Темы статей
Выбрать темы

Отчитываемся по эконалогу: просто и своевременно

Редакция НиБУ
Статья
img 1

отчетность

img 2

Отчитываемся по эконалогу: просто и своевременно

Если деятельность вашего предприятия связана с загрязнением окружающей природной среды (атмосферного воздуха, воды или земли), то вы являетесь плательщиком экологического налога. Это непреложный факт. Данные о начисленном размере этого налога должны фиксироваться в налоговой декларации экологического налога. О том, кто, как и когда составляет и подает такую декларацию, мы расскажем вам в предлагаемой статье.

Наталья Белова, налоговый эксперт

 

Наша с вами цель, уважаемые коллеги, — изучить порядок заполнения и предоставления отчетности по экологическому налогу (далее — эконалог). Однако прежде давайте уточним, какие виды этого налога существуют, кто является его плательщиком и соответственно кто обязан предоставлять «экологическую» декларацию.

Отчетность по эконалогу: основные понятия

 

Виды эконалога и его плательщики

Если говорить простым языком, то плательщиками экологического налога (далее — эконалог) являются лица, которые в ходе своей деятельности загрязняют окружающую природную среду. Это могут быть:

(1) субъекты хозяйствования;

(2) юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность;

(3) бюджетные учреждения;

(4) общественные и другие предприятия, учреждения и организации;

(5) постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей;

(6) граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.

Если такие лица осуществляют действия, определенные пп. 240.1, 240.2, 240.21 НКУ, то они обязаны уплачивать эконалог.

При этом заметим, что граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства являются плательщиками эконалога только в случае использования топлива в ходе эксплуатации передвижных источников загрязнения (п. 240.2 НКУ).

Для наглядности виды эконалога перечислим в табл. 1.

Таблица 1. Виды эконалога

№ п/п

Норма НКУ

Вид эконалога

Комментарий

1

2

3

4

1

п.п. 240.1.1

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения

Плательщиками этого вида эконалога являются, в частности, заводы, фабрики, электростанции и другие предприятия, деятельность которых связана с выбросом в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. Под стационарным источником загрязнения п.п. 14.1.230 НКУ понимает предприятие, цех, агрегат, установку или другой недвижимый объект, который сохраняет свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляет, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу

2

п.п. 240.1.2

за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

Эконалог данного вида уплачивают те предприятия, чья деятельность сопряжена со сбросом загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты (например, предприятия металлургической отрасли)

3

п.п. 240.1.3

за размещение отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, размещаемых на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования)

Напомним, что до 01.01.2013 г. неудачное определение термина «размещение отходов» давало повод хранителям государственной казны требовать уплаты эконалога данного вида чуть ли не от всех предприятий, у которых такие отходы возникали. С 01.01.2013 г. под размещением отходов понимают либо (1) постоянное (окончательное) пребывание, либо (2) захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (п.п. 14.1.223 НКУ). Так что сейчас плательщиками «отходного» эконалога, на наш взгляд, являются только те субъекты хозяйствования, которые производят захоронение отходов. Подробнее с этим вопросом, в частности в отношении упаковки, вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 71, с. 31.

При этом оговорка о том, что не являются плательщиками «отходного» эконалога субъекты хозяйствования, размещающие отходы исключительно как вторсырье (п. 240.5 НКУ), нам кажется не особенно нужной. Ведь в этом случае размещения отходов не происходит, поскольку нет ни окончательного пребывания, ни их захоронения (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 55, с. 29). Хотя в последнее время контролеры выдвигают одним из условий неуплаты «отходного» эконалога при временном хранении отходов обязательное наличие договора на их сбор и утилизацию с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. д.) с обязательным указанием в таком договоре сроков передачи отходов. Если упомянутого договора нет, то, по мнению таких специалистов, субъекты хозяйствования, временно хранящие у себя отходы, должны уплачивать эконалог за размещение отходов (см. письма ГНСУ от 27.12.2012 г. № 2699/0/71-12/15-2117 и от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117, а также консультацию в разделе 120.01 Базы знаний на сайте Миндоходов (далее — БЗ)). Мы с таким мнением не согласны. Ведь НКУ не ставит возникновение объекта обложения эконалогом в зависимость от наличия/отсутствия договора на сбор и утилизацию отходов со спецпредприятием. Другое дело, что незаключение такого договора может рассматриваться как нарушение правил обращения с отходами, но это уже другой вопрос

4

п.п. 240.1.4

за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

Не являются плательщиками эконалога данного вида субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые: — до последнего календарного дня (включительно) отчетного квартала, в котором был приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника; — осуществляют обращение с радиоактивными отходами, образовавшимися в результате Чернобыльской катастрофы, в части деятельности, связанной с такими отходами (п. 240.3 НКУ)

5

п.п. 240.1.5

за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

Не являются плательщиками эконалога данного вида государственные специализированные предприятия по обращению с радиоактивными отходами, основной деятельностью которых являются хранение, переработка и захоронение радиоактивных отходов, находящихся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов (п. 240.4 НКУ)

6

п.п. 240.1.6

за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств

Плательщиками эконалога данного вида являются лица, которые: 1) ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта (п.п. 240.21.1 НКУ);
2) производят транспортные средства на таможенной территории Украины для их продажи на внутреннем рынке Украины (п.п. 240.21.2 НКУ);
3) приобретают транспортные средства у лиц, не являющихся плательщиками этого налога (дипломатических представительств, консульских учреждений, работников таких организаций и членов их семей). Не являются плательщиками эконалога данного вида: 1) импортеры, которые: — ввозят транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также работникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей (п.п. 240.6.1 НКУ);
— ввозят транспортные средства, ранее вывезенные за пределы таможенной территории Украины
(п.п. 240.6.2 НКУ);
— ввозят транспортные средства в таможенных режимах иных, чем таможенный режим импорта
(п.п. 240.6.3 НКУ);
— ввозят транспортные средства, с года выпуска которых прошло 30 или более лет, относящиеся к предметам коллекционирования либо антиквариата. Освобождение распространяется также и на продажу таких транспортных средств на таможенной территории Украины (п.п. 240.6.4 НКУ);
— ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства, признанные гуманитарной помощью (п.п. 240.6.7 НКУ);
2) производители транспортных средств, которые приняли на себя обязательство утилизировать снятые с эксплуатации произведенные ими транспортные средства (п.п. 240.6.5 НКУ) в порядке и на условиях, определенных Законом об утилизации. Кстати, если транспортные средства производятся для экспорта, то за них эконалог тоже не уплачивается;

3) лица, которые: — приобретают на территории Украины транспортные средства, впервые зарегистрированные и/или перерегистрированные до 01.09.2013 г.;
приобретают на территории Украины транспортные средства у производителей, принявших на себя обязательство по утилизации транспортных средств, произведенных собственными силами; — продают транспортные средства, зарегистрированные и/или перерегистрированные в Украине после 01.09.2013 г. Подробнее с порядком уплаты «утилизационного» эконалога вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 68, с. 16

7

п. 240.2

за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива

Плательщиками эконалога данного вида, кроме субъектов хозяйствования, являются также граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые используют топливо в ходе эксплуатации передвижных источников загрязнения. Напомним, что передвижной источник загрязнения — это транспортное средство, движение которого сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ (п.п. 14.1.142 НКУ).
В данном случае сумма эконалога включается в цену топлива и уплачивается плательщиком при приобретении им топлива. Обязанность по удержанию и перечислению данного вида эконалога в бюджет возлагается на налоговых агентов. Таковыми согласно ст. 241 НКУ выступают субъекты хозяйствования, которые: — реализуют в Украине топливо собственного производства и/или передают заказчику либо по его поручению другому лицу топливо, произведенное из давальческого сырья такого заказчика; — ввозят топливо на таможенную территорию Украины, т. е. импортеры топлива

 

Сразу предупредим: поскольку «радиоактивный» эконалог (пп. 4 и 5 табл. 1) уплачивают лишь избранные плательщики, останавливаться на нем в данной статье мы не будем. Внимание уделим более распространенным видам эконалога.

Состав отчетности по эконалогу

Отчетность по эконалогу на сегодня включает в себя:

налоговую декларацию экологического налога. Ее форма утверждена приказом № 1010. В ней плательщики отражают общие суммы рассчитанного эконалога за соответствующий период по всем видам загрязнения окружающей природной среды;

семь приложений к декларации. В каждом из этих приложений осуществляется расчет налоговых обязательств по эконалогу для отдельного вида загрязнения окружающей среды. Не разработано пока только приложение для расчета эконалога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств. Напомним, что декларацию по этому виду эконалога должны подавать не все лица, являющиеся его плательщиками. Такая обязанность возлагается в соответствии с п. 250.2 НКУ лишь на избранных субъектов, а именно: тех, которые произвели транспортные средства на таможенной территории Украины для продажи на внутреннем рынке Украины (п.п. 240.21.2 НКУ). Да и то только в случае, если они не взяли на себя обязательство утилизировать такие транспортные средства, снятые с эксплуатации, согласно Закону об утилизации.

С декларацией подают лишь те приложения, из которых в нее переносятся числовые значения. Такие приложения являются ее неотъемлемой составляющей

В декларации должны быть заполнены обязательные реквизиты и все строки всех разделов с учетом примечаний.

В строках декларации, к которым нет необходимости подавать приложения в связи с отсутствием объекта налогообложения, вы проставляете прочерк. То есть в таком случае плательщик подает «пустую» декларацию без приложений (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ).

Декларацию подписывают руководитель (или физлицо-предприниматель) и главный бухгалтер. Их подписи заверяются печатью плательщика (при наличии).

Кто должен отчитываться по эконалогу

Почти во всех случаях, перечисленных в табл. 1, отчетность по эконалогу должно подавать лицо, которое его уплачивает. Исключение — эконалог за выбросы в атмосферу передвижными источниками загрязнения, который уплачивается при приобретении топлива всеми юридическими и физическими лицами в цене этого топлива. Отчетность по данному виду эконалога подается не плательщиками, а налоговыми агентами — реализаторами и импортерами топлива (п. 250.2 НКУ).

Информацию о составе «экологической» отчетности и о лицах, которые обязаны ее подавать, вы найдете в табл. 2.

Таблица 2. Состав отчетности по эконалогу

Название формы

Плательщики эконалога

Налоговые агенты

1

2

3

Налоговая декларация экологического налога

+

+

Приложение 1 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения

+

Приложение 2 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения

+

Приложение 3 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты

+

Приложение 4 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах

+

Приложение 5 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные)

+

Приложение 6 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за образование радиоактивных отходов и уплачиваемому за приобретение источников(а) ионизирующего излучения

+

Приложение 7 — Расчет налогового обязательства по экологическому налогу, взимаемому за временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока

+

 

Сроки подачи отчетности по эконалогу

Базовый налоговый (отчетный) период по экологическому налогу — календарный квартал (п. 250.1 НКУ).

Декларацию по эконалогу и приложения к ней заполняют и подают за каждый квартал отдельно, без нарастающего итога

Это подчеркивают и специалисты Миндоходов в консультации, размещенной в разделе 120.05 БЗ.

А в какой срок необходимо предоставлять «экологическую» отчетность? В течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала.

Следовательно, предельные сроки предоставления этой отчетности за оставшиеся отчетные (налоговые) периоды 2013 года таковы:

— за III квартал 2013 года — 11 ноября 2013 года;

— за IV квартал 2013 года — 10 февраля 2014 года.

Сроки уплаты эконалога

Эконалог уплачивают в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления налоговой декларации (п. 250.2 НКУ).

Так, эконалог за оставшиеся отчетные (налоговые) периоды 2013 года предприятие должно уплатить:

— за III квартал 2013 года — не позднее 19 ноября 2013 года;

— за IV квартал 2013 года — не позднее 19 февраля 2014 года.

Налог, взимаемый за выбросы стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, перечисляется одним платежным поручением на счета, открытые в территориальных органах Госказначейства. Данные органы сами осуществляют распределение этих средств в соотношении, определенном законом, т. е. согласно п. 51 разд. VI Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (п. 250.5 НКУ).

Особый порядок уплаты эконалога отдельными плательщиками

Бросается в глаза, что для налоговых агентов — импортеров топлива, о которых идет речь в п.п. 241.2.2 НКУ, предусмотрен особый порядок уплаты эконалога. Они уплачивают этот налог до или в день подачи таможенной декларации.

Также в отдельном порядке уплачивают эконалог (за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств) и плательщики, которые приобретают транспортные средства у лиц, не являющихся плательщиками этого налога (дипломатических представительств, консульских учреждений, работников таких организаций и членов их семей) (п.п. 240.21.3 НКУ). Это происходит до или в день подачи в органы внутренних дел заявления о перерегистрации транспортного средства (абзац третий п. 250.5 НКУ).

Законодатель абзацем вторым п. 250.5 НКУ установил особый срок уплаты — до или в день подачи таможенной декларации — и для лиц, указанных в п.п. 240.6.1 НКУ. Напомним, это лица, которые ввозят транспортные средства, принадлежащие дипломатическим представительствам или консульским учреждениям иностранных государств, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также работникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей. Однако это явная ошибка, поскольку такие лица именно п.п. 240.6.1 НКУ выведены из числа плательщиков «утилизационного» налога.

Видимо, речь в абзаце втором п. 250.5 НКУ идет все-таки о других лицах — о тех, которые ввозят на таможенную территорию Украины транспортные средства и/или кузова к ним (за исключением кузовов товарной категории 8707 10 10 согласно УКТ ВЭД) в таможенном режиме импорта (п.п. 240.21.1 НКУ). Именно они, по идее, и должны уплачивать эконалог указанного вида до или в день подачи таможенной декларации.

К радости плательщиков, имеющих дело со снятыми с эксплуатации транспортными средствами, подавать декларацию по эконалогу за такие объекты им не нужно. Факт уплаты ими эконалога подтверждается специальной справкой по форме, приведенной в приложении 1 к постановлению КМУ от 18.09.2013 г. № 685.

Куда следует подавать отчетность по эконалогу

Чтобы понять, кому и как предоставляется отчетность по эконалогу, обратимся к п. 250.2 НКУ. В нем сказано, что «экологическая» декларация подается:

img 3— за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение в течение отчетного квартала отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — по месту размещения стационарных источников, специально отведенных для этого мест или объектов (п.п. 250.2.1 НКУ). Если место предоставления декларации не совпадает с местом нахождения плательщика на налоговом учете, то в контролирующий орган, в котором такой плательщик пребывает на учете, подается в стандартный квартальный срок копия соответствующей декларации (п. 250.8 НКУ);

— за топливо, реализованное налоговыми агентами, — по месту нахождения такого налогового агента на налоговом учете в контролирующем органе (п.п. 250.2.2 НКУ).

Свои особенности существуют и при подаче декларации в случае, когда у плательщика несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов, размещенных не в одном месте. Так, если эти источники (места, объекты) находятся в пределах:

нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды КОАТУУ разные), то в соответствующий контролирующий орган обязательно подается декларация по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно (п.п. 250.10.1 НКУ);

одного населенного пункта или за его пределами (код КОАТУУ один и тот же), то в соответствующий контролирующий орган может подаваться одна декларация за такие источники загрязнения (п.п. 250.10.2 НКУ). При этом по каждому источнику загрязнения/месту (объекту) размещения отходов составляются отдельные приложение 1 и приложение 4 к декларации. То есть количество приложений 1 должно соответствовать количеству стационарных источников загрязнения, а количество приложений 4 — количеству специально отведенных для размещения отходов мест или объектов. Так разъясняют специалисты Миндоходов в консультации, размещенной в разделе 120.05 БЗ.

В ситуации, когда плательщик состоит на налоговом учете в городе с районным делением и все его источники загрязнения и/или размещения отходов расположены на территории этого города, он может подавать одну декларацию по всем этим источникам/местам по месту своего пребывания на налоговом учете (п.п. 250.10.3 НКУ).

Схематически порядок предоставления отчетности по эконалогу выглядит так (см. рисунок на с. 11).

img 4

Если объектов налогообложения не было и/или не будет

Вполне возможно, что у плательщика эконалога в каком-либо из отчетных периодов (кварталов) не было соответствующего объекта налогообложения (он не загрязнял, не сбрасывал, не размещал и т. п.). Нужно ли в этом случае подавать декларацию по эконалогу? Да, декларация все равно подается, но без приложений по соответствующему источнику (месту, объекту) загрязнения. При этом строки декларации, в которые должны были бы переноситься данные из этих приложений, прочеркиваются. На это прямо указывает сноска 1 к полю 1 декларации. Подчеркивают это и специалисты Миндоходов в консультациях, размещенных в разделах 120.4, 120.05 БЗ.

А что, если плательщик с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов вплоть до конца года? В таком случае он согласно п. 250.9 НКУ должен уведомить об этом контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления эконалога. Тогда у этого плательщика будет возможность в течение всего отчетного года не подавать декларацию по эконалогу.

Данное заявление, как разъясняет главный контролирующий орган, составляется в произвольной форме и подается до 1 января соответствующего года (см. письма ГНАУ от 06.05.2011 г. № 8565/6/15-0816, ГНСУ от 14.02.2013 г. № 3688/7/15-2117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 26, с. 13 и консультацию в разделе 120.05 БЗ). С таким сроком подачи заявления мы не согласны. По нашему мнению, поскольку в НКУ не указано иное, предельный срок его подачи должен совпадать с предельным сроком предоставления налоговой отчетности за I квартал того года, в котором у плательщика отсутствует объект обложения экологическим налогом.

Если подачу заявления проигнорировать, придется предоставлять декларацию с прочерками в общем порядке в течение всего отчетного года.

Подавать указанное заявление обязаны только те субъекты хозяйствования, которые в предыдущем году уже уплачивали эконалог

А вот те, кто раньше никогда не осуществлял загрязнение окружающей природной среды ни одним из возможных способов и не планирует иметь объекты обложения эконалогом в отчетном году, такое заявление подавать не должны. Это касается и вновь зарегистрированных субъектов. Такой вывод следует из консультаций специалистов Миндоходов, размещенных в разделах 120.02, 120.05 БЗ.

Порядок заполнения отчетности по эконалогу

Форма отчетности по эконалогу утверждена приказом № 1010. А вот порядка ее заполнения, к сожалению, нет. Поэтому чтобы разобраться в правилах ее составления, мы с вами обратимся к текстовой части таблиц отчетных форм и примечаний к ним.

Начнем с общей (вступительной) части декларации.

Заполняем общую (вступительную) часть декларации

Давайте уделим внимание порядку заполнения тех строк, которые могут вызвать вопросы. Для удобства этот порядок приведем в табл. 3. 

Таблица 3. Порядок заполнения отдельных строк общей части декларации

Служебное поле Налоговой декларации экологического налога

Порядок заполнения

поле

строка

1

2

3

1

 

«звітна, звітна нова, уточнююча»

Эта строка предназначена для проставления отметок о типе декларации:
отчетная — если подается текущая декларация по эконалогу за отчетный период; — отчетная новая — если декларация по эконалогу за отчетный квартал уже подавалась, но в ней была допущена ошибка, которую плательщик обнаружил и желает исправить. Подать такую декларацию можно только в том случае, если не истек предельный срок подачи налоговой отчетности за квартал; — уточняющая — если декларация по эконалогу за отчетный квартал уже подавалась, но в ней была допущена ошибка, которую плательщик обнаружил после истечения предельного срока предоставления квартальной отчетности и желает исправить такую ошибку. Подать декларацию с пометкой «уточнююча» можно в любое время.
В ячейке, соответствующей типу подаваемой декларации, проставляется отметка (Х). Такая же отметка проставляется в приложениях к декларации

«порядковий № за рік»

 

В этой строке указывается порядковый номер поданной декларации.
Такой номер определяется нарастающим итогом с начала года и зависит от количества поданных в течение года деклараций. При этом учитываются все декларации: отчетные, новые отчетные и уточняющие. Например, если плательщик не подавал уточняющих деклараций в течение 2013 года, то порядковый номер декларации за III квартал 2013 года будет «3». А если к моменту предоставления декларации за III квартал 2013 года уже были поданы, кроме деклараций за I и II кварталы 2013 года, к примеру, еще и две уточняющих декларации, то порядковый номер декларации за III квартал 2013 года будет «5». А вот нумерация приложений к декларации в строке «Розрахунок №» начинается с «1». То есть приложения имеют свою нумерацию, которая формируется в рамках отдельно взятой декларации.

Порядковый номер, указанный в поле 1 декларации, проставляется также во всех приложениях, которые подаются вместе с ней независимо от их количества (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ). То есть порядковый номер приложений должен совпадать с порядковым номером декларации. И еще. Ранее налоговики требовали, чтобы декларации нумеровались плательщиком отдельно по каждому налоговому органу, в который они подаются (см. консультацию в разделе 120.05 БЗ и в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 6, с. 11). Однако на сегодняшний день эта консультация утратила силу

«копія»

Эту строку заполняют, если место загрязнения окружающей среды (стационарный источник или место размещения отходов) не совпадает с местом нахождения плательщика на налоговом учете. В этом случае оригинал декларации подается в контролирующий орган по месту загрязнения (при этом строка «копия» не заполняется), а копия — в контролирующий орган по месту налогового учета плательщика (при этом в строке «копия» проставляется отметка «Х»). Заметим, что необходимость предоставления копий приложений законодательно не предусмотрена

2

«податковий період»

В данном служебном поле указывают, за какой квартал отчетного года подается декларация или уточняется (для уточняющей налоговой декларации)

3

«юридична особа, фізична особа — підприємець, постійне представництво нерезидента, податковий агент»

В зависимости от того, к какой категории относится плательщик — «юридическое лицо», «физическое лицо — предприниматель», «постоянное представительство нерезидента», «налоговый агент» — в соответствующей ячейке этой строки он проставляет отметку «Х». Те лица, которые одновременно являются и налоговыми агентами, и плательщиками эконалога «за себя», в данной строке должны проставить две отметки: одну — в строке «налоговый агент», другую — в строке «юридическое лицо» и подавать при этом одну декларацию. Так предлагали поступать налоговики в консультации, размещенной в разделе 120.05 БЗ (на сегодняшний день она утратила силу). Правда, выполнить такие рекомендации могут только те субъекты, которые подают «экологическую» отчетность в бумажном виде. Те же, кто подают декларации в электронном виде, так поступить не смогут. Дело в том, что при заполнении декларации в OPZ отметку в поле 3 можно поставить только в одной строке, две отметки здесь не допускаются. Как быть в этом случае таким плательщикам? Ответ на данный вопрос им, думаем, лучше получить в местном налоговом органе. Вполне возможно, что налоговики предложат в такой ситуации подать не одну общую, а две отдельные декларации: — одну — с данными об эконалоге, начисленном как налоговым агентом при реализации топлива; — другую — с данными об эконалоге, начисленном как юридическим лицом (т. е. «за себя»)

4

«код органу місцевого самоврядування за місцем розміщення стаціонарних джерел забруднення та/або спеціально відведених для розміщення відходів місць чи об’єктів (за неосновним місцем обліку платника) за КОАТУУ»

Если плательщик подает «экологическую» декларацию по неосновному месту учета, то в этой строке он указывает код органа местного самоуправления по месту размещения стационарных источников загрязнения и/или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов (по неосновному месту учета плательщика) согласно КОАТУУ, по которым он подает декларацию в контролирующий орган по этому неосновному месту учета (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ). Будьте внимательны при заполнении кода КОАТУУ! Например, декларацию по плате за землю, в которой неверно указан код КОАТУУ, контролеры считают недействительной. Они требуют от плательщика в этом случае подать уточняющую декларацию без начисления «самоштрафа» по п. 50.1 НКУ. Однако штраф здесь все равно будет, уже но согласно ст. 120 НКУ — за несвоевременное предоставление налоговой декларации (см. консультацию в разделе 112.05 БЗ). Поэтому не исключено, что к неверно указанному КОАТУУ в «экологической» декларации контролирующий орган отнесется с такой же скрупулезностью

5

«найменування органу державної податкової служби, до якого подається декларація»

В это поле вписывается наименование контролирующего органа, в который подается декларация.
Важно! Декларация в соответствующий контролирующий орган предоставляется отдельно по каждому КОАТУУ, в котором есть объекты налогообложения

7

«додатки (розрахунки), що додаються до податкової декларації екологічного податку»

В этом поле приводится информация о подаваемых вместе с декларацией приложениях. Количество каждого приложения вписывается в соответствующие строки арабскими цифрами.
В зависимости от того, к какой декларации (отчетной, отчетной новой, уточняющей) подаются приложения, номера расчетов соответствующего приложения плательщик проставляет через запятую в необходимых строках («звітний», «звітний новий», «уточнюючий») поля 7 декларации (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.04 БЗ). В этом же поле указывается период (квартал, год), за который составлены расчеты соответствующего приложения. Количество строк, при необходимости, плательщик может самостоятельно увеличить в соответствии с фактическим количеством налоговых периодов, по которым уточняются показатели деклараций

 

С заполнением табличной части декларации, уверены, вы справитесь без труда, поскольку данные в нее переносятся из соответствующих приложений.

Так, в строке 1 декларации приводится общая сумма налогового обязательства по эконалогу. В нее и переносятся данные из приложений.

Строки 2 — 6 декларации заполняются в случае исправления ошибок.

Учтите: декларация и приложения к ней заполняются в гривнях с копейками с округлением до двух знаков после запятой.

Дальше поговорим о порядке заполнения приложений.

Заполняем приложения к декларации

Выше мы отметили, что приложений к декларации по эконалогу семь. То есть практически каждому объекту налогообложения соответствует свое приложение.

Заполнить эти приложения в принципе просто. Нужно лишь учесть некоторые особенности. На них мы сейчас и заострим ваше внимание, прибегнув к разъяснениям специалистов Миндоходов.

img 5Вначале вот о чем. Вы наверняка заметили, что форма приложений 1 — 4 к декларации требует отражения в тоннах данных о:

— фактических выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (приложение 1);

— количестве фактически реализованного топлива (приложение 2);

— фактических объемах сбросов (приложение 3);

— фактических объемах размещения отходов (приложение 4).

Однако предприятие объемы загрязняющих веществ учитывает, как правило, в других единицах измерения — литрах, куб. метрах и т. д. Поэтому для отражения в колонке 3 приложений 1 — 4 такие показатели нужно перевести в тонны. А поскольку тысячная часть тонны — килограмм, эти показатели нужно округлить до трех знаков после запятой (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.05 БЗ).

Контролеры дают совет, как именно перевести литры и/или куб. метры в тонны (см. консультации в разделах 120.04, 120.05 БЗ). Так, в частности, объем реализованного топлива соответствующего вида в единицах объема (л, м3) нужно умножить на коэффициент перевода в весовую единицу (кг/л, кг/м3) и разделить на 1000.

Соответствующие коэффициенты перевода приведены в Методике № 452. Они равны:

— для газа сжиженного (сжиженного нефтяного газа) — 0,55 кг/л;

— для газа сжатого — 0,59 кг/м3;

— для бензина — 0,74 кг/л;

— для дизельного топлива — 0,85 кг/л.

Полученное значение и зафиксируется в строке 3 приложения 2 к декларации.

В отношении правильного определения в тоннах фактических объемов других загрязняющих веществ Миндоходов предлагает обращаться в Министерство экологии и природных ресурсов Украины.

И еще о важных особенностях заполнения приложений 1 — 4 (см. табл. 4).

Таблица 4. Важные особенности заполнения приложений к декларации

Номер колонки

Пояснение

1

2

Приложение 1

2 «Назви забруднюючих речовин»

В этой колонке приводятся названия загрязняющих веществ, класс опасности, ориентировочно безопасный уровень влияния веществ (соединений) (миллиграмм на куб. метр) согласно ст. 243 НКУ

3 «Фактичні обсяги викидів»

Здесь приводятся в тоннах фактические объемы выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения. Значение округляют до трех десятичных знаков

4 «Ставки податку в поточному році»

В данной колонке указывают ставки эконалога, действующие в текущем году. Они определены ст. 243 НКУ с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ.
Напомним: по налоговым обязательствам по эконалогу, возникшим с 1 января 2013 г. до 31 декабря 2013 г. включительно, ставки налога составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 243 НКУ.
Значение округляют до трех десятичных знаков

5 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4)»

Здесь фиксируется сумма начисленного налогового обязательства. Она округляется до двух десятичных знаков после запятой

Приложение 2

2 «Види палива та їх технологічні ознаки»

В этой колонке приводятся виды топлива и их технологические признаки согласно ст. 244 НКУ

3 «Кількість фактично реалізованого пального»

Здесь приводят в тоннах количество фактически реализованного топлива. Значение округляют до трех десятичных знаков

4 «Ставки податку в поточному році»

В данной колонке указывают ставки эконалога, действующие в текущем году. Они определены п. 244.1 НКУ с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ.
Ставки налога по налоговым обязательствам, возникшим с 1 января 2013 г. до 31 декабря 2013 г. включительно, составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 244 НКУ.
Значение округляют до трех десятичных знаков

5 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4)»

Здесь фиксируется сумма начисленного налогового обязательства. Она округляется до двух десятичных знаков после запятой

Приложение 3

2 «Назва забруднюючих речовин»

Здесь приводятся названия загрязняющих веществ, их предельно допустимая концентрация или ориентировочно безопасный уровень влияния (миллиграмм на куб. метр) согласно ст. 245 НКУ

3 «Фактичні обсяги скидів»

В данную колонку записывают в тоннах фактические объемы сбросов, определенные плательщиком самостоятельно. Значение округляют до трех десятичных знаков

4 «Ставки податку в поточному році»

В данной колонке указывают ставки эконалога, действующие в текущем году. Они определены ст. 245 НКУ с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ.
Так, ставки налога по налоговым обязательствам, возникшим с 1 января 2013 г. до 31 декабря 2013 г. включительно, составляют 75 % от ставок, предусмотренных ст. 245 НКУ.
Значение округляют до трех десятичных знаков

5 «Коефіцієнти»

Здесь приводится коэффициент 1,5 — в случае сбросов загрязняющих веществ в пруды и озера, определенный п. 246.4 НКУ

6 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4 х к. 5)»

Здесь фиксируется сумма начисленного налогового обязательства. Она округляется до двух десятичных знаков после запятой

Приложение 4

2 «Види небезпечних відходів, рівень небезпечності та клас небезпеки відходів»

В этой колонке указываются виды опасных отходов, уровень опасности и класс опасности отходов согласно ст. 246 НКУ

3 «Фактичні обсяги розміщення відходів, тонн (одиниць)»

Здесь приводятся в тоннах фактические объемы размещенных отходов (значение округляют до трех десятичных знаков). Для оборудования и приборов, содержащих ртуть, элементов с ионизирующим излучением, люминесцентных ламп — количество единиц оборудования и приборов

4 «Ставки податку в поточному році, грн. коп. /т (грн. коп. /одиницю)»

В эту колонку записывайте ставки налога для текущего года, установленные в ст. 246 НКУ, с учетом п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ

5 «Коефіцієнти»

В данной колонке указывают коэффициенты, приведенные в п. 246.5 НКУ:
— коэффициент 3 — при размещении отходов в пределах населенного пункта либо на расстоянии менее 3 км от таких пределов; — коэффициент 1 — при размещении отходов на расстоянии 3 км и более от границ населенного пункта

6 «Коефіцієнти»

Здесь приводят коэффициенты, указанные в п. 246.4 НКУ:
— коэффициент 3 — если отходы размещаются на свалках, не обеспечивающих полного исключения загрязнения атмосферного воздуха или водных объектов; — коэффициент 1 — если незагрязнение воздуха обеспечено. По поводу заполнения данной колонки контролеры говорят следующее. Эксплуатация мест размещения отходов требует соблюдения ряда нормативных документов (экологических и санитарно-гигиенических). Если эти требования соблюдаются, можно считать, что объект обеспечивает защиту атмосферного воздуха и водных объектов от загрязнения. Чтобы охарактеризовать место размещения отходов и правильно применять корректирующий коэффициент к нормативам сбора, Миндоходов советует плательщикам обратиться в Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Украины (см. консультацию в разделе 120.04 БЗ)

7 «Сума нарахованого податкового зобов’язання, грн. коп. (к. 3 х к. 4 х к. 5 х к. 6)»

В данную колонку записывают сумму начисленного налогового обязательства, рассчитанную по формуле: к. 3 х к. 4 х к. 5 х к. 6

 

Рассмотрим порядок заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней на условном примере.

Пример 1. ООО «Пирамида» осуществляет оптовую торговлю топливом. За 3 квартал 2013 года оно реализовало 200 тонн бензина и 350 тонн дизтоплива с содержанием серы в пределах от 0,035 до 0,2 % мас.

Кроме того, предприятие эксплуатирует стационарный источник загрязнения (котельную). Он размещен в том же административном районе города, в котором предприятие находится на налоговом учете.

Фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу таким стационарным источником за 3 квартал 2013 года составили (условно):

азота оксиды — 0,6 т;

углерода окись — 0,5 т;

сероуглерод — 0,01 т.

Поскольку предприятие является одновременно и плательщиком эконалога за стационарные источники загрязнения, и налоговым агентом (по эконалогу за реализованное им топливо), в общей части декларации ему имеет смысл проставить в соответствующих строках поля 3 сразу две отметки — «юридична особа» и «податковий агент». Хотя не исключено, что контролеры захотят в этом случае получить от предприятия две отдельные декларации.

В рассматриваемой ситуации вместе с декларацией по эконалогу предприятие должно предоставить приложения 1 и 2. Подать такую декларацию с приложениями в данном случае нужно в контролирующий орган по месту пребывания предприятия на налоговом учете.

Приведем на с. 20 — 23 образцы заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней (фрагменты).

Порядок исправления самостоятельно выявленных ошибок

Если предприятие до начала налоговой проверки самостоятельно выявило ошибки, допущенные в отчетности по эконалогу за предыдущие отчетные периоды, то оно вправе исправить их. Сделать это можно одним из двух традиционных способов, предложенных п. 50.1 НКУ:

1) либо подать уточняющую декларацию. При этом если ошибка привела к занижению налоговых обязательств, до подачи уточняющего расчета следует уплатить сумму недоплаты, штраф в размере 3 % такой суммы и пеню;

2) либо отразить сумму недоплаты в составе декларации, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором обнаружен факт занижения налоговых обязательств (т. е. в отчетной декларации). При этом также уплачивается «самоштраф», но уже в размере 5 % суммы недоплаты и пеня.

Исправление через уточняющую декларацию

Специальной формы уточняющего расчета для корректировки сумм эконалога нет. Поэтому при использовании данного способа самоисправления в поле 1 декларации просто проставляется отметка «Х» в строке «уточнююча». В строке 2.2 указывается уточняемый период — квартал и год, за который подается уточняющая декларация. А строка 2.1 «звітний» не заполняется.

Отметка «Х» в графе «уточнюючий» проставляется и в соответствующих приложениях. При отсутствии у предприятия каких-либо объектов налогообложения соответствующие приложения не подаются, а строки уточняющей декларации прочеркиваются.

Кстати, с заполнения соответствующих приложений и нужно начинать процедуру самоисправления через уточняющую декларацию. Для этого в них предусмотрены специальные строки. Названия этих строк и порядок их заполнения в целом практически одинаковы для всех приложений.

Так, в приложениях 1 — 4 в строке 1 указывается правильная сумма налога, рассчитанная за уточняемый отчетный период. Графы строк 1.1 — 1.n заполняются так же, как и в приложении за отчетный период.

В строке 2 отражается сумма налога из ошибочной декларации за уточняемый период.

Строка 3 заполняется в том случае, если величина показателя правильно рассчитанной суммы эконалога превышает ошибочную величину аналогичного показателя, отраженного в ранее поданной декларации. Если эту строку вы заполнили, то соответственно должны заполнить и строку 5, в которой указывается сумма штрафа в размере 3 % суммы недоплаты, а также строку 7, в которой приводится сумма начисленной пени.

Налоговая декларация экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)

img 6

img 7
img 8

 

Приложение 1 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)

img 9

 

Приложение 2 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)

img 10

Строка 4 заполняется, если ошибка в ранее поданной декларации привела к завышению налоговых обязательств, т. е. когда показатель строки 2 уточняющей декларации превышает показатель, приведенный в ее строке 1. При этом строки, предназначенные для указания размера «самоштрафа» и пени, не заполняются.

Строка 6 в случае подачи уточняющей декларации не заполняется.

Итак, приложения заполнены. Теперь самое время перенести данные из них непосредственно в уточняющую декларацию. В ней такая информация приводится в строках 2 — 6 в разрезе отдельных видов эконалога. В строке 1 при этом проставляется прочерк.

Помните, что за каждый «ошибочный» налоговый период подается отдельная уточняющая декларация. В таком случае при занижении налоговых обязательств «самоштраф» и пеня начисляются за каждое такое занижение.

И еще один важный момент. В течение I квартала 2012 года и I квартала 2013 года действовали разные ставки эконалога. В связи с этим к декларации за данные периоды нужно было подавать по два одинаковых приложения по каждому объекту налогообложения, но с разными ставками.

Так что если вы исправляете ошибки, допущенные в декларации за один из этих «двухставочных» периодов, вам следует предоставить вместе с ней только то из двух приложений, в котором была допущена ошибка. Если второе приложение было заполнено верно, то его прилагать к уточняющей декларации не нужно.

Исправление в отчетной декларации

В отчетной декларации можно исправить ошибки, допущенные в нескольких предыдущих налоговых периодах. Приложения к такой декларации заполняются по каждому объекту налогообложения отдельно за отчетный период и отдельно по каждому периоду, который уточняется (см. консультацию специалистов Миндоходов в разделе 120.04 БЗ).

То есть в самой декларации и в приложениях к ней за отчетный период соответствующая отметка «Х» проставляется в графе «звітна»/«звітний». А в приложениях за уточняемый период отметку «Х» нужно проставить в графе «уточнюючий» (см. консультации налоговиков в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 6, с. 11; № 14, с. 14). Хотя должны предупредить: при таком варианте заполнения уточняющих приложений в программе OPZ могут возникнуть проблемы.

В приложениях с отметкой «уточнюючий» в поле «податковий період», по разъяснениям контролеров, заполняется строка «уточнюючий». В нее вписываются квартал и год, за которые осуществляются уточнения налогового обязательства по эконалогу. При этом строка «звітний» не заполняется.

Плательщик, у которого в результате допущенной ошибки налоговые обязательства по эконалогу оказались заниженными, обязан уплатить «самоштраф» в размере 5 % суммы недоплаты. Сумма штрафа фиксируется в строке 6 приложений 1 — 4 и в строке 5 самой декларации. При этом в строках, которые в приложениях и в декларации предназначены для указания суммы 3 % штрафа, проставляется прочерк.

Рассмотрим на условном примере порядок исправления ошибок через отчетную декларацию.

Пример 2. Предприятие «Прогресс» эксплуатирует стационарный источник загрязнения. Он размещен в том же административном районе города, в котором предприятие находится на налоговом учете.

В октябре 2013 года плательщик обнаружил, что в декларации по эконалогу за 2 квартал 2012 года была допущена ошибка — не учтен объем выбросов в атмосферный воздух сероуглерода в размере 0,01 т. Сумма занижения налогового обязательства составила 13,88 грн.

Ошибку решено исправить в отчетной декларации за 3 квартал 2013 года. В результате предприятие должно заполнить и подать в контролирующий орган:

— декларацию по эконалогу за 3 квартал 2013 года;

— приложение 1 к декларации за 3 квартал 2013 года;

— уточняющее приложение 1 за 2 квартал 2012 года.

Предельный срок уплаты эконалога за 2 квартал 2012 года — 17 августа 2012 года.

Предположим, что фактически сумма заниженного налогового обязательства будет уплачена 18 ноября 2013 года.

«Самоштраф» за занижение суммы налогового обязательства в данном случае равен 0,69 грн. (13,88 грн. х 5 % : 100 %), а сумма пени — 1,27 грн.

Приведем на с. 25 — 27образцы заполнения декларации по эконалогу и приложений к ней — отчетного и уточняющего (фрагменты).

Налоговая декларация экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)

img 11

img 12

 

Отчетное приложение 1 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)

img 13

 

Уточняющее приложение 1 к налоговой декларации экологического налога за 3 квартал 2013 года (фрагмент)

img 14

Вот в таком порядке заполняется и предоставляется «экологическая» отчетность. Уверены, справиться с этой задачей теперь вам не составит труда. Желаем успешной работы и только хороших новостей!

 

выводы


img 15
 
 
  • Декларация по эконалогу и приложения к ней заполняют и подают за каждый квартал отдельно, без нарастающего итога.

  • В строках декларации, к которым нет необходимости подавать приложения в связи с отсутствием объекта налогообложения, проставляем прочерк.

  • Порядковый номер, указанный в поле 1 декларации по эконалогу, проставляется также во всех приложениях, которые подаются вместе с ней независимо от их количества.

  • Налоговые агенты подают отчетность по эконалогу за реализованное ими топливо в контролирующий орган по месту своего пребывания на налоговом учете.

  • Декларация в соответствующий контролирующий орган предоставляется отдельно по каждому КОАТУУ, в котором есть объекты налогообложения.

  • Данные о фактических объемах выбросов, реализованного топлива, сбросов и размещения отходов в соответствующих приложениях к декларации приводятся в тоннах с округлением до трех знаков после запятой.

  • Если у плательщика эконалога в каком-либо из отчетных периодов (кварталов) не было соответствующего объекта налогообложения (он не загрязнял, не сбрасывал, не размещал и т. п.), то ему все равно нужно подать «пустую» декларацию, но без приложений по соответствующему источнику (месту, объекту) загрязнения.
 
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше