Темы статей
Выбрать темы

IT-льготы: налог на прибыль

Редакция НиБУ
Статья

IT-льготы: налог на прибыль

 

Когда-то нас уверяли в том, что первая в континентальной Европе ЭВМ была разработана и создана в Украине. Правда это или очередной миф советского прошлого, сейчас сказать трудно. Еще труднее представить, что наша страна когда-либо в будущем окажется среди передовиков в высокотехнологичных и наукоемких отраслях экономики и в первую очередь в индустрии программной продукции. Тем не менее на государственном уровне такая задача поставлена, а способствовать ее выполнению призван специальный режим налогообложения, введенный для определенных субъектов хозяйствования на ближайшие 10 лет. Рассмотрим, в чем заключается суть указанных льгот, на кого они распространяются, какой выигрыш дают при уплате налогов и какие подвохи таят в себе.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», i.khmelevskiy@id.factor.ua

 

СИПП — новое слово в льготном налогообложении или?..

О так называемых IT-льготах, предоставляющих отечественным субъектам хозяйствования, которые ведут деятельность в этой сфере, значительные послабления в налогообложении (в том числе и фонда оплаты труда), судачили давно (cм. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 45, с. 3). Однако в конкретную плоскость разговор перешел с принятием Закона № 5091 («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 65), которым в разд. XX «Переходные положения» НКУ были внесены соответствующие изменения, касающиеся особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции (далее — СИПП).

В конечном итоге их наделили только льготами по налогу на прибыль и НДС, а предложения относительно применения льготной (5 %) ставки по НДФЛ к доходам работников IT-компаний в форме зарплаты и иных вознаграждений по трудовым договорам (контрактам) в окончательный вариант документа не вошли.

Дальнейшие надежды на расширение «программистских» льгот связывались с Законом Украины «О государственной поддержке развития индустрии программной продукции» от 16.10.2012 г. № 5450-VI (cм. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 91, с. 5). К сожалению, последний, в отличие от Закона № 5091-VI, вообще не содержит практических норм, а лишь сугубо декларативно определяет формы и приоритетные направления господдержки развития индустрии программной продукции.

Между тем с 1 января текущего года начался отсчет того 10-летнего периода, в течение которого можно применять «льготные» нормы Закона № 5091. Забегая наперед, скажем, что НДС-льгота, предусмотренная этим Законом, имеет непосредственное отношение не только к СИПП, но и ко многим другим субъектам хозяйствования, в том числе — покупателям и продавцам (перепродавцам) программной продукции. Поэтому сегодняшний тематический номер должен показаться интересным и им, однако для соблюдения логики изложения начнем все же рассмотрение IT-льгот с налога на прибыль. Тем же читателям, которые не являются плательщиками этого налога, но зарегистрированы плательщиками НДС (в частности, НДСникам-единоналожникам) можно просто перейти к следующей статье.

Из беглого прошлогоднего знакомства с Законом № 5091 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 65, с. 5) вы уже знаете, что все правила и особенности налогообложения результатов хозяйственной деятельности в IT-сфере этим налогом содержатся в п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ.

Согласно п.п. 1.1 этого пункта временно, с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, налогоплательщики, соответствующие определенным критериям, о которых скажем ниже (такие налогоплательщики в терминах Закона № 5091 и являются теми самыми субъектами индустрии программной продукции, сокращенно — СИПП), имеют право применять специальный (альтернативный) режим налогообложения.

Чтобы воспользоваться таким правом, необходимо, кроме соблюдения упомянутых критериев, осуществлять хотя бы один из видов экономической деятельности по реализации товаров, выполнению работ и предоставлению услуг в индустрии программной продукции, приведенных в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ (к их обсуждению мы вернемся в разделе 1 этой статьи*), а также:

подать налоговому органу в установленные сроки специальное заявление;

пройти соответствующую регистрацию;

получить свидетельство о включении в реестр субъектов, применяющих особенности налогообложения деятельности в индустрии программной продукции.

* Последующие разделы статьи пронумерованы исключительно для удобства приведения перекрестных ссылок.

Другими словами, IT-льгота по налогу на прибыль не является безусловной. Напротив, чтобы воспользоваться ею, претендентам надо преодолеть перечисленные выше административные преграды, каждую из которых нам предстоит описать подробно. Но даже из того, что уже сказано, становится ясно: рассматриваемая льгота (как и большинство «налоговоприбыльных» льгот) носит субъектный характер, т. е. необязательна к применению всеми налогоплательщиками, а может применяться лишь теми из них, кто решится на это по собственному желанию, но при условии соблюдения ими всех законодательных ограничений. В этом, сразу заметим, состоит главное отличие рассматриваемой льготы от «программистской» льготы по НДС, о которой пойдет речь в следующей статье.

 

1. Льготируемые виды деятельности

Полный перечень видов экономической деятельности, прибыль от осуществления которых будет льготироваться, достаточно обширен (см. п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ) и, в частности, включает:

1) издание программного обеспечения, включая издание и реализацию (продажу, прокат и/или предоставление лицензий) системных пакетов программ, служебных и игровых программ; выпуск компьютерных игр для всех платформ (см. коды КВЭД-2010: 58.21 «Издание компьютерных игр», 58.29 «Издание прочего программного обеспечения», 62.01 «Компьютерное программирование»);

2) компьютерное программирование и все виды деятельности по написанию, модифицированию, тестированию и обеспечению технической поддержкой, документированию программного обеспечения; настройку ПО; разработку индивидуального ПО (на заказ) (см. код КВЭД-2010 62.01 «Компьютерное программирование»);

3) консультирование по вопросам информатизации (см. код КВЭД-2010 62.02 «Консультирование по вопросам информатизации»);

4) деятельность по управлению компьютерным оборудованием (см. код КВЭД-2010 62.03 «Деятельность по управлению компьютерным оборудованием»);

5) создание и внедрение информационно-технических комплексов, систем и сетей; разработку криптографических средств защиты информации; предоставление права на использование ПО, включая передачу имущественных прав интеллектуальной собственности на ПО (компьютерные программы) (см. код КВЭД-2010 33.20 «Установка и монтаж машин и оборудования»);

6) обработку данных, размещение информации на веб-узлах и связанную с ними деятельность, включая деятельность, связанную с базами данных (см. коды КВЭД-2010: 63.11 «Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность» и 63.12 «Веб-порталы»).

Эти же виды деятельности принимаются во внимание для проверки соблюдения «доходного» критерия (см. раздел 4 этой статьи) в целях регистрации СИПП в качестве льготника.

Заметим, что в приведенном перечне не говорится ничего о такой широко распространенной IT-услуге, как хостинг. Однако, как следует из описания класса 63.11 «Обработка данных, размещение информации на веб-узлах и связанная с ними деятельность», приведенного в Методологических основах и пояснениях к позициям национального классификатора ДК 009:2010 «Классификация видов экономической деятельности», утвержденных приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396, под услугой «хостинг» понимается предоставление веб-ресурсов для размещения программных приложений (см. дополнительно письмо НКРСИ от 28.11.2012 г. № 01-7783/14). Таким образом, указанную услугу также можно считать льготируемой в соответствии с Законом № 5091. Заодно напомним, что учетные вопросы, связанные с приобретением подобных услуг, рассматривались в статье «Веб-сайт (интернет-магазин): учет расходов на создание, размещение и обслуживание» («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 68). Этой же теме посвящено письмо Министерства финансов Украины от 07.11.2012 г. № 31-08410-07-10/26689.

Многим может показаться, что «налоговоприбыльная» IT-льгота распространяется и на провайдеров, обеспечивающих доступ к сети Интернет. Между тем это не так, поскольку их деятельность согласно Закону Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV ограничивается сферой телекоммуникаций (иначе говоря — электросвязи; см. разд. 61 КВЭД-2010) и напрямую не попадает ни в одну из перечисленных выше шести групп, представители которых могут претендовать на льготный режим налогообложения, предназначенный для СИПП.

Обращаем внимание, что непосредственно в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, содержащем полный перечень льготируемых видов деятельности, какой-либо привязки к кодам старого* или нового КВЭД нет. Тем не менее налоговики попытались выработать такое соответствие (см. п. 7 Регистрационного заявления СИПП по форме № 1-IТ, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2013 г. № 12; о его предназначении и порядке предоставления налоговому органу расскажем позднее), и на него будущие льготники вполне могут ориентироваться.

* Как известно, приказом Минэкономразвития Украины от 07.02.2013 г. № 113 действие предыдущего Классификатора ДК 009:2005 было восстановлено до 31 декабря 2013 года (см. «Налоги и бухгалтерский учет, 2013, № 16, с. 3), поэтому в текущем году есть шанс получить IT-льготу и тем предприятиям, которые не успели перейти на новый КВЭД-2010.

Однако полагаться всецело при определении видов деятельности, подпадающих под IT-льготу, на тот или иной классификатор было бы неверно. Многие еще помнят, как в период действия пресловутого п.п. 196.1.14 НКУ различные госорганы относились к проблеме классификации услуг по разработке, поставке и тестированию программного обеспечения, по обработке данных и предоставлению консультаций по вопросам информатизации, предоставлению информации и других услуг в сфере информатизации, в том числе с использованием компьютерных систем (которые в то время не являлись объектом обложения НДС в одном ряду с консультационными и некоторыми другими услугами).

В частности, из письма ГНАУ от 26.05.2011 г. № 14837/7/16-1517 («Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 46) следовало, что предоставленный субъекту хозяйствования органами госстатистики код вида экономической деятельности не обусловливает обязанность обложения или необложения налогом оказываемых им услуг. И хотя в письме речь шла об НДС, полагаем, такой же вывод должен быть справедлив также в отношении налога на прибыль.

А это значит, что для решения вопроса, относится та или иная деятельность налогоплательщика к льготируемой в соответствии с Законом № 5091, следует прежде всего вникнуть в ее суть и в случае «айтишной» направленности смело считать ее подпадающей под рассматриваемую льготу. Коды КВЭД, указанные в статсправке предприятия (а их там может быть не более 6, что не означает запрета осуществлять любые другие виды), должны при этом играть второстепенную роль.

Между тем, из опыта «первопроходцев», уже пытавшихся в текущем году получить «программистскую» льготу, стало известно о формальном подходе налоговиков на местах к обработке заявлений. Во многих случаях коды КВЭД заняли главенствующее место в регистрационной процедуре, которую необходимо пройти для приобретения статуса СИПП. Таким образом, при отсутствии в статсправке хотя бы одного из требуемых кодов вида экономической деятельности в переходе на льготный режим налогообложения заявителям было отказано.

Для обоснования незаконности подобных действий приведем такой аргумент. Как следует из п. 7 Регистрационного заявления, деятельность по предоставлению права на использование ПО, включая передачу имущественных прав интеллектуальной собственности на ПО (компьютерные программы) (см. абз. 5 п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ), самими налоговиками не классифицирована вообще, поскольку, очевидно, может осуществляться без какой-либо взаимосвязи с кодами КВЭД налогоплательщика.

Иначе говоря, субъект хозяйствования, занимающийся этой деятельностью, вообще не сможет предъявить статистическую справку с подходящим кодом (понятно, что ни старый код по КВЭД-2005 33.30.0 «Проектирование и монтаж систем управления технологическими процессами», ни новый код по КВЭД-2010 33.20 «Установка и монтаж машин и оборудования», указанный в п. 5 заявления, сути деятельности по передаче авторских прав на ПО не соответствуют).

Как же быть в таком случае? Главное, на наш взгляд, чтобы субъект хозяйствования имел соответствующие права интеллектуальной собственности на то или иное ПО, включая право на их передачу (подробнее об этих нюансах см. в тематическом выпуске «Компьютерные программы» газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 56), а к кодам КВЭД, еще раз подчеркнем, закон никаких требований не выдвигает*.

* Кстати, если никак иначе доказать свое право на льготу не получается, можно попытаться предоставить налоговому органу вместе с регистрационным заявлением соответствующие первичные документы, из которых следовала бы «айтишная» направленность основной деятельности. О такой возможности (скорее даже, обязанности) сказано в п.п. 1.6 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ.

Тем не менее формальный подход может оставить за бортом определенное количество претендентов на льготный режим. Посмотрим, какова здесь цена вопроса. Что конкретно подразумевает законодатель под ослаблением налогового бремени на «айтишников» и стоит ли за это бороться?

 

2. Ставка налога

Собственно, суть льготы для IT-компаний — плательщиков налога на прибыль заключается в существенном уменьшении ставки этого налога по сравнению с основной ставкой, установленной для прочих налогоплательщиков (см. п. 10 подразд. 4 и п.п. 1.2 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ).

Так, временно, с 1 января 2013 года до 1 января 2023 года, субъекты индустрии программной продукции получили право применять сниженную ставку налога на прибыль предприятий в размере 5 % от осуществления «айтишных» видов экономической деятельности, о которых было сказано выше.

Как уже повелось среди льготников, для этого им придется вести отдельный учет доходов и расходов, связанных с осуществлением таких видов деятельности, порядок которого установлен п.п. 1.3 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ.

 

3. Порядок определения прибыли

Порядок ведения отдельного учета доходов и расходов для определения прибыли, которая будет облагаться налогом на прибыль по ставке 5 %, в общем-то, ничем не отличается от аналогичных предписаний, содержащихся в НКУ для других категорий льготников. Итак:

— в состав доходов, которые будут участвовать при определении прибыли, облагаемой по ставке 5 %, включаются доходы только от тех видов деятельности, которые перечислены в п.п. 1.5 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ (см. раздел 1 этой статьи). Другими словами, речь идет только о доходах от реализации товаров (работ, услуг). При этом внереализационный доход (к примеру, финпомощь, курсовые разницы и т. п.) участвовать в отдельном учете не должен, поскольку его нельзя считать полученным от «айтишных» видов деятельности;

— в состав расходов (включая амортизацию основных средств и нематериальных активов), которые будут участвовать при определении прибыли, облагаемой по ставке 5 %, включаются только те расходы, которые непосредственно связаны с указанными выше видами деятельности;

если же расходы (амортизация основных средств и нематериальных активов или общепроизводственные расходы, обеспечивающие деятельность предприятия в целом) одновременно имеют отношение как к льготируемым видам деятельности, так и к другим видам деятельности плательщика налога на прибыль, то такие расходы подлежат распределению между льготируемыми и прочими видами деятельности. Коэффициент такого распределения рассчитывается как отношение доходов, полученных от льготируемых видов деятельности, к общей сумме доходов, полученных от всех видов деятельности.

В данном случае для распределения общих расходов можно воспользоваться такой формулой:

Рл = Робщ х Дл : Добщ,

где Рл и Дл — сумма расходов и доходов, относящихся к льготируемой деятельности;

Робщ и Добщ — общая сумма расходов и доходов, относящихся как к нельготируемой, так и к льготируемой деятельности.

Приведем пример. Доходы IT-предприятия за I квартал 2013 года составили: от услуг по консультированию по вопросам информатизации согласно коду КВЭД-2010 62.02 (льготируемая деятельность, которая облагается налогом на прибыль по ставке 5 %) — 240000 грн., от сдачи в аренду оборудования (деятельность, облагаемая по полной ставке; в 2013 г. — 19 %) — 10000 грн., итого совокупный доход субъекта хозяйствования равен 250000 грн. (здесь и далее все суммы для упрощения приведены без учета НДС). Себестоимость оказанных услуг по данным налогового учета за отчетный (налоговый) период определена на уровне 155000 грн. Кроме того, предприятием были понесены административные расходы (общие для обоих видов деятельности) в сумме 40000 грн.

Пользуясь приведенной выше формулой, произведем распределение админрасходов между льготируемым и нельготируемым видами деятельности:

40000 х (240000 : 250000) = 38400 (грн.).

Следовательно, к прочей (нельготируемой) деятельности относится часть админрасходов в сумме 1600 грн. (40000 - 38400).

Кстати, совсем скоро у IT-компаний, пользующихся рассматриваемой льготой, возникнет вопрос, как отразить данные отдельного учета в своей декларации по налогу на прибыль. Дело в том, что другие льготники, которые осуществляют один или несколько видов деятельности, освобожденных от налогообложения в соответствии со ст. 154, 156, 157, 158 и пп. 15 — 19 подразд. IV разд. XX «Переходные положения» НКУ, и также обязаны вести отдельный учет согласно п. 152.11 этого Кодекса, в указанных целях заполняют Приложение ПЗ. Однако IT-льготникам непосредственно воспользоваться этим приложением не удастся, поскольку их прибыль от льготируемых видов деятельности не освобождена от налогообложения полностью, а облагается налогом по пониженной ставке. Ввиду этого надо сначала определить объект налогообложения от льготируемой деятельности, затем применить к нему такую пониженную ставку, после чего рассчитанную таким образом сумму налога прибавить к той, которая исчислена исходя из остальной прибыли, облагаемой по полной ставке.

На сегодня действующие формы отчетности по налогу на прибыль предприятия произвести указанные вычисления не позволяют — для этого требуется внести в них соответствующие изменения. Остроту вопроса пока снимает годовое декларирование, введенное с начала текущего года для большинства налогоплательщиков (подробности см. в статье «Налог на прибыль по-новому: подача декларации» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 21).

Однако если по тем или иным причинам IT-льготник вынужден будет перейти на квартальную подачу отчетности и, как следствие, подавать декларацию до конца года, то рассчитать итоговую сумму налога на прибыль ему, по-видимому, придется в стр. 11 декларации, применяя к объекту налогообложения, полученному от льготируемых видов деятельности, и объекту налогообложения, полученному от остальных видов деятельности, разные ставки налога (5 % и 19 % соответственно) и суммируя полученные таким образом величины. Будем надеяться, что Минфин в скором времени устранит эту недоработку в форме отчетности.

Раз уж мы затронули вопрос годового декларирования, скажем сразу об отрицательных последствиях этого нововведения, которые наверняка уже почувствовали на себе субъекты хозяйствования, избравшие льготный режим налогообложения своей IT-деятельности. Дело в том, что для таких налогоплательщиков, уплачивающих в текущем году ежемесячные авансовые взносы, базой для их расчета служил налог на прибыль, определенный в прошлогодней декларации по ставке 21 %. По 1/12 от этой величины они и вынуждены уплачивать в марте 2013 г. — феврале 2014 г., несмотря на то что определенная часть их текущей прибыли должна облагаться по ставке 5 %. Тем не менее уменьшить авансы им не удастся, из-за чего за год они могут переплатить почти в 4 раза больше налога, чем им следовало бы. Понятно, что такие гримасы льготного налогообложения заставляют задуматься о целесообразности применения льготы вообще.

Нельзя обойти вниманием и такой важный момент: для IT-компаний, пользующихся рассматриваемой льготой, не предусмотрено условие насчет целевого использования высвобожденных из-под налогообложения средств. Это значит, что сэкономленные суммы на уплате налога на прибыль по пониженной ставке могут быть израсходованы предприятием как угодно и дополнительной отчетности о направлениях такого использования представлять не понадобится. Разумеется, не выдвигается и требование о перечислении неиспользованных (либо использованных не по целевому назначению) средств в госбюджет.

В завершение этого раздела статьи обращаем внимание, что Отчет о суммах налоговых льгот* по форме, предусмотренной приложением к Порядку № 1233, льготникам-«айтишникам» подавать все-таки придется. Если начало пользования такой льготой приходится на середину года, то за налоговый период, на который приходится дата начала пользования, и далее — за следующие налоговые периоды до конца года (в том числе и за год в целом) Отчет нужно подавать. Причем, на наш взгляд, если предприятие пользуется налоговыми льготами, подавать Отчет о суммах налоговых льгот нужно ежеквартально**, вне зависимости от того, какой налоговый период по налогу на прибыль установлен для такого предприятия (аргументы в пользу такого подхода см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 32, с. 47).

* Подробную информацию о его заполнении см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 32, с. 9.

** Впрочем, можно найти аргументы и в пользу подачи указанного отчета раз в год (если не было льгот по другим налогам, кроме налога на прибыль), однако ежеквартальное предоставление в любом случае выглядит самым безопасным.

Для IT-компаний, использующих льготный режим налогообложения, важно знать, как исчислить сумму полученной льготы, которая должна приводиться в графе Отчета «Сума податкових пільг, гривень; усього». Впрочем, выполнить такой расчет будет несложно, если понимать, что сумма полученных налоговых льгот — это сумма налога или сбора, которую должен был бы уплатить субъект хозяйствования, если бы не воспользовался льготами. Проще всего показать это на примере.

Пример. Предприятие-СИПП применяет ставку налога на прибыль 5 % в соответствии с п.п. 1.2 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ (код льготы — 11020291 согласно Справочнику № 65/1 налоговых льгот, являющихся потерями доходов бюджета, по состоянию на 01.04.2013 г.). Предположим, прибыль предприятия от осуществления льготируемой IT-деятельности за отчетный период 2013 г. составила 50000 грн. Сумма льготы в таком случае будет равна 7000 грн. (50000 грн. х (19 % - 5 %) : 100 %).

 

4. Критерии для получения права на льготное налогообложение

СИПП имеет право воспользоваться льготным режимом обложения налогом на прибыль, если в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов совокупно одновременно отвечает критериям, перечисленным в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, а именно:

1) удельный вес доходов от осуществления «программистских» видов льготируемой деятельности (с ними мы уже ознакомились в разделе 1 этой статьи) составляет не менее 70 % доходов от всех видов деятельности;

2) первоначальная стоимость основных средств и/или нематериальных активов такого субъекта превышает 50 размеров минимальной заработной платы, установленной на 1 января отчетного года;

3) у субъекта отсутствует налоговый долг;

4) в отношении субъекта не принято постановление о признании его банкротом.

К сожалению, имеющаяся на сегодня информация о подходах самих налоговиков к практическому применению этих критериев крайне ограничена. Так, приведенная в ЕБНЗ под кодом 110.23.01 консультация с ответом на вопрос «Каким критериям должен соответствовать субъект хозяйствования, чтобы получить свидетельство СИПП?» сводится к формальному цитированию норм Закона № 5091 и не содержит каких-либо дополнительных разъяснений на сей счет. В таком же ключе составлено и письмо ГНСУ от 31.12.2012 г. № 12917/0/71-12/15-1317.

Единственным ориентиром при анализе обсуждаемых нами критериев может служить приказ Минфина от 14.01.2013 г. № 12, которым утверждена форма Регистрационного заявления СИПП (о нем мы уже вспоминали). Сформулируем несколько выводов в отношении наиболее важных из критериев, опираясь на упомянутый документ, после чего расскажем о порядке подачи такого заявления.

 

5. Порядок расчета критериев

Во-первых, из Регистрационного заявления следует, что критерий удельного веса доходов (см. п. 1 из списка, приведенного в разделе 4 статьи) должен соблюдаться в разрезе каждого из предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов. Источником информации о таких доходах должны служить показатели налоговой отчетности (это оговаривается в п.п. 4.3.1 Порядка № 12), в связи с чем не совсем ясно, зачем Закон № 5091 требует от СИПП, претендующего на льготы, подачи налоговому органу финансовой отчетности.

Между тем п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, как уже отмечалось выше, требует соблюдения всех критериев в течение предыдущих четырех последовательных отчетных (налоговых) кварталов «совокупно одновременно». Таким образом, налицо несоответствие формы Регистрационного заявления требованиям НКУ, что, кстати, вполне может привести к уменьшению количества получивших разрешение на IT-льготу (ведь соблюсти 70 % «доходный» критерий в разрезе каждого из 4 кварталов куда сложнее, чем такой же критерий, усредненный за все 4 квартала вместе).

Поскольку в НКУ речь идет именно о 4 кварталах, то, очевидно, с переходом с 2013 года на годовой отчетный период в этом плане ничего не должно измениться, и для выбора льготного режима налогообложения нужно по-прежнему ориентироваться (как того требует п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ) на предыдущие 4 квартала.

Затем, став льготником, налогоплательщик — субъект индустрии программной продукции наравне с остальными плательщиками налога на прибыль в общем порядке будет подавать годовую декларацию по этому налогу, при этом постоянно контролируя соответствие «льготным» критериям. Иначе если СИПП перестанет им соответствовать, то согласно п.п. 1.7 п. 15 подразд. 1 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ он утратит право на применение льготного режима налогообложения (о налоговых последствиях этого скажем ниже).

Во-вторых, таким же образом следует проверять и соблюдение критерия первоначальной стоимости ОС и НМА. Правда, непонятным остается, на какую дату каждого из кварталов необходимо приводить сведения относительно величины такой первоначальной стоимости, и как быть, если, скажем, на начало того или иного квартала указанный критерий соблюдается, но затем вследствие продажи объекта ОС или НМА он нарушается, а к началу следующего квартала снова восстанавливается. Если исходить из того, что «критерий первоначальной стоимости» должен соблюдаться непрерывно в течение всех четырех последовательных кварталов, то в таком случае приходим к выводу о его несоблюдении.

Не совсем также ясно, принимать ли во внимание в целях соблюдения этого критерия те ОС и НМА, на которые не начисляется амортизация в налоговом учете, в частности непроизводственные основные средства* (см. п. 144.3 НКУ). Однако учитывая то, что Законом № 5091 преследуются «налоговые» цели, скорее всего, ответ на этот вопрос должен быть отрицательным. Надеемся, что ГНСУ в ближайшее время растолкует этот и другие нюансы.

* Подробнее о них можно прочитать в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 38, с. 26.

Еще один нюанс связан опять же с годовым декларированием налога на прибыль. В п.п. 4.1.3 Порядка № 12 прямо говорится, что для соблюдения рассматриваемого критерия следует ориентироваться на данные, приведенные в налоговых декларациях. Однако тут надо понимать, что первоначальная стоимость ОС и НМА в них вообще не приводится и, кроме того, перейдя на годовое декларирование, в налоговой отчетности налогоплательщик вообще не сможет представить никаких сведений относительно необоротных активов в разрезе каждого из кварталов отчетного года. Как следствие, налоговикам, скорее всего, придется черпать необходимую информацию из финотчетности.

В-третьих, сама конструкция «предыдущие четыре последовательные отчетные (налоговые) кварталы» также требует пояснений. Ведь если Регистрационное заявление подается за 30 дней до начала того квартала, с которого СИПП желает пользоваться льготой (о порядке подачи указанного заявления скажем в следующем разделе статьи), то последний из таких четырех кварталов еще «не закрыт», значит, сведений об объемах доходов в таком квартале у субъекта хозяйствования еще нет. Скорее всего, в данном случае ему придется поступать так, как это всегда делали единоналожники, подавая заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения за 15 дней до окончания календарного года, — фактический объем дохода они приводили за 11 месяцев, а за последний, 12-й месяц, указывали оценочный доход.

Кстати, коль уж зашла речь о единоналожниках, заметим, что после перехода на общую систему налогообложения они также могут претендовать на IT-льготу. При этом, заполняя Регистрационное заявление, свой доход за предыдущие четыре квартала они опять же должны брать из налоговой отчетности. Понятно, что это будет доход «по деньгам», а не по отгрузке, как у общесистемщиков, но и у тех, и у других, подчеркнем это еще раз, в расчет необходимо принимать только доход, полученный от реализации товаров (работ, услуг). Другими словами, внереализационный доход (к примеру, финпомощь) участвовать в таком расчете не будет.

 

6. Порядок регистрации

Подпунктом 1.6 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ установлено, что если субъект хозяйствования соответствует выдвигаемым этим Кодексом критериям, для получения свидетельства о регистрации ему следует подать заявление в орган ГНС по своему местонахождению не позднее чем за 30 календарных дней до начала квартала, с которого он планирует применять особый порядок налогообложения.

Таким образом, те, кто хотел получить IT-льготу с начала текущего года, должны были сделать это до 30 ноября 2012 года включительно (с учетом того, что НКУ не содержит специальных правил переноса, если предельный срок подачи заявления приходится на выходной или праздничный день). Следующие предельные сроки для подачи такого заявления приходились на 1 марта (причем Порядок № 12 к тому моменту уже действовал и форма Регистрационного заявления уже была утверждена*) и 31 мая — тогда льготу можно было бы применять с начала II или III квартала соответственно.

* Заметим, что законодатель разрешил заинтересованным налогоплательщикам подавать регистрационные заявления в произвольной форме до его утверждения в установленном порядке, а ГНСУ письмом от 21.11.2012 г. № 9429/0/71-12/15-1317 рекомендовала использовать для этого форму, предложенную соответствующим проектом приказа Минфина.

Вместе с заявлением СИПП, претендующий на льготы, подает финансовую отчетность и копии первичных документов в бумажной либо в электронной форме (если сами документы создаются в электронной форме, т. е. с соблюдением всех требований по наложению ЭЦП, выдвигаемых законодательством), которые подтверждали бы обоснованность его желания применять льготный режим налогообложения. Какой-либо перечень таких документов Законом № 5091, к сожалению, не очерчен, поэтому в каждом конкретном случае его, видимо, придется согласовывать с налоговым органом. Формально же получается так, что налоговики могут потребовать всю ту первичку за 4 предыдущих квартала, которая подтверждает полученные налогоплательщиком доходы и, кроме того, первоначальную стоимость ОС и НМА.

Добавим, что зарегистрироваться субъектами, которые применяют особенности налогообложения, и получить соответствующее Свидетельство могут также новосозданные субъекты хозяйствования — для этого они должны соответствовать приведенным выше критериям в каждом из двух полных последовательных календарных кварталов.

При этом право новосозданных субъектов хозяйствования в ускоренном порядке перейти на льготный режим обложения сопряжено с документальной внеплановой невыезной проверкой, которую налоговые органы проводят по окончании двух полных кварталов пребывания на льготном режиме обложения (п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ).

Также следует учитывать, что для целей применения льготного режима обложения не считаются новосозданными лица, которые созданы после вступления в силу Закона № 5091 (напомним, что он вступил в силу 03.08.2012 г.) путем любого вида реорганизации, приватизации или корпоратизации.

После получения необходимого пакета документов орган ГНС для подтверждения права СИПП на льготу может в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения документов, провести документальную внеплановую невыездную проверку для установления достоверности поданных документов.

Ели по результатам рассмотрения заявления, поданных документов или документальной проверки будет установлено, что не соблюдаются критерии, указанные в п.п. 1.4 п. 15 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» НКУ, налоговый орган отказывает в регистрации и выдаче соответствующего Свидетельства. Решение об отказе направляется заявителю в течение 15 рабочих дней с момента получения регистрационного заявления. Заметим, что принятие органом ГНС решения об отказе не ограничивает возможности повторного обращения субъекта хозяйствования с целью регистрации его права на IT-льготу.

Если же все установленные законодательством условия выполняются, то в течение 15 рабочих дней с момента получения заявления претендент включается в реестр СИПП и ему выдается или направляется по почте с уведомлением о вручении соответствующее Свидетельство (его форма на сегодня утверждена тем же упоминавшимся неоднократно приказом Минфина от 14.01.2013 г. № 12). Не лишним будет знать, что такое Свидетельство является бессрочным, т. е. продлевать его не надо. А вот лишиться этого документа можно запросто, в первую очередь из-за несоблюдения критериев применения «айтишной» льготы. Об этом далее и поговорим.

 

7. Нарушение критериев применения IT-льготы

Судя по содержанию п.п. 1.7 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ, критерии, о которых мы говорили выше, должны соблюдать не только накануне регистрации СИПП в качестве льготника, но и во время применения льготного режима налогообложения. Если такие критерии будут нарушены (точнее, любой из них, ибо их предписано применять совокупно и одновременно), то придется:

1) по итогам отчетного квартала (обратите внимание: не с начала года, а только за квартал!), в котором было допущено нарушение, уплатить налог на прибыль по полной ставке и пеню на сумму разницы между налогом на прибыль по полной и льготной ставке;

2) распрощаться на следующие четыре последовательных отчетных (налоговых) квартала с льготным режимом налогообложения;

3) как следствие, стать плательщиком налога на прибыль на общих основаниях с первого числа того квартала, в котором было допущено нарушение.

Здесь стоит обратить внимание на один важный момент: НКУ не требует в случае нарушения того или иного «айтишного» критерия подачи декларации за какой-либо отчетный период, однако объяснить это можно установленным на момент принятия Закона № 5091 сплошным ежеквартальным декларированием, в силу которого предполагалось, что и без того декларация будет подана. С начала 2013 года ситуация кардинально поменялась — большинство предприятий теперь отчитываются по налогу на прибыль раз в год, значит, без прямого указания законодателя подавать декларацию за промежуточные кварталы не обязаны. В то же время, если IT-льготник перестает соответствовать критериям применения своей льготы, то по итогам отчетного (налогового) квартала, в котором случится такое несоответствие, он должен будет подать «квартальную» декларацию по налогу на прибыль (а вот следующую — только за год!).

Что касается уплаты пени на сумму разницы между налогом на прибыль по основной и льготной ставке, то, похоже, что на самом деле никакой пени в этом случае не будет, ибо согласно п. 129.1 НКУ пеня взимается только после окончания установленных этим Кодексом сроков погашения согласованного налогового обязательства и начисляется на сумму налогового долга. Иначе говоря, речь о пене может идти только в том случае, если нарушение льготных критериев установлено (налоговым органом либо самим налогоплательщиком) уже после того, как задекларировано налоговое обязательство по налогу на прибыль, исчисленное по льготной ставке. В противном случае, очевидно, достаточно будет просто уплатить налог по основной ставке за последний квартал, если в нем было допущено какое-либо из нарушений льготного режима.

Добавим, что по истечении полных четырех кварталов для повторного обретения статуса IT-льготника субъекту хозяйствования придется заново пройти весь «регистрационный» путь, описанный выше.

 

8. Аннулирование свидетельства о регистрации

Свидетельство о регистрации субъектом, применяющим особенности налогообложения, подлежит аннулированию в трех случаях (см. п.п. 1.7 п. 15 подразд. 10 разд. XX «Переходные положения» НКУ):

самостоятельной подачи заявления об аннулировании;

несоответствия установленным критериям;

прекращения «айтишных» видов деятельности, подпадающих под льготный режим, в связи с ликвидацией или реорганизацией.

В перечисленных случаях:

— субъект индустрии программной продукции обязан вернуть в орган ГНС соответствующее Свидетельство, однако сроки его возврата не установлены;

— орган ГНС аннулирует такое Свидетельство и исключает субъекта из реестра субъектов, применяющих особенности налогообложения.

Примечательно, что при аннулировании статуса IT-льготника по собственному желанию либо при прекращении подпадающих пол льготу видов деятельности НКУ умалчивает о сроке, с которого такой субъект хозяйствования становится обычным плательщиком налога на прибыль. Однако по аналогии с тем, что говорилось в предыдущем разделе статьи, судя по всему, налоговики будут требовать уплаты налога по полной ставке уже с квартала, в котором произошли указанные события.

Вот вкратце и все основные «налоговоприбыльные» нюансы применения «айтишной» льготы. Насколько она окажется привлекательной для конкретного налогоплательщика, решать, как всегда, придется ему самому. Ну, а как обстоят дела с этой льготой в НДС-учете, вы узнаете из следующей статьи.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше