Темы статей
Выбрать темы

Основания для аннулирования НДС-регистрации: иногда «можно», но чаще все-таки «придется»

Редакция НиБУ
Статья

Основания для аннулирования НДС-регистрации: иногда «можно», но чаще все-таки «придется»

 

 

Одна из особенностей нашей системы налогообложения состоит в том, что носить статус плательщика НДС могут далеко не все субъекты предпринимательской деятельности, а его наличие считается чуть ли не привилегией налогоплательщика. Ну а как иначе расценивать далеко не единичные случаи неправомерной «разрегистрации» субъектов хозяйствования со стороны налоговиков? В этой статье расскажем о том, на каких основаниях возможно аннулирование НДС-регистрации налогоплательщиков, а также о том, какие условия должны быть соблюдены, для того чтобы расставание с НДС-статусом происходило в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Алла СВИРИДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В предыдущей статье мы уже обращали ваше внимание на то, что НКУ предусматривает 10 оснований для аннулирования НДС-регистрации и все они перечислены в пп. «а» — «з» п. 184.1 НКУ и продублированы в пп. «а» — «з» п. 5.1 разд. V Положения № 1394. Об особенностях применения наиболее распространенных из них расскажем подробнее.

 

Снижение объемов поставок

(п.п. «а» п. 184.1 НКУ, п.п. «а» п. 5.1 разд. V Положения № 1394)

Суть первого основания для аннулирования НДС-регистрации налогоплательщика заключается в том, что из реестра плательщиков НДС может быть исключено любое лицо, зарегистрированное в качестве плательщика НДС в течение предыдущих 12 месяцев, которое подало заявление об аннулировании регистрации, при условии, что общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг, предоставляемых таким лицом, за последние 12 календарных месяцев была меньше суммы, определенной ст. 181 НКУ, при условии уплаты налоговых обязательств в случаях, определенных разд. V НКУ (п.п. «а» п. 184.1 НКУ).

Как видим, на основании п.п. «а» п. 184.1 НКУ ряды плательщиков НДС в добровольном порядке могут покинуть любые плательщики этого налога, отвечающие одновременно нескольким критериям, оговоренным этим подпунктом. Итак, по желанию налогоплательщика НДС-регистрация может быть аннулирована при соблюдении следующих условий:

1. Лицо, изъявившее желание сняться с регистрации плательщиком НДС, должно являться таковым не менее 12 месяцев. То есть аннулирование НДС-регистрации по самостоятельному решению налогоплательщика возможно не ранее чем через 12 месяцев его пребывания в рядах плательщиков НДС. При этом, как уточняет п.п. 5.1.1 разд. V Положения № 1394, аннулирование регистрации в соответствии с п.п. «а» п. 184.1 НКУ может быть инициировано плательщиком НДС после истечения 12 календарных месяцев регистрации плательщиком НДС, начиная со следующего дня после дня, соответствующего числу и месяцу регистрации лица плательщиком НДС.

Например, если предприятие зарегистрировано плательщиком НДС с 06.02.2012 г. (т. е. не с начала периода), то при соблюдении всех прочих условий заявление на аннулирование НДС-регистрации оно может подавать, начиная с 07.02.2013 г.

2. Объем налогооблагаемых поставок за последние 12 месяцев составил менее 300 тыс. грн. При этом, как предусмотрено п.п. 5.1.1 разд. V Положения № 1394, общая стоимость налогооблагаемых товаров/услуг за последние 12 календарных месяцев определяется по данным налоговых деклараций, поданных в орган ГНС за последние 12 календарных месяцев.

Здесь, прежде всего, следует напомнить: при определении объема налогооблагаемых поставок специалисты ГНСУ, как и ранее, рекомендуют учитывать объемы операций, облагаемые налогом по ставкам 20 % и 0 %, а также операции, освобожденные и временно освобожденные от обложения НДС (см., например, консультации налоговиков, размещенные в разделе 130.02 Единой базы налоговых знаний (далее — ЕБНЗ) на официальном сайте ГНСУ: www.sts.gov.ua, а также в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 21, с. 6 и 2011, № 45, с. 4). И только операции, которые не являются объектом налогообложения и отраженные в строке 3 декларации по НДС, а также не соответствующие критериям поставки, в расчет 300-тысячного предела налогооблагаемых операций не включаются.

Не будем в очередной раз высказываться против включения в объем облагаемых поставок операций, освобожденных от обложения НДС (на наш взгляд, налогооблагаемыми являются операции, облагаемые НДС по ставке 20 % и 0 %), ведь все аргументы в пользу нашей точки зрения давно известны. Напомним лишь, что наш подход к этому вопросу в свое время поддержал и ВАСУ в своем информационном письме от 02.08.2010 г. № 1172/11/13-10 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 72).

В то же время, учитывая постоянство налоговиков в данном вопросе, ничего не остается, как констатировать: с учетом требований п.п. 5.1.1 разд. V Положения № 1394 для сравнения с пределом в 300 тыс. грн. налоговики будут ориентироваться на показатели строки 6.1 «з рядка 6 — загальний обсяг операцій звітного періоду, що є об’єктом оподаткування (рядок 1 + рядок 2.1 + рядок 2.2 + рядок 5) колонки А» деклараций по НДС за последние 12 календарных месяцев. Причем, если сумма показателей по строкам 6.1 последних 12 деклараций превысит 300 тыс. грн., оснований для снятия с НДС-регистрации по п.п. «а» п. 184.1 НКУ у налогоплательщика не будет.

Кстати, в связи с применением описанного выше порядка определения предельного объема поставок возникает еще один важный нюанс. Поскольку снижение объемов поставки подтверждается данными деклараций по НДС за последние 12 календарных месяцев, то для снятия с НДС-регистрации налогоплательщику фактически необходимо вместе с заявлением по форме № 3-ПДВ* предоставить в налоговый орган декларацию по НДС за последний отчетный (налоговый) период (т. е. период со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и до дня аннулирования регистрации (п. 184.6, п.п. «б» п. 202.1 НКУ)). Справедливости ради, следует отметить, что ни НКУ, ни Положение № 1394 не устанавливают каких-либо специальных сокращенных сроков подачи отчетности при аннулировании НДС-регистрации**. Более того, и сами налоговики в своих консультациях указывают, что в случае снятия с НДС-регистрации предоставление отчетности за последний отчетный (налоговый) период осуществляется в сроки, установленные п. 49.18 НКУ без каких-либо исключений (см. раздел 130.24 ЕБНЗ). Однако без предоставления такой декларации налоговики не смогут проверить соблюдение 300-тысячного ограничения, а значит, не будут иметь оснований для «разрегистрации» плательщика НДС.

* А также оригиналом Свидетельства плательщика НДС и его заверенными копиями.

** Подробнее об особенностях подачи декларации по НДС за последний отчетный период читайте в статье на с. 26 этого номера.

Например, предприятие, зарегистрированное плательщиком НДС с 06.02.2012 г., при соблюдении всех прочих условий может подавать заявление на «разрегистрацию» по форме № 3-ПДВ, начиная с 07.02.2013 г. При этом объем налогооблагаемых операций за этот период будет подтверждаться декларациями по НДС за март 2012 года (куда войдут и налоговые обязательства, начисленные в феврале 2012 года (п.п. «а» п. 202.1 НКУ)) — февраль 2013 года.

Также при определении предельного объема налогооблагаемых операций, превышение которого будет основанием отказа в аннулировании НДС-регистрации, следует учитывать еще два важных момента.

Во-первых, при определении общего объема поставок не учитываются объемы «условной поставки» товаров и необоротных активов, рассчитанные в соответствии с п. 184.7 НКУ. Этот вывод следует из разъяснений налоговиков, размещенных в разделе 130.01 ЕБНЗ.

Во-вторых, если в периоде, за который определяется предельный объем поставок товаров/услуг, продавцу возвращены ранее поставленные им товары/услуги, или в случае возврата продавцом предварительной оплаты за такие товары/услуги, то объемы возвратов вычитаются из общего объема поставок. По крайней мере, такой точки зрения придерживаются налоговики, о чем свидетельствует консультация, размещенная в разделе 130.01 ЕБНЗ.

3. Налогоплательщик, изъявивший желание аннулировать НДС-регистрацию, должен завершить расчеты с бюджетом и уплатить НДС за последний отчетный период. В соответствии с п.п. 5.3.2.1 разд. V Положения № 1394 налоговый орган аннулирует НДС-регистрацию по заявлению налогоплательщика при условии проведения расчетов с бюджетом по налоговым обязательствам последнего налогового периода. В противном случае (если налогоплательщик подал заявление об аннулировании НДС-регистрации, но при этом не осуществил окончательный расчет с бюджетом по этому налогу) налоговый орган в течение 10 календарных дней после поступления заявления налогоплательщика обращается к нему с письменным предложением подать новое заявление об аннулировании после проведения расчетов с бюджетом (п.п. 5.3.2.4 разд. V Положения № 1394).

Таким образом, получается, что налоговые обязательства, отраженные в декларации по НДС за последний отчетный (налоговый) период, должны быть уплачены в бюджет еще до подачи в налоговый орган заявления по форме № 3-ПДВ (к которому, как мы выяснили выше, следует приложить и последнюю декларацию по НДС). Лишь в таком случае налогоплательщик сможет соблюсти все требования законодательства, а значит, без проволочек сняться с НДС-регистрации*.

* Заметим: после внесения Законом № 4834 изменений в п. 184.8 НКУ появились основания предполагать, что после вступления в силу этого Закона все расчеты с бюджетом при аннулировании НДС-регистрации должны осуществляться в общем порядке. В то же время препятствием для реализации этой нормы на практике остается упоминание в пп. «а» и «б» п. 184.1 НКУ о том, что «разрегистрация» возможна при условии уплаты налоговых обязательств в случаях, определенных разд. V НКУ.

И в завершение анализа первого основания для «разрегистрации» плательщиков НДС отметим еще один немаловажный, на наш взгляд, момент. Воспользоваться п.п. «а» п. 184.1 НКУ и сняться с НДС-регистрации могут как плательщики этого налога, зарегистрированные в обязательном порядке на основании п. 181.1 НКУ, так и налогоплательщики-добровольцы, получившие статус плательщиков НДС на добровольных началах в соответствии с п. 182.1 НКУ. При этом для «разрегистрации» плательщика НДС на этом основании обязательно наличие его добровольного решения покинуть ряды налогоплательщиков. А это означает, что при снижении объема налогооблагаемых операций ниже предельной величины в 300 тыс. грн. субъект хозяйствования вправе самостоятельно решить, как ему быть дальше: оставаться плательщиком НДС или же аннулировать НДС-регистрацию по собственному желанию. А вот налоговый орган самостоятельно отменить НДС-регистрацию налогоплательщика на основании недостаточного объема поставок (ниже 300 тыс. грн.), руководствуясь при этом п.п. «а» п. 184.1 НКУ, не может. Особенно этот вывод актуален для тех налогоплательщиков, которые накопили значительные суммы налогового кредита, однако по тем или иным причинам не набрали за последний год 300 тыс. грн. налогооблагаемых поставок.

Датой аннулирования НДС-регистрации в данном случае будет дата подачи налогоплательщиком заявления по форме № 3-ПДВ.

 

Ликвидация и реорганизация налогоплательщика

(п.п. «б» п. 184.1 НКУ, п.п. «б» п. 5.1 разд. V Положения № 1394)

На основании п.п. «б» п. 184.1 НКУ аннулируется регистрация плательщиков НДС, принявших решение о прекращении и утвердивших ликвидационный баланс, передаточный акт или распределительный баланс в соответствии с законодательством при условии уплаты суммы налоговых обязательств по НДС.

Кроме того, как уточняется в п.п. 5.1.2 разд. V Положения № 1394, аннулирование регистрации на этом основании может быть инициировано налогоплательщиком — юридическим лицом после составления комиссией по прекращению (комиссией по реорганизации, ликвидационной комиссией) или ликвидатором ликвидационного баланса, передаточного акта или разделительного баланса в случае реорганизации налогоплательщика в соответствии с законодательством путем присоединения, слияния, разделения или преобразования (если датой государственной регистрации юридического лица, созданного в результате преобразования, является дата завершения преобразования).

Как видим, аннулирование НДС-регистрации налогоплательщика на основании п.п. «б» п. 184.1 НКУ осуществляется в случаях ликвидации налогоплательщиков по их самостоятельному решению. А вот для «разрегистрации» субъектов хозяйствования, ликвидируемых по решению суда, НКУ предусмотрены отдельные основания (см. с. 18). Кроме того, «работает» это основание и в случае реорганизации предприятий, когда возникает необходимость в аннулировании НДС-регистрации «старого» налогоплательщика и регистрации «нового» плательщика налога, созданного в результате реорганизации. Ведь согласно п. 183.17 НКУ, а также п. 3.15 разд. III Положения № 1349 лицо, созданное в результате реорганизации (кроме лиц, созданных путем преобразования), регистрируется плательщиком НДС как вновь созданное лицо, в порядке, определенном НКУ, в том числе в случае, когда к такому лицу перешли обязательства по уплате налога в связи с распределением налоговых обязательств или налогового долга. И лишь при реорганизации налогоплательщика путем преобразования речь может идти не только об аннулировании регистрации «старого» налогоплательщика (п.п. 3.15.2 разд. III Положения № 1394), но и о его перерегистрации (п.п. 3.15.1 разд. III Положения № 1394).

Обратите внимание: как и в случае «разрегистрации» плательщиков НДС на основании снижения объемов поставки, в данном случае актуальным остается условие уплаты налогоплательщиком суммы налоговых обязательств за последний отчетный налоговый период до подачи заявления по форме № 3-ПДВ*. Это следует все из того же п.п. 5.3.2.4 разд. V Положения № 1394. Поэтому, только предварительно рассчитав и уплатив налоговые обязательства по НДС за последний отчетный период, предприятие выполнит условия аннулирования НДС-регистрации и сможет без проблем сняться с НДС-учета.

* См. также сноску на с. 15.

Обязательным условием «разрегистрации» на основании п.п. «б» п. 184.1 НКУ является уплата налоговых обязательств за последний отчетный налоговый период

Датой аннулирования регистрации в данном случае считается дата подачи налогоплательщиком заявления по форме № 3-ПДВ или дата принятия налоговым органом решения об аннулировании регистрации налогоплательщика (в зависимости от того, кто является инициатором «разрегистрации»: сам налогоплательщик или налоговый орган).

 

Регистрация плательщиком единого налога

(п.п. «в» п. 184.1 НКУ, п.п. «в» п. 5.1 разд. V Положения № 1394)

На основании п.п. «в» п. 184.1 НКУ аннулируется регистрация плательщика НДС, который регистрируется плательщиком единого налога, условие уплаты которого не предполагает уплату НДС. То есть в данном случае речь идет об аннулировании регистрации плательщиков НДС, которые, в частности:

— переходят с упрощенной системы налогообложения, предусматривающей уплату НДС, на единый налог, условие уплаты которого не предполагает уплату НДС (например, при переходе единоналожников групп 3 и 4 со ставки 3 % на ставку 5 % или единоналожников групп 5 и 6 со ставки 5 % на ставку 7 %, и т. д.);

— переходят с общей системы налогообложения на единый налог по ставкам, не предусматривающим уплату НДС (например, при переходе юрлиц и физлиц, зарегистрированных плательщиками НДС, с общей системы налогообложения в состав единоналожников: группы 1 — 2, группы 3 и 4 по ставке 5 %, группы 5 и 6 по ставке 7 % и т. д.).

Самый важный вопрос, который возникает в случае «разрегистрации» на основании п.п. «в» п. 184.1 НКУ, состоит в следующем: в какие сроки плательщик НДС, планирующий переход на единый налог без НДС и в связи с этим инициирующий аннулирование НДС-регистрации, должен подать в налоговый орган заявление по форме № 3-ПДВ?

К сожалению, ни в НКУ, ни в Положении № 1394 ответ на этот вопрос найти не удастся. По разъяснениям налоговиков, приведенным в консультации, размещенной в разделе 130.04 ЕБНЗ, в рассматриваемом случае заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС по форме № 3-ПДВ подается после истечения срока действия Свидетельства и не ранее даты выдачи Свидетельства плательщика единого налога.

Напомним, что Заявление о переходе на единый налог с общей системы налогообложения, а также в случае добровольного перехода из одной группы единоналожников в другую подается не позднее чем за 15 дней до начала выбранного квартала. В случае обязательного перехода в «старшую» группу единоналожников заявление подается не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором произошло превышение предельного дохода. В свою очередь Свидетельство плательщика единого налога выдается в течение 10 календарных дней со дня предоставления соответствующего заявления.

В случае, когда налоговый орган на основании заявления налогоплательщика принял решение о том, что такой субъект хозяйствования с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения и при этом не будет плательщиком НДС, но этот отчетный период еще не наступил, на Свидетельстве плательщика НДС, корешке Свидетельства и на всех его заверенных копиях будет сделана запись (п. 5.4 разд. V Положения № 1394):

«Свідоцтво дійсне до <дата последнего дня отчетного периода, который предшествует переходу плательщика на уплату единого налога (смене группы)>

запис зроблено <дата>».

И только по истечении указанного в такой отметке срока Свидетельство и его заверенные копии сдаются плательщиком единого налога в налоговый орган вместе с заявлением по форме № 3-ПДВ. После этого налоговый орган исключает лицо из реестра плательщиков НДС последним днем отчетного периода, предшествующего переходу налогоплательщика на избранные им условия уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения.

В то же время следует отметить, что в рассматриваемом случае налогоплательщик может не подавать заявление о «разрегистрации», а дождаться соответствующего решения налогового органа, которое будет вынесено после того, как он перейдет на единый налог со ставкой, не предполагающей уплаты НДС. Тогда подтверждающим документом для принятия налоговиками решения об аннулировании будет Свидетельство или корешок Свидетельства об уплате единого налога (п.п. 5.5.2.2 разд. V Положения № 1394).

Что касается уплаты налоговых обязательств за последний отчетный период перед «разрегистрацией», то п.п. «в» п. 184.1 НКУ никаких особых требований в этом отношении не выдвигает, а значит, расчеты с бюджетом должны пройти в общем порядке, т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи последней НДС-декларации (а она, как известно, подается в течение 20 (40) дней, следующих за отчетным месяцем (кварталом), в котором произошло аннулирование НДС-регистрации лица).

 

Непредоставление НДС-отчетности (предоставление ее с прочерками)

(п.п. «г» п. 184.1 НКУ, п.п. «г» п. 5.1 разд. V Положения № 1394)

На основании п.п. «г» п. 184.1 НКУ из реестра плательщиков НДС исключают налогоплательщиков, которые в течение 12 последовательных налоговых месяцев не подают налоговому органу декларации по НДС и/или подают декларацию, свидетельствующую об отсутствии поставок/приобретения товаров, формирующих налоговые обязательства или налоговый кредит. Аналогичное основание для «разрегистрации» плательщиков этого налога предусмотрено в п.п. «г» п. 5.1 разд. V Положения № 1394.

Как видим, для «разрегистрации» на этом основании необходимо выполнение одновременно двух условий:

1. Налогоплательщик не предоставляет НДС-отчетность или предоставляет ее с прочерками. То есть под «разрегистрацию» подпадают те налогоплательщики, у которых одновременно отсутствуют и формирующие налоговый кредит покупки и, увеличивающие налоговые обязательства поставки. А это значит, что отменить регистрацию налогоплательщиков, декларирующих налоговый кредит (без отражения в декларации налоговых обязательств), налоговики не могут.

2. НДС-отчетность не предоставляется (предоставляется с прочерками) в течение последних 12 месяцев. При определении 12-месячного периода в таком случае следует руководствоваться правилами, предусмотренными п.п. 5.1.3 разд. V Положения № 1394. Итак, в соответствии с указанным подпунктом:

в расчет не принимается месяц, в котором проведена регистрация лица плательщиком НДС, если лицо зарегистрировано плательщиком НДС не с первого дня календарного месяца (связано это, очевидно, с тем, что за такой «кусочек» неполного первого месяца, как известно, отдельная НДС-декларация не подается. Показатели деятельности за этот период включаются в налоговую декларацию по НДС за следующий, полный, отчетный месяц (п.п. «а» п. 202.1 НКУ));

включаются последние 12 последовательных налоговых месяцев, за которые поданы налоговые декларации (в случае предоставления декларации) или по которым истек срок предоставления налоговых деклараций (в случае непредоставления деклараций) до получения или составления налоговым органом документа, который является основанием для аннулирования регистрации.

Как видим, из приведенных требований Положения № 1394 следует один важный вывод: для аннулирования НДС-регистрации налогоплательщика на основании п.п. «г», 184.1 НКУ с момента его регистрации должно пройти как минимум 12 полных налоговых отчетных периодов. До истечения указанного периода «разрегистрировать» налогоплательщика налоговики не имеют права.

И в завершение анализа этого основания для аннулирования НДС-регистрации следует добавить, что оно не применяется в отношении налогоплательщиков-инвесторов в условиях действия соглашения о распределении продукции. Дело в том, что согласно п. 337.3 НКУ, в случае если инвестор (его постоянное представительство), зарегистрированный плательщиком НДС по договору о распределении продукции, подает налоговому органу декларацию по этому налогу, которая свидетельствует об отсутствии налогооблагаемых поставок/приобретений в течение 12 последовательных налоговых месяцев, аннулирования регистрации плательщика НДС не происходит. Аналогичные требования содержатся и в п.п. 5.8.4 разд. V Положения № 1394.

 

По решению суда

(пп. «ґ» — «е» п. 184.1 НКУ, пп. «ґ» — «е» п. 5.1 разд. V Положения № 1394)

Решение суда является основанием для аннулирования НДС-регистрации сразу в трех случаях, предусмотренных п. 184.1 НКУ. Итак, к ситуациям, когда по решению суда может произойти «разрегистрация» плательщика НДС, относятся:

— решением суда учредительные документы плательщика НДС признаны недействительными (п.п. «ґ» п. 184.1 НКУ, п.п. «ґ» п. 5.1 разд. V Положения № 1394);

— хозяйственным судом вынесено определение о ликвидации юрлица-банкрота (п.п. «д» п. 184.1 НКУ, п.п. «д» п. 5.1 разд. V Положения № 1394);

— плательщик НДС ликвидируется по решению суда (физическое лицо лишается статуса субъекта хозяйствования) или лицо освобождено от уплаты налога либо его налоговая регистрация аннулирована (отменена, признана недействительной) по решению суда (п.п. «е» п. 184.1 НКУ, п.п. «е» п. 5.1 разд. V Положения № 1394).

В перечисленных случаях аннулирование регистрации осуществляется на дату, указанную в судебном решении (п. 5.7 разд. V Положения № 1394).

Здесь отдельно остановимся на первом основании для «разрегистрации», а именно по причине признания судом учредительных документов поставщика недействительными (п.п. «ґ» п. 184.1 НКУ, п.п. «ґ» п. 5.1 разд. V Положения № 1394). На этом основании налоговики нередко признают все заключенные таким предприятием договоры, а также выданные им первичные документы недействительными. А это, в свою очередь, влечет исключение проверяющими сумм НДС по налоговым накладным, выписанным таким предприятием, из состава налогового кредита покупателя.

В свое время мы не раз рассказывали об этом способе «борьбы» с налоговым кредитом, а также приводили положительную судебную практику по этому вопросу. Однако налоговики и сегодня частенько прибегают к нему, а потому повторимся: на наш взгляд, признание недействительными учредительных документов юрлица само по себе не влечет за собой недействительность всех соглашений, заключенных им с момента государственной регистрации, а значит, и выданных по таким хозяйственным операциям первичных документов (в частности, налоговых накладных). Подтверждают нашу точку зрения и многочисленные судебные решения, в которых хозяйственные суды при рассмотрении подобных споров поддерживают налогоплательщиков, признавая за ними право на налоговый кредит по налоговым накладным, полученным от «недействительных» контрагентов (см., например, постановление ВСУ от 26.09.2006 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 4; постановление ВСУ от 23.10.2007 г. № 07/138 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 53; постановление ВСУ от 13.01.2009 г. № 21-1578во08).

Кстати, и сами налоговики под влиянием ВСУ в конце концов пришли к тем же выводам, о чем свидетельствует письмо от 10.03.2009 г. № 10-3018/740. Несмотря на это контролеры на местах нередко игнорируют все эти аргументы и по-прежнему сторнируют налоговый кредит по операциям с налогоплательщиками, чьи учредительные документы признаны недействительными.

 

Отсутствие налогоплательщика по его местонахождению или отсутствие подтверждения сведений о нем

(п.п. «ж» п. 184.1 НКУ, п.п. «ж» п. 5.1 разд. V Положения № 1394)

Подпунктом «ж» п. 184.1 НКУ предусмотрена возможность аннулирования НДС-регистрации налогоплательщика на том основании, что в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (далее — ЕГР) существует запись:

об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту проживания);

об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице.

На сегодняшний день это одно из самых распространенных оснований для принудительной «разрегистрации» плательщиков НДС органами ГНС.

Напомним, что обязанность ежегодно подтверждать сведения о себе возложена на юридических лиц ч. 11 ст. 19 Закона № 755. В соответствии с ней юридическое лицо обязано подавать (направлять) ежегодно в течение месяца, следующего за датой государственной регистрации, начиная со следующего года, государственному регистратору для подтверждения сведений о юридическом лице регистрационную карточку о подтверждении сведений о юридическом лице по форме № 6.

Обратите внимание: подтверждать сведения о себе должны только юридические лица, на физлиц-предпринимателей данное требование не распространяется. Нет необходимости в предоставлении отдельной регистрационной карточки и на обособленные подразделения.

В случае непоступления в установленный срок регистрационной карточки государственный регистратор обязан направить заказным письмом в течение 5 рабочих дней с даты, установленной для подачи регистрационной карточки, юридическому лицу уведомление о необходимости подачи государственному регистратору указанной регистрационной карточки (ч. 12 ст. 19 Закона № 755).

В случае непредоставления юридическим лицом в течение месяца с даты получения им соответствующего уведомления регистрационной карточки по форме № 6 государственный регистратор должен внести в ЕГР запись об отсутствии подтверждения указанных сведений. А вот если заказное письмо возвращается госрегистратору с отметкой отделения связи об отсутствии юридического лица по указанному адресу («получатель отказался», «адресат выбыл, местожительства не известно» (см. письмо Госкомпредпринимательства от 11.12.2007 г. № 9278)), госрегистратор вносит в ЕГР запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению (ч. 14 ст. 19 Закона № 755).

Таким образом, невыполнение требований Закона № 755 и непредоставление госрегистратору карточки по форме № 6 черевато утратой лицом статуса плательщика НДС на основании п.п. «ж» п. 184.1 НКУ.

В связи с этим следует помнить: предельный срок направления госрегистратору регистрационной карточки по форме № 6 для каждого предприятия индивидуален и зависит от даты его госрегистрации. Так, например, если юрлицо было зарегистрировано 06.02.2012 г., подать первую регистрационную карточку оно должно в период с 07.02.2013 г. по 07.03.2013 г.

Заметьте: если юрлицо не уложилось в установленные сроки и подает карточку по форме № 6 с опозданием, госрегистратор все равно обязан внести в ЕГР запись о том, что подтверждение состоялось (см. письмо Госкомпредпринимательства от 07.11.2006 г. № 8003). Однако все равно затягивать с предоставлением регистрационной карточки не рекомендуем. Ведь, если на момент принятия налоговым органом решения об аннулировании свидетельства плательщика НДС (а проект такого решения готовится в течение одного дня со дня получения сведений от госрегистратора (см. письмо ГНСУ от 30.09.2011 г. № 1918/7/15-3317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 85)) запись о неподтверждении сведений в ЕГР уже была, даже в случае последующей подачи налогоплательщиком регистрационной карточки, обжаловать в суде аннулирование НДС-регистрации не получится.

Запись об отсутствии юридического лица по его местонахождению или об отсутствии подтверждения сведений о юлице может появиться в ЕГР и по другому основанию, не связанному с необходимостью подтверждения сведений о юрлице. Так, подразделения органов ГНС при выполнении служебных обязанностей могут самостоятельно выявлять факт отсутствия налогоплательщика по его местонахождению (месту проживания). Порядок направления госрегистратору уведомления об отсутствии юридического лица по его местонахождению установлен Порядком № 1588. При получении такого уведомления госрегистратор в течение 5 рабочих дней со дня его получения должен опять же направить заказное письмо на адрес регистрации юридического лица с уведомлением о необходимости подачи регистрационной карточки (ч. 12 ст. 19 Закона № 755).

Если субъект хозяйствования не смог предотвратить такую ситуацию и допустил внесение соответствующей записи в ЕГР, у него есть возможность обжаловать действия государственного регистратора по внесению соответствующей записи в ЕГР. В том случае, если запись в ЕГР была внесена с нарушением соответствующей процедуры, она может быть признана противоправной, а значит, противоправным может быть признано решение ГНС об аннулировании НДС-регистрации налогоплательщика.

 

Окончание срока действия Свидетельства о регистрации плательщика НДС

(п.п. «з» п. 184.1 НКУ, п.п. «з» п. 5.1 разд. V Положения № 1394)

Как предусмотрено п. 3.14 разд. III Положения № 1394, если в соответствии с законодательством устанавливается срок, на который создано лицо, или срок, после которого изменяются данные в Свидетельстве плательщика НДС, указанное Свидетельство выдается только на такой конкретный срок. При этом срок действия Свидетельства (срок, на который создано лицо, или срок, после которого изменяются данные свидетельства) указывается в его левой верхней части и на корешке Свидетельства.

Если по окончании срока действия Свидетельства такой срок не продлевается, регистрация плательщика НДС аннулируется на основании п.п. «з» п. 184.1 НКУ. Причем аннулирование регистрации в связи с окончанием срока действия Свидетельства может осуществляться как по инициативе самого налогоплательщика, так и по инициативе налогового органа, т. е. принудительно.

Обратите внимание: данное основание для аннулирования НДС-регистрации имеет индивидуальный характер и воспользоваться им могут только те плательщики НДС, Свидетельства которых выданы на определенный срок (например, плательщики НДС по договорам о совместной деятельности, управления имуществом, соглашениям о распределении продукции). При этом датой аннулирования регистрации в этом случае на основании п. 5.7 разд. V Положения № 1394 будет дата окончания срока действия Свидетельства плательщика НДС.

В связи с этим хотелось бы акцентировать внимание тех налогоплательщиков, срок действия Свидетельства которых подходит к концу, но желающих находиться в числе плательщиков НДС и дальше: во избежание аннулирования НДС-регистрации следует продлить срок действия Свидетельства и заменить его в порядке, предусмотренном разд. IV Положения № 1394 для перерегистрации.

Вот и все, что хотелось бы рассказать о наиболее распространенных основаниях для аннулирования НДС-регистрации. В следующей статье подробно опишем последствия НДС-«разрегистрации».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше