РРО: изменения |
Регистрация и отмена регистрации РРО на новый лад
В связи с «электронизацией» РРО для многих еще актуален вопрос: как остаться в струе — подмарафетить старый РРО или вообще заменить его на новый? А тут еще очередная порция обновлений — новые правила регистрации/ отмены регистрации РРО от Миндоходов. Какие они? Разберемся вместе.
Наталия Дзюба, налоговый эксперт
Регистрация РРО
Для использования РРО должен быть зарегистрирован, персонализирован, опломбирован и переведен в фискальный режим работы. Все эти процедуры звенья одного целого — порядка регистрации РРО. И собирать их воедино так же будем «по порядку».
Где регистрируем РРО?
По новым правилам, регистрировать РРО нужно в органе доходов и сборов по основному месту учета субъекта хозяйствования (п. 3 гл. 2 разд. II Порядка регистрации РРО). Здесь все осталось по-прежнему.
Напомним, что и ранее регистрировать РРО нужно было по местонахождению (месту жительства) субъекта хозяйствования, а если он обслуживается в инспекции по работе с крупными налогоплательщиками — по месту налогового учета.
Исключение составляют обособленные подразделения (филиалы) прибыльщиков. Плательщики налога на прибыль, у которых есть филиалы, расположенные на территории другой территориальной громады, могут регистрировать РРО по их местонахождению. Воспользоваться этим правом не смогут плательщики, принявшие решение об уплате и/или уже уплачивающие налог на прибыль консолидированно.
Они, как и остальные субъекты хозяйствования — налогоплательщики, регистрируют свои РРО по основному месту учета.
Хозяйственные единицы. Как и прежде, РРО может применяться только в той хозяйственной единице, которая указана в регистрационном удостоверении (п. 3 разд. III Порядка регистрации РРО). Причем вовсе не обязательно, чтобы она находилась по месту учета налогоплательщика.
Напомним, что старый порядок при регистрации РРО для использования в хозяйственной единице, расположенной на территории другой административно-территориальной единицы, требовал:
1) зарегистрировать РРО по местонахождению (месту проживания) субъекта хозяйствования;
2) взять РРО на учет в налоговую инспекцию по местонахождению хозяйственной единицы, в которой будет использоваться РРО, расположенной на территории другой административной единицы.
Теперь как таковой процедуры постановки на учет нет
РРО нужно регистрировать в общем порядке, т. е. по месту основного учета без постановки на учет по месту их использования.
Какие документы подаем?
Для регистрации РРО субъект хозяйствования должен подать в орган доходов и сборов по основному месту учета:
— заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО (приложение 1 к Порядку регистрации РРО). Обратите внимание: ранее регистрационное заявление подавалось в произвольной форме с указанием только сферы применения и реквизитов РРО (модификация, заводской номер, версия программного обеспечения, производитель или поставщик, дата изготовления);
— копию документа, подтверждающего факт покупки или непосредственно получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования;
— копию документа, подтверждающего право собственности, или другого документа, дающего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
— копию договора субъекта хозяйствования с центром сервисного обслуживания (ЦСО) о техническом обслуживании и ремонте РРО.
Как видим, перечень документов существенно сократился.
Учтите: копии документов должны быть заверены подписью руководителя субъекта хозяйствования/физлица-предпринимателя.
Одновременно с копиями документов нужно предоставить и их оригиналы (их вам потом возвратят).
Электронный способ подачи документов
Введен новый «электронный» способ регистрации РРО. Поэтому если субъект хозяйствования включен в систему подачи налоговых документов в электронном виде, то он может теперь в электронной форме подать и заявление на регистрацию РРО. Конечно же, это нужно делать с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (п. 7 гл. 2 разд. II Порядка регистрации РРО).
Как же быть с копиями документов, которые должны идти в комплекте с заявлением? Ответ в Порядке таков.
Вместе с регистрационным заявлением в электронной форме подаются отсканированные копии документов
Имейте в виду: сканировать следует копии, уже заверенные подписью руководителя/физлица-предпринимателя.
А вот оригиналы документов нужно будет предъявить в орган доходов и сборов на заключительном этапе (вместе со справкой ЦСО об опломбировании РРО и актом ввода его в эксплуатацию) — их подать уже придется лично.
Подавая заявление на регистрацию РРО в электронной форме, субъект хозяйствования может получить ответные документы — справку о резервировании фискального номера и копию регистрационного удостоверения РРО, не посещая налоговую, сразу на свой адрес электронной почты. Для этого в заявлении нужно сделать отметку напротив желаемого способа получения документов. Как видим, все удобства для вас!
В остальном же порядок и сроки рассмотрения органами доходов и сборов заявлений, поданных в электронной форме, такие же, как и для заявлений, поданных в бумажном виде.
Итак, подав документы (на бумажных носителях или в электронной форме), субъект хозяйствования запускает процедуру регистрации РРО. Какова же она? Движемся дальше.
Процедура регистрации
1 этап — принятие решения о регистрации. В течение двух рабочих дней после получения заявления/документов на регистрацию РРО должностное лицо органа доходов и сборов принимает решение регистрировать РРО или отказать в регистрации. Отказать в регистрации РРО должностное лицо может исключительно при наличии оснований, перечисленных в п. 8 гл. 2 разд. II Порядка регистрации РРО.
Учтите: оснований для отказа в регистрации стало больше
Они таковы:
1) РРО уже зарегистрирован. Заметьте, по старому порядку субъект хозяйствования сразу отрезал такое основание для отказа, подавая в составе документов на регистрацию справку об отмене регистрации РРО;
2) модель (модификация) РРО не включена или исключена из Госреестра РРО;
3) РРО не соответствует сфере применения, указанной в регистрационном заявлении;
4) ЦСО не имеет права на техобслуживание и ремонт РРО в связи с отсутствием договора с производителем (поставщиком) такого РРО;
5) документы поданы не в полном объеме;
6) в органе доходов и сборов имеются сведения об аннулировании лицензии на право осуществления соответствующей хозяйственной деятельности;
7) отсутствует документ на право собственности или другой документ, дающий право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
8) субъект хозяйствования не включен в ЕГР юридических лиц и физических лиц — предпринимателей;
9) субъект хозяйствования не находится на учете в органе доходов и сборов, в который поданы документы на регистрацию РРО;
10) субъект хозяйствования или его обособленное подразделение не находятся на учете в органе доходов и сборов по адресу хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО.
Если оснований для отказа в регистрации РРО нет, то должностное лицо органа доходов и сборов принимает «положительное» решение и:
— формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационной системе (ИС) Миндоходов;
— выдает справку о резервировании фискального номера РРО по форме № 2-РРО (приложение 2 к Порядку регистрации РРО). Справка действительна в течение пяти рабочих дней с даты ее выдачи/пересылки на адрес электронной почты субъекта хозяйствования.
Датой резервирования фискального номера, которая указывается в справке, будет дата формирования фискального номера РРО в ИС Миндоходов.
2 этап — ввод в эксплуатацию РРО. В течение пяти рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО субъект хозяйствования должен обеспечить перевод РРО в фискальный режим работы:
— занесение фискального номера РРО в фискальную память;
— персонализацию и опломбирование РРО в ЦСО.
Все эти процедуры производятся в ЦСО, с которым до начала проведения регистрации должен быть заключен договор. Сперва ЦСО проводит персонализацию РРО.
Персонализация проводится для определения РРО в системе учета данных Миндоходов
То есть происходит подключение РРО к каналу связи. Это происходит при помощи системных уникальных номеров, в который входят (п. 21, гл. 2, разд. II Порядка регистрации РРО):
— фискальный номер РРО;
— идентификационный номер РРО (для РРО КСЕФ) или идентификационный номер модема (для РРО, которые распечатывают контрольную ленту);
— заводской номер РРО и идентификационный номер модуля безопасности системы SAM, согласно Порядку № 1057.
Работы по вводу РРО в эксплуатацию ЦСО обязан выполнить в срок, не превышающий трех суток с даты, когда субъект хозяйствования проинформировал его о получении справки о резервировании фискального номера РРО (п. 6, разд. II Порядка опломбирования РРО). После этого ЦСО:
— делает запись в эксплуатационных документах;
— выдает акт ввода РРО в эксплуатацию (приложение 1 к Порядку № 601) — два экземпляра;
— выдает справку об опломбировании РРО по форме № 1-ЦСО (приложение 1 к Порядку опломбирования РРО) — 1 экземпляр.
3 этап — получение регистрационного удостоверения. В течение все тех же пяти рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО субъект хозяйствования должен передать в орган доходов и сборов (п. 14, гл. 2, разд. II Порядка регистрации РРО):
— один экземпляр акта ввода РРО в эксплуатацию;
— копию справки об опломбировании РРО.
При несоблюдении указанного срока справка о резервировании фискального номера будет считаться недействительной и процедуру регистрации в налоговой инспекции придется начинать сначала (т. е. придется подавать документы заново).
Получив копию справки и акт, должностное лицо органа доходов и сборов не позднее следующего рабочего дня проводит регистрацию РРО путем внесения данных в ИС Миндоходов и выдает субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение РРО по форме № 3-РРО (приложение 3 к Порядку регистрации РРО).
Обратите внимание! Получить регистрационное удостоверение можно теперь не только лично посетив орган доходов и сборов, но и по почте (способ получения следует указать в регистрационном заявлении). Но учтите, если вы выберете почтовый вариант, то оплатить почтовые услуги придется вам (п. 16 гл. 2 разд. II Порядка регистрации РРО). До получения регистрационного удостоверения в орган доходов и сборов нужно будет предоставить почтовые марки на сумму, которая соответствует стоимости услуг почтовой связи по пересылке заказного письма с уведомлением о вручении.
Датой регистрации РРО, которая указывается в регистрационном удостоверении, является дата внесения данных в ИС Миндоходов
Регистрационное удостоверение вместе со справкой об опломбировании РРО (или их копии), как и прежде, нужно хранить на месте проведения расчетов (абз. 16 п. 4 разд. III Порядка регистрации РРО). Это является подтверждением проведенной регистрации РРО.
Резервный РРО регистрируем в том же порядке. Но в его регистрационном удостоверении будут следующие особенности:
— в правом верхнем углу регистрационного удостоверения резервного РРО будет надпись «Резервний»;
— в первой строке соответствующей таблицы в удостоверении запишут название и адрес хозяйственной единицы, где будет храниться резервный РРО;
— в других строках запишут названия и адреса всех хозяйственных единиц, где он может использоваться.
Перерегистрация РРО
Смена дислокации РРО
Если субъект хозяйствования намерен использовать РРО в другой хозяйственной единице, то без перерегистрации РРО не обойтись (п. 1 гл. 3 разд. II Порядка регистрации РРО). Для этого в орган доходов и сборов нужно подать:
— регистрационное заявление (форму № 1-РРО) с пометкой «Перереєстрація»;
— документ на право собственности или документ, дающий право на размещение хоз. единицы, где будет использоваться РРО;
— регистрационное удостоверение.
После поступления документов должностное лицо органа доходов и сборов не позднее двух рабочих дней со дня подачи заявления на перерегистрацию внесет изменения в ИС Миндоходов и вернет регистрационное удостоверение с отметкой о перерегистрации РРО.
Изменения в данных регистрационного удостоверения
Перерегистрировать РРО также придется в случае (п. 2 гл. 3 разд. II Порядка регистрации РРО):
1) изменения данных субъекта хозяйствования, указанных в регистрационном удостоверении (налогового номера или серии и номера паспорта для физлиц);
2) изменения сферы применения РРО;
3) изменения версии внутреннего программного обеспечения;
4) установления расхождений или ошибок в записях регистрационного удостоверения;
5) утери или непригодности регистрационного удостоверения.
Для этого в течение пяти рабочих дней, следующих за днем возникновения оснований, в орган доходов и сборов нужно подать:
— регистрационное заявление (форму № 1-РРО) с пометкой «Перереєстрація» с указанием причины перерегистрации;
— регистрационное удостоверение.
После поступления документов должностное лицо органа доходов и сборов не позднее двух рабочих дней со дня подачи заявления на перерегистрацию внесет изменения в ИС Миндоходов и выдаст новое регистрационное удостоверение.
У субъектов хозяйствования, дооборудующих старый РРО внешним модемом, может возникнуть вопрос о надобности регистрации/перерегистрации такого РРО. Так вот, ранее при действии старых правил при дооборудовании (электронизации) РРО его не перерегистрировали (см. подкатегорию 109.09 Базы знаний, действующую до 18.10.2013 г.).
Со вступлением в силу новых правил изменение версии внутреннего программного обеспечения и любые расхождения в регистрационном удостоверении (в частности, отсутствие информации о модели внешнего модема) теперь уже повод для перерегистрации РРО. То есть если вы дооборудовали/дооборудуете РРО внешним модемом после 18.10.2013 г., то такой РРО придется перерегистрировать.
Но не исключено, что налоговики будут требовать заявления на перерегистрацию и от тех субъектов хозяйствования, кто поставил внешние модемы и до 18.10.2013 г.
Отмена регистрации РРО
Как и ранее, РРО может быть разрегистрирован как в добровольном порядке (по заявлению субъекта хозяйствования), так и принудительно (по решению органа доходов и сборов). Но предпосылкой тому должны быть основания для отмены регистрации РРО. Их исчерпывающий перечень приведен в п. 1 гл. 4 разд. II Порядка регистрации РРО:
1) подано заявление об отмене регистрации РРО по форме № 4-РРО (приложение 4);
2) истек срок службы РРО, определенный в паспорте (формуляре) РРО;
3) закончились определенные законодательством сроки эксплуатации РРО;
4) РРО применяется не в сфере применения, определенной Государственным реестром РРО;
5) выявлено несоответствие модификации конструкции и/или версии внутреннего программного обеспечения РРО, включенных в Государственный реестр РРО;
6) уставные документы субъекта хозяйствования согласно судебному решению признаны недействительными;
7) есть судебное решение о ликвидации субъекта хозяйствования — банкрота;
8) есть судебное решение о приостановлении субъекта хозяйствования, не связанное с банкротством;
9) субъект хозяйствования — физлицо-предприниматель умер/объявлен умершим, признан недееспособным или без вести отсутствующим, ограничен в гражданской дееспособности;
10) в органах доходов и сборов имеются сведения из ЕГР юридических лиц и физлиц — предпринимателей о госрегистрации приостановления субъекта хозяйствования;
11) РРО украден;
12) изменен собственник РРО.
Отмена регистрации РРО по заявлению субъекта хозяйствования
Снять с регистрации РРО в добровольном порядке (по заявлению) субъект хозяйствования может при наступлении любого из оснований, перечисленных выше. Как вы могли уже заметить, их 12. Причем в случаях, когда РРО украден (п.п. 11), или при смене собственника РРО (п.п. 12) отмена регистрации происходит исключительно по инициативе субъекта хозяйствования. Принимать решение о разрегистрации РРО в этих случаях орган доходов и сборов не может.
Самостоятельно принять решение о разрегистрации орган доходов и сборов не сможет и тогда, когда субъект хозяйствования уже подал заявление об отмене регистрации РРО (п.п. 1), т. е. процесс разрегистрации уже начат.
Сразу предупредим: при наступлении оснований, выделенных в п.п. 2 — 10, с подачей заявления об отмене регистрации РРО следует поспешить. Ведь если вы затянете с его подачей, разрегистрацией займутся налоговики (об этом скажем дальше). А пока рассмотрим процедуру разрегистрации по заявлению.
1 этап. Подготовка к разрегистрации. Перед отменой регистрации РРО его необходимо распломбировать в ЦСО, с которым заключен договор о техобслуживании и ремонте РРО (кроме случаев установления несоответствия конструкции и программного обеспечения регистратора документации производителя).
Обратите внимание: ранее на этапе подготовки к разрегистрации РРО, расположенного на территории другой административно-территориальной единицы, сперва нужно было снять его с учета в налоговой по месту расположения хоз. единицы (о чем делалась отметка в регистрационном удостоверении). Сейчас этого требования в порядке нет.
Вернемся к распломбированию. При распломбировании ЦСО изымает предыдущую справку об опломбировании РРО и выдает новую справку по форме № 1-ЦСО, в которой будут все данные, кроме данных об опломбировании (п. 11 Порядка опломбирования РРО). Получив справку о распломбировании РРО, переходим к следующему этапу.
2 этап. Подача заявления/документов. В орган доходов и сборов, где зарегистрирован РРО, необходимо подать:
— заявление об отмене регистрации РРО по форме № 4-РРО (приложение 4 к Порядку регистрации РРО). Ранее заявление оформлялось в произвольной форме;
— справку ЦСО о распломбировании РРО (кроме случаев установления несоответствия конструкции и программного обеспечения регистратора документации производителя);
— регистрационное удостоверение.
В случае кражи РРО для отмены регистрации вместе с заявлением необходимо предоставить в налоговую инспекцию копию соответствующего документа органов внутренних дел.
3 этап. Отмена регистрации. Получив документы на разрегистрацию РРО, должностное лицо органа доходов и сборов в течение следующих пяти календарных дней:
— внесет регистрационную запись в ИС Миндоходов;
— выдаст субъекту хозяйствования справку об отмене регистрации РРО по форме № 6-РРО (приложение 6 к Порядку регистрации РРО), свидетельствующую об отмене регистрации РРО.
Заметьте, получить справку об отмене регистрации можно теперь не только лично посетив орган доходов и сборов, но и по почте (способ получения следует указать в заявлении об отмене регистрации).
Отмена регистрации РРО по решению органа доходов и сборов
Об отмене регистрации РРО решение принимает орган доходов и сборов по месту регистрации РРО. Перейдем к процедуре.
1 этап — принятие решения. Имейте в виду, что при возникновении оснований для отмены регистрации РРО, перечисленных в пп. 4 — 10, решение об отмене регистрации орган доходов и сборов теперь принимает не позднее одного месяца со дня их возникновения. То есть, как видим, принять решение налоговики могут теперь в любой из дней в течение месяца со дня наступления основания.
Раньше принудительная разрегистрация РРО производилась не раньше, чем через месяц после наступления соответствующих оснований, т. е. срок для нее был ограничен четким периодом — месяцем, что давало субъекту хозяйствования некую свободу в принятии решений.
Предупреждать за месяц до наступлении сроков о необходимости отмены регистрации РРО налоговики обязаны лишь при приближении окончания срока службы/эксплуатации РРО (пп. 2 — 3).
Такие новые правила совсем не на руку субъекту хозяйствования, ввиду «размытости» сроков: во-первых, откладывая добровольный процесс, можно не успеть с подачей заявления (орган доходов может принять решение первым), а во-вторых, невозможно знать точную дату разрегистрации РРО (учтите, о принятом решении об отмене регистрации субъекта хозяйствования не проинформируют). А это грозит штрафами (подробнее см. на с. 21 этого номера).
Решение об отмене регистрации оформляется по форме № 5-РРО (приложение 5 к Порядку регистрации РРО).
Регистрация РРО действует до даты отмены регистрации РРО
2 этап — отмена регистрации. Регистрация будет отменена в течение пяти календарных дней после принятия решения. Должностное лицо органа доходов и сборов:
— внесет регистрационную запись в ИС Миндоходов;
— выдаст субъекту хозяйствования справку об отмене регистрации РРО по форме № 6-РРО (приложение 6 к Порядку регистрации РРО), свидетельствующую об отмене регистрации РРО;
— направит ЦСО, которым проводилось техобслуживание РРО, копию справки об отмене регистрации РРО по форме № 6-РРО.
Если же поводом для отмены регистрации РРО будут основания из пп. 2 — 3 (окончился срок службы/эксплуатации РРО), то отмена регистрации РРО производится органом доходов и сборов не позднее двух рабочих дней с даты выведения из эксплуатации РРО.
Одновременно с отменой регистрации РРО осуществляется и отмена книги учета расчетных операций (КУРО), зарегистрированной на РРО (п. 1 гл. 3 разд. II Порядка регистрации РК и КУРО). Но все тонкости регистрации и ведения КУРО — тема уже одной из следующих статей.
выводы | | |
|