Темы статей
Выбрать темы

«За старые грехи наказанный судьбой»*: есть ли ответственность за ошибки в УКТ ВЭД при импорте?

Смердов Виталий

* А. С. Пушкин.

Суть спора

При ввозе товара на таможенную территорию Украины плательщик отнес его к определенному коду УКТ ВЭД. На основании этой классификации он уплатил надлежащую сумму таможенных платежей (таможенную пошлину и «ввозной» НДС).

Спустя время таможенники** провели документальную проверку, во время которой определили, что товар был классифицирован неверно. Они его переклассифицировали, после чего доначислили таможенные платежи.

** Термин «таможенники» мы употребляем условно – в основном, чтобы отделить их от налоговиков. Ведь не секрет, что уже довольно давно они с налоговиками входят в одну структуру.

Плательщик с действиями таможенников не согласился и обратился в суд.

img 1Позиция таможенных органов

В решении суда доводы таможенников не выделены. Но, судя по всему, они ссылались, в частности, на:

1) ст. 69 ТКУ 2002. Не удивляйтесь. Дело в том, что на дату декларирования товара и проведения проверки все еще действовал он. Напомним, что согласно этой норме таможенный контроль может осуществляться независимо от окончания таможенного контроля, оформления и пропуска товаров и транспортных средств. Но осуществлять его таможенники могут только в том случае, если у них есть достаточные основания считать, что имело место нарушение подконтрольного им законодательства;

2) п.п. 54.3.6 НКУ. Он предусматривает, что если результаты таможенного контроля, полученные после таможенного оформления и выпуска товаров, свидетельствуют о занижении налоговых обязательств, зафиксированных в таможенной декларации, таможенники вправе определить сумму денежных обязательств самостоятельно.

Решение дела судом

Суды всех трех инстанций заступились за плательщика и отменили решение таможенников. ВАСУ сослался на ту же ст. 69 ТКУ 2002 и напомнил, что классификация товаров находится в исключительной компетенции таможенников (ст. 313 ТКУ 2002). Он также сообщил, что таможенники, принимая таможенные декларации, уже отнесли товар к определенному коду УКТ ВЭД. Это, по его мнению, означает, что в будущем у них нет оснований для доначисления налоговых обязательств из-за выявления ошибки, допущенной при классификации товара.

Мнение редакции

Это хорошее решение. Но оно будет полезным главным образом тем, кто спорит с таможенниками по операциям, совершавшимся до 01.06.2012 г., т. е. еще до вступления в силу «нового» ТКУ. Это актуально как минимум потому, что 1095-дневный срок для доначисления денежных обязательств еще не истек (п. 102.1 НКУ). Что касается операций, имевших место после этой даты (они подпадают под регулирование упомянутого ТКУ), то их мы тоже рассмотрим, но немного дальше. Теперь обо всем по порядку.

До 01.06.2012 г. Чтобы понять вывод суда, предлагаем вспомнить несколько этапов, сопровождавших процесс перемещения товаров через таможенную границу Украины по ТКУ 2002.

Чтобы начать таможенное оформление товара, нужно было подать таможенникам ряд документов: в частности, таможенную декларацию и документы, содержащие сведения, необходимые для определения кода УКТ ВЭД. При заполнении таможенной декларации плательщику (если точнее, декларанту) требовалось заполнить, в частности, ее графу 33 «Код товару». В нее, напомним, заносился код УКТ ВЭД.

Но вот таможенная декларация и документы поданы. Что дальше? А дальше таможенники должны были принять ее и начать таможенный контроль (в рамках таможенного оформления). При этом учтите: в его процессе таможенники проверяли, в частности, правильность классификации товара (п. 16 разд. 3 Порядка осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров с применением грузовой таможенной декларации, утвержденного приказом ГТСУ от 20.04.2005 г. № 314). А это значит, что у них была возможность выявить факт ошибки в коде УКТ ВЭД еще на этапе таможенного оформления. Вот только они ею не воспользовались

Для ВАСУ это послужило достаточным основанием, чтобы занять сторону плательщика. С таким подходом мы полностью согласны. При этом суд не убедили ссылки:

1) ни на ст. 69 ТКУ 2002. Как мы уже говорили, она позволяет продолжить таможенный контроль товаров и после их таможенного оформления. Суд справедливо напомнил, что подобный контроль допускается лишь при наличии обоснованных подозрений в том, что во время пропуска товаров было нарушено законодательство. Поскольку при рассмотрении дела подобных обстоятельств никто не обнаружил, то оснований для осуществления таможенного контроля нет;

2) ни на п.п. 54.3.6 НКУ. Она позволяет таможенникам доначислить налоговые обязательства после окончания таможенного оформления и выпуска товаров. ВАСУ не увидел в этом преграды. Учитывая то, что в нашем случае данную норму нужно читать в связке с упомянутой ст. 69 ТКУ 2002, этот подход выглядит справедливым.

Еще одним подспорьем в пользу вывода ВАСУ служит положительная для плательщиков правовая позиция ВСУ (см. письмо ВСУ от 01.02.2013 г.). А она, напомним, является обязательной для судов и субъектов властных полномочий, в том числе таможенников и налоговиков (читайте об этом «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 13, с. 4).

Но, к сожалению, ВСУ не всегда столь доброжелателен (см. постановление от 07.11.2011 г.). Об этом вы можете прочитать и в письме Миндоходов от 03.02.2014 г. № 2499/7/99-99-10-03-01-17. При этом, судя по всему, таможенники делают упор именно на фискальные решения ВСУ, даже несмотря на то, что они не самые свежие.

После 01.06.2012 г. Поменял ли что-то в этом вопросе ТКУ? И да, и нет. При этом некоторые новшества состоят в том, что ряд норм перекочевал из подзаконной «нормативки» на уровень закона, т. е. в ТКУ. Переходим к делу.

Как и раньше, таможенники должны осуществлять контроль правильности классификации товаров, поданных на таможенное оформление. При этом, если на этапе таможенного оформления или после него будут выявлены нарушения, то они получат право самостоятельно классифицировать такой товар (ч. 4 ст. 69 ТКУ). Для этого таможенники выносят решение. Порядок подобных действий утвержден приказом Минфина от 30.05.2012 г. № 650.

Но смогут ли вас привлечь к ответственности, если в будущем в подобном решении выявят ошибку? Ответ есть в ТКУ. Он прямо указывает на право таможенников проверять при проведении документальных проверок правильность классификации товара, по которому уже прошло таможенное оформление (п. 3 ч. 3 ст. 345 ТКУ). Если они выявят ошибку и отменят/изменят принятое ими решение о классификации товара, то, по общему правилу, к вам не смогут применить штрафные санкции, пеню или админвзыскание (ч. 8 ст. 345 ТКУ). Есть лишь одно исключение — если для принятия таможенниками решения:

1) вы подали им недостоверные документы, недостоверную и/или неполную информацию и

2) это существенно повлияло на характер такого решения.

Но, как видите, это положение спасает только от штрафов и прочих санкций. Что касается самих таможенных платежей, то на них оно не распространяется. А это значит, что формально таможенники вправе доначислить их. Понятно, что справедливым такой подход не назвать, но, как говорится, закон есть закон. Кроме того, именно на таком подходе остановились и таможенники (см. письмо Миндоходов от 25.09.2013 г. № 11906/6/99-99-24-02-02-15).

Если же при таможенном оформлении товара плательщик самостоятельно отнес его к той или иной товарной позиции УКТ ВЭД (т. е. без решения таможенников), то, очевидно, в дальнейшем при проверке таможенники также вправе переклассифицировать его (п. 3 ч. 3 ст. 345, ч. 4 ст. 69 ТКУ). Причем, судя по всему, с доначислением таможенных платежей*. Но как быть со штрафными санкциями?

* ТКУ на вопрос о таможенных платежах не отвечает. Но, к сожалению, в данном случае больше оснований для фискального вывода. Это обусловлено главным образом тем, что ТКУ позволяет таможенникам доначислять такие платежи даже в том случае, когда ошибочное решение приняли они.

Увы, ТКУ об этом не говорит, но таможенники, скорее всего, будут настаивать на их применении (в частности, это следует из упомянутого письма Миндоходов). Мы же считаем, что вы можете доказать противоправность их решений в суде. Использовать при этом стоит те же аргументы, которые называл ВАСУ. В частности, нужно ссылаться на то, что таможенники могли выявить ошибку в коде УКТ ВЭД на этапе таможенного оформления. Раз они этого не сделали, т. е., по сути, согласились с данными, зафиксированными декларантом, то в будущем они не вправе применять к плательщику штрафные санкции. Как показывает практика, у вас есть все шансы отстоять подобный подход (см. определение Днепропетровского апелляционного административного суда от 13.05.2014 г. по делу № 2а/0470/7015/12).

 

 

ВЫСШИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ СУД УКРАИНЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11.11.2013 г. № К/800/4948/13

 

<…>

Удовлетворяя иск, суды предыдущих инстанций исходили из того, что таможенные органы после осуществления процедуры таможенного оформления товаров и выпуска их в свободный оборот лишены возможности определять код товарной номенклатуры таких товаров и, как следствие, принимать налоговые уведомления об определении ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.

Суд кассационной инстанции соглашается с таким выводом судов предыдущих инстанций, учитывая следующее.

Подпунктом 41.1.2 п. 41.1 ст. 41 Налогового кодекса Украины определено, что контролирующими органами в отношении таможенной пошлины, акцизного налога, налога на добавленную стоимость, других налогов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются в случае ввоза (пересылки) товаров и предметов на таможенную территорию Украины либо территорию специальной таможенной зоны или вывоза (пересылки) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории специальной таможенной зоны, являются таможенные органы.

Пропуск товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины — разрешение таможенного органа на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины с учетом заявленной цели такого перемещения после проведения таможенных процедур (п. 35 ст. 1 Таможенного кодекса Украины).

Согласно п. 19 ст. 1 этого Кодекса таможенные процедуры — это операции, связанные с осуществлением таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины, таможенного оформления этих товаров и транспортных средств, а также с взиманием предусмотренных законом налогов и сборов.

В соответствии с положениями ст. 313 Таможенного кодекса Украины классификация товаров, т. е. отнесение товаров к классификационным группам, указанным в Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности, является исключительной компетенцией таможенных органов.

Независимо от окончания операций таможенного контроля, оформления и пропуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может осуществляться, если имеются достаточные основания считать, что имеют место нарушения законодательства Украины или международного договора Украины, заключенного в установленном законом порядке, контроль за выполнением которых возложен законом на таможенные органы (ст. 69 ТК Украины).

В соответствии со ст. 78 указанного Кодекса таможенное оформление осуществляется таможенным органом, как правило, в течение одних суток со времени предъявления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, представления таможенной декларации и всех необходимых документов и сведений. Таможенное оформление считается завершенным после выполнения таможенным органом таможенных процедур, определенных им на основании этого Кодекса в соответствии с заявленным таможенным режимом.

В соответствии со ст. 86 Таможенного кодекса Украины таможенная декларация принимается таможенным органом, если установлено, что в ней содержатся все необходимые сведения и к ней приложены все необходимые документы. Дата и время приема таможенной декларации фиксируются должностным лицом таможенного органа, которое ее приняло, проставлением отметок на бланке таможенной декларации и соответствующей записью в документах таможенного органа. С момента приема таможенной декларации она является документом, который удостоверяет факты, имеющие юридическое значение.

Анализ приведенных норм свидетельствует о возможности таможенного контроля после завершения таможенного оформления при условии обоснованного подозрения, что при пропуске товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины было допущено нарушение законодательства Украины.

Однако такие обстоятельства по этому делу не установлены и в судебных решениях не приведены.

Поскольку, принимая грузовые таможенные декларации, таможенный орган отнес товар к определенному коду товарной номенклатуры и пропустил его на таможенную территорию Украины (после уплаты импортером предусмотренных законом налогов и сборов), то в дальнейшем он не имел правовых оснований для принятия налоговых уведомлений-решений о доначислении налоговых обязательств в связи с выявлением ошибки в классификации товара, в частности, со ссылкой на результаты невыездной документальной проверки и на положения п.п. 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 Налогового кодекса Украины.

Учитывая изложенное, отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, вывод судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований является правильным, а кассационная жалоба ответчика — необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

<…>

Кассационную жалобу Днепропетровской таможни Миндоходов отклонить.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше