Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Обобщающей налоговой консультации об уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций покупки иностранной валюты

Министерство доходов и сборов Украины
Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 01.07.2014 г. № 365

Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, с целью обеспечения одинакового подхода к практическому применению норм налогового законодательства приказываю:

1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию об уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций покупки иностранной валюты (прилагается).

Первый заместитель Министра И. Билоус

 

 

Утверждена приказом Миндоходов Украины
 от 01.07.2014 г. № 365

Обобщающая налоговая консультация об уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций покупки иностранной валюты

 

С 01 апреля 2014 года вступил в силу Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине», пунктом 1 раздела II которого внесены изменения в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (далее — Закон), в результате чего расширен круг плательщиков.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются юридические и физические лица, осуществляющие операции по покупке иностранной валюты в безналичной и/или наличной форме.

Национальный банк Украины обеспечивает организацию и контроль за уплатой (удержанием) сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении операций по покупке иностранной валюты юридическими и физическими лицами в безналичной и/или наличной форме.

С целью выполнения требований Закона банкам и финансовым учреждениям письмом от 04.04.2014 № 29-113/14630 Национальным банком Украины направлено разъяснение, касающееся порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций покупки иностранной валюты, в котором, в частности, указано, что:

— уполномоченные банки начисляют, удерживают и перечисляют сбор на обязательное государственное пенсионное страхование со всех операций покупки безналичной иностранной валюты, выполняемых по поручению клиентов банка и по собственным операциям банка (в том числе по собственным внешнеэкономическим договорам и по операциям по покупке иностранной валюты, которые осуществляются на межбанковском валютном рынке Украины в пределах лимитов открытой валютной позиции банка). С этой целью банки требуют от клиентов в заявлении на покупку иностранной валюты указывать о том, что клиент поручает банку перечислить в Пенсионный фонд Украины сумму сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в размере 0,5 проц. суммы в гривнях, израсходованной на покупку иностранной валюты (без учета комиссионного вознаграждения по этой операции);

— банкам необходимо пересмотреть условия договоров на расчетно-кассовое обслуживание клиентов и предусмотреть в них, что в случае покупки безналичной иностранной валюты по поручению клиента банк будет начислять, удерживать и уплачивать сумму сбора на обязательное государственное пенсионное страхование от имени и за счет клиента.

img 1В соответствии с положениями п.п. 14.1.27 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) расходами считается сумма любых расходов плательщика налога в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых для осуществления хозяйственной деятельности плательщика налога, в результате которых происходит уменьшение экономических выгод в виде выбытия активов или увеличения обязательств, в результате чего происходит уменьшение собственного капитала (кроме изменений капитала за счет его изъятия или распределения собственником).

Хозяйственной деятельностью считается деятельность лица, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, которая направлена на получение дохода и проводится таким лицом самостоятельно и/или через свои обособленные подразделения, а также через любое другое лицо, действующее в интересах первого лица, в частности по договорам комиссии, поручения и агентским договорам (п.п. 14.1.36 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).

Согласно требованиям п.п. 153.1.4 п. 153.1 ст. 153 Кодекса к расходам относятся расходы на уплату сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с купли-продажи безналичной иностранной валюты за гривню и других обязательных платежей, связанных с приобретением иностранной валюты.

В налоговом учете расходы по операциям в иностранной валюте согласно п.п. «а» п.п. 138.10.4 п. 138.10 ст. 138 Кодекса относятся к прочим операционным расходам и включаются в состав расходов в периоде, в котором они были осуществлены.

Таким образом, сумма уплаченного плательщиком налога сбора на обязательное государственное пенсионное страхование при осуществлении операции по покупке иностранной валюты учитывается таким плательщиком при определении налогооблагаемой прибыли в составе прочих операционных расходов, при условии, что иностранная валюта предназначена для проведения хозяйственных операций.

Подпунктом 153.4.1 п. 153.4 ст. 153 Кодекса установлено, что не включаются в доход и не подлежат обложению налогом на прибыль предприятий средства или имущество, привлеченные плательщиком этого налога на основании договора комиссии или поручения.

В то же время в соответствии с п.п. 153.4.2 п. 153.4 ст. 153 Кодекса не включаются в расходы средства или имущество, предоставленные плательщиком налога на основании договоров комиссии или согласно другим гражданско-правовым договорам, не предусматривающим передачу права собственности на такое имущество другому лицу.

Учитывая то, что начисление, удержание и перечисление сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций покупки безналичной иностранной валюты осуществляются банками (финансовыми учреждениями) по поручению клиентов банка, суммы удержанного и перечисленного на счета Государственного казначейства Украины сбора не включаются в состав, соответственно, дохода и расходов при определении объекта обложения налогом на прибыль такими банками (финансовыми учреждениями).

При этом в случае уплаты сбора по собственным операциям банка (в том числе по собственным внешнеэкономическим договорам и по операциям по покупке иностранной валюты, осуществляемым на межбанковском валютном рынке Украины в пределах лимитов открытой валютной позиции банка) сумма уплаченного банком сбора на обязательное государственное пенсионное страхование учитывается при определении налогооблагаемой прибыли в составе прочих операционных расходов.

 

Директор Департамента координации нормотворческой
 и методологической работы по вопросам налогообложения
 Н. Е. Привалова

коментарий редакции

Пенсионный сбор при покупке инвалюты: расходы да и только…

 

Как будто только вчера (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 11) мы с вами обсуждали реанимацию пенсионного сбора при покупке инвалюты так называемым «антикризисным» Законом № 1166*. А вот уже три месяца, как мы по нему работаем. И ровно столько же понадобилось стремительным фис­калам, чтобы издать комментируемую ОНК с очевидными выводами. ☺

* Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII.

Напомним, что уплата инвалютного пенсионного сбора возвращена к жизни "благодаря" п. 1 разд. ІІ Закона № 1166. Он внес соответствующие изменения в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР — и валюта враз подорожала на полпроцента. Кстати, Кабмин уже успел подсуетиться и своим постановлением от 02.07.2014 г. № 218 «подрихтовал» приснопамятный Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740. Так что теперь вся нормативка в полном ажуре.

Возвращаясь к налоговому учету сумм пенсионного сбора при покупке валюты, заметим, что сразу же в упомянутом выше редакционном комментарии (читайте его там же на с. 14) мы так определили налоговую судьбу реанимированного платежа: «Включается в состав прочих налоговых расходов на основании п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ (с отражением в строке 06.4.15 приложения ІВ к декларации по налогу на прибыль предприятия)».

Как видите, нам представлялся более подходящим для данной ситуации именно п.п. «в» п.п. 138.10.4 НКУ (см., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 52, с. 19). Однако налоговикам приглянулся п.п. «а». ☺ Возможно, они таким образом отреагировали на изменение редакции п. 1.3 НКУ, внесенное последовавшим вскоре за Законом № 1166 не менее известным Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно устранения отдельных несогласованностей норм законодательства» от 10.04.2014 г. № 1200-VII (читайте об этом в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 34, с. 12).

Ну, «а» так «а». Все равно в декларации по прибыли не видно — «а» или «в». ☺ Разница будет заметна разве что в строках приложения ІВ. Ведь если руководствоваться подходом налоговиков, то придется задействовать стр. 06.04.13 этого приложения.

Главное: кто покупает себе валюту — того и соответствующие расходы. И еще один важный момент: ни в коем случае не пытайтесь затолкать сумму этого сбора в балансовую стоимость купленной валюты. ☹

Хотя и это тоже понятно.

Но за внятную ОНК спасибо!

 

Александр Голенко, шеф-редактор

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше