Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Предприниматель-«общесистемщик» готовится к «электронизации» РРО: будут ли расходы?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Предприниматель-«общесистемщик» готовится к «электронизации» РРО: будут ли расходы?

 

Предприниматель — физическое лицо на общей системе налогообложения осуществляет дооборудование РРО модемом для обеспечения возможности подачи электронной отчетности. Можно ли расходы на эти мероприятия включить в состав «предпринимательских»? Может ли предприниматель на общей системе налогообложения в случае приобретения нового РРО отражать его амортизацию в составе своих расходов?

(г. Гуляйполе)

 

Пока еще до 1 июля есть немного времени*, подготовить РРО к подаче отчетности в электронном виде все субъекты хозяйствования могут двумя путями: (1) приобрести РРО нового поколения, которые создают контрольную ленту в электронной форме и содержат встроенные модемы; (2) доработать существующую кассовую технику путем присоединения к ней соответствующих модемов с установкой соответствующей версии программного обеспечения для передачи отчетной информации.

* В то же время на рассмотрение ВР подан законопроект, которым планируется отсрочить на год начало применения штрафов за неподачу РРО-отчетности электронным способом.

В первом случае расходы на приобретение РРО будут отражаться в налоговом учете плательщика налога на прибыль путем амортизации и по мере ее начисления включаться в состав расходов на сбыт (с учетом избранного метода и ограничений по срокам полезного использования) на основании п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ. Во втором случае расходы на дооборудование старого РРО (как улучшение объекта основных средств) должны отражаться в составе сбытовых расходов с учетом правил 10 % лимита: (1) в сумме, не превышающей размер 10 % лимита, включаться в расходы в периоде осуществления (п. 146.12 НКУ) и
(2) в сумме превышения такого лимита — увеличивать первоначальную стоимость объекта, подлежащего ремонту (п. 146.11 НКУ), с последующей амортизацией. Подробно об учете мероприятий по «электронизации» РРО см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11.

Как мы помним, согласно п. 177.2 НКУ у предпринимателя-«общесистемщика» объектом обложения налогом на доходы физических лиц является чистый налогооблагаемый доход, т. е. разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица — предпринимателя. Согласно п. 177.4 НКУ к перечню таких расходов относятся документально подтвержденные расходы, которые включаются в расходы операционной деятельности в соответствии с разд. III НКУ. Следовательно, вышеуказанные нормы из раздела НКУ, посвященного налогу на прибыль, должны быть в данном случае применимы к предпринимателю-«общесистемщику».

Однако здесь возникает загвоздка, которой не преминули воспользоваться налоговики: они утверждают, что балансовая стоимость основных средств должна непременно учитываться на бухгалтерских счетах. Поскольку, продолжают налоговики, для физлиц-«общесистемщиков» законодательством не предусмотрено ведение бухучета в целом и расходов на ремонт (улучшение) основных средств в частности, данные расходы не могут быть отражены в составе «предпринимательских» (см. ЕБНЗ, разд. 104.05 на с. 45 сегодняшнего номера). Данная проблема не нова, и мы вспоминали о ней, когда подробно писали о составе расходов предпринимателя-«общесистемщика». Тогда мы рекомендовали отражать амортизацию и ремонты в составе «предпринимательских» расходов лишь смелым плательщикам (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 81, с. 16).

Отрадно, что с тех пор появились дополнительные аргументы для трактовки рассматриваемой ситуации в пользу плательщика. Прежде всего с выводами налогового органа нельзя согласиться, поскольку ст. 177 НКУ предусмотрено, что «предпринимательские» расходы отражаются в соответствии с правилами разд. III НКУ, а не с бухучетными правилами. Например, в бухучете не установлены ограничения по минимально допустимому сроку полезного использования (п. 145.1 НКУ), и уже из-за этого бухучетная балансовая стоимость основных средств может отличаться от налоговой. Почти таким же образом обстоит дело и с ремонтными расходами, ведь в бухучете нет правила 10 % лимита, а есть лишь разрешение отражать «ремонтные» расходы по налоговым правилам. Следовательно, балансовая стоимость основных средств и в том и в другом случае непосредственно бухучетом не формируется. Поэтому апелляция налоговиков к отсутствию бухучета у предпринимателя не может приниматься как аргумент для неотражения расходов, поскольку такие расходы отражаются на основании данных не бухгалтерского, а налогового учета.

Поэтому считаем, что если предприниматель-«общесистемщик» приобрел материальный актив, который по своим стоимостным и эксплуатационным критериям подпадает под налоговое определение основных средств (п.п. 14.1.138 НКУ), а это в большинстве случаев касается РРО, он должен отражать расходы так, как это ему предписывает п. 177.4 НКУ — в порядке, установленном разд. III НКУ, т. е. через амортизацию. Следовательно, «ремонтные» расходы необходимо отражать на основании пп. 146.11, 146.12 НКУ.

Такую же точку зрения занимают и суды, которые указывают, что п. 177.4 НКУ является отправной нормой, а это значит, что расходы субъекта хозяйствования, который не является плательщиком налога на прибыль, но предоставляет отчетность о доходах от занятия предпринимательской деятельностью, формируются в том же порядке, как у плательщиков налога на прибыль. Суды также указывают, что Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV не лишает предпринимателя-«общесистемщика» права вести бухучет расходов, подлежащих амортизации, и расходов на содержание основных средств. Следовательно, вывод налогового органа об отсутствии у предпринимателя права осуществлять такой учет основных средств и, как следствие, включать в «предпринимательские» расходы стоимость улучшения основных фондов, является неверным (см. определение ВАСУ от 20.09.2012 г. по делу № К/9991/90719/11 на с. 37 сегодняшнего номера).

Таким образом, при условии наличия документов, подтверждающих факт приобретения основного средства и факт осуществления его улучшения (модернизации), предприниматель-«общесистемщик» имеет право применять вышеуказанные «прибыльные» правила, а именно — начислять амортизацию и отражать ремонтные расходы. Отсюда следует, что расходы как на приобретение нового РРО, так и на дооборудование старого РРО должны найти свое отражение в составе расходов предпринимателя-«общесистемщика».

 

Максим Нестеренко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше