Темы статей
Выбрать темы

О двойном наименовании плательщика НДС в налоговой накладной

Редакция НиБУ
Письмо от 17.07.2013 г. № 12232/7/99-99-19-04-02-17
img 1 изменение
наименования
плательщика
НДС
img 2

О двойном наименовании плательщика НДС в налоговой накладной

Письмо Министерства доходов и сборов Украины от 17.07.2013 г. № 12232/7/99-99-19-04-02-17

Министерство доходов и сборов Украины рассмотрело обращение <…> о реквизитах, указываемых в налоговых накладных, которые выдаются (получаются) плательщиком НДС в период перерегистрации при изменении наименования юридического лица, и сообщает.

В соответствии с пунктом 183.15 статьи 183 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) в случае изменения данных о плательщике НДС, указываемых в свидетельстве о регистрации, плательщик налога подает регистрационное заявление в орган государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней, следующих за днем, когда изменились данные о плательщике налога или возникли другие основания для перерегистрации и замены свидетельства о регистрации.

Орган государственной налоговой службы выдает плательщику налога новое свидетельство плательщика налога на добавленную стоимость (далее — Свидетельство) вместо старого с соблюдением правил и в сроки, определенные этой статьей для регистрации плательщиков налога.

В соответствии с пунктом 4.3 раздела IV Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 07.11.2011 г. № 1394 (далее — Положение № 1394), в период перерегистрации до начала действия нового Свидетельства плательщик НДС использует реквизиты старого Свидетельства.

Если изменения в данных плательщика НДС касаются наименования юридического лица и такие изменения не связаны с реорганизацией юридического лица путем слияния, присоединения, деления или преобразования или связаны с преобразованием юридического лица в случае, определенном подпунктом 3.15.1 пункта 3.15 раздела III Положения № 1394, а также в случае изменения фамилии, имени, отчества физического лица — предпринимателя при использовании реквизитов старого Свидетельства такой плательщик НДС указывает одновременно новое и предыдущее наименования (фамилию, имя, отчество).

В соответствии с пунктом 1 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 01.11.2011 г. № 1379 (далее — Порядок № 1379), налоговую накладную заполняет лицо, которое зарегистрировано как плательщик налога в налоговом органе и которому присвоен индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 6.2 Порядка № 1379 налоговая накладная является основанием для отнесения к налоговому кредиту расходов по уплате налога на добавленную стоимость у покупателя, зарегистрированного как плательщик налога.

Пунктом 6.3 Порядка № 1379 определено, что не дает право покупателю на отнесение сумм налога на добавленную стоимость к налоговому кредиту:

— отсутствие факта регистрации плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных;

— нарушение порядка заполнения налоговой накладной;

— налоговая накладная, выписанная плательщиком, освобожденным от уплаты налога по решению суда, после вступления в силу такого решения суда.

Исключение из этого общего правила установлено абзацем 11 пункта 201.10 статьи 201 Кодекса, согласно которому в случае нарушения поставщиком порядка заполнения налоговой накладной и/или порядка регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных покупатель таких товаров/услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого поставщика, которое является основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров/услуг, или копии первичных документов, составленных в соответствии со ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», подтверждающие факт получения таких товаров/услуг.

Как изложено в запросе, изменение названия предприятия с <…> на <…> произошло 30.04.2013 г. (дата государственной регистрации изменений к учредительным документам), а новое Свидетельство выдано 20.05.2013 г., и эта дата является датой аннулирования старого Свидетельства.

Учитывая вышеизложенное, до даты начала действия нового Свидетельства в налоговых накладных, составляемых поставщиками <…> в период его перерегистрации, до начала действия нового Свидетельства, т. е. с 30.04.2013 г. по 20.05.2013 г., должны указываться одновременно новое и предыдущее наименования. В налоговых накладных, составляемых поставщиками <…> после начала действия нового Свидетельства, должны использоваться реквизиты нового Свидетельства.

При этом налоговые накладные, которые выписаны поставщиками <…> в период с 30.04.2013 г. по 20.05.2013 г. и в которых не указаны одновременно предыдущее и новое названия этого предприятия, <…> может включить в налоговый кредит налоговой декларации за отчетный налоговый период только с одновременной подачей жалобы на таких поставщиков при условии соблюдения требований по порядку оформления такой жалобы, установленных абзацем 11 пункта 201.10 статьи 201 Кодекса.

Дополнительно Миндоходов считает необходимым отметить, что датой составления налоговой накладной является дата возникновения налоговых обязательств у поставщика, а поэтому полученная в апреле 2013 года налоговая накладная, датированная маем 2013 года <…>, является выписанной с нарушением установленных правил по ее составлению.

 

Заместитель Министра А. Игнатов

коментарий редакции


img 3

«Он же Гога, он же Гоша…»: Миндоходов о порядке выписки НН при изменении названия плательщика НДС

 

В целом комментируемое письмо каких-то сенсаций не содержит. Его авторы обращают внимание на то, что в случае изменения названия предприятия без реорганизации* (предположим, ООО «Фикус» решило просто переименоваться в ООО «Кактус») датой аннулирования** прежнего свидетельства плательщика НДС является дата выдачи нового свидетельства. В периоде перерегистрации, до начала действия нового свидетельства, следует использовать реквизиты старого свидетельства, а наименование указывать одновременно и новое, и прежнее.

Основное правило, вокруг которого «закручен сюжет» (указание нового и старого названий), уже около полутора лет содержится в п. 4.3 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 07.11.2011 г. № 1394. Мы писали об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 21, с. 4.

Интересной представляется лишь позиция, с которой рассматривается ситуация. В подобных случаях обычно обращают внимание на реквизиты продавца. То есть, если у продавца поменялось название, то он, выписывая налоговую накладную в периоде перерегистрации, должен указать в ней и старое, и новое названия. В противном случае налоговая накладная будет «неполноценной», а покупатель сможет получить право на налоговый кредит только пожаловавшись на продавца за выписку налоговой накладной с нарушением порядка ее заполнения.

В письме рассматривается иная ситуация. В процессе перерегистрации находится покупатель. И именно в отношении покупателя продавцом должны быть указаны и новое, и старое названия. А если это сделано не было, то покупатель сможет претендовать по такой налоговой накладной на налоговый кредит только с подачей жалобы на продавца, оформленной в соответствии с абзацем 11 п. 201.10 НКУ. С момента начала действия нового свидетельства в налоговых накладных должны указываться реквизиты нового свидетельства покупателя.

Кстати, было бы весьма полезно узнать мнение миндоходовцев о том, как поместить два названия в отведенное для этого место — неважно, о продавце или о покупателе идет речь. Ведь это непросто сделать для бумажной налоговой накладной (не забываем о настойчивом нежелании налоговиков видеть дописки шариковой ручкой в заполненной печатным способом налоговой накладной). А если документ составляется в электронном виде, как это позволяет п. 201.1 НКУ?

Собственно, письмо является напоминанием покупателю о необходимости держать продавца в курсе своих перерегистрацинно-НДСных событий. А продавцу — быть внимательным к актуальности не только своих реквизитов. Ведь от процесса подачи жалобы покупателем на продавца за нарушение порядка выписки налоговой накладной удовольствие не получат ни первый, ни второй.

 

 Александр Ключник

 

* При реорганизации до начала действия нового свидетельства плательщик НДС просто использует реквизиты старого свидетельства.

** Подробнее о всех нюансах аннулирования регистрации плательщика НДС см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 70, с. 38.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше