Темы статей
Выбрать темы

Банк зашатался: как не потерять свои деньги?

СМЕРДОВ ВИТАЛИЙ
События в стране ударили по многим сферам бизнеса. Банковский сектор — не исключение. О том, насколько пагубно кризис повлиял на банки, можно судить хотя бы по тому, в скольких из них сегодня ввели временную администрацию. Причем их проблемы автоматически становятся проблемами их клиентов. Для последних же одной из самых насущных является риск потерять средства с текущего счета — особенно, если банк признали неплатежеспособным. Данная статья поможет вам максимально снизить этот риск. Из нее вы также узнаете о том, как учитывать суммы, «зависшие» в проблемных банках.

Начнем с небольшого, но очень нужного введения. Львиную долю средств субъекты хозяйствования хранят не в кассе или «под подушкой», а на текущем счете в банке. Причем у юрлиц и выбора-то нет, ведь в кассе они вправе хранить деньги лишь в сумме, не превышающей лимит (п. 2.8 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637). Кроме того, расчеты такие субъекты также должны осуществлять преимущественно в безналичной форме (ч. 2 ст. 1087 ГКУ). То есть с использованием текущих счетов. Так что на этих счетах аккумулируется основной объем денежных средств субъектов хозяйствования.

Чтобы открыть текущий счет, с банком заключают договор банковского счета (п. 1.8 Инструкции № 492). На основании этого договора банк обязуется (ч. 1 ст. 1066 ГКУ):

1) принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, которые ему поступают;

2) выполнять распоряжения клиента по перечислению и выдаче соответствующих сумм со счета, а также по осуществлению прочих операций со счетом.

img 1Причем учтите: банк не вправе определять и контролировать направление использования денежных средств клиента, а также устанавливать прочие, не предусмотренные договором или законом, ограничения его права на распоряжение денежными средствами по своему усмотрению (ч. 3 ст. 1066 ГКУ).

Но подобные ограничения устанавливают, в частности, законом в некоторых случаях (ч. 1 ст. 1074 ГКУ). Что это за закон (законы) и когда могут устанавливаться подобные ограничения? Для ответа вам потребуется запомнить, что банки делятся на две категории: нормальные (на них мы останавливаться не будем) и… все остальные. ☺ К последним относятся проблемные и неплатежеспособные банки. Решение об отнесении банка к той или иной категории принимает НБУ (п. 12 ч. 1 ст. 73 Закона о банках). Давайте посмотрим, как оно повлияет на вас как клиента.

Проблемный банк

Этот статус НБУ может присвоить при возникновении хотя бы одной проблемы, названной в ст. 75 Закона о банках (причем с 11.07.2014 г. их перечень расширился и ужесточился). В частности, если банк не выполнил требование вкладчика или другого кредитора, срок которого наступил 5 и более рабочих дней назад.

Но, к сожалению, узнать об отнесении банка к этой категории вы, как правило, не сможете — это банковская тайна. Ситуацию, правда, сглаживает то, что на вас как клиента это напрямую не повлияет.

В этом периоде банк, несмотря на «проблемный» статус, должен продолжать выполнять свои договорные обязательства, в том числе по договору банковского счета

В случае же их нарушения — нести ответственность, предусмотренную законодательством и договором (об ответственности банка за нарушение сроков выполнения платежных поручений читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 35-36, с. 15).

Как только появились подозрения, что банк стал проблемным (к примеру, начали возникать систематические нарушения сроков перечисления денежных средств, банк стал нарушать другие свои обязательства), то средства лучше всего «перебросить» в другой, более надежный банк. Но если и это сделать уже затруднительно, то попытаться спасти средства можно при помощи выдачи займа физлицу (не СПД) на счет, который ему нужно предварительно открыть в этом же банке. В таком случае, даже если банк будет ликвидирован, данную сумму получится вернуть за счет Фонда гарантирования вкладов физических лиц (далее — Фонд). Но сделать это можно будет лишь в рамках 200 тыс. грн.

Неплатежеспособный банк

Это уже хуже. Основания для отнесения банка к этой категории вы найдете в ст. 76 Закона о банках. В частности, банк могут признать неплатежеспособным, если он не привел свою деятельность в соответствие к законодательству после отнесения его к проблемным.

После того, как НБУ примет решение об отнесении банка к категории неплатежеспособных, он уведомит Фонд. Тот, в свою очередь, начнет процедуру его выведения с рынка и осуществления временной администрации* (ч. 1 ст. 34 Закона № 4452). При этом не обращайте внимание на название Фонда и Закона № 4452 — сфера действия данного органа/Закона намного шире, чем обеспечение гарантирования вкладов физлиц**.

* Причем, по большому счету, временная администрация — это и есть процедура вывода неплатежеспособного банка с рынка (п. 16 ч. 1 ст. 2 Закона № 4452).

** Так, Закон № 4452 регулирует, в частности, полномочия и функции Фонда по выведению неплатежеспособных банков с рынка и ликвидации банков (ч. 1 ст. 1 Закона № 4452).

Заметьте: о начале временной администрации банка вы сможете узнать, причем почти сразу же! Дело в том, что не позднее следующего рабочего дня после начала временной администрации Фонд должен разместить данные сведения на своем сайте (www.fg.gov.ua) в разделе «Временная администрация и ликвидация банков». Эти сведения также публикуются в газетах «Урядовий кур’єр» или «Голос України» не позднее чем через 10 календарных дней после начала временной администрации (ч. 2 ст. 34 Закона № 4452, п. 3.9 гл. 3 разд. II Положения № 2).

Что это значит для вас? К сожалению, ничего хорошего. ☹ Дело в том, что в периоде временной администрации вводится мораторий на целый ряд операций (ч. 5 ст. 36 Закона 4452). Представим их в таблице:

Таб. Операции, которые не осуществляют в периоде временной администрации

№ п/п

Наименование операции

1

2

1

удовлетворение требований вкладчиков и прочих кредиторов банка

2

принудительное взыскание средств и имущества банка, обращение взыскания на имущество банка, наложение ареста на средства и имущество банка

3

начисление неустойки (штрафов, пени), прочих финансовых/экономических санкций за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), а также обязательств перед кредиторами, в том числе не применяется индекс инфляции за все время просрочки выполнения денежных обязательств банка

4

зачет встречных однородных требований, если это может привести к нарушению порядка погашения требований кредиторов, установленного Законом № 4452

5

начисление процентов по обязательствам банка перед кредиторами

 

Для ситуации, которую мы рассматриваем (т. е. для «спасения» средств, «зависших» на текущем счете), самым важным является пункт первый таблицы  мораторий на удовлетворение требований вкладчиков и прочих кредиторов.

При этом вкладчиком вы не являетесь (под это определение из п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 4452 подпадают только физлица), но от статуса прочих кредиторов вам, увы, не ускользнуть. А это значит, что у банка нет оснований для удовлетворения ваших требований, в том числе по возврату средств с текущего счета наличностью и по их перечислению на другой текущий счет.

Многие при этом могут возлагать надежды на п. 1 ч. 6 ст. 36 Закона № 4452. Он предусматривает, что упомянутый мораторий не распространяется, в частности, на выплаты средств по договорам банковского счета вкладчиков. Но, увы, это положение вам не поможет. L Ведь, повторимся, вкладчики — это только физлица.

Да, ситуация — хуже не придумаешь… Но не отчаивайтесь! Средства, «зависшие» на текущем счете, все еще можно вернуть. Как это сделать? Ответ зависит от судьбы неплатежеспособного банка, если точнее, то от способа его выведения с рынка. Вариантов может быть несколько* (ч. 2 ст. 39 Закона № 4452). Это, в частности, ликвидация банка с возмещением со стороны Фонда средств по вкладам физлиц, продажа неплатежеспособного банка инвестору и т. п.

* Конкретное решение раскрывается в плане урегулирования. При его утверждении обязательно учитывается принцип наименьших расходов для Фонда.

Давайте посмотрим на первую ситуацию — ликвидацию банка без продажи/передачи его активов и обязательств другим лицам.

Банк ликвидируется: как вернуть «зависшие» в нем деньги?

Фонд обращается к НБУ с предложением об отзыве банковской лицензии. На основании него НБУ примет решение об отзыве лицензии и ликвидации банка, после чего уведомит Фонд. Тот, в свою очередь, разместит эти сведения на своем официальном сайте. Кроме того, не позднее 7 дней со дня принятия НБУ решения об отзыве лицензии и ликвидации банка Фонд должен опубликовать эти данные в газете «Урядовий кур’єр» или «Голос України»**.

** Кроме того, объявления с этой информацией должны размещаться и в помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание клиентов (в 7-дневный срок с даты принятия НБУ соответствующего решения).

Запомните, для вас это очень важно! В течение 30 дней со дня опубликования данных сведений (отсчет, судя по всему, нужно вести с даты публикации в одном из упомянутых изданий) кредиторы, к которым относитесь и вы, вправе заявить уполномоченному лицу Фонда свои требования к банку. Причем у вас сразу же может возникнуть ряд вопросов:

1) что это за уполномоченное лицо? Если вкратце, то это тот же ликвидатор, но занимается он ликвидацией не «обычных» юрлиц, а банков. Его назначает Фонд. Сведения об этом лице вы найдете в публикации о ликвидации банка (см. выше);

2) куда предъявлять требования? Уполномоченному лицу Фонда. Адрес, по которому будут приниматься такие требования, раскрывается в публикации о ликвидации банка (см. выше);

3) как составить требование? Требования, которые вы собрались предъявить банку, оформляются в виде заявления в произвольной форме. При этом иногда «рыбу» такого заявления размещают на сайте ликвидируемого банка. Если же ее там не оказалось, то можете согласовать этот вопрос с уполномоченным лицом Фонда или же воспользоваться следующим примером (для юрлица):

 

img 2

 

4) каким образом подать заявление? Данный вопрос не урегулирован, но заявление лучше всего направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Это связано с тем, что в таком случае у вас будет конкретное доказательство того, что вы свою обязанность выполнили;

5) что будет, если опоздать? К сожалению, последствия плачевны. Если пропустить упомянутый 30-дневный срок, ваши требования будут считаться погашенными* (п. 4.22 гл. 4 разд. V Положения № 2). К слову, это правило заметно отличается от того, которое действует при ликвидации «обычных» юрлиц (с ним вы могли ознакомиться, прочитав «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 51, с. 8).

* Это правило не распространяется лишь на требования вкладчиков в рамках гарантированной Фондом суммы возмещения по вкладам. Думаем, не нужно пояснять, что вас данное исключение не затрагивает.

Но вот заявление подано. Чего ожидать дальше? Вариантов, по большому счету, два.

Первый вариант (хороший и наиболее распространенный): уполномоченное лицо Фонда согласится с вашим требованием и включит его в реестр акцептованных требований кредиторов (далее — реестр). Когда и как оно должно это сделать? Реестр составляется в течение 90 дней со дня опубликования сведений о ликвидации банка в газете «Урядовий кур’єр» или «Голос України» (ч. 2 ст. 49 Закона № 4452). В течение 20 дней после его утверждения уполномоченное лицо Фонда должно известить вас о том, что ваши требования акцептованы, на официальном сайте Фонда и в помещениях неплатежеспособного банка. Именно такой порядок содержит новая редакция ч. 5 ст. 49 Закона № 4452 (действует с 11.07.2014 г.), хотя, напомним, раньше правила были другими. Тогда они предусматривали в том числе необходимость письменного уведомления кредиторов.

Предположим, вы узнали, что ваше требование попало в реестр. Что дальше? А дальше остается просто ждать объявления о начале выплат. При этом, по идее, от вас больше ничего не требуется. Дело в том, что в этом случае уполномоченное лицо Фонда осуществит соответствующие выплаты самостоятельно. Причем делает оно это лишь в безналичной форме — путем перечисления средств на счета, открытые в других банках.

Но, увы, даже при таком раскладе нельзя быть уверенным в том, что вы получите назад свои деньги

Почему? Дело в том, что ваши требования по возврату средств с текущего счета могут быть погашены лишь в 7-ю очередь из 8-ми существующих (ч. 1 ст. 52 Закона № 4452). Учитывая то, что требования каждой следующей очереди удовлетворяются лишь после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, к моменту, когда настанет ваша очередь, средств в ликвидируемом банке может и не остаться. Такие требования не удовлетворяются ☹ (п. 12.13 гл. 12 разд. V Положения № 2).

Второй вариант (проблемный). Понятно, что в подобных отношениях не всегда все гладко. Одна из проблем, с которой вы можете столкнуться: уполномоченное лицо Фонда не признает ваших требований и не включит их в реестр. Что делать? Если ничего не предпринять, то очевидно, что ваши требования не удовлетворят (ч. 8 ст. 49 Закона № 4452, п. 12.13 гл. 12 разд. V Положения № 2). Причем они будут считаться погашенными.

«Спасти» свои средства в таком случае можно лишь обжаловав решение уполномоченного лица Фонда в суде* (ч. 4 ст. 49 Закона № 4452). Учтите: ответчиком в этом случае должен выступать Фонд. По этой причине иск придется подавать в административный суд (п. 25 постановления пленума ВХСУ от 20.05.2013 г. № 8, письмо ВАСУ от 25.07.2014 г. № 992/11/14-14). И еще одно: такое обжалование не приостанавливает ликвидационную процедуру. Но если для вас оно будет успешным, то на основании вступившего в силу решения суда в реестр внесут соответствующие изменения (п. 4.30 гл. 4 разд. V Положения № 2), т. е. включат в него и ваши требования.

* Как видите, административного обжалования (например, в Фонде или НБУ) в этом случае не предусмотрено.

Другие способы выведения банка с рынка

Как мы уже говорили, кроме указанного способа выведения неплатежеспособного банка с рынка, есть и другие — менее категоричные. Рассмотрим их вкратце.

Во-первых, способы, предусматривающие передачу/отчуждение всех или части активов/обязательств принимающему банку (пп. 2 и 3 ч. 2 ст. 39 Закона № 4452). В этом случае Фонд составляет реестр активов и обязательств, которые будут переданы принимающему банку. При передаче обязательств неплатежеспособного банка Фонд обязан обеспечить непредвзятое отношение ко всем кредиторам неплатежеспособного банка, соблюдая общую очередность погашения требований кредиторов (ст. 52 Закона № 4452). При этом, как мы уже говорили, ваши требования попадают лишь в предпоследнюю 7-ю очередь. Обязательства неплатежеспособного банка передаются на основании договора о переводе долга. Вашего согласия при этом не требуется. К слову, как и внесения изменений в договор. В дальнейшем Фонд уведомит вас о соответствующей передаче путем размещения обобщенной информации на сайтах Фонда неплатежеспособного банка и принимающего банка** (ч. 9 ст. 40 Закона № 4452). Сам неплатежеспособный банк будет ликвидирован в общем порядке, но вам до этого уже не должно быть дела, ведь возврата своих средств вы будете требовать от принимающего банка, которому были переданы соответствующие обязательства.

** Кроме того, каждый кредитор/должник может получить информацию о себе в помещении неплатежеспособного и принимающего банка.

Но возникает закономерный вопрос: как быть, если обязательства банка перед вами не попали в принимающий банк? Если учесть упомянутую выше очередность, то подобная ситуация вполне возможна. ☹ После передачи активов и обязательств в принимающий банк неплатежеспособный банк ликвидируется в общем порядке. В связи с этим вы вправе заявить ему соответствующие требования (о том, как это сделать, вы могли прочитать выше). Вот только вряд ли стоит особо рассчитывать на то, что их удовлетворят. ☹

Во-вторых, способ, предусматривающий продажу неплатежеспособного банка инвестору. В этом случае неплатежеспособный банк продают при помощи отчуждения его акций/паев инвестору (ч. 5 ст. 41 Закона № 4452). Не позднее следующего дня после регистрации права собственности на акции неплатежеспособного банка в депозитарной системе Фонд прекратит временную администрацию в нем (ч. 10 ст. 41 Закона № 4452). Как результат, действие соответствующего моратория прекратится, а значит, вы получите возможность вернуть свои деньги.

В-третьих, способ, который предусматривает создание и продажу инвестору переходного банка с передачей ему активов/обязательств неплатежеспособного банка с дальнейшей ликвидацией последнего (п. 4 ч. 1 ст. 39 Закона № 4452). Для вас как кредитора банка по последствиям этот способ не намного отличается от первого (см. выше).

Учет «зависших» сумм

Предлагаем начать с бухгалтерского учета (тем более, что в этом случае он напрямую влияет на налоговый). В бухучете со средствами в неплатежеспособном банке можно ничего не предпринимать и ждать решения их судьбы. Но для тех, кто хочет соблюсти все учетные каноны, обратим внимание на следующее.

Средства, размещенные на текущем гривневом счете, учитывают на субсчете 311. Но это справедливо до тех пор, пока в банке не введены временная администрация и соответствующий мораторий (об этом вы могли прочитать выше). Ведь счет 31 предназначен для учета наличия и движения денежных средств, находящихся на счетах в банке, которые могут быть использованы для текущих операций. Как вы уже знаете, после введения моратория данное условие нарушается. С этого момента «зависшие» суммы логичнее всего перевести в состав дебиторской задолженности, т. е. задолженности дебиторов (в данном случае, банка) предприятию на определенную дату.

В связи с этим соответствующую сумму средств нужно перебросить на дебет субсчета 377

Причем очевидно, что в данном случае существует неуверенность ее погашения, а потому такая задолженность является сомнительным долгом (п. 4 П(С)БУ 10). Эту мысль в свое время поддержал и Минфин (см. письмо от 17.03.2010 г. № 31-34000-10-27/5857 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 62, с. 18). Он также добавил, что такую задолженность нужно учитывать по правилам п. 7 П(С)БУ 10. То есть по чистой реализационной стоимости или, другими словами, в сумме разницы между первоначальной стоимостью текущей дебиторской задолженности и резервом сомнительных долгов. Напоминаем: резерв начисляется на дату баланса и отражается по кредиту счета 38 в корреспонденции с дебетом субсчета 944. Методы, по которым определяется сумма резерва, приведены в п. 8 П(С)БУ 10.

В будущем, если «зависшие» средства вернуть не получится, дебиторская задолженность превратится в безнадежную (поскольку в этом случае существует уверенность в ее невозврате — п. 4 П(С)БУ 10). Датой такой трансформации логично считать дату ликвидации банка как юрлица* (это дата внесения соответствующей записи в Единый госреестр). Такую задолженность нужно списать из активов с одновременным уменьшением резерва сомнительных долгов (п. 11 П(С)БУ 10). Отразить эту операцию нужно записью по кредиту субсчета 377 в корреспонденции с дебетом счета 38.

* Если средства не получится вернуть из-за того, что вы не успели заявить свои требования в установленный срок или не обжаловали отказ включить их в реестр акцептованных требований, то ориентироваться стоит на следующий день после окончания предельного срока для заявления соответствующих требований. Это же справедливо и для налогового учета (см. дальше).

Что касается налогового учета, то факт введения временной администрации и моратория на него не влияет. Не отразится на нем и само по себе начисление резерва сомнительных долгов. Ситуация изменится, если задолженность банка будет признана безнадежной  в данном случае ориентироваться нужно на дату ликвидации банка как юрлица (абз. «в» п.п. 14.1.11 НКУ). В периоде, в котором это произойдет, вы получите право отразить расходы (абз. «г» п.п. 138.10.6 НКУ). При этом есть вероятность, что в качестве обязательного условия для отражения таких расходов налоговики будут выставлять создание резерва сомнительных долгов (см. подкатегорию 102.30.02 БЗ — она уже отменена, но это произошло из-за отмены «старой» формы декларации). В декларации сумму таких расходов нужно отразить в стр. 06.4.4 приложения ІВ.

В то же время напомним: в прошлом контролеры смотрели на этот вопрос либеральнее и позволяли отражать подобные расходы вне зависимости от создания резерва сомнительных долгов (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 30, с. 63). Если следовать этой логике, задолженность, по которой не создавался резерв, нужно отразить в стр. 06.4.38 приложения ІВ. Но учтите: прежде чем следовать этому подходу, лучше запросить индивидуальную налоговую консультацию, ведь предсказать сегодняшнее мнение налоговиков по данному вопросу, к сожалению, невозможно.

выводы

  • Если банк признают проблемным, вы все еще можете вернуть средства, «зависшие» на текущем счете в банке.

  • Если банк признают неплатежеспособным, вернуть средства с текущего счета получится, если его платежеспособность восстановят или же в рамках процедуры его выведения с рынка.

  • Если банк ликвидируют, то вы должны заявить свои требования в течение 30 дней с даты публикации сведений об этом.

  • В учете с даты введения временной администрации средства, которые учитывались на текущем счете, нужно перевести в состав дебиторской задолженности.

Документы статьи

  1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  3. Закон о банках — Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

  4. Закон № 4452 — Закон Украины «О системе гарантирования вкладов физических лиц» от 23.02.2012 г. № 4452-VI.

  5. Инструкция № 492 — Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

  6. Положение № 2 — Положение о выведении неплатежеспособного банка с рынка, утвержденное решением исполнительной дирекции Фонда гарантирования вкладов физических лиц от 05.07.2012 г. № 2.

  7. П(С)БУ № 10 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденное приказом Минфина от 08.10.99 г. № 237.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше