Темы статей
Выбрать темы

Мнение специалистов официальных органов. О действии совместного приказа Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.1995 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля»

Редакция НиБУ
Статья

О действии совместного приказа Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.1995 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля»*

 

* См. также материал на с. 45. — Примеч. ред.

 

Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства проработаны обращения <…> (далее — Обращения) о действии совместного приказа Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.1995 № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» (далее — Приказ).

По результатам проведенного анализа Обращений, Приказа и действующего законодательства Госпредпринимательства Украины отмечает следующее.

Следует подчеркнуть, что в случае использования на предприятии грузового автомобильного транспорта нужно иметь определенный перечень документов. Некоторые из них потом будут основанием для бухгалтерского и налогового учета работы грузовых автомобилей, а кроме того, основанием для списания горючего, начисления зарплаты водителю и т. п.

При этом вопрос наличия и применения соответствующих форм первичного учета работы грузового автомобиля предусмотрен следующими актами действующего законодательства:

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ);

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП);

— Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (далее — Закон № 2344);

— Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207 (далее — Перечень № 207);

— приказ Минтранса Украины «Об утверждении Инструкции о применении форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих примесей и алкогольных напитков, форм товарно-транспортных накладных на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородсодержащих примесей и алкогольных напитков» от 28.04.2005 г. № 154 (далее — Приказ № 154);

— Правила перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса Украины от 14.10.97 г. № 363 (далее — Правила № 363);

— приказ Минагрополитики Украины «Об утверждении специализированной формы первичного учета товарно-транспортной накладной и Инструкции о порядке заполнения, применения специализированной товарно-транспортной накладной на отпуск хлебобулочных изделий» от 06.06.2001 г. № 153 (далее — Приказ № 153);

— приказ Минагрополитики Украины «Об утверждении инструкций и форм первичного учета с учетом требований ДСТУ:3662-97 «Молоко коровье цельное. Требования при закупке» от 01.07.2002 г. № 176 (далее — Приказ № 176).

На сегодняшний день документы на перевозки во внутреннем сообщении приведены в Перечне № 207. Причем лица, уполномоченные осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, должны руководствоваться именно этим нормативно-правовым актом. В нем, кстати, указано, что таким лицам запрещено требовать у водителя юридического лица или физического лица — предпринимателя другие документы.

Отметим, что следует различать перевозки на договорных началах и перевозки для собственных нужд, ведь от этого зависит и перечень необходимых документов. В обоих случаях не обойтись без удостоверения на право управления транспортным средством (ТС) соответствующей категории; регистрационного документа на ТС или другого удостоверенного в установленном порядке документа, подтверждающего право управления, пользования или распоряжения ТС; талона о прохождении государственного технического осмотра, полиса (сертификата) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных ТС. А водитель юридического лица должен иметь еще и путевой лист* с отметками о проведении предрейсового медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния ТС.

* В оригинале — «дорожній лист». В документе употребляется также термин «подорожній лист». В тех случаях, когда это не нарушает смысл сказанного, оба термина переведены на русский язык как «путевой лист». Если же требуется указать на какой-то из них конкретно, приводится соответствующее словосочетание на языке оригинала. — Примеч. ред.

Что касается документов на груз, то при перевозках груза на договорных началах нужна товарно-транспортная накладная (ТТН), а для собственных нужд — накладная или другой документ, подтверждающий право собственности на груз.

В соответствии с Перечнем № 207 дополнительные документы необходимы только в случае перевозки опасных грузов и грузов с превышением габаритных или весовых ограничений.
В первом случае это свидетельство о допуске ТС к перевозке определенных опасных грузов; ДОПОГ-свидетельство о подготовке водителей ТС, которые перевозят такие грузы; инструкция на случай аварии или чрезвычайной ситуации; согласование маршрута дорожной перевозки опасного груза, выданное Госавтоинспекцией. А во втором — разрешение на движение по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам, выданное Госавтоинспекцией.

Далее основное внимание уделим ТТН и путевому листу, поскольку именно они являются основными документами первичного учета работы грузового автомобиля.

В соответствии с п. 138.2 ст. 138 НКУ расходы, которые учитываются для определения объекта налогообложения, признаются на основании первичных документов, подтверждающих осуществление плательщиком налога расходов, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета, и других документов, установленных разделом II этого Кодекса. А расходы, не подтвержденные соответствующими расчетными, платежными и другими первичными документами, обязательность ведения и хранения которых предусмотрена правилами ведения бухгалтерского учета и начисления налога, не включаются в состав расходов (п.п. 139.1.9 ст. 139 НКУ).

Предоставление автотранспортных услуг грузовой перевозки на договорных началах оформляется актом выполненных работ (предоставленных услуг).

Кроме того, первичная транспортная документация относится к первичным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Обратившись к приказу Минтранса Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» от 29.12.95 г. № 488/346 (далее — Приказ № 488/346), увидим, что типовыми формами первичного учета работы грузового автомобиля, которые здесь и приведены, в частности, являются: путевой лист грузового автомобиля (форма № 2), т. е. первичный документ об учете грузовых автомобильных перевозок, который всесторонне характеризует работу автомобиля и водителя с момента их выезда с автотранспортного предприятия и до возвращения на предприятие (ст. 1 Правил № 363), и товарно-транспортная накладная (форма № 1-ТН) — единый для всех участников транспортного процесса юридический документ, предназначенный для списания товарно-материальных ценностей и учета на пути их перемещения, оприходования, складского, оперативного и бухгалтерского учета, а также для расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы (ст. 1 Правила № 363).

Следует заметить, что в тексте Правил № 363 употребляется и термин «дорожній лист» (документ установленного законодательством образца для определения и учета работы автомобильного ТС), поэтому считаем нужным привести некоторые разъяснения.

Как следует из п. 2 Приказа № 488/346, указанная форма первичного учета является обязательной к применению всеми субъектами хозяйственной деятельности. Впрочем, этот нормативный акт не зарегистрирован в Минюсте Украины. В п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете (приказ Минфина Украины от 24.05.95 г. № 88) определено, что первичные документы составляются на бланках типовых и специализированных форм, утвержденных соответствующим органом государственной власти. Кроме того, документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать обязательные реквизиты либо реквизиты типовых или специализированных форм. Поэтому мы считаем, что, поскольку форма № 2 не является документом строгой отчетности, но существует нормативный акт, который определяет ее форму, не будет нарушением оформлять перевозку груза типовой формой из Приказа № 488/346 или без ее изменений, или путем унификации (увеличения количества строк, приведения ее названия в соответствие с Перечнем № 207, Правилами № 363 и т. п.). Иначе говоря, от того, какое название формы № 2 используется — «дорожній лист» или «подорожній лист» суть этого первичного документа не изменяется.

Вместе с тем согласно п. 11.5 Правил № 363 ТТН (приложение 1) на перевозку грузов автомобильным транспортом заказчик (грузоотправитель) должен выписывать в количестве не менее четырех экземпляров:

первый остается у заказчика (грузоотправителя) и является основанием для списания ТМЦ;

второй передается водителем (экспедитором) грузополучателю и является основанием для оприходования ТМЦ;

третий и четвертый экземпляры передаются перевозчику. Третий экземпляр перевозчик предоставляет заказчику автотранспорта (он является основанием для расчетов за предоставленные транспортные услуги), а четвертый — прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы автомобиля и начисления заработной платы водителю.

При заключении договора на перевозку груза с транспортно-экспедиторским предприятием-посредником, что разрешено Правилами № 363, возникает потребность еще в одном экземпляре ТТН — для такого посредника.

Обращаем внимание, что заказчик (грузоотправитель) удостоверяет все экземпляры ТТН
подписью и при необходимости печатью (штампом). Приняв груз согласно ТТН, водитель (экспедитор) подписывает все ее экземпляры. Представитель грузополучателя тоже удостоверяет ТТН подписью и при необходимости печатью (штампом). Подписи и печать (штамп) проставляются при заполнении соответствующих реквизитов ТТН.

Если нет возможности указать в ТТН все наименования груза, подготовленного для перевозки, к такой накладной заказчиком на основании п. 11.8 Правил № 363 может прилагаться документ произвольной формы с обязательным указанием сведений о грузе (графы 1 — 10 ТТН). В таком случае в ТТН должно быть указано, что к ней прилагается как товарный раздел документ, без которого она считается недействительной и не может использоваться для расчетов с заказчиком. На практике таким документом обычно бывает накладная на отпуск товарно-материальных ценностей.

Стоит заметить, что при перевозке некоторых видов грузов автомобильным транспортом, кроме формы ТТН № 1-ТН, используются специализированные формы, в частности:

— форма № 1-ТН (спирт) «товарно-транспортная накладная на перемещение спирта этилового», форма № 1-ТН (вкд) «Товарно-транспортная накладная на перемещение высокооктановых кислородсодержащих примесей», форма № 1-ТН (алкогольные напитки) «Товарно-транспортная накладная на перемещение алкогольных напитков» (все утверждены Приказом № 154);

— форма № 1-ТТН (хлеб) «Товарно-транспортная накладная на отпуск хлебобулочных изделий», утвержденная Приказом № 153.

Перевозка молочного сырья автомобильным транспортом осуществляется только при наличии оформленной надлежащим образом специализированной товарной накладной по форме № 1-ТН (МС), которая утверждена Приказом № 176 и является неотъемлемой частью ТТН.

Что касается путевого листа (образец утвержденной Приказом № 488/346 типовой формы приведен в приложении 2), то, согласно п. 11.3 Правил № 363, без этого документа перевозка грузов не допускается. Его выписывает перевозчик, т. е. лицо, которое предоставляет услуги по перевозке груза автомобильным транспортом совместного пользования, и выдает водителю при выпуске автомобиля на линию (из гаража на работу).

Таким образом, нормы законодательства о наличии и обязательности применения документов первичного учета работы грузового автомобиля, которые необходимы для бухгалтерского и налогового учета, предусмотрены действующими нормативно-правовыми актами высшей юридической силы, а Приказ лишь утверждает их формы.

При этом подчеркиваем, что на момент утверждения Приказа Закон Украины «О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», который был принят 11.09.2003 г., еще не действовал.

В то же время отмечаем, что письмом от 07.06.2000 г. № 33-32-874 Министерством юстиции Украины, в частности, Госкомпредпринимательства Украины доведена его позиция относительно отсутствия оснований для государственной регистрации приказа Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.1995 № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля» в соответствии с требованиями Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.1992 № 731.

Учитывая приведенное выше, а также исходя из аргументации, изложенной в Обращениях, Госпредпринимательства Украины не усматривает оснований для прекращения применения приказа Министерства транспорта Украины и Министерства статистики Украины от 29.12.1995 г. № 488/346 «Об утверждении типовых форм первичного учета работы грузового автомобиля».

 

По материалам официального сайта
Госпредпринимательства Украины: dkrp.gov.ua

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше