Темы статей
Выбрать темы

«Былое и думы», или Грядет ли РРО-революция в 2015 году?

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Честно говоря, самые активные наши читатели уже давно оборвали все телефоны «горячей линии» своими вопросами о предстоящих РРО-переменах. Мы, в свою очередь, выжидали до последнего — хотелось собственные выводы и рекомендации подкрепить веским словом ГФСУ. Увы, так и не дождались. И кроме свеженького Госреестра*, который появился в самую последнюю минуту, но ясности все равно не внес, ничем обрадовать не можем. Но и оставить вас, дорогие друзья, наедине с нерешенными проблемами мы тоже не вправе! Поэтому давайте искать ответы вместе.

* Государственный реестр регистраторов расчетных операций. На момент подготовки этой статьи действующий Госреестр был утвержден приказом ГФСУ от 11.12.2014 г. № 362.

Если о самой важной-преважной теме говорят беспрестанно, то через какое-то время ловишь себя на мысли, что ее острота вроде бы снижается. Казалось бы, то же самое должно было случиться и с темой электронной РРО-отчетности.

И вправду, с началом текущего года истек пробный период, когда можно было в добровольном порядке предоставлять налоговикам информацию о расчетных операциях по каждому зарегистрированному кассовому аппарату. А чтобы субъекты хозяйствования крепче это усвоили, в полную силу заработали штрафы — по 170 грн. за каждое ее непредоставление (подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 89, с. 4 и с. 21; № 103, с. 31). В общем, дальше все должно было идти по накатанным рельсам…

Но год промелькнул незаметно, и вот наступил очередной рубеж этой длительной эпопеи. Готовы ли вы, уважаемые коллеги, к грядущим переменам? И чего собственно можно от них ожидать? Очередной РРО-революции или постепенного (эволюционного) развития идеи о тотальном контроле за расчетными операциями?

Былое…

«Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». Согласны? Тогда последуем мудрому совету классика и освежим в памяти действующие нормы Закона об РРО**, которые до конца года регулируют правила подачи налоговикам соответствующей информации в электронном виде из каждого вашего кассового аппарата. А заодно сравним их с новыми предписаниями упомянутого Закона, которые вот-вот заработают в полную силу. Такие сравнительные сведения вы найдете в табл. 1 на с. 43.

** Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Таблица 1. Что должны уметь РРО до и после Нового года

Основание

До 01.01.2015 г.

После 01.01.2015 г.

Тип РРО

Какой объем информации подают

Тип РРО

Какой объем информации подают

абзац второй п. 7 ст. 3 Закона об РРО

1. РРО с КЛЭФ

электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, присоединенных к ним

1. РРО (кроме ЭТ, АПТ(У) и РРО для инвалюты) (подразделы 1 — 6 Госреестра)

электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков, которые содержатся на контрольной ленте в памяти регистраторов расчетных операций или в памяти модемов, присоединенных к ним

2. ЭККР с КЛПВ

абзац третий п. 7 ст. 3 Закона об РРО

3. РРО с КЛПВ, за исключением ЭККР

информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в их фискальной памяти

2. ЭТ (подраздел 7 Госреестра)

информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме, или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты, которая содержится в фискальной памяти указанных регистраторов расчетных операций

3. АПТ(У) (подраздел 8 Госреестра)

4. РРО для инвалюты (подраздел 9 Госреестра)

Сокращения, принятые в таблице:  
РРО с КЛЭФ — регистраторы расчетных операций, создающие контрольную ленту в электронной форме;  
ЭККР с КЛПВ — электронные контрольно-кассовые регистраторы, создающие контрольную ленту в печатном виде;  
РРО с КЛПВ — регистраторы расчетных операций, создающие контрольную ленту в печатном виде;  
ЭТ — электронные таксометры;  
АПТ(У) — автоматы по продаже товаров (услуг);  
РРО для инвалюты — регистраторы расчетных операций, которые применяются для учета и регистрации операций по купле-продаже иностранной валюты.

 

А теперь проанализируем информацию из табл. 1.

…и думы

Бросается в глаза, что содержательная часть абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО не претерпела практически никаких изменений. То есть как и сегодня, так и впредь (начиная с 01.01.2015 г.):

одна группа субъектов хозяйствования, использующих РРО, обязана предоставлять в СУД РРО* копии каждого расчетного чека плюс копии фискальных отчетных чеков (говоря понятным языком — Z-отчетов);

другая же группа пользователей РРО ограничивает свой информационный обмен с СУД сведениями об объеме расчетных операций или об объеме операций по купле-продаже инвалюты.

* Система учета данных от регистраторов расчетных операций.

Очевидно, что в последнем случае никакие электронные копии чеков (в том числе и Z-отчетов) налоговикам не передаются — в СУД поступают лишь итоговые сведения об объемах выручки (купли-продажи валюты) за день. Ну, или за период с момента последнего сеанса обмена данными между РРО и эквайером.

В чем же тогда состоят грядущие изменения правил подачи электронной РРО-отчетности по проводным и беспроводным каналам связи?

А в том, что количество субъектов хозяйствования, относящихся к первой группе, существенно увеличится за счет уменьшения «второгруппников». Другими словами, вырастет число тех, кого обяжут передавать информацию из своих РРО в почековом режиме. Такое перераспределение между первыми и вторыми произойдет за счет новых формулировок абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО. В результате при неизменных обязанностях для каждой из двух групп изменится их субъектный состав.

И каким же он теперь станет, спросите вы? Смотрите сами. Применяя математические термины, можно сказать, что до 1 января 2015 года законодатель разбил все множество РРО на два подмножества:

1) РРО с КЛЭФ (расшифровку сокращений см. в табл. 1 на с. 43). В последних Госреестрах такие РРО отмечены двумя звездочками (**). Это значит, что они обеспечивают передачу налоговикам «контрольно-отчетной информации <…>, а также формирование контрольной ленты в электронной форме»;

2) РРО с КЛПВ. В последних Госреестрах они отмечены одной звездочкой (*), т. е. обеспечивают передачу налоговикам только «контрольно-отчетной информации».

Нетрудно заметить, что такая классификация РРО базировалась на единственном классификационном признаке — формате контрольной ленты. Она не учитывала ни сферу применения того или иного РРО, определенную Госреестром, ни его тип (один из девяти возможных, предусмотренных тем же Госреестром).

Понятно, что первое подмножество изначально было малочисленным. Но зато его представители — «электронноленточные» регистраторы — по своим техническим возможностям превосходили «бумажноленточные» РРО из второго подмножества. Ведь РРО с КЛЭФ уже тогда запросто передавали информацию в почековом режиме*, чего никак не могли делать кассовые аппараты из второго подмножества.

* Другое дело, что СУД, судя по всему, до сих пор не готова принимать ее в таком виде. Иными словами, весь 2014 год фискалы дурачили своих партнеров-налогоплательщиков , прикидываясь, что получают от тех копии каждого расчетного чека. Но, как оказалось, в СУД РРО только сейчас закладывается возможность получать, хранить и использовать для анализа информацию об объемах продаж, отраженных в каждом чеке (подробности см. по ссылке http://sfs.gov.ua/broshuri-ta-listivki/174702.html).

Правда, среди последних были и такие «умельцы» (они назывались ЭККР), которые, несмотря на печатный вид электронной ленты, делали то же самое, что и «электронноленточные» собратья. Поэтому их законодатель также заставил отчитываться в почековом режиме.

С начала будущего года подход к классификации РРО в целях применения абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО (ср. ) меняется коренным образом. Теперь упор делается на тип самого регистратора, а не на формат контрольной ленты, поскольку после Нового года первичной регистрации будут подлежать только РРО с КЛЭФ (да еще ЭТ, АПТ(У) и РРО для инвалюты). Подробнее об этом скажем ниже.

Вспомните: Госреестр делит включенные в него РРО на девять типов. Так вот,

с 01.01.2015 г. из всего множества регистраторов расчетных операций выделены три типа: ЭТ, АПТ(У) и РРО для инвалюты — только им удалось избежать необходимости соблюдать почековый режим передачи информации

Остальные шесть типов РРО должны уметь делать это беспрекословно.

Чтобы стало понятнее, перечислим все существующие типы РРО в том порядке, в каком они следуют в Госреестре (см. табл. 2). И заодно укажем, каких из них с 1 января 2015 года будут касаться требования о «почековости», а каких — об «объемности» передаваемой информации.

Таблица 2. Типы РРО и возложенные на них обязанности после 01.01.2015 г.

Тип РРО (согласно Госреестру)

Что дожны передавать в СУД

1. ЭККА

электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков

2. ЭККР

3. ККС (контрольно-кассовые системы)

4. СпецРРО

5. СпецЭККА для АЗС

6. СпецККС для АЗС

7. ЭТ

информацию об объеме расчетных операций или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты

8. АПТ(У)

9. СпецЭККР для инвалюты

 

Как видим, законодателя теперь совершенно не интересует, какой формат контрольной ленты у вашего регистратора — бумажный или электронный. Например, АПТ(У) по определению (см. в ст. 1 Закона об РРО) создает контрольную ленту в электронном виде. И тем не менее, он не должен подавать налоговикам информацию в почековом режиме.

Ну да Бог с ним, с этим АПТ(У) ☺ — не у каждого он есть. Хуже, если вы сегодня пользуетесь самым обычным РРО, скажем, первого (ЭККА) или пятого (спецЭККА для АЗС) типа. И только читая эту статью, понимаете, что уже через каких-то 10 дней не сможете выполнить требования абзаца второго п. 7 ст. 3 Закона об РРО. ☹ Как быть в такой ситуации?

Что делать?

Классический вопрос требует обстоятельного ответа. Поэтому начнем с того, какими способами до Нового года можно было реализовать задачи, поставленные перед РРО из первого и второго подмножеств? На тот момент их существовало всего два (об учетных нюансах каждого способа вы могли узнать из «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 40, с. 11):

(1) либо доработать (усовершенствовать) уже имеющийся кассовый аппарат посредством присоединения к нему внешнего модема для передачи отчетной информации;

(2) либо приобрести более совершенный регистратор нового поколения, содержащий встроенный модем и создающий контрольную ленту в электронной форме.

Сразу скажем: если вы еще тогда выбрали второй способ, то точно не прогадали. И новогодний РРО-барьер вы преодолеете легко. Почему? По той простой причине, что с начала будущего года все регистраторы (за исключением ЭТ, АПТ(У) и РРО для инвалюты) должны уметь создавать КЛЭФ. Точнее (см. новый абзац второй п. 8 разд. II Закона об РРО),

с 01.01.2015 г. разрешается первичная регистрация только «электронноленточных» регистраторов расчетных операций (да еще ЭТ, АПТ(У) и РРО для инвалюты)

А это значит, что с указанной даты все остальные устройства должны сначала переместиться из первого раздела Госреестра (в нем, напомним, содержатся только разрешенные к первичной регистрации РРО) во второй. А потом и вовсе исчезнуть из него.

Кстати, действующий на сегодня Госреестр (упоминание о нем см. в сноске * на с. 42) пока не решил эту задачу. В его первом разделе, как можно видеть, еще числятся «неэлектронноленточные» РРО, помеченные одной звездочкой. Скорее всего, в ближайшее время следует ожидать от налоговиков финального Госреестра, «заточенного» под новую редакцию абзацев второго и третьего п. 7 ст. 3 Закона об РРО. И уже тогда действовать по обстоятельствам. А они могут быть таковыми:

если в том, ожидаемом с нетерпением, новогоднем Госреестре ваш РРО останется в первом разделе, продолжайте праздновать — ваша предусмотрительность купить с самого начала регистратор, создающий контрольную ленту в электронной форме, принесла свои дивиденды;

если так случится, что ваш регистратор вообще будет исключен из Госреестра, решение очевидно — купите новый, из тех, которые перечислены в первом разделе, а старый выведите из эксплуатации по причине «профнепригодности» ☺;

если же ваш РРО после Нового года оказался во втором разделе, то не все так безнадежно. Им еще можно будет пользоваться. И скорее всего, многим кассовым аппаратам налоговики дадут доработать свой срок. Но только в том случае, если их производители выпустят такую версию внутреннего программного обеспечения, которой окажется по силам обеспечить почековый информационный обмен вашего РРО с СУД. Тогда вам просто останется через сервисный центр модернизировать ПО (подробности этой процедуры см. в подкатегории 109.06 БЗ) — и дело в шляпе!

В общем, как вы сами можете убедиться, никакой РРО-революции с начала 2015 года не ожидается. Для предусмотрительных плательщиков вообще все остается без изменений. А остальным, конечно, придется приспособиться к новым законодательным требованиям. Но способы, как это сделать, хорошо знакомы им еще с предыдущего этапа электронизации РРО-отчетности. Поэтому, полагаем, проблем возникнуть не должно. Ну а если что-то пойдет не так, то все равно давайте сначала встретим Новый год, а проблемы будем решать потом, по мере их поступления. Любви, счастья и мира вам в Новом году, дорогие друзья!

выводы

  • С 1 января 2015 года субъекты хозяйствования, использующие:
    — ЭТ и АПТ(У), должны будут подавать в органы ГФС по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной и/или безналичной форме;
    — РРО для инвалюты, — информацию об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты;
    — остальные РРО, — электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков.

  • За неподачу в органы ГФС отчетности, связанной с применением РРО, РК, а также копий расчетных документов и фискальных чеков РРО по проводным и беспроводным каналам связи, грозит штраф 170 грн (п. 9 ст. 17 Закона об РРО).

  • С начала будущего года первичную регистрацию смогут пройти только РРО с КЛЭФ, а также ЭТ, АПТ(У) и РРО для инвалюты.

  • Если ваш РРО не соответствует новым требованиям, то, чтобы иметь возможность работать после Нового года, придется либо обновить его ПО, либо вообще купить новый. Но окончательное решение в пользу того или иного способа можно будет принять только с появлением финального Госреестра, «заточенного» под новые требования Закона об РРО.
Теги РРО
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше