Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Расходная накладная: можно без печати

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Расходная накладная: можно без печати

 

Подскажите, пожалуйста, какая печать должна стоять на расходной и приходной накладной — основная печать предприятия, «для документов», «для довiдок» и т. д.? И если в наличии есть доверенность, обязательно ли в расходной накладной должна стоять печать?

(г. Донецк)

 

Начнем с того, что ДСТУ 4163-2003 «Требования к оформлению документов» причисляет печать к необязательным реквизитам документа, при этом указывая, что оттиском печати удостоверяют на документе подпись ответственного лица. Перечень документов, на которых проставляется оттиск печати, определяют организации на основании нормативно-правовых актов. Он приводится в инструкции по делопроизводству организации (п. 5.26 ДСТУ 4163-2003).

Чтобы определиться, на каких документах необходимо проставлять печать, следует обратиться к нормативно-правовым актам. В Законе Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (далее — Закон № 996) в перечне обязательных реквизитов первичного документа такой реквизит, как печать, не назван. Что касается Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88 (далее — Положение № 88), то в его п. 2.5 указано, что подпись может быть скреплена печатью. Из этого можно сделать вывод: в общем случае проставление печати на первичном документе не обязательно.

Аналогичным образом рассуждают и налоговики, указывая, что п. 2.4 Положения № 88 и ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете наличие оттиска печати на первичном документе не предусмотрено в качестве общего правила. В то же время печать становится обязательной, если она указана в качестве обязательного реквизита в утвержденной типовой форме (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 30).

Таким образом, в общем случае наличие оттиска печати предприятия на первичном документе не является обязательным условием его действительности. Однако если формой первичного документа или соответствующим нормативно-правовым актом предусматривается наличие оттиска печати, то печать проставляется в обязательном порядке. Например, это касается налоговой накладной (см. «Шпаргалка для заполнения НН» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 35, с. 10).

Так, в форме доверенности на получение ценностей, типовая форма № М-2 (см. приложение 1 к Инструкции о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Минфина Украины от 16.05.96 г. № 99 (далее — Инструкция № 99), одним из обязательных реквизитов является наличие печати. Соответственно без печати в этом документе уже не обойтись. Пункт 12 Инструкции № 99 запрещает отпускать ценности в случае предъявления доверенности, выданной с нарушением установленного порядка или с незаполненными реквизитами.

В отношении же расходной (приходной) накладной такое требование ни формой документа, ни нормативно-правовым актом не предусматривается, соответственно при ее оформлении подписи уполномоченных на то лиц скреплять печатью не обязательно.

Причем следует отметить, что никакой связи между наличием доверенности (в обязательном порядке с печатью, иначе она будет признана недействительной) и наличием (отсутствием) оттиска печати на расходной накладной не прослеживается. Наличие доверенности выступает только в качестве подтверждения того, что товар отгружается «нужному» покупателю.

В то же время, если предприятие скрепляет подписи в расходно-приходных накладных печатью, следует все же обратить внимание на то, что на ней написано.

Общие требования к печати описывались в Инструкции № 17, утвержденной приказом МВД Украины от 11.01.99 г. № 17, в частности, там говорилось, что основная металлическая или каучуковая печать могла быть у предприятия только одна (п.п. 3.2.6), в определенных случаях допускалось наличие дополнительной каучуковой либо металлической печати с цифрами «1», «2» и т. д., а также простых круглых печатей и разных штампов для секретариатов, канцелярии (общего отдела), управления делами, административно-хозяйственных управлений (отделений), управлений (отделов) кадров и др. Или если у предприятия есть филиал, то для него также могла быть изготовлена каучуковая либо металлическая печать. В этом случае на печати должно быть слово «Філія» (п.п. 3.2.7 Инструкции № 17).

После 21.02.2011 г. Инструкция № 17 утратила силу (приказ МВД Украины от 11.01.2011 г. № 5). Во-первых, с этой даты не надо получать разрешение в органах МВД на изготовление печати, во-вторых, нигде не регламентированы требования к печати. То есть особо смелые могут ставить любую печать.

Однако при этом следует не забывать, что основная печать предприятия, печать «для документов», «для справок» и т. д. — каждая из указанных печатей имеет свое конкретное назначение (о которых сами за себя говорят их названия).

Печатью скрепляются подписи определенных уполномоченных на то лиц, т. е. основная печать, например, скрепляет подписи руководителя (главного бухгалтера). А значит, основная печать предприятия не может быть поставлена в расходной накладной, если товар отпускает со склада кладовщик, исключение — когда руководитель предприятия занимается сам непосредственно отпуском товара со склада.

То есть, если документ, в частности расходная накладная, составляется структурным либо обособленным подразделением, то подпись ответственного лица скрепляется печатью такого подразделения. Причем лучше этот момент оговорить в должностной инструкции или в положении о подразделении или отдельным приказом руководителя.

 

Наталия Дзюба, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше