Темы статей
Выбрать темы

Почта редакции. Не подали приложение к декларации: можно ли исправить ошибку?

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Не подали приложение к декларации: можно ли исправить ошибку? 

Наше предприятие является плательщиком НДС. У нас возникла следующая проблема: мы не подали вместе с декларацией по НДС за отчетный период приложение, хотя и должны были это сделать. Можем ли мы исправить такую ошибку?

(г. Запорожье)

Ответ зависит от того, какое приложение вы не подали. Хотите знать почему?

Давайте вспомним, когда вместе с декларацией по НДС нужно подавать и приложения. Во-первых, когда вы заполняете строку, напротив которой в поле «Код додатка» в форме декларации указано соответствующее приложение. В частности, это строки 1 (Д5), 3 — 5 (Д6), 8.1 и 8.1.1 (Д1) и т. п. В то же время, если в таких строках проставлены прочерки (или они не заполнены — в случае подачи электронной декларации), такие приложения подавать не придется. Исключением из этого правила является приложение Д7. Оно подается в случаях, прямо предусмотренных НКУ. То есть не во всех случаях, когда заполняются строки с отметкой Д7 напротив них (это касается строк 15 и 16.6). С таким подходом соглашаются и налоговики (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 101.17).

Во-вторых, при подаче декларации с кодом 0121-0123/0130. В таком случае вместе с декларацией подается приложение ДС9.

В-третьих, в некоторых случаях этого требует НКУ или Порядок № 1492. С перечнем приложений и порядком их заполнения вы можете ознакомиться в недавнем тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 77.

Теперь посмотрим на несколько возможных ситуаций.

1. Предположим, не подано приложение, которое является обязательным, при заполнении соответствующих строк. К таким приложениям относятся, в частности, Д5, Д6, Д1. Приложение является неотъемлемой частью декларации по НДС (п. 46.1 НКУ). Поэтому, если вы должны были его подать, но не сделали этого, налоговики просто-напросто не примут декларацию. Подтвердит это соответствующее уведомление, которое они должны выслать в течение 3 или 5 рабочих дней со дня получения декларации (п. 49.11 НКУ).

Единственная возможность исправить данный недочет — до истечения предельных сроков для подачи декларации за этот же период предоставить еще одну декларацию, но уже со всеми необходимыми приложениями. В такой декларации и приложениях к ней проставляется отметка «Х» напротив кода 012 «Звітна нова» («Звітний новий»). В подобной ситуации налоговики будут учитывать именно ее, а «ошибочной» декларации присвоят статус «До відома» (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 135.02).

Причем заметьте: подается именно декларация со всеми необходимыми приложениями. Если же вы просто направите налоговикам недостающие приложения, то делу это не поможет. Ни НКУ, ни Порядок № 1492 не предусматривают возможности предоставления приложений как самостоятельных документов (в «отрыве» от декларации).

Многие при этом удивляются, почему так нельзя делать. Зачем же тогда в приложениях поле «Уточнюючий»? А затем, что если вы исправляете ошибку и заполняете в уточняющем расчете строки, по которым составляются приложения, то вместе с таким расчетом придется подать и соответствующие приложения (п. 3 разд. IV Порядка № 1492). Как раз в таком случае в них и проставляется отметка «Х» в поле «Уточнюючий».

2. Вторая ситуация — не подано приложение, наличие которого не является обязательным для признания декларации. В первую очередь, это относится к жалобе на поставщика (Д8). Напомним, что покупатель вправе подать ее, если его поставщик нарушил порядок составления/регистрации/предоставления налоговой накладной. В подобном случае жалоба с приложенными к ней расчетными/первичными документами является единственной возможностью для «спасения» налогового кредита.

Если вы не предоставили данное приложение, декларацию примут. В то же время с налоговым кредитом по соответствующей налоговой накладной придется попрощаться. Это обусловлено фискальным подходом налоговиков. Напомним, он состоит в том, что жалоба на поставщика может быть подана лишь с декларацией за отчетный период, в котором налоговая накладная была составлена или должна была быть составлена. Мы с этим подходом, разумеется, не согласны. Подробнее об этом читайте в редакционном комментарии к письму ГНСУ от 16.01.2013 г. № 721/6/15-3115 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 24, с. 16.

Помочь делу в таком случае можно так же, как и в предыдущем случае: до окончания предельных сроков для подачи декларации подать новую отчетную декларацию и приложить к ней, в частности, жалобу (Д8). Иногда при этом спрашивают: если этот срок пропущен, можно ли затем приложить такую жалобу к уточняющему расчету? Заметим, что видимых оснований для этого нет. Против такого подхода выступают и налоговики (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 101.23). В то же время удивило мнение судов. В частности, в определении ВАСУ от 03.04.2013 г. по делу К/9991/63537/12 суд пришел к противоположному выводу. Он указал, что жалобу можно подать и вместе с уточняющим расчетом. Основание для этого он видит в том, что уточняющий расчет является якобы разновидностью декларации.

3. По ошибке не заполнена строка, по которой подается приложение. Не было подано и приложение. Налоговики такую декларацию примут. Однако затем ошибку придется исправлять в общем порядке. Конечно, при условии, что вы не успеете подать новую отчетную декларацию.

 

Виталий Смердов, налоговый эксперт

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше