Темы статей
Выбрать темы

Налог на прибыль: формирование расходов

Как рассчитать налог на прибыль, если себестоимость услуг формируется несколько периодов? Как коммунальному предприятию учитывать денежные средства за коммунальные услуги, предоставленные до 01.01.2014 г.? Как правильно отразить в налоговом учете стоимость рекламных листовок, баннеров (стендов), а также одежды для промоутеров, которая изготавливалась непосредственно для промоакций? Должен ли продавец ГСМ выдать расходную накладную, если с ним предварительно был заключен договор и топливо отпускается по талонам?

 

Если себестоимость услуг формируется несколько периодов

Реализация услуг была только в июне 2014 года. В остальное время ее не было. Какие расходы в налоговом учете учитывать, а какие — нет? Например, можно ли зарплату специалистов с января по май 2014 года и с июля и до конца года отнести в налоговом учете на расходы?

Людмила

В данном случае деятельность предприятия не приостанавливалась и процесс создания услуг не прекращался. Просто их реализация состоялась позже (в июне) — по мере степени завершенности предоставления услуг. К слову, признавать доходы по услугам исходя из степени завершенности операции прямо требуют пп. 10 — 11 П(С)БУ 15. Значит, в действиях предприятия все верно.

Что касается понесенных расходов, связанных с созданием услуг, то для их учета важно выяснить: формируют они себестоимость услуг или нет.

Так, расходы, которые включаются в себестоимость услуг (например, расходы на материалы, амортизацию, в том числе, как спрашивается в вопросе, заработную плату специалистов, включая ЕСВ), на протяжении всего периода создания услуг собираются по Дт сч. 23 (Дт 23 — Кт 20, 22, 13, 661, 651, 631, 685). Также в таком случае ежемесячно распределяются и списываются возникающие общепроизводственные расходы (ОПР):

— переменные и постоянные распределенные ОПР — включаются в состав себестоимости услуг (Дт 23 — Кт 91);

— нераспределенные постоянные ОПР — списываются на себестоимость реализованных услуг (Дт 903 — Кт 23), а при отсутствии в периоде какой-либо реализации относятся на прочие расходы (Дт 949 — Кт 91). Подробнее об учете ОПР читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 73, с. 20.

В налоговом учете в налоговые расходы себестоимость услуг попадет отложенно — только при реализации услуг

Ведь расходы, формирующие себестоимость услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации оказанных услуг (п. 138.4 НКУ). Последние, напомним, признают по дате составления акта (другого оформленного документа), подтверждающего оказание услуг (п. 137.1 НКУ). Так что в налоговые расходы себестоимость услуг (в том числе заработная плата специалистов) будет включена только при реализации (одновременно с признанием доходов от реализации услуг), т. е. в данном случае в июне.

Другое дело, если расходы, возникающие в такой период времени, не включаются в себестоимость услуг. Например, если имеют место коммунальные, общехозяйственные расходы, расходы на рекламу и прочие расходы, связанные с обеспечением деятельности. Такие расходы в зависимости от их функционального назначения относят соответственно к прочим расходам, административным расходам или расходам на сбыт (Дт 949, 92, 93 — Кт 20, 22, 13, 661, 651, 631, 685; пп. 138.10.2 — 138.10.4, 138.12 НКУ). В налоговом учете их признают налоговыми расходами того периода, в котором они понесены (п. 138.5 НКУ). Поэтому в налоговом учете такие затраты сразу попадут в расходы в периоде их возникновения (т. е. ежемесячно с января по май). И дожидаться реализации услуг для этого не нужно.

А напоследок уточним, что в данном случае имеет место длительный цикл создания услуг. И с простоем производства ситуация не связана. Хотя и при простоях предприятие имеет право на расходы, что, правда, не всегда приветствуют налоговики. Подробнее о простоях вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 80, с. 20 и № 82, с. 24.

 

 

Цирк («кассовый» метод коммунальщиков) уехал, а «хищники» остались?

Коммунальное предприятие до 01.01.2014 г. доходы и расходы в декларации по прибыли отображало по кассовому методу согласно п. 13 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Затраты в части себестоимости реализованной продукции как тогда, так и сейчас отражаются в периоде признания доходов согласно п. 138.4 ст. 138 НКУ. Сегодня на р/с предприятия поступают денежные средства за коммунальные услуги, предоставленные до 01.01.2014 г. Имеет ли право предприятие увеличить затраты в части себестоимости услуг, реализованных до 01.01.2014 г.?

Ирина

В течение «кассового» периода — т. е. с 01.04.2011 г. и до 31.12.2013 г. включительно — коммунальные жилкомпредприятия именно в части оказания жилкомуслуг (далее назовем их — «кассовые услуги») должны были придерживаться «кассового» метода т. е. включать:

(1) в налоговые доходы все поступающие безналичные и наличные оплаты за «кассовые услуги» (в том числе и предоплаты — см. БЗ, подкатегория 102.06.01 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 44), не считая оплат за такие услуги, уже оказанные в докассовое время и вошедшие в дебиторку на исходную дату — 01.04.2011 г. Назовем все такие — подлежащие включению по дате оплаты «кассовых услуг» доходы — «кассовыми доходами»;

(2) в налоговые расходы все собственные себе- стоимостные (связанные с оказанием вообще всех таких «кассовых услуг», а не только тех, по которым признаны доходы, т. е. без принципа соответствия — см. ту же БЗ, подкатегория 102.06.01) безналичные и наличные оплаты — не считая подобных оплат за такие активы, уже оприходованные в докассовое время и вошедшие в кредиторку на исходную дату — 01.04.2011 г. — внимание! — кроме запасов, приобретенных в докассовое время, а оплачиваемых после, которые тоже надо было включать в налоговые расходы по дате оплаты. Назовем все такие — подлежащие включению по дате оплаты себестоимостные расходы — «кассовыми расходами».

Из вопроса видно, что вы в течение «кассового» периода относили в налоговые расходы не все себестоимостные «кассовые расходы», как написано выше в пункте (2), а только те, которые связаны с уже признанными (читай: оплаченными вам) в этот период «кассовыми доходами». То есть вы применяли своеобразный «кассовый метод начисления».

После завершения «кассового» периода, т. е. начиная с 01.01.2014 г. в налоговом учете коммунальщиков:

(1) доходы по «кассовым услугам», фактически оказанным вами в течение «кассового» периода, но не оплаченным получателями (т. е. вошедшим в дебиторку на 01.01.2014 г.), продолжают признаваться по «кассовому» методу (т. е. по дате получения оплаты за них — см. ту же БЗ, подкатегория 102.06.01). А все остальные налоговые доходы признаются уже по общему методу начисления согласно ст. 137 НКУ;

(2) все «кассовые расходы», отраженные в бух­учете в течение «кассового» периода, но не оплаченные коммунальщиками (т. е. вошедшие в кредиторку на 01.01.2014 г.), продолжают признаваться по «кассовому» методу (т. е. тоже по дате осуществления вами оплаты — см. ту же БЗ, подкатегория 102.06.01). Здесь речь о тех коммунальщиках, которые, как написано выше в пункте (2), относили в налоговые расходы ВСЕ себестоимостные «кассовые расходы». А все остальные налоговые расходы начиная с 01.01.2014 г. признаются уже по общему методу начисления согласно ст. 138 НКУ.

Что же касается именно вас, то из-за вашего «кассового метода начисления» вы фактически обрекали себя на «отсрочку» признания налоговых расходов. Обычно налоговики за такое не наказывают. ☺ Так что в отношении зависших «кассовых расходов» минувшего «кассового» периода вы можете продолжать свою практику (относя их в налоговые расходы по «оплате + оплате») до их исчерпания…

Но если расходы предприятия вам дороги, можем предложить другой вариант. Для этого нужно на удобную текущую дату:

(1) выбрать суммы фактически уже понесенных, но не оплаченных вами «кассовых» расходов (сидящих в кредиторке), связанных с фактически уже начисленными (по дате реализации «кассовых услуг» - но сидящими в дебиторке) доходами, и, не дожидаясь получения оплаты по таким связанным доходам, относить такие суммы в налоговые расходы по дате вашей оплаты (т. е. отказаться от своего «кассового метода начисления» и действовать согласно упомянутой консультации в БЗ);

(2) выбрать оплаченные суммы ваших «кассовых расходов», которые вы до сих пор не отнесли в налоговые расходы только потому, что ждали получения оплаты по связанным с такими расходами доходам, и, доверившись указанной консультации в БЗ, одноразово отнести их в налоговые расходы в декларации по налогу на прибыль на основании п. 138.11 НКУ. Одна тонкость: такие расходы, оплаченные до 01.01.2014 г., надо включать в строку 06.4.43 приложения ІВ, а оплаченные после 01.01.2014 г. — в строку 05.1 декларации.

Разумеется, все современные (датированные после 01.01.2014 г.) доходы/расходы признаются вами по общему методу начисления. В любом случае обязательно прочтите о «переходных» проблемах: «Налоги бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 39. Но настоящие глубины ЖЭК-бухучета вы найдете в газете «Налоги бухгалтерский учет», 2014, № 22, с. 27; № 24, с. 35.

 

 

Рекламные расходы на проведение промоакций

img 1Как правильно отразить в налоговом учете стоимость рекламных листовок, баннеров (стендов), а также одежды для промоутеров, которая изготавливалась непосредственно для промоакций? Будут ли в таком случае налоговые расходы и налоговый кредит?

Юлия

Модным словом промоакцияpromo» — рекламный; «actio» — действие, предпринимаемое для достижения какой-то цели) называют вид рекламной активности компании, путем которой узнают о товаре (услуге) не из какого-то источника (телевизора, радио, страниц печатных изданий), а «вживую» — непосредственно попав на дегустацию, раздачу рекламных образцов товара или другое проводимое мероприятие.

Как следует из вопроса, для проведения промоакции предприятие изготовило рекламные листовки, баннеры, одежду для промоутеров. В учете все эти расходы для предприятия окажутся расходами на сбыт. В налоговом учете предприятие имеет право отнести их в налоговые расходы, так как согласно п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ в состав расходов на сбыт разрешается включать расходы на рекламу, исследование рынка (маркетинг), предпродажную подготовку товаров.

Суммы «входного» НДС по таким расходам на общих основаниях включаются в налоговый кредит (ст. 198 НКУ). Ведь проводимые рекламные мероприятия связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

В учете операции отразятся следующим образом:

Таб. Расходы на проведение промоакций (изготовление рекламных листовок, баннеров, одежды для промоутеров)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

Перечислена предоплата изготовителям рекламных листовок, баннера, одежды для промоутеров

371

311

12000

641

644

2000

2

Получены от изготовителей рекламные листовки, баннеры, одежда для промоутеров

209*

631

10000

644

631

2000

*При условии, что баннеры и одежда изготавливались для проведения разовой промоакции и срок их службы не превышает 1 год (в противном случае при длительной эксплуатации в зависимости от стоимости объекты следовало бы зачислить в состав МБП, МНМА или ОС и амортизировать в учете).

3

Отражен зачет задолженностей

631

371

12000

4

Выданы ответственным лицам рекламные листовки, баннеры, одежда для промоутеров

209-1

209

10000

5

Отражены расходы на рекламу (утвержден отчет о проведении рекламной промоакции)

93

209-1

10000

10000

 

Также не следует забывать о документальном подтверждении расходов на проведение рекламных акций. Подробнее о расходах на рекламу и продвижение товаров вы можете прочесть в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 60.

 

 

Расходная накладная на ГСМ и нормы их расхода

Заключаем договор на покупку ГСМ, по условиям которого нам выдают талоны, водители их сдают при заправке и получают квитанции. Должен ли продавец ГСМ выдать еще и расходную накладную? Имеет ли значение для налоговых целей количество (нормы потребления) использованного топлива?

Зоя

Вкратце механизм приобретения ГСМ по талонам сводится к следующему. На основании заключенного договора покупатель перечисляет денежные средства на банковский счет продавца ГСМ. Именно в этот момент, как правило, переходит право собственности на них от продавца к покупателю. На дату такого события оформляют расходную накладную. Далее ГСМ по акту передают на ответственное хранение поставщику. По завершении описанных процедур предприятию-покупателю предоставляют талоны на топливо.

То есть, по сути, талон — это документ, который подтверждает право покупателя на получение собственного топлива, хранящегося на АЗС. Само же получение ГСМ фиксирует именно расходная накладная. Поэтому, как вы поняли, получить ее нужно обязательно.

Налоговорасходный статус ГСМ приобретают только после использования их в хозяйственной деятельности. Собственно, это же касается и налогового кредита по НДС. При этом не стоит рассчитывать, что стоимость использованных ГСМ можно включить в налоговые расходы безо всяких ограничений. Контролеры традиционно придерживаются мнения, что сверхнормативный расход ГСМ не связан с хозяйственной деятельностью предприятия. Такой вывод следует из консультаций, размещенных в подкатегориях 102.07.14 и 102.07.20 БЗ. При расчете нормативного значения ориентиром станут Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43.

Сказанное означает, что при сверхнормативном расходе ГСМ (когда фактический расход превышает установленные нормы):

— такие расходы нельзя учесть при определении объекта обложения налогом на прибыль (п.п. 139.1.1 НКУ);

— возникает обязанность в начислении налоговых обязательств по НДС исходя из стоимости приобретения таких ГСМ (пп. 198.5, 189.1 НКУ).

Все подробности учета ГСМ найдете в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 88, с. 4; 2013, № 64, с. 38 и № 82, с. 32.

Налог на прибыль: авансовый взнос

 

 

Зачет мартовского аванса в декларации у квартальщика

Стали квартальными плательщиками налога на прибыль (по итогам I квартала 2014 года получили убытки и подали декларацию за I квартал). Можно ли на ежемесячный авансовый взнос, уплаченный в марте 2014 года, уменьшить налог на прибыль в декларации за полугодие 2014 года?

Юлия

Да, можно. Хотя на самом деле отразить мартовский аванс вы могли еще в декларации за I квартал 2014 года. Правда, из-за образовавшихся первоквартальных убытков к «реальному» зачету это бы не привело.

Напомним, что для отражения сумм ежемесячного авансового взноса отведена специальная строка 13.7 таблицы 1 приложения ЗП к декларации по налогу на прибыль предприятия. В ней отражают суммы ежемесячных авансовых взносов, приходящихся на соответствующие месяцы отчетного периода. Поэтому

уплаченный в марте авансовый взнос следовало отразить в строке 13.7 таблицы 1 приложения ЗП к декларации по налогу на прибыль за I квартал

Так же считают и налоговики. Они неоднократно разъясняли, что если плательщик-«авансист» по итогам I квартала получил убытки, воспользовался своим правом и подал декларацию по налогу на прибыль за I квартал (абзац девятый п. 57.1 НКУ), то:

— во II — IV кварталах (начиная с апреля) он уплату ежемесячных авансов прекращает и

— на сумму авансовых взносов за январь — март уменьшает начисленный налог в декларациях по налогу на прибыль за квартал, первое полугодие, три квартала и год.

См. об этом ответ на вопрос 11 ОНК № 698 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 98, с. 6, а также письмо Миндоходов от 21.05.2013 г. № 3102/6/99-99-19-03-02-15 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 58, с. 9.

Так что учесть мартовский аванс вам следовало еще в первоквартальной декларации. Если же вы решили сделать это только в декларации за полугодие, то сумму мартовского взноса вам нужно показать в строке 13.7 таблицы 1 приложения ЗП к полугодовой декларации. Однако для спокойствия советуем все же уточнить и данные I квартала в порядке, установленном для самоисправления ошибок. Подробнее об исправлении ошибок читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 47.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше