Темы статей
Выбрать темы

НКУ-2013: анализируем первые изменения

Редакция НиБУ
Статья

НКУ-2013: анализируем первые изменения

 

 

Наступление нового года ознаменовалось появлением сразу нескольких законодательных актов, посвященных внесению изменений в НКУ. Один из этих документов — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI. Предусмотренные им новшества в той или иной степени коснутся очень многих налогоплательщиков, а потому мы не могли оставить без внимания появление этого документа. Сейчас по традиции проанализируем основные, наиболее принципиальные, положения этого Закона.

Алла СВИРИДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Закон № 4235 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 22.12.2011 г. № 4235-VI.

Закон № 5083 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно государственной налоговой службы и в связи с проведением административной реформы в Украине» от 05.07.2012 г. № 5083-VI.

Закон № 5503 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI.

Инструкция № 154 — Инструкция о применении форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих примесей и алкогольных напитков, утвержденная приказом Министерства транспорта и связи Украины от 28.04.2005 г. № 154.

Порядок подачи заявления № 1675 — Порядок подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 20.12.2011 г. № 1675.

Порядок выдачи свидетельства № 1675 — Порядок выдачи свидетельства плательщика единого налога, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 20.12.2011 г. № 1675.

 

Анализ изменений, внесенных Законом № 5503 в текст НКУ, начнем едва ли не с самого важного вопроса, а именно с даты вступления в силу этого Закона. Как указано в его тексте, Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, кроме положения о повышении ставок акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки и пиво, которое вступит в силу с 1 числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором будет опубликован данный Закон. В то же время, по общим правилам, законы Украины вступают в силу не ранее дня их опубликования в официальных изданиях.

Закон № 5503 был опубликован в газете «Голос Украины» от 04.01.2013 г. № 2, а значит, именно с этой даты вступают в силу его положения.

Итак, с датой вступления в силу Закона № 5503 определились, а теперь по традиции рассмотрим основные новшества, предусмотренные этим документом.

 

Единый налог

Наиболее важные изменения, внесенные Законом № 5503 в гл. 1 «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности» разд. XIV «Специальные налоговые режимы» НКУ, приходятся на долю единоналожников групп 5 и 6. Прочие, менее существенные, новшества касаются всех налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и конкретно единоналожников группы 2. Остановимся подробнее на том, чего от принятия Закона № 5503 ожидать субъектам предпринимательской деятельности — единоналожникам.

 

Новое в правилах работы единоналожников 5 и 6 групп

Для единоналожников 5 и 6 групп Законом № 5503 предусмотрены следующие изменения в НКУ:

— упразднены ограничения относительно численности работников, пребывающих в трудовых отношениях с плательщиком единого налога (пп. 5 и 6 п. 291.4 НКУ);

— снижены ставки единого налога (п.п. 293.3.2 НКУ).

Новые условия работы, действующие для единоналожников групп 5 и 6, приведем в таблице.

 

Новые условия работы для единоналожников групп 5 и 6

Показатель

Физлица — предприниматели — плательщики единого налога группы 5

Юридические лица — плательщики налога группы 6

до Закона № 5503

после Закона № 5503

до Закона № 5503

после Закона № 5503

Максимальное число наемных работников

20 (одновременно)

Не ограничено

50 (среднеучетное количество)

Не ограничено

Ставки единого налога

7 % (в случае уплаты НДС)

5 % (в случае уплаты НДС)

7 % (в случае уплаты НДС)

5 % (в случае уплаты НДС)

10 % (при включении НДС в состав единого налога)

7 % (при включении НДС в состав единого налога)

10 % (при включении НДС в состав единого налога)

7 % (при включении НДС в состав единого налога)

Предельный объем дохода в течение календарного года, грн.

20000000

Разрешенные виды деятельности

Любые виды деятельности (кроме неразрешенных для плательщиков единого налога (п. 291.5 НКУ))

 

Как видим, теперь численность работников, пребывающих в трудовых отношениях с физлицами — предпринимателями — плательщиками единого налога 5 группы или юридическими лицами — плательщиками единого налога группы 6, не ограничивается. То есть отныне, для того чтобы по праву относиться к плательщикам единого налога 5 или 6 группы, субъектам предпринимательства главное не превышать предельный объем дохода за календарный год, который для них составляет 20 млн грн. и, конечно же, осуществлять только те виды деятельности, которые не запрещены для единоналожников. Напомним, что перечень видов деятельности, которые запрещено осуществлять в период пребывания на упрощенной системе налогообложения, приведен в п. 291.5 НКУ.

Также уменьшились ставки взимания единого налога для плательщиков 5 и 6 группы с 7 % до 5 % (в случае уплаты НДС) и с 10 % до 7 % (при включении НДС в состав единого налога). При этом из-за более позднего вступления в силу Закона № 5503 (не с 01.01.2013 г., как указано в его тексте, а с 04.01.2013 г. — даты его официального опубликования) налогоплательщикам, возможно, придется разделять ставки при исчислении налоговых обязательств за период с 01.01.2013 г. до 04.01.2013 г. (7 % и 10 %) и с указанной даты (5 % и 7 %).

 

Кредиторская задолженность с истекшим сроком давности включается в доход единоналожников 5 группы (плательщиков НДС)

Еще в статье, посвященной анализу новых условий работы для единоналожников 5 и 6 групп*, мы обращали внимание читателей на одну недоработку законодателей в отношении единоналожников 5 группы.

* См. статью «Новые группы 5 и 6 плательщиков ЕН: воплощение в жизнь» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 71.

Дело в том, что при внесении в НКУ изменений, вызванных введением новых групп 5 и 6, коррективы относительно включения в доход кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в пп. 292.3 и 292.6 НКУ были внесены только в части налогоплательщиков группы 6, а о группе 5 в этих пунктах не упоминалось. Из этого формально следовал вывод: кредиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в доход должны включать: предприятия-единоналожники групп 4 и 6, а также физлица-предприниматели группы 3 (плательщики НДС). И поскольку такой доход у налогоплательщиков группы 5 не мог остаться необлагаемым, возникали опасения, что его придется обложить налогом как «гражданские» доходы в соответствии с п.п. 164.2.7 НКУ.

Законом № 5503 законодатели внесли изменения в пп. 292.3 и 292.6 НКУ и распространили их действие также на единоналожников группы 5 (плательщиков НДС). Поэтому после вступления в силу анализируемого Закона единоналожники этой группы (плательщики НДС) отражают доход в сумме кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (п. 292.3 НКУ) и делают это на дату ее списания (п. 292.6 НКУ).

 

Отчетный период для единоналожников группы 2

Законом № 5503 законодатели изложили в новой редакции п. 294.1 НКУ. Теперь согласно указанному пункту налоговым (отчетным) периодом для плательщиков единого налога 1 и 2 группы является календарный год, а для плательщиков единого налога групп 3 — 6 — календарный квартал.

Таким образом, теперь отчетным периодом для физических лиц — единоналожников группы 2 является календарный год. Это значит, что отныне такие налогоплательщики освобождаются от ежеквартальной подачи Налоговой декларации плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя, а отчитываются один раз в год в сроки, предусмотренные п.п. 49.18.3 НКУ для годового отчетного периода (в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года). В то же время обратите внимание: если в течение года доход единоналожника группы 2 превысит установленную для него предельную сумму дохода в размере 1 млн грн. или он по самостоятельному решению перейдет в 3 или 5 группу плательщиков единого налога, то декларацию необходимо будет подавать в квартальные сроки (обновленный п.п. 296.5.1 НКУ).

В то же время обратите внимание на два важных, на наш взгляд, момента.

Во-первых, в последний раз отчитываться в квартальные сроки единоналожникам группы 2, скорее всего, придется по результатам работы в IV квартале 2012 года. То есть Налоговую декларацию плательщика единого налога — физического лица — предпринимателя за IV квартал 2012 года следует подать в налоговый орган не позднее 11 февраля 2013 года.

Во-вторых, увеличение продолжительности налогового (отчетного) периода для единоналожников группы 2 не повлекло за собой изменения сроков уплаты единого налога налогоплательщиками этой группы. Для них, как и прежде, п. 295.1 НКУ предусмотрена авансовая уплата единого налога, а именно: налог уплачивается ежемесячно не позднее 20 числа (включительно) текущего месяца.

 

Порядок подачи Заявления о переходе на единый налог

Отныне п.п. 298.1.1 НКУ предусматривает следующие способы подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения (далее — заявление о переходе на единый налог):

а) лично налогоплательщиком или уполномоченным на это лицом;

б) по почте с уведомлением о вручении и описью вложения;

в) средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи должностных лиц в порядке, установленном законодательством.

Следует отметить, что первые два способа подачи заявления были предусмотрены п. 4 Порядка подачи заявления № 1675 и до внесения соответствующих изменений в НКУ. А вот подача заявления в электронном виде — это новведение Закона № 5503. До вступления в силу этого документа налогоплательщики были лишены права предоставлять рассматриваемое заявление в электронном виде. На это, кстати, в свое время указывали и налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 31, с. 14, а также консультацию в разделе 230.01 Единой базы налоговых знаний на официальном сайте ГНСУ (www.sts.gov.ua)).

Как видим, вслед за налоговой отчетностью, электронная форма подачи распространяется и на другие составляющие «налогового» документооборота, в том числе заявление о переходе на единый налог. В то же время в связи с этим следует учитывать и ряд нюансов:

— подача заявления в электронной форме — решение добровольное и принимать его налогоплательщик вправе самостоятельно;

— принять решение о подаче заявления в электронной форме могут только те налогоплательщики, которые получили усиленные сертификаты открытых ключей подписей должностных лиц (руководителя, бухгалтера) и печати предприятия, заключили с налоговым органом договор о признании документов в электронном виде, а также имеют программное обеспечение, используемое для формирования и предоставления налоговых документов в электронной форме.

 

Прочие единоналожные изменения

Остальные единоналожные изменения не столь существенны, а имеют скорее косметический характер. Коротко расскажем и об этих изменениях.

1. В п.п. 6 п. 298.3 НКУ внесено уточнение, согласно которому в заявлении о переходе на единый налог обязательно указываются не только избранная субъектом хозяйствования ставка единого налога или изменение ставки, но также и группа или изменение группы. Это требование Закона № 5503 приводит в соответствие положения НКУ с уже устоявшейся практикой заполнения заявления. Ведь и до внесения указанных изменений в п.п. 6 п. 298.3 НКУ субъекты предпринимательской деятельности, составлявшие соответствующее заявление при переходе на единый налог с общей системы налогообложения, а также вновьсозданные субъекты предпринимательства, избравшие упрощенную систему налогообложения, должны были заполнять в нем поле 8 «Обрана ставка єдиного податку при переході на спрощену систему оподаткування», в котором предусмотрено место для указания избранной группы плательщиков единого налога. В свою очередь субъекты предпринимательства, которые приняли решение о переходе из одной группы единоналожников в другую группу, в поле 5.2 «Зміна ставки єдиного податку» указывали информацию о смене группы.

2. В соответствии с новой редакцией п.п. 7 п. 299.11 НКУ в свидетельстве плательщика единого налога указываются группа и ставка единого налога. Заметьте: действующая на данный момент форма свидетельства не содержит графы для указания группы плательщиков единого налога, к которой будет относиться получатель этого свидетельства. Поэтому в скором времени, вероятно, следует ожидать внесения соответствующих изменений в Порядок выдачи свидетельства № 1675.

 

Индексация ставок некоторых налогов и сборов

Как известно, в соответствии с абзацем девятым п. 4 разд. ХIХ «Заключительные положения» НКУ КМУ уполномочен ежегодно до 1 июня вносить ВРУ проект закона о внесении изменений в НКУ в отношении ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по ряду налогов и сборов.

Во исполнение этой нормы НКУ Закон № 5503 установил новые, повышенные, ставки некоторых налогов и сборов:

акцизного налога (подробнее см. на с. 39);

сбора за первую регистрацию транспортного средства (ст. 234 НКУ);

экологического налога (ст. 243 — 248 НКУ);

платы за пользование недрами (п. 264.4 НКУ);

платы за землю за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена (п. 275.1 НКУ);

сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины (ст. 320 НКУ);

сбора за специальное использование воды (пп. 325.1 — 325.7 НКУ);

сбора за специальное использование лесных ресурсов (пп. 331.1 и 331.2 НКУ).

Обратите внимание: важное значение для целей применения новых ставок взимания перечисленных налогов и сборов имеет дата опубликования Закона № 5503. Ведь как мы указывали выше, несмотря на то что в самом Законе № 5503 датой его вступления в силу определено 01.01.2013 г., фактически он вступает в силу с 04.01.2013 г. (т. е. даты его официального опубликования). А это, в свою очередь, означает, что проиндексированные ставки налогов и сборов начинают действовать только с указанной даты 04.01.2013 г.).

Как видите, и в этом году повторяется прошлогодняя ситуация, когда Законом № 4235 были проиндексированы ставки налогов и сборов на 2012 год. Напомним, что упомянутый Закон вступил в силу с 13.01.2012 г., а следовательно, с этой же даты начали применяться предусмотренные им увеличенные ставки налогообложения. Это, в свою очередь, повлекло за собой довольно неприятные последствия для налогоплательщиков, которые столкнулись со своего рода «раздвоением» ставок: при исчислении налоговых обязательств за период с 01.01.2012 г. по 12.01.2012 г. включительно следовало применять ставки сбора, действовавшие в 2011 году, а начиная с 13.01.2012 г. — новые, установленные Законом № 4235. На это не раз указывали налоговики в своих письменных разъяснениях (см., например, письма ГНСУ от 28.02.2012 г. № 5847/7/15-2117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 22 и от 22.02.2012 г. 5157/7/15-2117).

Как сложится ситуация в нынешнем году и с какой даты налоговики порекомендуют применять новые ставки налогообложения, введенные Законом № 5503, покажет время. Возможно, они пойдут по прошлогоднему пути, а может, станут настаивать на применении новых ставок уже с 01.01.2013 г. В любом случае, следите за нашими публикациями, в которых мы будем держать вас в курсе всех самых последних разъяснений по этому вопросу.

 

Акцизный налог и оборот алкогольно-табачной продукции

Целый ряд положений Закона № 5503 посвящен внесению изменений в разд. VI «Акцизный налог» НКУ и Закон № 481. Отдельные «околоакцизные» новшества направлены на изменение размера минимального акцизного налогового обязательства, специфической и адвалорной ставки акцизного налога. Остальные изменения не касаются ставок налогообложения, а направлены на совершенствование правил взимания этого налога и регулирование оборота алкогольно-табачной продукции.

Рассмотрим основные новации, предусмотренные Законом № 5503, в части уплаты акцизного налога и регулирования оборота алкогольно-табачной продукции.

Ставки акцизного налога. Законом № 5503 в новой редакции изложены пп. 215.3.2 и 215.3.3 НКУ. При этом изменения, внесенные в эти подпункты, сводятся к увеличению:

специфической ставки акцизного налога на табачные изделия, табак и промышленные заменители табака с одновременным уменьшением влияния адвалорной составляющей (п.п. 215.3.2 НКУ);

размера минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога на табачные изделия (п.п. 215.3.3 НКУ).

Кроме того, применение в отношении спиртовых дистиллятов, а также спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), ставок акцизного налога, определенных п.п. 215.3.1 НКУ, перенесено на 01.01.2018 г. (обновленный п. 1 подразд. 5 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ). В 2013 году данная товарная группа облагается налогом по ставке 29 грн. за 1 литр 100-процентного спирта.

Обязательная регистрация ТТН на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков. Одна из главных новаций Закона № 5503введение обязательной регистрации товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков (далее — ТТН) в Едином реестре товарно-транспортных накладных.

Как известно, перевозка спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих примесей и алкогольных напитков автомобильным транспортом в пределах Украины осуществляется при наличии надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной установленного образца. Это прямо предусмотрено п. 1.4 Инструкции № 154. Более того, обязательное использование ТТН для оформления перевозки спирта этилового и алкогольных напитков предусмотрено также положениями ст. 230 НКУ. Например, нормы этой статьи прямо запрещают осуществлять транспортировку водки и ликеро-водочных изделий, отгруженных с акцизного склада предприятия, на котором они изготовлены, без ТТН с отметкой представителя органа ГНС на акцизном складе (п. 230.18 НКУ).

С момента вступления в силу Закона № 5503 такие ТТН подлежат регистрации в Едином реестре товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков. Соответствующие изменения внесены в пп. 230.13, 230.15, 230.17 и 230.18 НКУ, т. е. одновременно во все нормы Кодекса, содержащие упоминание о ТТН на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков.

Порядок ведения Единого реестра товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового и алкогольных напитков будет установлен отдельным подзаконным актом, разработать который должен КМУ. На сегодняшний день такой документ еще не принят. Поэтому налогоплательщики оказались в привычной для себя ситуации: законодательная норма уже действует, однако как ее применять, еще никто не знает.

Скорее всего, такая регистрация будет осуществляться по образу и подобию регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных. Однако с уверенностью говорить о чем-то можно будет только после принятия КМУ нормативного акта, которым будут установлены правила ведения Единого реестра товарно-транспортных накладных.

Изменения порядка работы акцизных складов. Внесены изменения в порядок работы акцизных складов. Теперь п. 230.1 НКУ прямо предусмотрено, что акцизные склады должны быть оборудованы расходомерами — счетчиками объема произведенного спирта этилового (далее — расходомер-счетчик), которые зарегистрированы в Едином государственном реестре расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового. Отпуск спирта этилового без наличия расходомера-счетчика запрещается.

Аналогичное требование относительно обязательного оборудования акцизных складов расходомерами — счетчиками, зарегистрированными в Едином государственном реестре расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового, Законом № 5503 внесено и в ч. 5 ст. 2 Закона № 481.

Порядок ведения Единого государственного реестра расходомеров — счетчиков объема произведенного спирта этилового должен быть установлен КМУ. На сегодняшний день указанный подзаконный акт еще не утвержден. Нет и каких-либо других нормативных документов, разъясняющих порядок применения новой нормы НКУ.

В случае появления каких-либо нормативных актов, которые смогут пролить свет на порядок использования в деятельности акцизных складов расходомеров-счетчиков, мы обязательно проинформируем читателей на страницах газеты.

Здесь же обратим внимание еще на одно новшество, касающееся деятельности акцизных складов. Дело в том, что Законом № 5503 подкорректировано определение акцизного склада, приведенное в п.п. 14.1.6 НКУ. В соответствии с новым абзацем вторым этого подпункта не считаются акцизным складом помещения обособленных подразделений распорядителя акцизного склада, которые используются им исключительно для упаковки, фасовки, хранения, получения и выдачи маркированных марками акцизного налога водки и ликеро-водочных изделий, отгруженных с акцизного склада, а также для осуществляения оптовой и/или розничной торговли в соответствии с полученной распорядителем акцизного склада лицензии.

Авансовая уплата акцизного налога производителями табачных изделий. Подпунктом 222.1.2 НКУ теперь предусмотрено, что производители табачных изделий перечисляют суммы налога в бюджет при приобретении марок акцизного налога на сумму, рассчитанную с учетом минимального акцизного налогового обязательства по уплате акцизного налога на табачные изделия и ставок налога, действующих согласно НКУ, с доплатой (в случае необходимости) на день предоставления налоговой декларации.

Штрафные санкции по Закону № 481. Ужесточена ответственность субъектов предпринимательской деятельности за производство, хранение, транспортировку, реализацию:

— фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий;

— алкогольных напитков или табачных изделий без марок акцизного налога установленного образца;

— с поддельными марками акцизного налога.

После внесения соответствующих изменений в положения абзаца пятнадцатого ч. 2 ст. 17 Закона № 481 за указанные нарушения к субъектам хозяйствования применяются финансовые санкции в виде штрафа в размере 200 % стоимости товара, но не менее 8500 грн.

Изменение критерия для предоставления лицензии на производство коньяка. Производителям коньяка следует обратить внимание на изменения, внесенные Законом № 5503 в ч. 1 и ч. 11 ст. 3 Закона № 481. Суть этих изменений заключается в том, что с 25 до 30 увеличился процент использования спирта коньячного собственного производства или спирта коньячного, выкуренного в Украине из виноматериалов, произведенных из отечественного сырья, и выдержанного не менее 3 лет, в перерасчете на абсолютный алкоголь, выполнение которого необходимо для получения лицензии на производство коньяка. Несоблюдение указанного процентного ограничения является основанием для аннулирования такой лицензии. Субъекты предпринимательства, которые получили лицензию на производство коньяка до 01.01.2010 г., должны применять этот норматив с 01.01.2017 г. с учетом требований ч. 18 ст. 18 Закона № 481.

Прочие изменения. Законом № 5503 в новой редакции изложен п.п. 213.3.6 НКУ. Напомним, что ранее этим подпунктом был освобожден от обложения акцизным налогом ввоз на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции), которые используются в качестве сырья для производства подакцизных товаров (продукции), при условии предъявления таможенному органу лицензии на право производства (кроме производства нефтепродуктов). Новая редакция анализируемого подпункта уточняет, что ввоз указанных товаров (продукции), которые используются в качестве сырья для производства подакцизных товаров (продукции), освобождается от налогообложения при условии дальнейшего изготовления из такого сырья готовой продукции на таможенной территории Украины, с которой уплачивается акцизный налог, или реализации такой продукции (подакцизных товаров) на экспорт.

Кроме того, в соответствии с п.п. 213.3.6 НКУ от налогообложения освобождается ввоз на таможенную территорию Украины табачного сырья табачно-ферментационными заводами, которые осуществляют реализацию ферментированного табачного сырья производителям табачных изделий или на экспорт, и реализация ферментированного табачного сырья табачно-ферментационными заводами — производителям табачных изделий.

 

Номер и дату таможенной декларации в налоговой накладной указывать пока не нужно

Все вы помните, что Законом № 5083 были внесены изменения в п. 201.1 НКУ и налоговая накладная была дополнена еще одним обязательным реквизитом: «номер та дата митної декларації, за якою було здійснено митне оформлення товару, ввезеного на митну територію України». Этот реквизит должен был быть введен для импортных товаров с 12.08.2012 г.

Однако в связи с отсутствием в утвержденной форме налоговой накладной отдельной графы для указания нового реквизита налоговики в письме от 21.08.2012 г. № 1272/0/71-12/15-3117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 69) сообщили, что новый реквизит налоговой накладной заполнять не нужно до тех пор, пока не будет утверждена новая форма налоговой накладной с соответствующими графами.

Как известно, на сегодняшний день таких изменений все еще нет. Понимая, что данная ситуация остается неурегулированной, законодатели приостановили действие п.п. «ї» п. 201.1 НКУ, которым как раз и предусмотрено отражение в налоговой накладной даты и номера таможенной декларации, до 01.07.2013 г.

 

Перспективные изменения

Большинство изменений, внесенных Законом № 5503 в НКУ, вступают в силу одновременно со вступлением в силу самого Закона. В то же время дата вступления в силу отдельных положений этого Закона, а следовательно, и предусмотренных им новшеств, законодателями перенесена на более поздние сроки.

Ставки акцизного налога. Изменениями, внесенными в п.п. 215.3.1 НКУ, увеличены ставки взимания акцизного налога на спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки и пиво. При этом Заключительными положениями Закона № 5503 установлено, что указанные изменения вступят в силу с 1 числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором опубликован этот Закон. Поскольку Закон № 5503 опубликован в январе 2013 года, новая редакция п.п. 215.3.1 НКУ должна будет вступить в силу с 01.04.2013 г.

Также установлены ставки акцизного налога в отношении спиртовых дистиллятов, а также спиртных напитков, полученных путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда (коды согласно УКТ ВЭД 2208 20 12 00, 2208 20 62 00), которые будут применяться с 01.01.2014 г.:

32 грн. за 1 литр 100-процентного спирта — с 01.01.2014 г. до 31.12.2014 г.;

35 грн. за 1 литр 100-процентного спирта — с 01.01.2015 г. до 31.12.2015 г.;

38 грн. за 1 литр 100-процентного спирта — с 01.01.2016 г. до 31.12.2016 г.;

41 грн. за 1 литр 100-процентного спирта — с 01.01.2017 г. до 31.12.2017 г.

С 01.01.2018 г. спиртовые дистилляты, а также спиртные напитки, полученные путем перегонки виноградного вина или выжимок винограда, планируется облагать акцизным налогом по ставке, определенной п.п. 215.3.1 НКУ (п. 1 подразд. 5 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ).

Кроме того, новым п. 6 подразд. 5 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ установлены перспективные ставки акцизного налога (специфическая и адвалорная), а также минимальное акцизное налоговое обязательство на сигареты без фильтра и папиросы, а также сигареты с фильтром, которые будут применяться с 01.01.2014 г. и с 01.01.2015 г.

Изменения в порядке маркирования алкогольных напитков и табачных изделий. Внесены изменения в порядок маркирования алкогольных напитков и табачных изделий. С этой целью абзац четвертый ч. 4 ст. 11 Закона № 481 изложен в новой редакции.

Теперь указанной нормой Закона предусмотрено, что в случае изменения образца марок акцизного налога ранее закупленные плательщиком акцизного налога марки предыдущего образца применяются им для маркирования произведенных, ввезенных на таможенную территорию Украины алкогольных напитков и табачных изделий в течение 12 месяцев с даты введения марок нового образца. Алкогольные напитки, маркированные марками предыдущего образца, могут находиться в обращении в течение 12 месяцев с даты введения марок нового образца. По окончании этого срока марки предыдущего образца на таких алкогольных напитках подлежат обмену на марки нового образца.

Табачные изделия, маркированные марками предыдущего образца, пребывающие в обращении после 12 месяцев со дня введения марок нового образца, считаются немаркированными.

Замена остатков ранее закупленных налогоплательщиками марок акцизного налога предыдущего образца, а также марок предыдущего образца на алкогольных напитках, не реализованных в течение 12-месячного срока реализации, марками нового образца осуществляется бесплатно в порядке, который должен установить КМУ.

В то же время напомним, что в соответствии с требованиями самой ст. 11 Закона № 481 изменения в нее вступают в силу не ранее чем через 18 месяцев со дня опубликования закона, которым предусмотрено внесение таких изменений. То есть новый порядок маркирования алкогольных напитков и табачных изделий вступит в силу лишь в 2014 году. До вступления в силу соответствующих изменений в абзац четвертый ч. 4 ст. 11. Закона № 481 действует его предыдущая редакция: марки предыдущего образца применяются до их полного использования, а алкогольные напитки и табачные изделия находятся в обороте до их полной реализации.

Новый вид налоговых проверок. Закон № 5503 предусматривает введение нового вида проверок, которые могут осуществлять налоговые органы, — так называемая документальная невыездная внеплановая электронная проверка (далее — электронная проверка).

В соответствии с новым п. 16 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ электронные проверки предполагается проводить относительно:

— налогоплательщиков, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, — с 01.01.2014 г.;

— субъектов хозяйствования микро-, малого и среднего бизнеса — с 01.01.2015 г.;

— прочих налогоплательщиков — с 01.01.2016 г.

Как видите: внедрение электронных проверок — дело относительно далекого будущего. Несмотря на это, приведем основные изменения, которые уже сегодня появились в тексте НКУ и связаны с введением нового вида проверок.

В соответствии с новым абзацем шестым п.п. 75.1.2 НКУ документальной невыездной внеплановой электронной проверкой считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска, в орган ГНС, в котором он состоит на налоговом учете. Такое заявление подается за 10 календарных дней до ожидаемого начала проведения электронной проверки.

Для проведения электронной проверки налогоплательщик должен предоставить в орган ГНС в электронной форме (с соблюдением условий относительно регистрации электронной подписи должностных лиц) документы, которые в соответствии с НКУ связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются таким налогоплательщиком в электронной форме и хранятся на машинных носителях информации).

Обратите внимание: в п.п. 75.1.2 и п. 85.2 НКУ указано, что форма заявления, порядок его предоставления и принятия ГНС решения о проведении электронной проверки, а также формат предоставления документов в электронном виде будут установлены центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики.

Порядок оформления результатов электронной проверки описан в новом п. 86.11 НКУ. Так, по результатам электронной проверки будет составляться справка в двух экземплярах. Такая справка должна быть подписана должностными лицами органа ГНС, проводившими проверку, и зарегистрирована в органе ГНС в течение трех рабочих дней со дня окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы, и/или для консолидированных налогоплательщиков, — в течение пяти рабочих дней).

Справка о результатах электронной проверки после ее регистрации вручается лично налогоплательщику или его законным представителям для ознакомления и подписания в течение пяти рабочих дней со дня вручения.

Даже если налогоплательщик или его законные представители будут не согласны с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в справке, они обязаны ее подписать. В то же время такой налогоплательщик (его законный представитель) сможет подать свои возражения вместе с подписанным экземпляром справки.

Возражения налогоплательщика будут рассматриваться органом ГНС в течение пяти рабочих дней со дня их получения. При этом налогоплательщик (его уполномоченное лицо и/или представитель) имеет право участвовать в рассмотрении возражений. По результатам рассмотрения возражений налогоплательщику направляется ответ в порядке, предусмотренном НКУ для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Предполагается, что результаты электронной проверки будут основанием для внесения налогоплательщиком изменений в ранее поданную налоговую отчетность в порядке, предусмотренном п. 50.1 НКУ. На это указывают обновленный п. 50.1 и п.п. 54.3.2 НКУ. Более того, если налогоплательщик не подаст уточняющий расчет в течение 20 рабочих дней после даты составления справки о проведении электронной проверки, орган ГНС имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за соответствующий период (п. 50.3 НКУ).

 

Прочие изменения

1. Статья 4 НКУ, которая определяет основные принципы налогового законодательства Украины, дополнена новым п. 4.5. В соответствии с ним при установлении и расширении существующих налоговых льгот такие льготы применяются со следующего бюджетного года.

2. Внесены изменения в определение термина «лицо» для целей налога на добавленную стоимость, приведенное в п.п. 14.1.139 НКУ. В основном эти изменения направлены на уточнение перечня субъектов предпринимательства — плательщиков единого налога, которые подпадают под это определение. При этом законодатели ушли от упоминания конкретных ставок налогообложения для единоналожников и просто указали, что среди единоналожников (физических и юридических лиц) этому термину отвечает лицо, которое:

— или является плательщиком единого налога по ставке, которая предусматривает уплату НДС;

— или является плательщиком единого налога по ставке, которая предусматривает включение НДС в состав единого налога, и добровольно переходит в установленном Кодексом порядке на уплату единого налога по ставке, которая предусматривает уплату НДС.

3. Напомним, что с 01.01.2013 г. действует новая редакция ст. 156 НКУ, которая определяет правила налогообложения деятельности страховщиков. В частности, в п.п. 156.2.2 этой статьи НКУ было указано, что при осуществлении страховой деятельности, предусмотренной п. 156.3 НКУ, налог взимается по ставке 0 %. Однако надо сказать, что упомянутый п. 156.3 НКУ определяет порядок исчисления налога страховщиками, а вот п. 156.4 НКУ уже устанавливает особенности определения объекта налогообложения от осуществления страховой деятельности по страхованию жизни. Получается, что при формулировке п.п. 156.2.2 НКУ законодатели попросту допустили ошибку, сославшись не на ту норму Кодекса.

Законом № 5503 законодатели исправили эту оплошность. После изменений, внесенных этим Законом (с 04.01.2013 г.), п.п. 156.2.2 содержит правильную ссылку на п. 156.4 НКУ. То есть, как предполагалось, по ставке 0 % облагается страховая деятельность по страхованию жизни.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше