Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Подтверждаем «налоговую» амортизацию: типовые или произвольные формы?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Подтверждаем «налоговую» амортизацию: типовые или произвольные формы?

 

Какие подтверждающие документы следует использовать для отражения амортизации в составе «налоговых» расходов? Обязательно ли для этого использовать типовые формы № ОЗ-14, № ОЗ-15, № ОЗ-16 или же возможна разработка самостоятельных форм первичных документов?

(г. Кременчуг)

 

Согласно п.п. 14.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) амортизация — это систематическое распределение амортизируемой стоимости основных средств, других необоротных и нематериальных активов в течение срока их полезного использования (эксплуатации). Амортизация в НКУ рассматривается как расходы и в зависимости от направления использования объекта амортизации включается в состав себестоимости, общепроизводственных, административных или сбытовых расходов (п. 138.8, п.п. «б» п.п. 138.8.5, п.п. «в» п.п. 138.10.2, п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ).

Как известно, п.п. 139.1.9 НКУ предусматривает, что не включаются в состав «налоговых» те расходы, осуществление которых не подтверждается соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога.

Поскольку норма НКУ в данном случае сама отсылает нас к бухучету, то нам остается заключить, что первичными документами, подтверждающими расходы в виде амортизации необоротных активов, являются те документы, которыми предусмотрено отражать начисление амортизации в бухучете. На первый взгляд, таковыми являются:

— для промышленных предприятий — типовая форма № ОЗ-14;

— для строительных организаций — типовая форма № ОЗ-15;

— для расчета амортизации по автотранспорту — типовая форма № ОЗ-16, утвержденные приказом Минстата Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета» от 29.12.95 г. № 352.

Впрочем, с данным выводом можно и поспорить, ввиду того что предлагаемые формы учета начисления амортизация весьма устарели. В частности, в них сохранен действовавший до начала 2000-х гг. механизм формирования так называемого амортизационного фонда, в связи с чем в формах предусмотрено отражать начисление амортизации на «повне відновлення» и на «капітальний ремонт».

Учитывая то, что типовые формы расчета амортизации не позволяют корректно рассчитать и должным образом зафиксировать сумму начисленной амортизации, пользователи могут «осовременить» их, разработав собственные формы и утвердив их приказом руководителя предприятия. Такое право предоставлено им п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88. Кстати, в этих целях можно также пользоваться самостоятельно разработанной формой сводной ведомости начисления амортизации по всем основным средствам предприятия.

При этом само собой разумеется, что все такие формы должны соответствовать критериям первичного документа, обозначенным в ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. Этого также будет вполне достаточно для получения права на «амортизационные» расходы в налоговом учете.

 

Максим Нестеренко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше