Темы статей
Выбрать темы

О взятии на учет иностранных компаний

Редакция НиБУ
Письмо от 06.08.2013 г. № 14101/7/99-99-18-05-01-17
img 1

учет налогоплательщиков

img 2

О взятии на учет иностранных компаний

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 06.08.2013 г. № 14101/7/99-99-18-05-01-17

 

В связи с обращениями территориальных органов по поводу учета в качестве плательщиков налогов иностранных компаний, которые приобрели недвижимое имущество на территории Украины, Министерство доходов и сборов Украины сообщает следующее.

При рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться положениями статей 63 и 64 Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс) с учетом следующего.

Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» определено, что недвижимое имущество — земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения.

Ограничение в осуществлении права собственности возможно только в случаях и в порядке, установленных законом (статья 321 Гражданского кодекса Украины).

Согласно нормам статьи 322 Гражданского кодекса собственник обязан содержать принадлежащее ему имущество, если иное не установлено договором или законом.

Например, согласно нормам Жилищного кодекса Украинской ССР жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан. Жилое помещение должно использоваться в соответствии с его назначением с соблюдением правил пользования. В частности, ежемесячно по утвержденным в установленном порядке тарифам должна вноситься плата за пользование жильем (квартирная плата) и плата за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, тепловая энергия, уборка и другие услуги). Собственники жилых домов (квартир) обязаны обеспечивать их сохранность, осуществлять за свой счет текущий и капитальный ремонты, содержать в порядке придомовую территорию и т. п. Бесхозное содержание квартиры влечет за собой последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Украины.

Земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом Украины (далее — Земельный кодекс), а порядок налогообложения земель — Налоговым кодексом.

Земли сельскохозяйственного назначения не могут передаваться в собственность иностранцам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам (часть пятая статьи 22 Земельного кодекса).

Частью третьей статьи 129 Земельного кодекса определено, что продажа земельных участков, находящихся в собственности государства и территориальных громад, иностранным юридическим лицам допускается при условии регистрации иностранным юридическим лицом постоянного представительства с правом ведения хозяйственной деятельности на территории Украины. Вопросы владения, пользования и распоряжения землей иностранными юридическими лицами также регулируются частью второй статьи 35, частями второй и четвертой статьи 82 Земельного кодекса.

Собственники земельных участков и землепользователи обязаны обеспечивать использование земли по целевому назначению (статья 96 Земельного кодекса).

В статье 270 Налогового кодекса указано, что объектами налогообложения являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Земельным кодексом определено, что иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с предпринимательской деятельностью в Украине, а за пределами населенных пунктов — в случае приобретения объектов недвижимого имущества (часть 2 статьи 82 Земельного кодекса).

Земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории. Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти или органов местного самоуправления согласно их полномочиям. За невыполнение требований, касающихся использования земель по целевому назначению, граждане и юридические лица несут гражданскую, административную или уголовную ответственность (часть первая статьи 211 Земельного кодекса).

Например, земли, отнесенные к категории рекреационного назначения, должны использоваться в соответствии с главой 9 (статьи 50 — 52) Земельного кодекса для организации отдыха населения, туризма и проведения спортивных мероприятий. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на природное состояние этих земель. Собственник такого земельного участка обязан обеспечивать использование земельного участка по его целевому назначению, соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды и особый режим использования земельного участка, своевременно уплачивать земельный налог, не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей, сохранять полезные свойства земли, своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом, соблюдать правила добрососедства и ограничения, связанные с установлением охранных зон, и т. п.

Таким образом, покупка недвижимости, ее обслуживание и содержание в надлежащем состоянии предусматривают пребывание на территории Украины представительства или представителя нерезидента, наделенного правами действовать от имени и в интересах относительно такой недвижимости, как то заключение в пользу нерезидента договоров купли-продажи и/или получение в собственность либо аренду земли, уплата средств за текущее содержание недвижимости в надлежащем состоянии (коммунальные платежи, охрана, ремонт и т. п.), а также внесение в бюджет платы за землю или арендной платы по земельным участкам, на которых расположены такие объекты недвижимого имущества.

Решением всех вопросов, связанных с использованием недвижимости, может заниматься учреждение или лицо, представляющее интересы иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и имеющее на это надлежащим образом оформленные соответствующие полномочия, т. е. представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности в понимании статьи 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». В случае сдачи недвижимости в аренду либо проведения полностью или частично другой хозяйственной деятельности иностранным субъектом на территории Украины будет иметь место постоянное представительство нерезидента в соответствии с определением, приведенным в подпункте 14.1.193 статьи 14 Налогового кодекса.

Если в отношении недвижимого имущества будет заключен договор управления имуществом, то обязанности управления недвижимым имуществом возлагаются на управляющего имуществом согласно нормам главы 70 Гражданского кодекса Украины.

Также иностранная компания — собственник недвижимости на территории Украины может создать (учредить) предприятие с иностранными инвестициями и внести недвижимость как инвестицию и/или вклад в уставный капитал украинского предприятия. В то же время законодательство Украины в отношении отдельных видов хозяйственной деятельности содержит требование об обязательной регистрации на территории Украины соответствующего юридического лица. Так, например, в соответствии со статьей 16 Основ законодательства Украины о здравоохранении, статьей 22 Закона Украины «О курортах», пунктом 20 части третьей статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», пунктом 5 Общего положения о санаторно-курортном заведении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 11.07.2001 г. № 805, санаторий создается как субъект хозяйствования, деятельность которого подлежит лицензированию. Следовательно, самого только приобретения иностранной компанией имущественного комплекса санатория (земли и зданий) является недостаточно для функционирования санатория и использования соответствующего земельного участка согласно его целевому назначению. Необходимым условием в этом случае является регистрация на территории Украины соответствующего юридического лица.

В зависимости от выбранного варианта на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика налогов будет находиться соответственно представительство иностранной компании, постоянное представительство нерезидента, управляющий имуществом или юридическое лицо с иностранными инвестициями. Процедуры взятия на учет таких плательщиков налогов определены Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 09.12.2011 г. № 1588, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2011 г. под № 1562/20300, с изменениями (далее — Порядок учета), согласно нормам Налогового кодекса.

В частности, согласно пункту 64.5 статьи 64 Налогового кодекса основанием для взятия на учет (внесения изменений, перерегистрации) обособленного подразделения иностранной компании, организации, в том числе постоянного представительства нерезидента, является надлежащая аккредитация (регистрация, легализация) такого подразделения на территории Украины по закону.

Для взятия на учет постоянные представительства нерезидентов и представительства иностранных юридических лиц обязаны обратиться в течение 10 календарных дней со дня их государственной регистрации (аккредитации, легализации) в установленном порядке в налоговую инспекцию по своему местонахождению.

Учет договоров управления имуществом осуществляется в соответствии с пунктом 64.6 статьи 64 Налогового кодекса с учетом особенностей, определенных пунктом 153.13 статьи 153 Налогового кодекса.

Взятие на учет юридических лиц как плательщиков налогов и сборов осуществляется по принципу «единого окна» на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (пункт 64.1 статьи 64 Налогового кодекса).

Согласно Порядку учета для взятия на учет представительство иностранной компании или постоянное представительство подает в налоговую инспекцию по своему местонахождению:

• для представительств — заявление по ф. № 1-ОПП (для юридических лиц и обособленных подразделений);

• для постоянных представительств — заявление о регистрации постоянного представительства нерезидента как плательщика налога на прибыль по ф. № 1-РПП;

• копию документа, подтверждающего присвоение кода ЕГРПОУ;

• копию документа о регистрации, легализации, аккредитации или удостоверении факта создания иным способом.

Для взятия на учет договора управления имуществом управляющий имуществом подает в налоговую инспекцию по своему основному месту учета следующие документы:

• заявление по ф. № 1-ОПП;

• копию договора управления имуществом;

• копию извлечения из Государственного реестра о государственной регистрации договора управления недвижимым имуществом.

Пунктом 4.4 раздела IV Порядка учета определены особенности взятия на учет иностранной компании в случае получения компанией недвижимости или земли в Украине в собственность временно с дальнейшим отчуждением. Нормы пункта 4.4 раздела IV Порядка учета могут быть применены исключительно в случае, если законами, правоустанавливающими документами на недвижимость, решениями судов или актами уполномоченных на это органов государственной власти установлены ограничения по сроку осуществления права собственности иностранной компанией. Например, такая ситуация может иметь место в случае получения иностранной компанией земли сельскохозяйственного назначения в наследство. Для этого случая ограничения по сроку права собственности установлены частью четвертой статьи 81 и статьей 143 Земельного кодекса.

Таким образом, для учета иностранных компаний — собственников недвижимости на территории Украины нормы пункта 4.4 Порядка учета могут применяться в единичных исключительных случаях и в случае предоставления в органы Миндоходов копий указанных выше документов, которыми подтверждено ограничение по сроку пользования недвижимостью. Вообще в случае приобретения недвижимости иностранной компанией на учете должно находиться представительство иностранной компании, ее постоянное представительство, управляющий имуществом или предприятие с иностранными инвестициями.

 

Заместитель Министра А. Игнатов

коментарий редакции


img 3

Как иностранным компаниям стать отечественными налогоплательщиками: рецепты от Миндоходов

 

Отечественные субъекты хозяйствования давно привыкли к неусыпному вниманию к себе со стороны налоговиков. Причем от момента своего создания до момента ликвидации. Встать на учет в качестве плательщика налогов — для них первейшая обязанность, без выполнения которой ни счет в банке не открыть, ни договор с серьезным контрагентом не заключить. Кстати, такая постановка на учет происходит сегодня по принципу «единого окна». Уверены, вы знаете, как это делается — госрегистратор сам направляет соответствующую информацию контролерам сразу после занесения в ЕГР* соответствующих сведений о «появлении на свет» нового юрлица или физлица-предпринимателя.

* Здесь и далее — Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

А как быть иностранным компаниям? Надо ли таким субъектам становиться на налоговый учет в Украине в случае, если их бизнес-интересы распространяются на ее территорию? Ведь они были созданы по законам «своих» государств и наверняка там в свое время были учтены соответствующими фискальными органами.

Конечно, надо, а как же иначе, скажете вы. И окажетесь совершенно правы. Такой же подход к нерезидентам исповедует и Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Так, согласно ст. 15 НКУ юридические лица — нерезиденты Украины, а также их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или проводят деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения, названы в числе отечественных плательщиков налогов. При этом п. 63.2 НКУ предусматривает сплошной учет в контролирующих органах всех налогоплательщиков независимо от наличия у них обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Как же пройти указанную учетную процедуру нерезидентам? Принцип «единого окна», упомянутый выше, на иностранных юридических лиц, увы, не распространяется. Ведь сведения о них не подлежат включению в ЕГР, следовательно, автоматически не передаются контролирующему органу. В связи с этим юрлицо-нерезидент вынуждено самостоятельно выбираться из лабиринтов нашего законодательства. А это, к сожалению, не так просто…

Комментируемое сегодня письмо содержит ответы на большинство «процедурных» вопросов, возникающих у иностранных компаний. Причем акцент в нем сделан на тех из них, которые приобрели недвижимое имущество на территории Украины.

Под недвижимостью в данном случае подразумеваются как дома, здания, сооружения и т. п., так и земельные участки. А в отношении последних, кстати, отечественным законодательством установлены определенные ограничения по владению ими иностранными юридическими лицами**.

** Например, этим лицам не могут передаваться в собственность земли сельхозназначения. В случае же получения указанными лицами таких земель в наследство закон обязывает осуществить их отчуждение в течение года.

Разберемся под этим углом зрения, какие рецепты предлагает Миндоходов для потенциального налогоплательщика из-за рубежа, владеющего нашей недвижимостью, и насколько они верно прописаны пациенту ☺. Таких рецептов в письме всего четыре:

1) создание постоянного представительства нерезидента;

2) создание представительства иностранной компании;

3) заключение договора управления имуществом;

4) образование (создание) предприятия с иностранными инвестициями.

Сразу оговоримся, что два последних рецепта не стоят того, чтобы их обсуждать отдельно (рецепт № 3 — в силу своей экзотичности, рецепт № 4 — наоборот, в силу своей распространенности). Сосредоточимся лишь на первых двух.

В отношении рецепта № 1 достаточно напомнить, что в случае проведения хоздеятельности нерезидентом на территории Украины НКУ требует создания его постоянного представительства (см. п.п. 14.1.193). Не так давно наши читатели имели возможность узнать обо всех подробностях создания и регистрации таких представительств («Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 90, с. 4), поэтому заново останавливаться на нюансах, касающихся постпредств нерезидентов, мы не будем.

Подчеркнем только, что если нерезидент владеет на территории Украины недвижимостью, которая участвует в его хоздеятельности (в том числе и путем сдачи в аренду), то без создания постоянного представительства и регистрации его как полноценного плательщика налогов действительно не обойтись. Без такого представительства юрлицо-«иностранец» не сможет также приобрести земельные участки (из числа тех, которыми могут по закону владеть нерезиденты), находящиеся в собственности государства или территориальных громад.

Если же иностранная компания планирует заниматься в нашей стране деятельностью, которая не укладывается в определение хозяйственной (см. п.п. 14.1.36 НКУ), то представительство такой компании не будет считаться постоянным (коммерческим), но все равно потребуется его регистрация в налоговом органе. В этом заключается рецепт № 2, прописанный в комментируемом письме. Такая регистрация осуществляется после проведения процедуры аккредитации/регистрации/легализации некоммерческого представительства в соответствующих госорганах. Об этом мы тоже писали в упомянутой выше статье (см. соответствующие консультации из Базы знаний в подкатегории 119.02, а также «Вестник Министерства доходов и сборов Украины», 2013, № 35, с. 39).

Таким образом, и в том, и в другом случае непосредственно нерезидент на налоговый учет в Украине не становится, эта обязанность возлагается на его представительство (без разницы, постоянное оно, т. е. коммерческое, или нет).

Интересно заметить, что на применении либо первого, либо второго рецепта в отношении иностранных собственников недвижимости налоговики настаивали еще в «докодексные» времена (см. письмо ГНАУ от 15.09.2006 г. № 17193/7/29-1017). По их мнению, если даже недвижимость не участвовала в хоздеятельности нерезидента, но ее наличие требовало уплаты налогов, например, платы за землю*, то создание представительства было обязательным.

* А сейчас, кстати, еще и налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, но только в отношении жилой недвижимости (см. ст. 265 НКУ).

Вместе с тем на сегодня мы не видим необходимости в этом, поскольку сейчас существует возможность встать на налоговый учет самому нерезиденту в случае получения им имущественных прав на недвижимость или землю в Украине, которые подлежат налогообложению. Такая норма прямо прописана в п. 4.4 разд. IV Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588 (далее — Порядок № 1588).

Однако у Миндоходов, похоже, другой взгляд на ситуацию. Иначе зачем бы ему было в комментируемом письме утверждать, что предписания п. 4.4 применяются только при получении иностранной компанией недвижимости или земли в Украине в собственность временно с последующим отчуждением? Ведь ничего подобного в Порядке № 1588 нет, и это позволяет нам предположить, что налоговики сознательно вводят иностранных бизнесменов в заблуждение.

Более того, они заявляют, что для учета иностранных компаний — собственников недвижимости на территории Украины нормы п. 4.4 разд. IV Порядка № 1588 могут применяться в единичных исключительных случаях. И для подтверждения такой исключительности требуют представления в органы Миндоходов копий документов, из которых следуют те или иные ограничения по сроку пользования недвижимостью. Ими могут быть правоустанавливающие документы на недвижимость, решения судов или акты уполномоченных на то органов государственной власти. В противном случае, т. е. если недвижимость приобретена нерезидентом «всерьез и надолго», контролеры предлагают остановиться на одном из четырех рецептов, перечисленных выше.

Мы же в свою очередь продолжаем считать, что в том случае, когда недвижимость вообще не участвует в хоздеятельности нерезидента (без разницы, требует ли ее наличие уплаты налогов или нет), создание представительства — это сугубо воля нерезидента. При этом мы, понятное дело, не имеем ничего против учреждения зарубежной компанией украинского предприятия с иностранными инвестициями (рецепт № 3) или заключения договора управления имуществом (рецепт № 4), но это уже совсем другая тема для разговора. В любом случае нерезидент должен решать самостоятельно, выбирать ему какой-то из предложенных четырех рецептов или идти по пути, обозначенному в п. 4.4 разд. IV Порядка № 1588. И навязывать довольно обременительные варианты создания представительства налоговики все же не вправе, особенно в силу отсутствия жестких законодательных требований насчет этого.

 

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше