Темы статей
Выбрать темы

Использование РРО: новое и не только

Редакция НиБУ
Статья
img 1

РРО-памятка

img 2

Использование РРО: новое и не только

В целом все «старые» требования к использованию РРО из старого порядка перекочевали в новый. А что же нового? — спросите вы. А нового не так-то и много. Судите сами.

Наталия Адамович, налоговый эксперт

 

Во-первых, порядок использования РРО описан теперь в отдельном разделе — разд. III Порядка регистрации РРО. Во-вторых, все основные требования, выдвигаемые к субъекту хозяйствования, использующему РРО, теперь собраны как памятка в одном пункте — п. 4 разд. III Порядка регистрации РРО. Их мы насчитали 17. И не мудрено, ведь некоторые старые требования слегка дополнены, но появились и новые, ранее не попавшие «в список» из Закона об РРО. А учитывая значимость этих требований, пройдемся по всем его пунктам. Для удобства представим их по категориям.

Подготовка к работе/использованию РРО

Как и раньше, РРО можно применять в той хозяйственной единице, которая указана в регистрационном удостоверении, согласно сфере применения установленной Госреестром РРО, и как уточнено — при наличии договора с ЦСО о его техобслуживании и ремонте.

Использование РРО, опломбированного средствами контроля ЦСО без предварительного заключения с ним договора о техобслуживании и ремонте РРО, расценивается как нарушение установленного порядка опломбирования.

Кроме того, требования дополнены и тем, что субъект хозяйствования обязан:

1) применять только тот РРО, который включен в Госреестр РРО, с соблюдением установленного порядка применения;

2) обеспечивать/контролировать целостность пломб и неизменность конструкции и программного обеспечения;

3) вводить в эксплуатацию, проводить техобслуживание и ремонт РРО только через ЦСО.

Как и прежде, перед использованием в РРО должно быть проведено предварительное программирование наименования и цены товаров (услуг), в процессе осуществления расчетной операции должен также вестись учет их количества.

Что хранить возле РРО?

На месте проведения расчетов (возле РРО) нужно хранить:

1) КУРО, зарегистрированную в налоговом органе;

2) текущую и последнюю использованную расчетные книжки (РК), которые нужно использовать в период выхода из строя РРО, осуществления его ремонта или в случае временного (не более 72 часов) отключения электроэнергии.

Эта обязанность субъекта хозяйствования подкорректирована — уточнено время для отключения электроэнергии — не более 72 часов. Но обратите внимание: в случае выхода из строя РРО ЦСО должно обеспечить возобновление его работы в течение 72 часов (ст. 14 Закона об РРО). Что касается отключения электроэнергии, то никаких ограничений Закон об РРО здесь не устанавливает;

3) распечатанные или созданные в электронной форме контрольные ленты за последние три года (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг));

4) регистрационное свидетельство РРО и последнюю справку об опломбировании РРО (либо их копии).

Порядок проведения расчетов

После того как субъект хозяйствования приобрел, зарегистрировал и осуществил программирование РРО, можно приступать к его использованию — проводить расчетные операции. Так, при проведении расчетных операций субъект хозяйствования, как и прежде, обязан:

1) осуществлять расчетные операции только через зарегистрированный, опломбированный и переведенный в фискальный режим РРО;

2) проводить через РРО всю сумму покупки (предоставления услуги) с распечаткой соответствующего расчетного документа, подтверждающего проведение расчетной операции, или при выходе из строя РРО, его ремонте, выключении электроэнергии — с использованием зарегистрированной РК;

3) выдавать лицу, получающему или возвращающему товар (получающему или отказывающемуся от услуги), расчетный документ также на полную сумму проведенной операции;

4) печатать Х- и Z-отчеты;

5) обеспечивать соответствие сумм наличных на месте проведения расчетов сумме средств, которая указана в дневном отчете (Х-отчете) РРО, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня;

6) в конце рабочего дня (смены) печатать на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки (Z-отчет) и обеспечить их хранение в КУРО (т. е. вносить на их основании запись в КУРО и подклеивать их в КУРО);

7) при применении РРО, создающих контрольную ленту в печатном виде, печатать ее в едином рабочем цикле с расчетными документами без повторного ее использования. При применении портативных РРО можно печатать контрольную ленту перед распечаткой фискального отчетного чека (Z-отчета), если это предусмотрено техническими возможностями РРО;

8) осуществлять подсчет наличных средств на месте проведения расчетов во время проверки хоз. единицы по требованию органов доходов и сборов. Особенности такого подсчета см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 66, на с. 26.

А теперь о дополнении, которое появилось в Порядке регистрации РРО.

При осуществлении расчетных операций покупателю нужно выдавать не только чек РРО, но и (!) по его требованию накладную или другой (письменный) документ, свидетельствующий о передаче права собственности

Заметьте, п. 15 ст. 3 Закона об РРО также содержит подобное требование, но немного в ином варианте (там говорится, что по требованию выдается чек, накладная и другой документ). Поэтому здесь правильнее следовать все-таки варианту из новых правил.

Что касается порядка проведения возврата товара (услуг) и исправления ошибочно проведенных сумм, то процедура осталась прежней (пп. 6 — 8 разд. III Порядка регистрации РРО).

Не изменился порядок проведения расчетов и в случае выхода РРО из строя, его ремонте или при отключении электроэнергии (п. 9 разд. III Порядка регистрации РРО).

Требования к отчетности

Свежая очевидность в порядке — это, конечно же, обязанность подавать в орган доходов и сборов информацию, определенную в п. 7 ст. 3 Закона об РРО в соответствии с Порядком № 1057:

электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержит контрольная лента в памяти РРО или в присоединенных к ним модемах — субъектами хозяйствования, которые используют РРО, создающие контрольную ленту в электронной форме, или ЭККР, которые создают эту ленту в печатном виде;

информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной формах, либо об объеме операций купли-продажи иностранной валюты из фискальной памяти РРО — субъектами хозяйствования, которые создают контрольную ленту в печатном виде (кроме ЭККР).

Так что работаем по новым правилам!

 

выводы


img 3
 
 
  • Правила/требования к использованию РРО практически не изменились. Они структурированы более удобно. В них теперь отдельно изложены требования к субъекту хозяйствования, использующему РРО, а отдельно — правила проведения операций возврата, отмены ошибочно проведенной суммы, а также расчетных операций, осуществленных при выходе РРО из строя, его ремонте или отключении электроэнергии.

  • Дополнено одно из требований — выдача с чеком другого документа покупателю товаров (услуг). Теперь, кроме чека, покупателю по его требованию придется выдать и накладную/другой документ, подтверждающий передачу права собственности.

  • Учтено новое требование — передавать контрольно-отчетную информацию в органы доходов и сборов в электронной форме.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше