Темы статей
Выбрать темы

Обычные цены с 01.01.2013 г.: знакомимся с новыми правилами

Редакция НиБУ
Статья

Обычные цены с 01.01.2013 г.: знакомимся с новыми правилами

 

В быту термин «обычный», как правило, ассоциируется с чем-то привычным, постоянным… Вместе с тем в плоскости права, а именно налогового учета, для данного понятия предусмотрено собственное, отличное от повседневного, определение, методы расчета, а также ситуации, в которых он должен применяться.

Речь идет об обычных ценах, причем до последнего времени (в частности, до 01.01.2013 г.) в вопросе их применения можно было действительно говорить о привычности и постоянности, так как до указанной даты процесс их определения продолжал подчиняться п. 1.20 Закона о налоге на прибыль. В то же время, как известно, с 01.01.2013 г. на смену ему пришел порядок, установленный ст. 39 НКУ. При этом, несмотря на то что многие нормы последнего могут показаться знакомыми, в нем присутствует огромное число нововведений. Некоторые, самые общие из них, мы обсудим в данной статье, в то время как остальные будут раскрыты в следующих материалах данного номера.

Виталий СМЕРДОВ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

1. Основные «обычноценовые» термины

Правильное восприятие информации, изложенной в данном номере, невозможно без понимания основных терминов, задействованных в процессе определения и применения обычных цен*, а потому наше исследование логично начать именно с них.

* Несмотря на то что они вводились в целях применения в пределах ст. 39 НКУ, вступившей в силу лишь с нового года, часть из них следовало использовать начиная с момента вступления в силу НКУ, то есть с 01.01.2011 г. Например, это касается таких понятий, как «обычные цены», «идентичные товары» и т. п.

1. Обычная цена — данное понятие является ключевым в рассматриваемой теме, именно на эту цену необходимо ориентироваться (в большинстве случаев в качестве минимума или максимума) в процессе определения налоговых последствий (доходов, расходов, обязательств по НДС, налогового кредита и проч.) при наличии на то оснований. При этом сразу же обращаем внимание: обычные цены используются, как правило, в налоговых целях и на договорную стоимость товаров (работ, услуг) не влияют. Вместе с тем в некоторых случаях их применение целесообразно и вне налоговой среды: например, при оценке предмета залога по договоренности сторон (ч. 2 ст. 582 ГКУ).

Определение обычной цены раскрывается в п.п. 14.1.71 и п. 39.1 НКУ, согласно которым таковой является договорная цена, но при условии, что:

1) иное не установлено НКУ (в частности, речь идет о методах определения обычных цен). Напомним, что действовавший ранее п.п. 1.20.1 Закона о налоге на прибыль содержал такое же, но более узкое правило (он ссылался лишь на те методы, которые были установлены п. 1.20 Закона). Вместе с тем существенно это отличие на правила игры не повлияет. Более важным в данной части является то, что во внимание должна приниматься и возможность применения подобных методов (в том числе наличие необходимой информации), поскольку если ее нет, то в качестве обычной должна выступать договорная стоимость (п. 39.1 НКУ);

2) не доказано обратное. Функция такого доказывания, как и прежде, возложена на налоговиков* (п. 39.14 НКУ).

* Формулировка п. 39.14 НКУ несколько некорректна: дело в том, что она привязывается к договору (сделке), то время как в некоторых ситуациях обычные цены необходимо применять и без них (к примеру, при условной поставке). Вместе с тем на положение дел это не влияет, тем более что данная неточность характерна для большинства норм, регулирующих порядок применения обычных цен: в том числе п.п. 14.1.71, п. 39.1 НКУ и т. п. Кроме того, она, даже в более грубой форме, присутствовала и в п.п. 1.20.8 Закона о налоге на прибыль.

Несмотря на краткость данного определения, в нем заключено важнейшее правило, связанное с применением обычных цен, в частности, презумпция того, что прописанные в договоре цены являются обычными — т. е., какую бы цену плательщик не установил в качестве обычной, его решение будет считаться правомерным до тех пор, пока налоговики не докажут обратное. При этом заметьте, что это правило логично распространять не только на договорные, но и на внедоговорные цены (например, во время начисления налоговых обязательств при условной поставке). Подробнее о нем мы еще поговорим, в то время как здесь стоит выделить еще один важный момент.

Необходимо понимать, что обычная цена не является чем-то универсальным: она может разниться для одного и того же товара (работы, услуги) в зависимости от контрагента, взаимоотношений с ним, отдельных условий договора, времени года и множества других факторов. В связи с этим у многих читателей может также возникнуть вопрос: а будет ли обычная цена на товар (работу, услугу) одинаковой для обеих сторон договора? Как и прежде, такой вариант возможен, но не обязателен. Простейшим доказательством этому утверждению является то, что продавец и покупатель совершенно не обязательно должны использовать одинаковые методы определения обычных цен и источники информации. Кроме того, подтверждение этому можем найти и в методе сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж): в процессе его применения используется информация о заключенных договорах с идентичными (а при их отсутствии — однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях на соответствующем рынке товаров (работ, услуг). При этом, в большинстве своем продавец и покупатель в качестве ориентиров будут использовать разные договоры, цены которых могут отличаться друг от друга. Кроме того, рынок товаров (работ, услуг) для обеих сторон договора может отличаться, что также влияет на обычную стоимость одного и того же товара (работы, услуги).

2. Рыночная цена — в общем случае считается, что используемая плательщиком обычная цена совпадает с рыночной. Последней, в свою очередь, является цена, по которой товары (работы, услуги) передаются другому собственнику (п.п. 14.1.219 НКУ), но лишь при соблюдении следующих условий:

1) продавец желает передать такие товары (работы, услуги), а покупатель желает их получить на добровольной основе, т. е. продажа должна осуществляться по согласию, без принуждения (в качестве наиболее распространенного примера принудительной продажи можно назвать продажу залогового имущества — в таком случае, как предписывает п. 39.12 НКУ, обычная цена будет соответствовать цене такой продажи);

2) такие продавец и покупатель:

2.1) взаимно независимы юридически и фактически, т. е. они не должны быть связанными в понимании п.п. 14.1.159 НКУ;

2.2) достаточно осведомлены о таких товарах (работах, услугах) и ценах, сложившихся на рынке идентичных, а при их отсутствии — однородных, товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Это указание почти дословно повторяет то, которое содержалось в п.п. 1.20.1 Закона о налоге на прибыль, за исключением конкретизации сопоставимости экономических (коммерческих) условий. При этом, как и прежде, сохраняется вопрос относительно подтверждения сторонами осведомленности о товарах/ценах — как вариант, с этой целью в договоре можно сделать соответствующее указание.

Проще говоря, рыночной ценой является цена, по которой производится продажа в добровольном порядке, между несвязанными лицами и по действующим на рынке ценам в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

3. Идентичные и однородные товары (работы, услуги). Основное практическое значение данных терминов заключается в их непосредственном использовании при определении обычных цен, в частности, в случае применения метода сравнительной неконтролируемой цены/аналогов продаж (см. о нем, а также о других методах определения обычных цен на с. 28). При этом обращаться к ним следует в строгой последовательности: в первую очередь во внимание должны приниматься идентичные товары (работы, услуги) и лишь при их отсутствии — однородные.

 

Таблица 1

Идентичные и однородные товары (работы, услуги)

Идентичные товары (работы, услуги)

Однородные товары (работы, услуги)

Это товары (работы, услуги), обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками, в том числе* (п.п. 14.1.80 НКУ):
1) физическими характеристиками;
2) качеством и репутацией на рынке;
3) страной происхождения;
4) производителем

Это товары (работы, услуги), которые не являются идентичными, но имеют похожие характеристики и состоят из похожих компонентов, в результате чего выполняют одинаковые функции с оцениваемыми товарами и считаются коммерчески взаимозаменяемыми (п.п. 14.1.131 ПКУ). С целью признания товаров (работ, услуг) однородными, стоит учитывать следующие признаки:
1) качество и деловая репутация на рынке;
2) наличие торговой марки;
3) страна производства (происхождения);
4) производитель;
5) год производства;
6) новые или бывшие в употреблении;
7) срок годности

*Как и прежде, перечень признаков, которые могут учитываться с целью признания товаров (работ, услуг) идентичными, не является исчерпывающим.

 

2. Общий порядок применения обычных цен

Информация, изложенная в этом разделе, поможет читателям увидеть общую картину применения обычных цен (в форме алгоритма), начиная с вопроса о необходимости такого применения, заканчивая доначислением налоговых обязательств. В свою очередь, более подробно каждый этап будет раскрыт в соответствующих материалах данного номера.

 

2.1. Когда применять обычную цену?

Первый вопрос, с которым сталкивается каждый субъект хозяйствования (юрлицо, предприниматель, включая единоналожников): надо ли ему учитывать обычные цены при заключении любого договора? Должны заметить, что в этом нет необходимости. Обычные цены применяются лишь в тех ситуациях, для которых это предусмотрено в НКУ (в том числе при возникновении внедоговорных налоговых последствий, включая обязательства по НДС при условных поставках). Например, если плательщик налога на прибыль продает товар (работу, услугу) не связанному с ним лицу, уплачивающему налог на прибыль по той же ставке, то доход он должен отразить исходя из договорной цены (вне зависимости от обычной стоимости такого товара, работы или услуги). Подробнее о ситуациях, в которых применение обычных цен является обязательным, см. на с. 13.

 

2.2. Общий порядок расчета и установления обычных цен

Предположим, плательщик определил, что для осуществления какой-либо операции ему придется учесть обычную цену. В таком случае он должен руководствоваться следующим порядком.

1. Если данная операция подпадает под особый случай (принудительная продажа, продажа с аукциона, продажа по госрегулируемым ценам, продажа импортного товара), то обычную цену придется определять по методу, соответствующему ему. Например, в ситуации с принудительной продажей или продажей с аукциона обычной ценой будет цена такой продажи.

2. Если операцию осуществляет крупный плательщик, заключивший Договор о ценообразовании для целей налогообложения (в соответствии с Порядком № 787см. на с. 45), то обычную цену следует определять по методам, предусмотренным для нее в таком договоре. Вместе с тем если данная операция не подпадает под особый случай и в договоре не прописана, то обычная цена для нее может быть определена в общем порядке, о котором см. ниже.

3. В остальных случаях, кроме названных выше, с целью исчисления обычной цены следует руководствоваться общими методами, перечисленными в п. 39.2 НКУ. Что касается вопроса об очередности их применения, то он подробно рассмотрен на с. 28. Использовать при этом необходимо источники информации из п. 39.11 НКУ и Методрекомендаций № 20001 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 77, с. 7). Кроме того, заметьте: источники информации, задействованные при расчете обычных цен, следует сохранять — ведь только с их помощью плательщик сможет однозначно подтвердить правильность принятого им решения.

Вместе с тем нельзя исключать того, что указанные выше методы применить не получится (в частности, из-за отсутствия необходимых сведений). В таком случае с целью определения обычных цен, как и прежде, допускается привлечение профессионального оценщика (п. 39.3 НКУ). При этом, по нашему убеждению, п. 39.3 НКУ не обязывает плательщиков обращаться к нему, тем более что в некоторых случаях это может быть экономически нецелесообразным (стоимость услуг оценщика может запросто перекрыть ожидаемую выгоду от сделки), например, при продаже старого станка. Таким образом, считаем, что если плательщик не желает привлекать оценщика (по любым причинам), то он может воспользоваться предписанием п. 39.1 НКУ и признать обычной ценой договорную — причем отдельно фиксировать ее в договоре не нужно. Подробнее о каждом методе определения обычных цен см. на с. 28.

 

2.3. Дата, на которую определяется обычная цена

Для корректного применения обычных цен мало разбираться в порядке обращения к соответствующим методам, необходимо также понимать, на какую дату их определять: на дату заключения договора или на дату осуществления операции. Связан этот вопрос с тем, что обычная цена в каждом из названных событий совсем не обязательно будет совпадать (особенно если момент заключения договора и начало его выполнения разделяет значительный промежуток время). В качестве простейшего доказательства данного утверждения напрашиваются обычные цены на фрукты/овощи в зимний и летний сезоны.

Как и действующий ранее п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, НКУ не содержит прямого ответа на данный вопрос. В то же время, как уже отмечалось, его «обычноценовые» нормы во многих случаях привязываются к договорам, в связи с чем не мудрено заключить, что обычная цена должна определяться на дату их заключения.

Несмотря на это, мы убеждены, что в данном случае необходимо руководствоваться иной логикой. Основывается она на том, что момент заключения договора, как правило, не играет роли для налогообложения. Ориентироваться в этом случае следует на дату осуществления соответствующих операций, которым НКУ придает значение: передачу права собственности на товар, подписание акта выполненных работ, предоплату и т. п. Отсюда напрашивается вывод: поскольку обычные цены используются для определения налоговых последствий, возникающих лишь при наступлении соответствующих событий, то и исчисляться они должны на дату наступления таких событий (вне зависимости от даты подписания договора). Конечно, об удобстве подобного подхода говорить не приходится, однако с точки зрения логики он является наиболее верным. Таким образом, к примеру, при продаже товаров (работ, услуг) обычные цены по налогу на прибыль и НДС должны определяться:

1) для налога на прибыль — как правило, на дату передачи права собственности на товар или подписания акта выполненных работ (предоставленных услуг);

2) для НДС — в большинстве своем по дате первого события (отгрузки или предоплаты). Вместе с тем возможны и другие варианты, например, для плательщиков НДС по кассовому методу обычные цены следует исчислять лишь на дату оплаты.

 

2.4. Обычная цена определена — что дальше?

1. К удивлению читателей, факт определения плательщиком обычной цены для соответствующей операции еще не означает, что при отражении налоговых последствий придется использовать именно ее.

Во-первых, как уже отмечалось, во многих случаях обычная цена является лишь ориентиром, в частности минимумом или максимумом, который нужно учитывать при отражении налоговых последствий (доходов, расходов, НДС-обязательств, налогового кредита). Например, при отражении доходов по налогу на прибыль или обязательств по НДС обычная цена является минимумом. При этом если договорная цена превысит его, то приоритет придется отдать ей. В свою очередь, при учете расходов и налогового кредита по НДС складывается противоположная ситуация: обычная цена является максимумом, и если договорная стоимость окажется меньше, использовать придется именно ее.

Во-вторых, если плательщик обнаружил, что договорная цена отличается от обычной не более чем на 20 % (в сторону увеличения или уменьшения), то он вправе отразить налоговые последствия исходя из договорной стоимости — негативные последствия ему за это не грозят (п. 39.15 НКУ). При этом заметьте, что формально данное правило должно распространяться на любую ситуацию, требующую определения обычных цен, однако согласятся ли с этим налоговики, пока неизвестно.

2. Второй по важности вопрос, возникающий после исчисления обычной цены, заключается в том, каким образом ее использование отразится в учете?

Налоговый учет. Этот вопрос наиболее логично рассматривать в разрезе налога на прибыль и НДС. В части налога на прибыль стоит отметить, что если при продаже/покупке товаров (работ, услуг) плательщик применял обычные цены, то налоговые последствия отражаются в общем порядке, что подтверждается и налоговиками (см. их мнение в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 28, с. 46, а также Единую базу налоговых знаний, раздел 110.30.03). Таким образом, доходы должны вноситься в строку 02 декларации, а расходы — как правило, в строку 05.1.

Переходим к НДС. При покупках, в частности, при отражении налогового кредита с учетом обычных цен, на наш взгляд, логично руководствоваться следующим порядком:

1) в графах 1 — 8 раздела ІІ Реестра такая операция указывается без особенностей. В свою очередь, при заполнении остальных граф ее необходимо разбивать на две части. Так, в графах 9 — 10 отражается часть стоимости, которая может быть включена в налоговый кредит, а в графах 13 — 14 — ее часть, которая в налоговый кредит не попадает;

2) в декларации по НДС данную операцию следует отражать двумя строками: сумма, которую плательщик вправе поставить в налоговый кредит, должна отражаться, как правило, в строке 10.1 (в приложении Д5 она раскрывается в общем порядке). В свою очередь, сумма, минующая налоговый кредит, должна быть внесена в строку 14.1 (в приложении Д5 она указывается в числе операций, не предоставляющих права на налоговый кредит).

Что касается обязательств по НДС, то, если при их отражении плательщик использует обычные цены (в том числе при бесплатных поставках), ему необходимо ориентироваться на следующие правила. В общем случае он должен составить две налоговые накладные:

1) первую — на договорную стоимость, в том числе если она соответствует нулю. При этом составляется она в общем порядке (о нем мы уже неоднократно писали//«Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 10, № 8), в двух экземплярах, один из которых выдается покупателю (если тот является плательщиком НДС, в противном случае оба экземпляра остаются у поставщика). В случае необходимости такая накладная регистрируется в Едином реестре налоговых накладных (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 40, с. 5);

2) вторую — на сумму превышения обычной стоимости над договорной (или на обычную стоимость — при бесплатных поставках). При этом если поставка была не бесплатной, то в ее верхней части проставляется отметка «01» («Виписана на суму перевищення звичайної ціни над фактичною»). Если же поставка была бесплатной, то проставляется отметка «12» («Виписана на вартість безоплатно поставлених товарів/послуг, обчислену виходячи з рівня звичайних цін»). Такая накладная составляется в двух экземплярах, оба из которых остаются у поставщика. При этом она не подлежит регистрации в Едином реестре налоговых накладных.

 

Таблица 2

Заполнение налоговой накладной и отчетности по НДС при поставке
с превышением обычной цены над договорной (или при бесплатной поставке)

Налоговая накладная

Реестр выданных и полученных налоговых накладных

Декларация по НДС

Первая налоговая накладная

Реквизиты заполняются в общем порядке (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 10, № 8)

Особенностей в отражении нет (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 71, с. 39)

Особенностей в отражении нет (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 91, с. 13)

Вторая налоговая накладная

Поставщик проставляет собственные данные в полях, предназначенных для указания:
1) индивидуального налогового номера покупателя;
2) номера Свидетельства покупателя;
3) наименования покупателя;
4) местонахождения покупателя.
Что касается вида гражданско-правового договора, то, считаем, в этом случае его можно не указывать.
В части номенклатуры необходимо сделать соответствующую запись согласно п. 12.2 Порядка № 1379. К примеру, в случае превышения обычной цены над договорной — «перевищення звичайної ціни над фактичною за товарами, послугами, указаними в податковій накладній № » (указывается номер налоговой накладной, составленной исходя из фактической цены операции). В случае бесплатной передачи правила указания номенклатуры также см. в п. 12.2 Порядка № 1379.
В отношении заполнения других реквизитов налоговой накладной вопросов возникнуть не должно.
Также см. об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 10, № 8

При заполнении раздела I Реестра внимание стоит обратить на следующие графы:
графа 4 — указывается вид документа, которым в нашем случае будет «ПН01» или «ПН12» (см. п. 9.4 Порядка № 1002);
графа 5 — поставщик указывает свое наименование (ФИО — если он предприниматель);
графа 6 — поставщик проставляет свой индивидуальный налоговый номер.
В части остальных реквизитов вопросов возникнуть не должно. Также см. об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 71, с. 39

Указывается в строке 1 декларации. При этом обычная цена как база для начисления НДС не включает в себя НДС*, а потому при определении налоговых обязательств их следует начислять «сверху»: таким образом, обычная цена (без НДС) должна быть отражена в графе А.
В свою очередь, в разделе I приложения 5
к декларации данная операция отражается в строке «Інші» .
В остальном никаких особенностей нет (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 91, с. 13)

*О невключении НДС в состав обычной цены в свое время отмечали и налоговики (см. письмо ГНСУ от 24.04.2012 г. № 7491/6/15-1415). При этом, несмотря на то что данный вывод был сделан в периоде действия п. 1.20 Закона о налоге на прибыль, их мнение в настоящее время не должно измениться.

 

Вместе с тем если «обычноценовые» НДС-обязательства отражаются в связи с условной поставкой, то необходимо руководствоваться иным правилом. В таком случае составляется один комплект налоговых накладных на сумму условной поставки исходя из обычных цен (оба экземпляра остаются у поставщика). В верхней части такой накладной проставляется отметка, соответствующая основанию, согласно которому происходит начисление налоговых обязательств. Регистрации в Едином реестре налоговых накладных она, разумеется, не подлежит.

Информацию о заполнении отдельных реквизитов налоговой накладной (в частности, при поставке с превышением обычной цены над фактической или при бесплатной поставке), а также Реестра выданных и полученных накладных и декларации по НДС целесообразно привести в табличной форме.

В заключение по части налогового учета стоит отметить, что применение обычных цен приводит к образованию налоговых разниц, информация о которых с 01.01.2013 г. должна раскрываться в составе финотчетности, подаваемой налоговикам (п. 46.2 НКУ, а также п. 1 Заключительных положений НКУ).

Как уже неоднократно отмечалось, обычные цены, в большинстве своем, применяются для целей налогового учета, а потому в бухгалтерском учете отражения не находят. Исключение составляет бухгалтерский учет НДС, а также операций, при осуществлении которых обычные цены используются во вненалоговых целях.

 

2.5. Контроль налоговиков

Каким бы образом плательщик не вычислил обычную цену, нельзя быть стопроцентно уверенным в том, что правомерность ее формирования не привлечет внимание налоговиков. В связи с этим напоминаем, что в п.п. 14.1.71 и п. 39.1 НКУ установлена презумпция «обычности» цены, установленной плательщиком. В связи с этим, если у налоговиков возникают какие-либо сомнения относительно «обычности» какой-либо цены, бремя доказывания возлагается на них. Порядок действий проверяющих в таком случае следующий.

Если при проведении документальной проверки контролеры выявят достаточные доказательства занижения налоговых обязательств (других искажений показателей налогового учета), связанного с нарушением применения обычных цен, то данный факт будет зафиксирован ими в акте и после чего перенесен в налоговое уведомление-решение (подробно этот вопрос рассмотрен на с. 38).

В остальных случаях, если у налоговиков возникнут сомнения относительно применения обычных цен*, они могут направить плательщику запрос (п. 39.14 и п.п. 2 п. 73.3 НКУ) — лично, по почте или же через Интернет с соблюдением условия об ЭЦП. При этом такой запрос должен удовлетворять определенным требованиям, в частности:

1) быть направленным при проведении проверки, причем формально как камеральной, так и документальной (фактические проверки не в счет, что обусловлено ограниченным перечнем вопросов, затрагиваемых при ее проведении). Хотя в отношении камеральных проверок у нас есть сомнения, поскольку при их проведении исследуются лишь данные деклараций/расчетов без каких-либо других документов (п.п. 75.1.1 НКУ). В иных случаях, например при встречных сверках, налоговики такого права лишены. При этом если с документальными проверками вопросов нет, поскольку плательщик уведомляется об их проведении (пп. 77.4 и 78.4 НКУ), а потому может и отследить правомерность направления запроса, то на камеральных стоит остановиться отдельно. Об их осуществлении плательщик не уведомляется, однако, как известно, они проводятся по отношению ко всем плательщикам в строго установленные сроки. Например, в части НДС они проводятся в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком для подачи декларации (п. 5 раздела XII Порядка № 1492). В связи с этим, если запрос направлен в пределах данного промежутка времени, его следует считать правомерным;

2) быть подписанным руководителем органа ГНС или его заместителем;

3) содержать перечень запрашиваемой информации, документов, подтверждающих ее, а также основания для направления запроса (необходимость соблюдения данных требований признают и налоговики, о чем см. письмо ГНСУ от 03.12.2012 г. № 3060/0/141-12/А/10-1114/4341).

* При этом не исключено, что сотрудников ГНС будут интересовать лишь отдельные категории плательщиков. Так, например, при проверках в сфере ВЭД в их поле зрения попадают лишь плательщики НДС, удельный вес экспортных операций которых составляет более половины общего объема поставок.

Если запрос данным условиям удовлетворяет, то на него необходимо ответить в течение месяца. Если данный срок будет пропущен, то формально никаких негативных последствий повлечь это не должно, в том числе налоговики не получат права на проведение документальной внеплановой проверки. Последнее обусловлено тем, что подобное право возникает лишь при игнорировании запроса, направленного согласно п.п. 1 п.п. 3 п. 73.3 НКУ (в частности, при выявлении налоговиками фактов, свидетельствующих о нарушении налогового и другого, контролируемого ими, законодательства или недостоверности данных, указанных в декларации). Несмотря на это, во избежание лишних конфликтов рекомендуем отнестись к данной обязанности добросовестно и ответить налоговикам**. При этом в таком ответе плательщик может зафиксировать на свое усмотрение (п. 39.14 НКУ): (1) или обоснование уровня обычных цен для соответствующих операций, или (2) ссылку на абзац первый п. 39.14 НКУ, в частности на то, что обязанность по доказыванию несоответствия договорных цен обычным возложена на налоговиков (формально, данный вариант не приводит к негативным последствиям, но не исключено, что после такого ответа налоговики направят повторный запрос, но уже согласно п.п. 1 п. 73.3 НКУ).

** Тем более нельзя исключать, что после игнорирования такого запроса они составят следующий, но уже на основании п.п. 1 п. 73.3 НКУ. При этом если плательщик не ответит и на него (уже в течение 10 дней), то у налоговиков появятся основания для проведения документальной внеплановой проверки.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше