Темы статей
Выбрать темы

Рекламный щит: смотрим сквозь очки учета

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Мы живем в мире, где основными сферами экономической жизни являются не производство и производитель, а реализация и потребитель. Это собственно и соответствует рыночному характеру экономики, а продвижение продукции на рынок требует расходов на рекламу и маркетинг. Кто-то считает это «средством удовлетворения потребностей людей» (Ф. Котлер), а кто-то — «громыханием палкой внутри помойного ведра» (Дж. Оруэлл). Но в любом случае возникает насущная потребность в рекламе, и одной из наиболее распространенных форм такой рекламы являются щиты. Какие требования в отношении информации на них, какие разрешительные документы получать, как устанавливать и как учитывать расходы — ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Любая реклама предусматривает прежде всего информацию. Поэтому начать следует, как говорится, «не с пирога, а с начинки». Здесь имеем в виду информацию, которая будет размещена на рекламном щите. К ней законодательство устанавливает определенные требования. Посмотрим, какие именно.

Фильтруем информацию!

Прежде всего определимся. Здесь мы не говорим о требованиях к рекламной информации в контексте успешности рекламы и ее целесообразности. Это вопрос мы оставляем для ваших специалистов по маркетинговому и рекламному делу. Мы же остановимся исключительно на требованиях нормативных документов.

Авторское право. Рекламная информация считается объектом права интеллектуальной собственности. Поэтому запрещено на рекламном щите имитировать или копировать текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяемые в рекламе других товаров (абзац десятый ч. 1 ст. 8 Закона о рекламе).

Причем заметьте, что идет речь не только об обнародованной рекламе, но и о необнародованной или рекламе, разработка которой еще не завершена (ч. 2 ст. 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 22.12.93 г. № 3792-XII).

Языковой вопрос. Нужно придерживаться законодательства о языках. Статья 6 Закона о рекламе отсылает нас к Закону № 5029. Им предусмотрено, что рекламные объявления, уведомления и другие формы аудио- и визуальной рекламной продукции выполняются на государственном языке или другом языке на выбор рекламодателя (ч. 1 ст. 26 Закона № 5029).

Понятно, что рекламодатель будет ориентироваться прежде всего на язык аудитории, на которую эта реклама рассчитана. Но практика показывает, что крупные компании, имеющие рекламу по всей стране, стремятся обеспечить единое восприятие своей продукции на территории страны. Поэтому они, как правило, применяют в рекламе по всей стране только один язык — государственный.

Морально-этические вопросы. Придерживаться базовых морально-этических норм, а также норм приличия — это один из основных принципов рекламы (ч. 3 ст. 7 Закона о рекламе).

В частности, если говорить о наружной рекламе (а именно к ней относятся щиты), то на таких щитах запрещено размещать тексты и/или изображения сексуального или эротического характера (ч. 5 ст. 14 Закона Украины «О защите общественной морали» от 20.11.2003 г. № 1296-IV).

Официальная символика. Сегодня у нас в Украине стало очень модным носить национальную символику. Но заметьте, что в рекламе нельзя использовать или имитировать Государственный Флаг, Государственный Герб, Государственный Гимн, а также государственные символы других государств и международных организаций, официальные названия государственных органов, органов местного самоуправления и т. п. (абзац седьмой ст. 8 Закона о рекламе).

Разрешительные документы на рекламируемую продукцию. Если у вас нет лицензии или сертификата на производство или продажу товаров, а они подлежат лицензированию — то запрещено их рекламировать (абзац восьмой ст. 8 Закона о рекламе).

О какой продукции и товарах здесь идет речь, можно узнать из Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Персональные данные физического лица. Без письменного согласия физического лица нельзя использовать в рекламе его изображение или имя (абзац девятый ст. 8 Закона о рекламе).

Здесь идет речь о базовом конституционном праве каждого человека на невмешательство в личную жизнь (ст. 32 Конституции Украины). Более подробно вопрос об использовании данных о физическом лице регламентирует Закон Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI.

Ограничение на рекламу алкогольных и табачных изделий. Такие ограничения установлены ст. 22 Закона о рекламе. Подробнее ограничения в отношении рекламы табачных изделий прописаны в ст. 16 Закона Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения» от 22.09.2005 г. № 2899-IV.

После того, как мы ознакомились, по крайней мере поверхностно, с требованиями к рекламной информации, перейдем к требованиям собственно к рекламному носителю, т. е. щиту.

Готовим носитель (щит)!

Мы уже отмечали, что реклама на щите полностью подпадает под определение наружной рекламы. Требования к такой рекламе прописаны в ч. 2 ст. 16 Закона о рекламе. Следовательно, наружная реклама должна:

— размещаться с соблюдением требований техники безопасности и с обеспечением видимости дорожных знаков, светофоров, перекрестков, пешеходных переходов, остановок транспорта общего пользования и не воспроизводить изображение дорожных знаков;

— освещение не должно ослеплять участников дорожного движения, а также не должно освещать квартиры жилых домов;

фундаменты, выступающие над поверхностью земли, могут быть декоративно оформлены;

опоры рекламы, расположенной вдоль проезжей части улиц и дорог, должны иметь вертикальную дорожную разметку, нанесенную светоотражающими материалами, высотой до 2 метров от поверхности земли;

нижний край рекламы, размещаемой над проезжей частью, в том числе на мостах, эстакадах и т. п., должен располагаться на высоте не менее 5 метров от поверхности дорожного покрытия;

— в местах, где проезжая часть улицы граничит с цоколями зданий или ограждениями, реклама может размещаться в одну линию с фасадами зданий или ограждениями.

Для наружной рекламы установлены определенные ограничения. В частности, ее запрещено располагать:

— на пешеходных дорожках и аллеях;

— в населенных пунктах на высоте менее 5 метров от поверхности дорожного покрытия, если их рекламная поверхность выступает за пределы края проезжей части;

— вне населенных пунктов на расстоянии менее 5 метров от края проезжей части.

Размещать рекламные щиты вдоль дороги можно. Но их размещение нужно дополнительно согласовывать с ГАИ. А чтобы разместить рекламный щит на здании — необходимо согласование с собственником этого здания или с уполномоченным лицом.

Наконец, если вам нужно разместить щит на памятнике национального или местного значения и в пределах зоны охраны этого памятника или исторического ареала населенных мест — то это осуществляется в соответствии с Законом о рекламе. Но для такой рекламы нужно дополнительное разрешение, оформляемое при участии органов исполнительной власти, определенных Законом Украины «Об охране культурного наследия» от 08.06.2000 г. № 1805-III.

Так, говоря о требованиях к установлению рекламных щитов, мы постепенно переходим к вопросу разрешения на размещение рекламного средства.

Получаем разрешение!

Для того, чтобы разместить рекламу в пределах населенного пункта, нужно соблюсти порядок, определенный в Правилах № 2067 и решениями местных советов, которые разрабатываются и принимаются в соответствии с этими Правилами. Выдача разрешений на размещение наружной рекламы относится к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых и городских советов (см. письмо Минэкономразвития от 15.08.2014 г. № 3622-08/28360-03).

Для размещения рекламного щита на территории населенного пункта нужно получить разрешение на размещение наружной рекламы

Это предусмотрено п. 3 Правил № 2067. Форма разрешения приведена в приложении 3 к Правилам № 2067.

Для этого нужно подать заявление (по форме, приведенной в приложении 1 к Правилам № 2067) рабочему органу, который создается при органах местной власти. К заявлению в соответствии с п. 9 Правил № 2067 следует приложить:

фотографию или компьютерный макет места, на котором планируется расположение рекламного средства (размер макета — не менее 6 х 9 сантиметров);

— эскиз рекламного средства с конструктивным решением;

— копию свидетельства о государственной регистрации заявителя как юридического лица или физического лица — предпринимателя (п. 9 Правил № 2067).

Разрешение на размещение наружной рекламы выдается бесплатно. Пункт 3 Правил № 2067 прямо запрещает взимать плату за выдачу такого разрешения. Более подробно с порядком получения разрешения на размещение наружной рекламы вы можете ознакомиться в «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 87, с. 36.

В заключение, чтобы уже не возвращаться к «разрешительной» теме, скажем несколько слов об информационных вывесках и табличках (в понимании п. 2 Правил № 2067). Размещение таких объектов не требует разрешения на размещение наружной рекламы. Ведь они не содержат никакой рекламной информации*, и потому не считаются рекламой (ч. 6 ст. 9 Закона о рекламе).

* В то же время следует отметить, что местные органы власти иногда считают информационные вывески наружной рекламой, если такие вывески имеют большой размер (см., например, п. 3 Порядка размещения информационных вывесок в г. Киеве, утвержденного распоряжением Киевской городской государственной администрации от 15.04.2011 г. № 565).

Подробнее об информационной вывеске читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 60, с. 47.

Следовательно, с разрешением собственно на наружную рекламу мы тоже разобрались. Но рекламный щит не будет висеть в воздухе. Он будет установлен или на здании, или на специальной опоре над землей. А это вызывает вопрос о правомерности пользования землей под рекламным щитом. Скажем несколько слов и об этом.

Оформляем право на землю!

Взглянем на определение наружной рекламы в ст. 1 Закона о рекламе. Определение предусматривает, что такая реклама размещается на специальных временных и стационарных конструкциях — рекламоносителях, расположенных на открытой местности, а также на наружных поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог.

Опираясь на это определение, Госинспекция по контролю за использованием и охраной земель настаивает, что у распространителя рекламы должен быть правоустанавливающий документ на землю. На тот участок, на котором расположен рекламный носитель, требуют или государственный акт о праве собственности на землю или договор аренды соответствующего участка (см. письмо от 19.09.2008 г. № 6-17-3006/1285). К аналогичному выводу приходит и Госкомзем (см. письмо от 21.04.2008 г. № 14-22-6/3998).

К субъектам хозяйствования, размещающим рекламные носители без документов на землю, выдвигаются требования о демонтаже рекламных носителей. Но законно ли это? По нашему мнению, нет, ведь Правила № 2067 содержат исчерпывающий перечень документов (это, следует, в частности и из п. 10 Правил № 2067). Аналогичной логикой руководствуется также и судебная практика (постановления ВХСУ от 26.02.2009 г. № 9/266-08 и от 12.03.2009 г. № 9/256-08).

Причем, как свидетельствует практика, это — последовательная позиция ВХСУ. На страницах нашего издания мы уже публиковали Рекомендации ВХСУ «О практике применения хозяйственными судами земельного законодательства», утвержденные президиумом ВХСУ от 02.02.2010 г. № 04-06/15 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2010, № 69). В п.п. 4.1.2 этих Рекомендаций отмечалось, что земельный участок, на котором размещено наружное рекламное средство, не может считаться самовольно занятым. Логика собственно та же — в Правилах № 2067 содержится исчерпывающий перечень документов на установление наружной рекламы.

В настоящее время указанные Рекомендации утратили силу, но позиция ВХСУ в этом вопросе не изменилась. Более того: она была еще раз подтверждена в п. 3.2 постановления пленума ВХСУ «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел в спорах, возникающих по земельным отношениям» от 17.05.2011 г. № 6. Поэтому если у вас будут требовать правоустанавливающий документ на земельный участок под рекламоносителем — это необоснованно и судебная практика на вашей стороне.

Учитываем расходы

Понятно, что установление рекламного щита не может обойтись без расходов. Как их учитывать — это тот вопрос, который мы не можем оставить без внимания.

Обычно рекламный щит в учете рассматривается как основное средство или МНМА

Это касается как бухгалтерского, так и налогового учета. Такой вывод следует из определения объекта основных средств (п. 4 П(С)БУ 7; п.п. 14.1.138 НКУ) и подтверждается собственно сутью и функциональным использованием щита. Впрочем, не исключено, что при определенных обстоятельствах щит может быть признан и МБП — если его стоимость будет меньше 2500 грн., а срок службы — менее года.

Как и в случае с другими объектами основных средств, из расходов на приобретение (изготовление), установление и другие действия, связанные с установлением щита, формируется первоначальная стоимость. Состав расходов, формирующих первоначальную стоимость объекта основных средств в бухгалтерском учете, установлен п. 8 П(С)БУ 7, в налоговом учете — п. 146.5 НКУ.

Между прочим, в состав первоначальной стоимости входят расходы на разработку проектной и технической документации на установление щита. Последние, как правило, связаны с соблюдением правил благоустройства. Поэтому если правилами размещения щита предусмотрена техническая документация на него, такие расходы будут амортизироваться в составе первоначальной стоимости щита как объекта основных средств. Подтверждает это консультация налоговиков в БЗ, подкатегория 102.09.01.

Если щит эксплуатируется более года и его первоначальная стоимость больше 2500 грн. — он учитывается на субсчете 109 «Прочие основные средства». В налоговом учете это группа 9 (срок амортизации минимум 12 лет). Если же стоимость щита меньше 2500 грн. — он учитывается как МНМА (на субсчете 112 в бухучете и в составе группы 11 в налоговом учете). Амортизация в этом случае начисляется или методом «50 на 50» или «100 % стоимости в первом месяце эксплуатации».

Как вы уже знаете, разрешение на размещение наружной рекламы является бесплатным. Поэтому вопросов с расходами на разрешение просто не возникает. В то же время информационные и организационные расходы, связанные с установлением щита, считаются расходами на сбыт (п.п. «г» п.п. 138.10.3 НКУ). К таким расходам относятся, в частности, услуги дизайнеров, которые занимались разработкой щита, исследования рынка, призванные выявить предпочтения потребителей, чтобы использовать их в дизайне щита, и т. п. Они отражаются в составе расходов (счет 93, строка 06.2 декларации) в периоде фактического осуществления.

Наконец, еще несколько слов о расходах на благоустройство. Нет, мы не возвращаемся опять к вопросам технической документации на щит, которая может быть предусмотрена правилами благоустройства. Идет речь о таких расходах, как, например, асфальтирование территории вокруг установленного щита и подъездных путей к нему. Такие расходы, скорее всего, не удастся отразить в налоговом учете. Ведь НКУ предусматривает, что не включаются в состав «налоговых» расходы на асфальтирование дорог общего пользования (п. 144.3 НКУ). А чтобы признать асфальтируемую землю не «общей», а именно вашей — вы должны иметь документ, удостоверяющий, что этот земельный участок за вами закреплен. Подробнее о расходах на асфальтирование читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 34, с. 24.

В завершение продемонстрируем учет расходов на установление рекламного щита на примере.

Пример. Предприятие потратило на исследование рынка и разработку дизайна щита 3600 грн. (в том числе НДС — 600 грн.). Расходы на изготовление щита — 8400 грн. (в том числе НДС — 1400 грн.), расходы на монтаж — 720 грн. (в том числе НДС — 120 грн.). Расходы на разработку документации (проектной и технической) составили 1296 грн. (в том числе НДС — 216 грн.). Уплачено также авансом за аренду места для рекламного щита исходя из расходов в сумме 1260 грн. на месяц (в том числе НДС — 210 грн.).

Табл. Учет расходов на изготовление и размещение рекламного щита

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

1

Осуществлены расходы на организационно-информационное обеспечение изготовления щита

93

631

3000

3000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

600

3

Уплачено за услуги по информационно-организационному обеспечению

631

311

3600

4

Отражены расходы на изготовление щита

152

631

7000

5

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

1400

6

Отражены расходы на доставку и монтаж щита

152

631

600

7

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

120

8

Перечислена оплата за щит и расходы на установление и монтаж

631

311

9120

9

Отражены расходы на создание проектной и технической документации на размещение рекламного щита

152

685

1080

10

Отражен налоговый кредит по НДС

641

685

216

11

Уплачено за разработку документации

685

311

1296

12

Уплачено за размещение (аренду места) рекламного щита за год (авансом) (1260 х 12 = 15120)

39

311

15120

13

Отражен налоговый кредит по НДС

641

644

2520

14

Отражены расходы за аренду места на размещение щита в текущем месяце

92

631

1050

1050

15

Списан налоговый кредит

644

631

210

16

Осуществлен зачет задолженностей

631

39

1260

17

Введен в эксплуатацию щит как объект основных средств

109

152

8680

 

Как видите, в учете расходов на размещение информационного щита — ничего сложного. Если у вас и возникали какие-то вопросы, то теперь их быть не должно.

выводы

  • При размещении на щите рекламной информации нужно придерживаться ограничений, установленных Законом о рекламе.

  • Прежде чем размещать рекламный щит, нужно получить разрешение. Устанавливая щит — придерживаться ограничений в отношении размеров и расстояний от поверхности земли, проезжей части и т. п.

  • Установление рекламного щита не требует получения права собственности на земельный участок, на котором он установлен.

  • Рекламный щит в учете рассматривается как основное средство, МНМА или МБП.

Документы статьи

  1. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон о рекламе — Закон Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР.

  3. Закон № 5029 — Закон Украины «Об основах государственной языковой политики» от 03.07.2012 г. № 5029-VI.

  4. Правила № 2067 — Типовые правила размещения наружной рекламы, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2003 г. № 2067.

  5. П(С)БУ 7 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.
Теги реклама
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше