обособленные подразделения, которые осуществляют операции по отчуждению акций сберегательных (депозитных) сертификатов, акций частных акционерных обществ, корпоративных прав в иной, нежели ценные бумаги, форме, ценных бумаг, корпоративных прав в иной, нежели ценные бумаги, форме, эмитированных нерезидентами (абзац третий п.п. 212.1.9 НКУ).

Заметим также, что, в отличие от остальных плательщиков акциза, плательщики особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операции с деривативами не подлежат отдельной регистрации в качестве налогоплательщика (п.п. 212.3.3 НКУ).

Обратите внимание: перечисленные в п.п. 212.1.9 НКУ плательщики «ценнобумажного» акциза лишь несут фактические расходы на его уплату. В то же время обязанности по начислению и перечислению нового налога в бюджет при осуществлении операций с ценными бумагами возлагаются на другую категорию субъектов предпринимательства, а именно на налоговых агентов.

Так, в соответствии с абзацем вторым п. 219.2 НКУ налоговые агенты должны начислять, удерживать и уплачивать акцизный налог в бюджет от имени и за счет лица с доходов, которые выплачиваются такому лицу, вести налоговый учет, подавать налоговую отчетность налоговым органам и нести ответственность за нарушение норм НКУ в порядке, предусмотренном этим Кодексом. При этом функции налогового агента выполняют:

по биржевым и внебиржевым операциям — соответствующий торговец ценными бумагами (лицензиат), включая банк, который осуществляет такие операции на основании договора (абзац второй п. 219.2 НКУ);

при осуществлении операций размещения, погашения, выкупа, повторной продажи ценных бумаг ИСИ открытого типа — эмитент ценных бумаг (абзац третий п. 219.2 НКУ).

Таким образом, в общем случае функции налогового агента возлагаются на профессиональных торговцев ценными бумагами (в том числе банки). И только при проведении операций с ценными бумагами ИСИ налоговым агентом будет непосредственно их эмитент. А вот при осуществлении операций с деривативами налоговые агенты не привлекаются: все функции по начислению и уплате налога в бюджет выполняют сами налогоплательщики (т. е. субъекты предпринимательства, осуществляющие налогооблагаемую операцию с деривативами).

Все, казалось бы, понятно, но все же порядок реализации этих правил на практике вызывает ряд вопросов.

Прежде всего следует вспомнить, что в соответствии с законодательством некоторые операции с ценными бумагами могут осуществляться и без привлечения профессиональных торговцев (ч. 8 ст. 17 Закона о ценных бумагах). Речь идет, например, о таких операциях, как:

— осуществление операций с неэмиссионными ценными бумагами (например, векселями);

— дарение ценных бумаг;

— наследование и правопреемство ценных бумаг;

— осуществление сделок, связанных с выполнением судебных решений.

Как видите, все перечисленные операции с ценными бумагами предусматривают переход права собственности на них, а значит, формально они являются объектом обложения новым акцизным налогом (за исключением тех операций, которые подпадают под льготы, перечисленные в п. 213.2 НКУ). В то же время фактически в отсутствие торговца ценными бумагами начислять и перечислять этот налог в бюджет на сегодняшний день некому. Получается, что по целому ряду операций с ценными бумагами законодательно не установлен ни порядок начисления и уплаты налога в бюджет, ни порядок предоставления отчетности по ним. Хотя не исключено, что этот вопрос будет «решен» в форме отчетности по этому налогу. Более того, в случае дарения ценных бумаг база налогообложения будет равна нулю, а значит, несмотря на наличие объекта для начисления «ценнобумажного» акциза, налог начислять опять-таки не нужно (кроме случаев применения обычных цен, о чем подробнее см. ниже).

И еще один вопрос возникает в связи с применением положений абзаца третьего п. 219.2 НКУ, которым установлено, что налоговым агентом при осуществлении операций размещения, погашения, выкупа, повторной продажи ценных бумаг ИСИ открытого типа являются эмитенты ценных бумаг. Данная норма вызывает недоумение, поскольку чуть выше (в п.п. 213.2.5 НКУ) все перечисленные операции отнесены к операциям, которые не являются объектом обложения особым акцизным налогом.

Возможно, что упомянутое разночтение различных норм НКУ не более чем оплошность законодателей и она никак не повлияет на эмитентов ценных бумаг ИСИ. В то же время не исключена вероятность того, что налоговики все же возложат на них часть обязанностей налоговых агентов, а именно потребуют от эмитентов ценных бумаг ИСИ предоставлять в налоговые органы отчетность об операциях размещения, погашения, выкупа, повторной продажи ценных бумаг.

 

Ставки налогообложения

Ставки налогообложения для начисления «ценнобумажного» акциза дифференцированы в зависимости от того, осуществляются ли операции с ценными бумагами и деривативами на фондовой бирже или продаются вне ее, а также от того, включена ли соответствующая ценная бумага в биржевой реестр. Итак, «ценнобумажный» акциз взимается по следующим ставкам:

0 % от суммы операции — при продаже на фондовой бирже ценных бумаг, по которым рассчитывается биржевой курс, в соответствии с требованиями, установленными НКЦБФР, по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной финансовой политики* (п.п. 2151.1.1 НКУ);

0 % — при осуществлении операций с деривативами на фондовой бирже (п.п. 2151.1.2 НКУ);

0,1 % — при продаже вне фондовой биржи ценных бумаг, находящихся в биржевом реестре (п.п. 2151.1.3 НКУ);

1,5 % — при продаже вне фондовой биржи ценных бумаг, не находящихся в биржевом реестре (п.п. 2151.1.4 НКУ);

5 ннмдг — при заключении дериватива (контракта) вне фондовой биржи (п.п. 2151.1.5 НКУ).

* Расчет биржевого курса ценных бумаг осуществляется в соответствии с приложением к Положению о функционировании фондовых бирж, утвержденному решением Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 22.11.2012 г. № 1688.

Как видите, нулевая ставка налогообложения применяется не ко всем ценным бумагам, которые обращаются на бирже, а только к тем, по которым рассчитывается биржевой курс. В связи с этим следует отметить: в заведомо невыгодном положении оказались владельцы ценных бумаг, которые по закону не могут обращаться на фондовой бирже (векселя, акции частных акционерных обществ** и т. д.). Операции с такими ценными бумагами облагаются налогом по наивысшей ставке — 1,5 %.

** В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона Украины «Об акционерных обществах» от 17.09.2008 г. № 514-VI акции частного акционерного общества не могут приобретаться и/или продаваться на фондовой бирже, за исключением продажи путем проведения на бирже аукциона.

 

Порядок начисления «ценнобумажного» акциза

Исчисление суммы особого акцизного налога осуществляется путем умножения соответствующей ставки налога на базу налогообложения, определенную в соответствии с п. 214.8 НКУ. Исключение составляют операции по заключению дериватива (контракта) вне фондовой биржи. Как было указано выше, с таких операций налог уплачивается в фиксированной сумме.

Ставки налога мы привели выше, а сейчас остановимся на порядке определения базы налогообложения при определении «ценнобумажного» акциза.

Итак, в соответствии с п. 214.8 НКУ базой налогообложения признается договорная стоимость ценных бумаг или деривативов, указанная в первичных бухгалтерских документах по любой операции продажи, обмена и отчуждения ценных бумаг другим способом.

Обратите внимание: процитированная норма НКУ не содержит указания на необходимость применения обычных цен при определении базы налогообложения «ценнобумажным» акцизом. Несмотря на это, обычные цены при осуществлении с ценными бумагами операций, предусмотренных п. 39.1 ст. 39 НКУ, применять, вероятно, придется.

Подробнее об этом мы рассказывали в специальном тематическом выпуске газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 5. Там мы пришли к выводу, что в настоящее время подчиняться обычноценовым правилам должны все налогоплательщики в отношении всех налогов и сборов, объект налогообложения по которым определяется с учетом договорной (контрактной) стоимости. Однако такие правила нужно применять не во всех абсолютно ситуациях, а лишь в случаях, предусмотренных п. 39.1 НКУ, а именно при осуществлении:

— бартерных операций, т. е. при проведении операции обмена ценных бумаг;

— операций со связанными лицами;

— операций с неплательщиками налога на прибыль или нестандартными его плательщиками (кроме операций с физическими лицами — непредпринимателями).

При этом определение обычной цены должно происходить с учетом требований абзаца третьего п. 39.4 НКУ, в соответствии с которым если товары* (работы, услуги), в отношении которых определяется обычная цена, идентичны (при их отсутствии — однородны) товарам (работам, услугам), которые имеют цены, установленные на организованном рынке ценных бумаг, или имеют биржевую цену (биржевую котировку), определение обычной цены осуществляется с учетом таких факторов.

* Напомним, что в соответствии с п.п. 14.1.244 НКУ к товарам относятся также ценные бумаги и деривативы (кроме операций по их выпуску (эмиссии) и погашению).

Кстати, косвенным подтверждением тому, что при определении базы налогообложения «ценнобумажным» акцизом все же придется прибегнуть к обычным ценам, можно считать и консультацию налоговиков из раздела 110.19 Единой базы налоговых знаний (далее — ЕБНЗ) на официальном сайте ГНСУ (www.sts.gov.ua), в которой разъяснялось, в частности, что обычные цены распространяются на операции с ценными бумагами (в том числе акциями, удостоверяющими корпоративные права акционеров акционерных обществ). Поэтому формировать доходы и расходы при продаже (бесплатной передаче) и покупке ценных бумаг (по операциям со связанными лицами, неплательщиками налога на прибыль или плательщиками, уплачивающими этот налог по другой ставке) нужно с учетом обычных цен. Конечно же, в рассматриваемой консультации речь шла об обложении операций с ценными бумагами налогом на прибыль, однако наверняка аналогичные выводы налоговики распространят и на операции по продаже, обмену или отчуждению ценных бумаг и деривативов для целей взимания акцизного налога.

В то же время нужно помнить, что перечень случаев обязательного применения обычных цен, приведенный в п. 39.1 НКУ, не включает операции бесплатной передачи (дарения). Кроме того, никаких оговорок на этот счет не содержит и разд. VI «Акцизный налог» НКУ. Поэтому, на наш взгляд, в общем случае (если покупатель — стандартный плательщик налога на прибыль или физическое лицо — непредприниматель) при бесплатной передаче ценных бумаг их договорная стоимость равна нулю и база налогообложения по таким операциям также определяется исходя из нулевой стоимости.

Дата возникновения налоговых обязательств по «ценнобумажному» акцизному налогу определяется в соответствии с п. 216.7 НКУ и приходится на дату получения дохода от операций по продаже, обмену или отчуждению иным способом ценных бумаг и деривативов.

Данное положение Кодекса следует понимать так: налоговые обязательства по «ценнобумажному» акцизу определяются на дату получения денежных средств от осуществления операций по продаже или отчуждению ценных бумаг в иной форме.

В то же время доходы юридических лиц в налоговом учете признаются в соответствии с бухгалтерским принципом начисления. Это следует из положений раздела III «Налог на прибыль предприятий» НКУ.

По нашему мнению, положения п. 216.7 НКУ являются более специальными для целей взимания особого акцизного налога, а значит, налоговые обязательства следует начислять на дату получения денежных средств. Более того, как вы помните, начислять и уплачивать налог в бюджет должен налоговый агент — торговец ценными бумагами. А сделать это за счет принадлежащих налогоплательщику сумм (а не за счет собственных средств налогового агента) возможно только после получения денежных средств от осуществления операций по продаже ценных бумаг. В любом случае все точки над «і» в этом вопросе смогут расставить контролирующие органы. Именно от их позиции будет зависеть, какими все-таки правилами придется руководствоваться при начислении налога. Но, к сожалению, даже по прошествии месяца с момента вступления в силу Закона № 5519 они не спешат поделиться с налогоплательщиками своим видением тех или иных вопросов взимания нового для всех налога.

Также следует отметить, что на сегодняшний день не совсем понятно, как описанный выше порядок возникновения налоговых обязательств должен применяться при обмене ценных бумаг. При этом, на наш взгляд, использовать в этом случае правила уплаты налога на доходы физических лиц, предусмотренные п. 173.3 НКУ, никаких оснований нет.

 

Сроки уплаты «ценнобумажного» акциза и порядок предоставления отчетности

Ну и в заключение несколько слов скажем о порядке предоставления отчетности по «ценнобумажному» акцизу и сроках его уплаты.

Как предусмотрено п. 219.4 НКУ, базовым налоговым периодом для составления и предоставления отчетности по акцизному налогу является календарный квартал.

Таким образом, в отличие от прочих плательщиков акциза, для которых п. 223.1 НКУ установлен месячный отчетный период, налоговые агенты по особому акцизному налогу должны отчитываться ежеквартально. В связи с этим напомним, что сроки предоставления квартальной отчетности установлены п.п. 49.18.2 НКУ, в соответствии с которым налоговые декларации за базовый отчетный квартал подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Таким образом, впервые отчитаться о суммах начисленного и перечисленного в бюджет «ценнобумажного» акциза придется не позднее 10 мая 2013 года. В то же время, по какой форме это нужно будет сделать на сегодняшний день, еще не известно.

В свою очередь, сроки уплаты налога привязаны к срокам предоставления отчетности по этому налогу. Так, в соответствии с п. 219.2 НКУ в общем случае налоговый агент должен перечислить сумму налога в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока, предусмотренного НКУ, для подачи налоговой декларации за квартальный отчетный период. А это означает, что уплатить налог по итогам первого квартала нужно будет не позднее 20 мая 2013 года.

Исключение составляют операции с деривативами. Для них п. 219.3 НКУ установлен особый срок уплаты налога: при заключении дериватива (контракта) налог должен быть уплачен каждой стороной дериватива (контракта) не позднее даты выполнения контракта.

 

Налогообложение переходных операций

Отдельно несколько слов скажем о налогообложении «ценнобумажным» акцизом переходных операций с ценными бумагами и деривативами. Речь идет об операциях, которые начаты до 03.01.2013 г., но расчеты по которым произойдут только после указанной даты.

К сожалению, Закон № 5519 никаких указаний на счет налогообложения переходных операций не содержит. Также, несмотря на актуальность данного вопроса, каких-либо рекомендаций на этот счет нет и со стороны ГНСУ. При этом не исключено, что в таком случае, учитывая дату возникновения налоговых обязательств, налоговики предложат ориентироваться на дату получения денежных средств (ценных бумаг по договору мены).

В то же время, в данной ситуации справедливо было бы исходить из того, что к операциям с ценными бумагами и деривативами, начатым до 03.01.2013 г., должны применяться правила налогообложения, действовавшие до этой даты. То есть операции с ценными бумагами, начатые до 03.01.2013 г., особым акцизным налогом не облагаются. В свою очередь, новые правила взимания «ценнобумажного» акциза применяются к операциям, произошедшим с даты вступления в силу Закона № 5519, а именно с 03.01.2013 г. Именно такой подход в свое время специалисты ГНСУ предлагали применять при обложении НДС операций поставки и приобретения товаров по договорам комиссии, поручения и т. д., заключенным до вступления в силу НКУ (см. консультацию в разделе 130.09 ЕБНЗ).

Вот и все нюансы начисления «ценнобумажного» акциза, которые хотелось бы рассмотреть в рамках данной статьи. Конечно, у субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих операции с ценными бумагами на практике, наверняка возникнут и другие вопросы по этому поводу. В таком случае пишите, и мы обязательно рассмотрим их в следующих публикациях, посвященных налогообложению операций с ценными бумагами.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше