Темы статей
Выбрать темы

Дешевый импорт и снятие его с таможенного и валютного контроля

Редакция НиБУ
Статья

Дешевый импорт и снятие его с таможенного и валютного контроля

 

В этой статье речь пойдет о правилах снятия с контроля импортных операций в ситуациях, когда при ввозе товара таможенная декларация не оформляется.

Наталия Дзюба, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.2012 г. № 4495-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 185 — Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.1994 г. № 185/94-ВР.

Порядок № 1030 — Порядок осуществления предварительного документального контроля в пунктах пропуска через государственную границу Украины, утвержденный постановлением КМУ от 05.10.2011 г. № 1030.

Положение о таможенных декларациях — Положение о таможенных декларациях, утвержденное постановлением КМУ от 21.05.2012 г. № 450.

Порядок № 651 — Порядок заполнения таможенных деклараций на бланке единого административного документа, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 30.05.2012 г. № 651.

Постановление № 1031 — постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления государственного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины» от 05.10.2011 г. № 1031.

Постановление № 475 — постановление НБУ «Об изменении сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров и введении обязательной продажи поступлений в иностранной валюте» от 16.11.2012 г. № 475.

Инструкция № 136 — Инструкция о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденная постановлением НБУ от 24.03.1999 г. № 136.

 

Поводом для написания данной статьи послужило обращение читателя с просьбой разъяснить следующую ситуацию: предприятие — резидент Украины ввиду возникшей специфики производства заключило ряд договоров с нерезидентами на поставку определенного товара. Ввоз товара на территорию Украины по таким договорам происходит после оплаты предприятием их полной стоимости. Зачастую товар ввозится с таможенной стоимостью, не превышающей 100 евро. Кроме того, для облегчения процедуры таможенного контроля предприятие получает товар стоимостью до 300 евро в международных почтовых и экспресс-отправлениях. И в первом и во втором случае при ввозе товара на территорию Украины таможенная декларация не оформляется. При этом предприятие интересует, в частности, какой документ необходимо предоставить в банковское учреждение для снятия операций ввоза таких товаров с валютного контроля?

Чтобы ответить на этот вопрос, сперва рассмотрим особенности таможенного оформления ввоза таких товаров. И начнем с поставки товара в международных почтовых и экспресс-отправлениях.

 

Международные почтовые и экспресс-отправления стоимостью до 300 евро

Прежде всего отметим, что с точки зрения НКУ и ТКУ определения понятий «международные почтовые» и «международные экспресс-отправления» согласованы — п.п. 14.1.1132 НКУ за указанными определениями предлагает обращаться к ТКУ.

Международные почтовые отправления — это упакованные и оформленные в соответствии с требованиями актов Всемирного почтового союза и Правилами предоставления услуг почтовой связи* письма, почтовые карточки, бандероли, мелкие пакеты, почтовые посылки, прочие отправления, которые доставляются в Украину операторами почтовой связи (п.п. 31 ч. 1 ст. 4 ТКУ).

* Утверждены постановлением КМУ от 05.03.2009 г. № 270.

Международные экспресс-отправления — это надлежащим образом упакованные отправления с документами или товарными вложениями, которые перевозятся экспресс-перевозчиком любым видом транспорта по единому международному транспортному документу с целью доставки получателю ускоренным способом в определенный срок (п.п. 32 ч. 1 ст. 4 ТКУ).

В отношении товаров, ввозимых на территорию Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях, действуют особые правила перемещения таких товаров, а также отдельный порядок таможенного оформления и контроля. Они оговорены ст. 233 — 237 ТКУ.

Международные почтовые и экспресс-отправления перемещаются через таможенную границу Украины после таможенного контроля и таможенного оформления находящихся в них товаров (ч. 7 ст. 233 ТКУ).

Согласно ч. 13 ст. 233 ТКУ таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых (пересылаемых) через таможенную границу Украины в международных почтовых отправлениях, осуществляются в местах международного почтового обмена, которые определяются операторами почтовой связи по согласованию с компетентными госорганами.

Согласно ч. 14 ст. 233 ТКУ таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых (пересылаемых) через таможенную границу Украины в международных экспресс-отправлениях, осуществляются на центральных (региональных) сортировочных станциях либо по месту расположения (проживания) получателя (отправителя).

Предъявляют отправления таможенному органу для таможенного оформления по его требованию операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики (ч. 8 ст. 233 ТКУ).

Согласно ч. 1 ст. 234 ТКУ товары (за исключением подакцизных), которые перемещаются (пересылаются) в адрес одного получателя (юридического или физического лица) в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях, в адрес одного получателя (юридического или физического лица) в течение одних суток в международных экспресс-отправлениях, если их суммарная фактурная стоимость не превышает 300 евро, не являются объектом обложения таможенными платежами.

В частности, к таможенным платежам относятся таможенная пошлина и НДС (п. 27 ч. 1 ст. 4 ТКУ).

В отношении последнего в настоящее время данное правило закреплено и в п.п. 196.1.17 НКУ, согласно которому не являются объектом обложения НДС операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 300 евро: в адрес одного получателя (юридического или физического лица) в одной депеше от одного отправителя в международных почтовых отправлениях, а также в адрес одного получателя (юридического или физического лица) в течение одних суток в международных экспресс-отправлениях.

То есть, получая от нерезидента товары в международных почтовых или экспресс-отправлениях, предприятие освобождается от уплаты таможенной пошлины и «импортного» НДС при следующих условиях:

— фактурная стоимость получаемого товара в одной депеше от одного отправителя, если это почтовое отправление, либо экпресс-отправлением один раз в течение суток не превышает 300 евро;

— товар не является при этом подакцизным (перечень подакцизных товаров приведен в ст. 215 НКУ);

товар не запрещен к перемещению в международных почтовых и экспресс-отправлениях (перечень таких запретов см. в ч. 1 — 2 ст. 235 ТКУ).

При этом фактурной стоимостью здесь следует считать цену товара, перемещаемого через таможенную границу Украины, указанную в счете (счете-фактуре, счете-проформе) или другом документе, определяющем стоимость товара (п. 2 Порядка № 651).

В частности, в отношении экспресс-отправлений товаросопроводительным документом может быть международный транспортный документ — номерной товаросопроводительный документ, который является договором на перевозку каждого отдельного международного экспресс-отправления (п.п. 30 ч. 1 ст. 4 ТКУ).

Декларирование международных почтовых и экспресс-отправлений осуществляется оператором почтовой связи, экспресс-перевозчиком или декларантом (уполномоченным им лицом) (ч. 1 ст. 236 ТКУ).

Как следует из ст. 236 ТКУ, товары, перемещаемые в международных почтовых и экспресс-отправлениях, которые не являются объектом обложения таможенными платежами, т. е. суммарная фактурная стоимость которых не превышает эквивалент 300 евро, декларируются в устной форме на основании товаросопроводительных документов.

Для этого сумма, указанная в документе, подтверждающем стоимость содержимого отправления, не должна превышать 300 евро при перерасчете в национальную валюту по курсу НБУ именно на день такого устного декларирования (п. 190.1 НКУ).

Согласно ч. 11 ст. 233 ТКУ при поступлении международного экспресс-отправления в таможню назначения должностное лицо этой таможни осуществляет подтверждение с отметкой на сопроводительных документах, что экспресс-перевозчик выполнил взятые на себя обязательства по доставке и предъявлению этого экспресс-отправления.

Если товары, получаемые в международных почтовых и экспресс-отправлениях, являются подакцизными и/или их стоимость превышает 300 евро, то такие товары:

1) декларируются путем подачи таможенному органу декларации на бланке единого административного документа (ч. 1 ст. 236 ТКУ, пп. 6 и 7 Положения о таможенных декларациях);

2) облагаются таможенными платежами в общем порядке.

 

Товары таможенной стоимостью не более 100 евро

Если товар импортируется не посредством международных почтовых и экспресс-отправлений, а ввозится на таможенную территорию в обычном порядке, то здесь действует общий порядок таможенного оформления и контроля ввозимых товаров.

Согласно ст. 277 ТКУ товары, которые ввозятся на таможенную территорию Украины предприятиями и таможенная стоимость которых превышает эквивалент 100 евро, кроме случаев, предусмотренных ст. 234 этого Кодекса, являются объектом обложения таможенной пошлиной.

При этом согласно ст. 49 ТКУ таможенной стоимостью товаров, которые перемещаются через границу Украины, является стоимость товаров, используемая для таможенных целей, которая базируется на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары.

Оформление ввоза товаров, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро, происходит путем предоставления таможенному органу таможенной декларации на бланке единого административного документа (п. 3 Положения о таможенных декларациях). Посредством ее импортер заявляет таможенную процедуру, подлежащую применению к товарам, и предусмотренные законодательством сведения о товарах, условиях и способах их перемещения через таможенную границу Украины и относительно начисления таможенных платежей, необходимых для применения этой процедуры (п. 20 ч. 1 ст. 4 ТКУ).

А вот если таможенная стоимость ввозимого товара невелика и составляет не более 100 евро, то импорт такого товара не является объектом обложения таможенной пошлиной. Кроме того, на основании п.п. 196.1.16 НКУ операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров, таможенная стоимость которых не превышает эквивалент 100 евро, независимо от избранного таможенного режима не являются объектом обложения НДС.

Должны заметить: для выведения из-под налогообложения такого импорта формальные основания были и раньше (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 73, с. 19), однако случалось, что таможенные органы незаконно выступали против (см. письмо ГТСУ от 07.04.2009 г. № 11/1-10.15/3198-ЕП). На сегодняшний день нормы ТКУ и НКУ действуют в этом вопросе слаженно и не ставят под сомнение, что импорт товара таможенной стоимостью не более 100 евро не облагается таможенной пошлиной и НДС.

Однако если таможенная стоимость товаров хоть на цент превышает указанные 100 евро, такой товар становится объектом обложения НДС, который при этом должен уплачиваться с общей таможенной стоимости, а не с превышения.

Согласно пп. 3 и 5 Положения о таможенных декларациях товары, ввозимые в Украину, таможенной стоимостью, не превышающей 100 евро, следует декларировать путем подачи таможенному органу письменного заявления по форме согласно приложению 1 к Положению о таможенных декларациях. На такие товары таможенная декларация на бланке единого административного документа не заполняется.

В указанном заявлении приводится информация, необходимая для осуществления таможенных формальностей, в частности, приводятся общая таможенная стоимость товара, таможенный режим, наименование ввозимого товара, код товара согласно УКТ ВЭД, а также стоимость в валюте Украины или в иностранной валюте.

Такое заявление может подаваться таможенному органу на бумажном носителе или как электронный документ с учетом требований пп. 12 и 13 Положения о таможенных декларациях, предъявляемых к электронным таможенным декларациям (подробнее см. в статье «Отдельные нюансы использования электронной таможенной декларации» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 18, с. 28).

 

Прочий контроль при ввозе товаров

Согласно ч. 1 ст. 319 ТКУ товары, перемещаемые через таможенную границу Украины, кроме таможенного контроля, могут подлежать государственному санитарно-эпидемиологическому, ветеринарно-санитарному, фитосанитарному, экологическому и радиологическому контролю. В пунктах пропуска через государственную границу Украины указанные виды государственного контроля (кроме радиологического) осуществляются таможенными органами в форме предварительного документального контроля в соответствии с Порядком № 1030. Перечень товаров, подлежащих таможенному контролю (в том числе в форме предварительного документального контроля), приведен в приложении к постановлению № 1031.

Таможенный контроль и таможенное оформление товаров заканчиваются только после проведения установленных законами Украины для каждого товара видов контроля, о факте проведения которых согласно п. 6 Порядка № 1030 будет свидетельствовать проставленный должностным лицом таможенного органа на товаросопроводительных (товаротранспортных) документах на товар оттиск штампа о проведении предварительного документального контроля (санитарно-эпидемиологического, фитосанитарного либо экологического и т. д.) и личной номерной печати.

В то же время, согласно ч. 3 ст. 237 ТКУ, перемещение (пересылка) через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях товаров, которые согласно ТКУ и НКУ не являются объектом обложения таможенными платежами, осуществляется без подачи разрешительных документов и без проведения других, кроме таможенного, видов контроля (см. также п.п. 41 п. 2 постановления № 1031). На это обращает внимание и Гостаможслужба Украины в письме от 10.01.2013 г. № 16/1-16.3/58-ЕП.

Для удобства особенности ввоза и таможенного оформления товаров, получаемых юридическим лицом от нерезидента, которые являются предметом рассмотрения в этой статье, представим в таблице.

 

Особенности ввоза и таможенного оформления товара, получаемого

юридическим лицом

Условия ввоза товара

Особенности таможенного оформления

1

2

В международных почтовых отправлениях

Товары фактурной стоимостью не более 300 евро в одной депеше от одного отправителя

Таможенные платежи не начисляются (ч. 1 ст. 234 ТКУ, п.п. 196.1.17 НКУ)

Устное декларирование на основании товаросопроводительных документов (ч. 1 ст. 236 ТКУ)

Товар подакцизный и/или фактурной стоимостью стоимостью более 300 евро

Таможенные платежи начисляются в общем порядке (ч. 2 ст. 236 ТКУ, п.п. «в» п. 185.1 НКУ)

Подается таможенная декларация на бланке единого административного документа (п. 6 Положения о таможенных декларациях)

В международных экспресс-отправлениях

Товары фактурной стоимостью не более 300 евро в течение суток

Таможенные платежи не начисляются (ч. 1 ст. 234 ТКУ, п.п. 196.1.17 НКУ)

Устное декларирование на основании товаросопроводительных документов (ч. 1 ст. 236 ТКУ)

Товар подакцизный и/или фактурной стоимостью более 300 евро

Таможенные платежи начисляются в общем порядке (ч. 2 ст. 236 ТКУ, п.п. «в» п. 185.1 НКУ)

Подается таможенная декларация на бланке единого административного документа (п. 7 Положения о таможенных декларациях)

Иными способами

Товар таможенной стоимостью не более 100 евро

Таможенные платежи не начисляются (ст. 277 ТКУ, п.п. 196.1.16 НКУ)

Подается письменное заявление по форме согласно приложению 1 к Положению о таможенных декларациях (п. 5 Положения о таможенных декларациях)

Товар таможенной стоимостью более
100 евро

Таможенные платежи начисляются в общем порядке (ст. 277 ТКУ, п.п. «в» п. 185.1 НКУ)

Подается таможенная декларация на бланке единого административного документа (п. 3 Положения о таможенных декларациях)

 

Валютный контроль

Срок завершения импортных операций резидентов, проводимых на условиях отсрочки поставки, определен ст. 2 Закона № 185. Согласно этой статье Закона таковые должны быть завершены в течение 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа, выставления векселя или проведения уполномоченным банком платежа по аккредитиву в пользу нерезидента. Как определено п. 3.2 Инструкции № 136, отсчет законодательно установленного срока расчетов банк начинает со следующего календарного дня после осуществления авансового платежа в оплату импортируемого товара.

В то же время Нацбанку предоставлено право устанавливать на срок до шести месяцев другие сроки расчета, чем определенные абз. первым ст. 2 этого Закона, при этом сроки, установленные этими нормами, не могут превышать 180 календарных дней.

Постановлением № 475 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 95, с. 6) Нацбанк Украины установил, что с 19.11.2012 г. по 20.05.2013 г. включительно расчеты по операциям импорта товаров должны осуществляться в срок, который не превышает 90 календарных дней. На это обращают внимание и налоговики (см. ЕБНЗ в разделе 06.02).

В то же время срок расчетов по старым операциям (начавшимся до 19.11.2012 г.) по-прежнему составляет 180 календарных дней.

При этом по разъяснению НБУ (см. письмо от 05.12.2012 г. № 29-209/12263 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 101) в целях применения данного правила ориентироваться следует не на дату заключения договора, а на момент осуществления соответствующей операции. То есть в случае с импортом товара на условиях предоплаты следует ориентироваться на дату перечисления предоплаты. С тем, что 90-дневный срок расчетов при осуществлении импорта не зависит от даты заключения внешнеэкономического договора, согласны и налоговики (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 45, с. 9).

То есть в случае перечисления резидентом авансом денежных средств нерезиденту последний должен поставить оплаченные товары не позднее чем через 90 дней с даты перечисления денежных средств.

За нарушение указанных сроков ст. 4 Закона № 185 предусмотрено наказание — к резиденту применяются финансовые санкции в виде пени за каждый день просрочки поставки в размере 0,3 % от таможенной стоимости недопоставленной продукции.

Очевидно, что приведенные нормы законодательства распространяются в полной мере и на международные почтовые и экспресс-отправления, а также на импорт товаров стоимостью менее 100 евро.

 

Основания для снятия с валютного контроля

Согласно п.п. 3.3. Инструкции № 136 банк снимает с контроля операцию резидента в случае импорта продукции с ввозом ее на территорию Украины:

— если такая продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению — на основании информации об этой операции в реестре таможенных деклараций (типа IM40 «Импорт», IM41 «Реимпорт», IM72 «Магазин беспошлинной торговли», IM75 «Отказ в пользу государства», IM76 «Уничтожение или разрушение»*);

в остальных случаях — после предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление нерезидентом поставки продукции, выполнение работ, предоставление услуг.

* Такие типы деклараций и таможенных режимов были установлены соответствующими Классификаторами, утвержденными приказом Гостаможслужбы Украины от 15.02.2011 г. № 107, который на сегодня утратил силу. На смену им пришли Классификатор типов деклараций и Классификатор таможенных режимов, утвержденные приказом Министерства финансов Украины от 20.09.2012 г. № 1011.

То есть прямого ответа на вопрос, какой именно документ является надлежащим для предъявления уполномоченному банку с целью снятия им операции с валютного контроля, если товар был ввезен в международном почтовом отправлении, в международном экспресс-отправлении или его стоимость не превышает 100 евро, Инструкция № 136 не дает.

В консультации, размещенной в ЕБНЗ в разделе 06.03, налоговики для получения ответа на подобный вопрос советуют обратиться в НБУ. Ведь именно он является главным органом валютного контроля и согласно своим полномочиям осуществляет валютное регулирование, определяет порядок осуществления операций в иностранной валюте, организует и осуществляет валютный контроль.

В свою очередь НБУ в письме от 20.11.2012 г. № 28-311/5781-10948 указал, что поскольку по импортным операциям резидентов, которые предусматривают перемещение (пересылку) товара через таможенную границу Украины в международных почтовых и экспресс-отправлениях в случаях, когда их суммарная фактурная стоимость не превышает эквивалента 300 евро, таможенная декларация не оформляется, то банки осуществляют контроль (т. е. снятие с контроля операции) такой импортной операции в указанных случаях (без учета реестров таможенных деклараций) на основании предъявленных резидентами (с предоставлением копий):

— импортных договоров;

— товаросопроводительных документов;

— документов, которые согласно условиям импортных договоров удостоверяют осуществление нерезидентами поставки продукции резидентам.

Как видим, НБУ не ставит в этом вопросе никаких преград и не требует от предприятия в данном случае невыполнимого. Все предельно просто, для того чтобы снять с контроля предоплаченную нерезиденту операцию, предприятию достаточно будет, получив товар от нерезидента, предоставить в банк, через который была проведена предоплата на выбор (с копиями) перевозочные документы, инвойсы или другие сопроводительные документы по такой операции с наличием на них оттиска штампа «Под таможенным контролем».

И хотя НБУ в данном письме разъяснил ситуацию исключительно для снятия с контроля импортных недекларируемых международных почтовых и экспресс-отправлений, на наш взгляд, его рекомендации можно применить и при снятии с контроля импорта товара стоимостью не более 100 евро, ввозимого в Украину иным способом. Ведь в этом случае информация о ввозе такого товара в реестр таможенных деклараций не попадает по той же причине — несоставления на такой товар таможенной декларации. И хотя декларирование происходит путем подачи письменного заявления (приложение 1 к Положению о таможенных декларациях), в реестре таможенных деклараций это заявление не фиксируется.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше