Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Налоговый учет получения необоротных активов постоянным представительством нерезидента

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Налоговый учет получения необоротных активов постоянным представительством нерезидента

 

Постоянное представительство нерезидента, действующее в Украине, получило от своего нерезидента автомобиль для собственных нужд. Как такую операцию, а также дальнейшие расходы по эксплуатации указанного транспортного средства (техническое обслуживание, ремонты, амортизация) отразить в налоговом учете представительства?

(г. Киев)

 

Налогообложение расходов, понесенных во время эксплуатации такого автомобиля, регулируется соответствующими нормами Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). А вот сколько и по какой процедуре придется заплатить в бюджет при его ввозе в Украину, определено в Таможенном кодексе Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI (далее — ТКУ), причем это будет зависеть от того, в каком таможенном режиме (импорта или временного ввоза) автомобиль будет ввозиться.

Режим временного ввоза. В случае, если транспортное средство после ввоза не подлежит отчуждению на территории Украины, а предназначено для использования в деятельности представительства на протяжении не более трех лет* с последующим возвратом нерезиденту, речь идет о режиме временного ввоза (ст. 103 ТКУ) и в соответствии с п. 206.7 НКУ к такому ввозу может применяться условное полное или условное частичное освобождение от налогообложения (при соблюдении требований гл. 18 ТКУ).

* Согласно ст. 108 ТКУ в каждом конкретном случае срок временного ввоза устанавливается таможенными органами, но не может превышать 3 лет.

Согласно п.п. 206.7.1 НКУ и ст. 105 ТКУ условное полное освобождение от налогообложения применяется исключительно к товарам, транспортным средствам коммерческого назначения, указанным в ст. 189 ТКУ и Приложениях B.1 — B.9, C, D к Конвенции о временном ввозе (г. Стамбул, 1990 год), на условиях, определенных этими Приложениями, а также к воздушным судам, которые ввозятся на таможенную территорию Украины украинскими авиакомпаниями по договорам оперативного лизинга.

Условное частичное освобождение (п.п. 206.7.2 НКУ и ст. 106 ТКУ) применяется в отношении товаров, не упомянутых выше, и предусматривает уплату НДС (а также других таможенных платежей) в момент помещения товара в таможенный режим временного ввоза из расчета 3 % за каждый полный/неполный месяц от суммы, которая бы подлежала уплате в случае выпуска товара в свободное обращение на территории Украины. При этом уплаченная сумма НДС при соблюдении соответствующих условий, на наш взгляд, может быть включена в состав налогового кредита в периоде такой уплаты.

Что касается налога на прибыль, то операция по временному ввозу не отразится в налоговом учете, поскольку даже если исходить из того, что отношения нерезидента с его представительством в Украине нашим законодательством рассматриваются как отношения двух различных налогоплательщиков (п. 160.8 НКУ), то имущество, ввозимое в режиме временного ввоза, с позиций налогообложения прибыли все равно не может считаться бесплатно предоставленным. Ведь ключевой признак бесплатного предоставления — отсутствие требования о возврате (п.п. 14.1.13 НКУ), а таможенный режим временного ввоза как раз и предусматривает возврат как непременное условие (ст. 103 ТКУ).

Ввоз в режиме импорта. Если ввоз осуществляется в режиме импорта, то в этом случае в момент оформления таможенной декларации будет уплачен НДС, который можно отнести в состав налогового кредита по дате уплаты (п. 198.2 НКУ).

В учете по налогу на прибыль в периоде ввоза придется отразить доход, поскольку очевидно, что налоговики, апеллируя к налоговой «независимости» представительства, о которой уже было сказано выше, будут считать имущество, поступающее представительству от нерезидента, бесплатно полученным и говорить о необходимости его включения на основании п.п. 135.5.4 НКУ в доходы (о чем в прошлом уже говорилось в письме ГНАУ от 05.12.2001 г. № 7791/6/15-1416).

Эксплуатационные расходы. В очередной раз руководствуясь п. 160.8 НКУ (налогообложение постоянных представительств нерезидентов осуществляется в общем порядке, а само представительство приравнивается с целью налогообложения к налогоплательщику, который осуществляет свою деятельность независимо от нерезидента), приходим к выводу, что вопросы текущего использования ОС в деятельности представительства регламентируются теми же нормами отечественного налогового законодательства, которые действуют и для резидентов.

Начислять налоговую амортизацию на автомобиль, полученный представительством от нерезидента, по нашему мнению, нет оснований в связи с тем, что в данном случае у такого представительства отсутствуют расходы на приобретение, которые формируют объект амортизации (п. 144.1 НКУ).

Что касается расходов на техническое обслуживание, заправку, стоянку и прочих расходов, связанных с эксплуатацией полученного от нерезидента автомобиля, то при условии его использования в хозяйственной деятельности представительства указанные расходы в полном составе относятся к налоговым расходам на основании п.п. 138.8.1, п.п. «г» п.п. 138.8.5, п.п. «в» п.п. 138.10.2 или п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ в зависимости от направления использования автомобиля (дополнительно см. письмо ГНСУ от 25.10.2012 г. № 4214/0/61-12/23-50.0114).

Отнесение расходов на проведение ремонтов и улучшений в состав налоговых расходов регулируется пп. 146.11 и 146.12 НКУ. Согласно этим пунктам в налоговом учете ежегодно рассчитывается ремонтный лимит в размере 10 % от совокупной балансовой стоимости всех групп ОС, подлежащих амортизации, на начало отчетного года. При этом указанные расходы по ремонту (прочим улучшениям) полученного автомобиля:

— в пределах 10 % лимита — включаются в состав налоговых расходов (п. 146.12 НКУ);

— в сумме превышения 10 % лимита — относятся на создание* объекта ОС группы 5 «Транспортные средства» (пп. 146.11 и 144.1 НКУ) и подлежат дальнейшей налоговой амортизации в общем порядке, т. е. с месяца, следующего за месяцем проведения ремонта/улучшений. При проведении очередных ремонтов и улучшений автомобиля возникающие «сверхлимитные» ремонтные расходы будут увеличивать стоимость такого объекта.

* Поскольку собственно первоначальная стоимость автомобиля в налоговом учете представительства не отражается, так как он считается бесплатно полученным.

О том, что расходы на ремонты и улучшения бесплатно полученных ОС также подлежат налоговой амортизации как отдельные объекты соответствующих групп, к которым относятся такие бесплатно полученные активы, прямо говорит п. 146.1 НКУ. Ведь в данном случае (в отличие от бесплатного поступления самих основных средств) ремонты и улучшения оборачиваются для налогоплательщика реальными расходами.

Таким образом, в случае проведения ремонтов и улучшений автомобиля, полученного от нерезидента, в сумме, превышающей 10 % лимит, сумма такого превышения будет амортизироваться как отдельный объект основных средств.

 

 Александр Олишевко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше