Темы статей
Выбрать темы

Правила розничной торговли алкогольными напитками

Кабинет Министров Украины
(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены постановлением КМУ от 11 декабря 2013 года N 924)

1. Настоящие Правила определяют основные требования к розничной торговле водкой и ликеро-водочными изделиями, вином виноградным и плодово-ягодным, коньяком, шампанским, вином игристым (далее — алкогольные напитки) и направлены на обеспечение прав потребителей на надлежащее качество товара и уровень торгового обслуживания.

Алкогольные напитки — продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05, 22 06, 22 08.

2. Розничная торговля алкогольными напитками — деятельность по продаже алкогольных напитков непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов, в том числе на разлив в ресторанах, кафе, барах, других заведениях ресторанного хозяйства.

Розничная торговля алкогольными напитками осуществляется через специализированные предприятия, в том числе фирменные, специализированные отделы (секции) предприятий с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, а также заведения ресторанного хозяйства.

3. Настоящие Правила распространяются на всех субъектов хозяйствования на территории Украины независимо от форм собственности, которые зарегистрированы в установленном порядке и имеют лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками, полученную согласно требованиям законодательства.

Работники субъекта хозяйствования, которые непосредственно осуществляют хранение и продажу алкогольных напитков, должны иметь специальное профессиональное образование (подготовку): знать ассортимент и качественные характеристики напитков, признаки брака, правила подготовки напитков к продаже, принципы их размещения и выкладки; правила хранения и сроки реализации напитков; правила работы с регистраторами расчетных операций, порядок расчетов с покупателями; виды торгового оборудования, инвентаря и правила пользования ими; санитарные нормы и правила; правила техники безопасности, правила пожарной безопасности, требования законодательства относительно ограничения продажи алкогольных напитков и т. п.

4. Субъект хозяйствования обязан обеспечить состояние помещений для розничной торговли алкогольными напитками согласно санитарно-техническим, санитарно-гигиеническим, технологическим, противопожарным и другим нормам, а также возможность использования электронных платежных средств при осуществлении расчетов за проданные товары в соответствии с законодательством. Субъект хозяйствования должен иметь торговое помещение (здание) площадью не менее 20 кв. метров, оборудованное соответствующим торгово-технологическим оборудованием (витрины, прилавки, пристенные горки и т. п.), охранной и противопожарной сигнализацией, с достаточным освещением, отоплением и вентиляцией, а в случаях, предусмотренных законодательством, — обеспечить условия для применения регистраторов расчетных операций, хранения материальных ценностей.

5. В документах, согласно которым в торговую сеть поступили алкогольные напитки, должны указываться регистрационные номера сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия.

6. Субъект хозяйствования обязан обеспечить в соответствии с законодательством предоставление потребителям необходимой, доступной и достоверной и своевременной информации о товарах, а также по требованию потребителей — информации о сертификации продукции, документы о ее качестве, безопасности и цене.

7. Удобный для населения режим работы специализированных магазинов, специализированных отделов, секций коммунальной формы собственности устанавливается исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов.

Удобный для населения режим работы специализированных магазинов, специализированных отделов, секций других форм собственности устанавливается исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов по согласованию с собственником этого объекта.

8. Субъекту хозяйствования, который осуществляет розничную торговлю алкогольными напитками, запрещается принимать для продажи и хранения алкогольные напитки от юридических и физических лиц, не имеющих лицензии на производство или на право импорта либо оптовой торговли алкогольными напитками.

9. Розничная торговля алкогольными напитками запрещается:

в помещениях и на территории учебных заведений, заведений здравоохранения, кроме ресторанов, размещенных на территории санаториев;

в помещениях специализированных торговых организаций, которые осуществляют торговлю товарами детского ассортимента или спортивными товарами, а также в соответствующих отделах (секциях) универсальных торговых организаций;

в закрытых спортивных сооружениях (кроме пива в пластиковой таре);

из торговых автоматов;

с рук;

в неопределенных для этого местах.

10. Продажа алкогольных напитков гражданам, не достигшим 18-летнего возраста, запрещается. В случае возникновения сомнения относительно возраста покупателя продажа алкогольных напитков осуществляется при условии предъявления документа, удостоверяющего его возраст.

11. Не разрешается осуществлять продажу алкогольных напитков работниками субъекта хозяйствования, которым не исполнилось 18 лет.

12. Хранение и реализация алкогольных напитков, кроме алкогольных напитков с содержанием спирта этилового от 1,2 до 8,5 процента объемных единиц, произведенных в Украине, разрешаются только при наличии марки акцизного налога на бутылке или на другой таре согласно законодательству.

Порядок введения марок акцизного сбора регулируется законодательством.

13. Упаковка, маркировка, транспортировка, прием, хранение, продажа алкогольных напитков осуществляются согласно требованиям, предусмотренным законодательством и нормативными документами.

14. Алкогольные напитки должны быть маркированы в доступной для потребителя форме согласно законодательству о языках.

На лицевой стороне этикетки каждой бутылки или самой бутылки (другой посуды) водки и ликеро-водочных изделий указываются:

общее и собственное названия изделия;

наименование производителя;

знак для товаров и услуг;

географическое название места изготовления изделия, если наименование производителя не отражает место расположения субъекта хозяйствования;

содержание спирта (% об.);

емкость посуды;

штриховой код должен быть нанесен на видимую сторону этикетки или контрэтикетки, или бутылки (другой посуды);

содержание сахара (если это регламентируется нормативными документами);

обозначение нормативного документа (для продукции отечественного производства).

На видимой стороне этикетки или контрэтикетки, или пробки, или бутылки (другой посуды) должны быть указаны дата изготовления изделия, код субъекта хозяйствования и номер лицензии на производство.

На лицевой стороне этикетки каждой бутылки или самой бутылки (другой посуды) продукции виноделия указываются:

название государства;

наименование субъекта хозяйствования и его местонахождение;

знак для товаров и услуг;

название продукции;

емкость посуды;

содержание спирта (% об.);

содержание сахара (кроме сухих вин, шампанских, игристых вин и коньяка) (% масс.);

дата изготовления (на видимой стороне этикетки или контрэтикетки, или пробки, или бутылки (другой посуды));

обозначение нормативного документа (для продукции отечественного производства, предназначенной для реализации на территории Украины);

штриховой код должен быть нанесен на видимую сторону этикетки или контрэтикетки, или бутылки (другой посуды);

наличие ароматизаторов, красителей (в случае их использования).

Срок выдержки марочных вин и обозначение «Марочное», возраст коньячных спиртов марочных коньяков и коньяков специальных названий должны быть указаны на кольеретке.

На бутылках с коллекционными винами и коньяками должны быть наклеены дополнительные ярлыки с указанием «Коллекционное (коллекционный), дополнительно выдержанное (выдержанный) в коллекции ___ лет».

На горлышко бутылки с коллекционным вином должна быть наклеена кольеретка с указанием года урожая винограда, из которого изготовлено вино.

На этикетках бутылок с вином контролируемых по происхождению названий обязательно должна быть надпись «Вино контролируемых по происхождению названий», а на контрэтикетках — схематическое изображение территории района, где изготовлено вино, с обозначением виноградных участков.

На бутылке с вермутом должна быть контрэтикетка или дополнительная этикетка, на которой указываются данные об основном составе компонентов напитка и согласованные с Министерством здравоохранения рекомендации по его употреблению.

На бутылки со всеми видами продукции виноделия могут быть наклеены контрэтикетки, содержащие дополнительную информацию о напитках.

Этикетки на алкогольные напитки, реализуемые в заведениях ресторанного хозяйства, должны быть маркированы штампом (печатью) этого предприятия.

15. Не разрешается продажа алкогольных напитков в бутылках (другой таре) без этикеток или четкой маркировки, с имеющимися признаками боя (трещины, сколы горлышка, повреждения укупорки и т. п.), в негерметично укупоренных бутылках, с наличием посторонних и взвешенных частичек или мути, осадка (если это не предусмотрено нормативным документом, обязательным к выполнению), с истекшим сроком годности.

Вина шампанские, игристые и тихие, вермуты, коньяки Украины и бренди, в которых после окончания гарантийных сроков хранения не появились помутнение или видимый осадок, годны для дальнейшего хранения и реализации.

Продажа коллекционных вин с осадками, которые быстро оседают и не образуют мути, разрешается, если это предусмотрено нормативным документом, обязательным к выполнению.

Продажа водки и ликеро-водочных изделий осуществляется исключительно в предусмотренной действующими стандартами стеклянной таре, банках из пищевого алюминия, а также в сувенирных бутылках и художественно оформленной посуде из стекла или глазурованной керамики емкостью 0,05 л, 0,1 л, 0,2 л, 0,25 л, 0,275 л, 0,33 л, 0,35 л, 0,37 л, 0,375 л, 0,4 л, 0,45 л, 0,5 л, 0,61 л, 0,7 л, 0,75 л, 1,0 л и более.

Продажа винодельческой продукции осуществляется исключительно в предусмотренной действующими стандартами стеклянной таре, а также в сувенирных бутылках, художественно оформленной посуде из стекла, глазурованной керамики или дерева, упаковке типа «Tetra-Pak» и «Bag in box» емкостью 0,05 л, 0,1 л, 0,2 л, 0,25 л, 0,275 л, 0,35 л, 0,375 л, 0,4 л, 0,45 л, 0,5 л, 0,61 л, 0,68 л, 0,7 л, 0,75 л, 0,8 л, 1,0 л и более. Продажа вин виноградных натуральных сухих осуществляется также в таре (посуде) емкостью от 100 до 500 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками, и в таком случае предусмотренные пунктом 14 требования относительно маркировки винодельческой продукции не применяются.

Продажа вин сухих с добавлением спирта (виноматериалов обработанных) виноградных ординарных и марочных осуществляется также в таре (посуде) емкостью от 50 до 600 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками. При этом субъекты хозяйствования должны соблюдать требования законодательства относительно условий и сроков хранения указанной продукции, наличия необходимой, доступной и достоверной информации о товаре и сопроводительных документов, предусмотренных законодательством, санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Установленные настоящим пунктом требования к емкости тары (посуды) не применяются к алкогольным напиткам импортного производства.

16. Хранение алкогольных напитков осуществляется в местах хранения алкогольных напитков, внесенных в Единый государственный реестр мест хранения, которые отвечают требованиям нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей природной среды, противопожарной безопасности, а также санитарных норм и правил. Места хранения алкогольных напитков должны хорошо вентилироваться, не иметь постороннего запаха, быть непроницаемыми для прямых лучей света, оборудованы охранной сигнализацией.

Алкогольные напитки размещаются в местах хранения по группам, видам, маркам.

Субъекты хозяйствования, получившие лицензию на розничную торговлю алкогольными напитками, вносят в Единый государственный реестр мест хранения только те места хранения алкогольных напитков, которые расположены по адресу иному, нежели место осуществления торговли.

17. Укупоренные бутылки с алкогольными напитками хранят в горизонтальном положении с целью предотвращения высыхания пробки, а бутылки с другой укупоркой — в вертикальном положении.

18. Алкогольные напитки хранят при температуре:

водку и водку особую — от -5 °С до +25 °С;

ликеро-водочные изделия — от +10 °С до +25 °С и относительной влажности воздуха не более 85 процентов;

вино — от +8 °С до +16 °С (полусладкое, полусухое — от -2 °С до +8 °С);

коньяк — не менее +5 °С.

19. В торговом зале на соответствующем торговом оборудовании должны быть выставлены алкогольные напитки в полном ассортименте, имеющемся у субъекта хозяйствования.

Алкогольные напитки размещают по группам, видам и маркам на пристенных горках, столах, прилавках.

20. Перед продажей алкогольных напитков продавцом обязательно проверяется их качество по внешнему виду (прозрачность, цвет, другие признаки, подвергаемые проверке без откупоривания единицы упаковки).

21. Субъект хозяйствования должен обеспечить информирование потребителя о розничных ценах на алкогольные напитки с помощью ярлыков цен (ценников) на образцах напитков, находящихся в продаже. На ценнике четко указываются название напитка, емкость, цена за единицу товара в денежной единице Украины. На оборотной стороне ценника должна быть подпись лица, ответственного за определение цены, и дата, скрепленные печатью или штампом субъекта хозяйствования. Для предприятий системы потребительской кооперации, кроме расположенных в городах, наличие печати или штампа не является обязательным.

22. Продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте осуществляется только заведениями ресторанного хозяйства и специализированными отделами предприятий, имеющих статус заведений ресторанного хозяйства, предприятий с универсальным ассортиментом товаров.

Продажа на разлив вин виноградных натуральных сухих из тары (посуды) емкостью от 50 до 600 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками, может осуществляться заведениями ресторанного хозяйства, если в лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками об этом имеется соответствующая запись органа, выдавшего такую лицензию.

Продажа вин сухих с добавлением спирта (виноматериалов обработанных) виноградных собственного производства ординарных и марочных на разлив из тары (посуды) емкостью от 50 до 600 л, изготовленной из материалов, разрешенных для контакта с алкогольными напитками, осуществляется предприятиям первичного и смешанного виноделия исключительно по месту их расположения в пределах административно-территориальных единиц (городов, поселков, сел), если в лицензии на право розничной торговли алкогольными напитками об этом имеется соответствующая запись органа, выдавшего такую лицензию. Годовые объемы продажи вин (виноматериалов обработанных) на разлив такими предприятиями не могут превышать 20 процентов годового объема произведенных виноматериалов.

Запрещается торговля алкогольными напитками на разлив в заведениях ресторанного хозяйства при отсутствии надлежащих санитарно-гигиенических условий и оборудования (обеспеченность проточной питьевой водой, посудой, мерной емкостью, одноразовой посудой и т. п., наличие условий для мытья посуды) и других требований, предусмотренных законодательством.

Запрещается во время продажи алкогольных напитков на разлив для потребления на месте мыть посуду в тазах, ведрах и т. п.

Перед использованием посуду необходимо промывать чистой проточной водой или с помощью специальных устройств.

Посуда для отпуска алкогольных напитков, мерные емкости, другой инвентарь, торгово-технологическое оборудование должны содержаться в чистоте в соответствии с санитарными правилами, утвержденными в установленном порядке.

Запрещается повторное использование одноразовой посуды.

23. Запрещается во время продажи алкогольных напитков на разлив в заведениях ресторанного хозяйства смешивать напитки разных видов и марок, кроме изготовления коктейлей. Технологические, калькуляционные карточки на коктейли согласовываются с санитарно-эпидемиологической службой, утверждаются руководителем предприятия, бухгалтером и скрепляются печатью.

24. Наполнение мерных емкостей (колб, цилиндров и т. п.) проводят до мерной отметки (черточки) соответствующего объема, при этом мерные емкости должны находиться на горизонтальной поверхности. Мерой емкости должна быть посуда, имеющая шкалу или отметки с нанесенными цифровыми значениями емкости и клеймо государственной поверки.

25. Заведения ресторанного хозяйства должны иметь прейскуранты цен на алкогольные напитки, где указываются название напитка, емкость бутылки, цена за бутылку, цена за 50 и 100 миллилитров напитка в денежной единице Украины.

Прейскуранты на алкогольные напитки подписываются руководителем и бухгалтером субъекта хозяйствования, скрепляются печатью и должны быть доступны для ознакомления потребителя.

26. При продаже алкогольных напитков продавец обязан выдать потребителю расчетный документ установленной формы, удостоверяющий факт покупки, с отметкой о дате продажи.

27. В случае выявления недостатков, фальсификации алкогольных напитков, продажи их ненадлежащего качества потребитель имеет право требовать от субъекта хозяйствования:

замены на аналогичный товар надлежащего качества;

замены на товар другого вида, марки с соответствующим пересчетом покупной цены;

возврата средств;

возмещения причиненных ему убытков и вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

28. Алкогольные напитки надлежащего качества обмену и возврату не подлежат.

29. Субъекты хозяйствования (юридические и физические лица), имеющие право на розничную торговлю алкогольными напитками, и их работники обязаны соблюдать законы Украины «О защите прав потребителей», «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», настоящие Правила, Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 15 июня 2006 г. № 833, и другие нормативные документы, прямо или/и опосредованно регламентирующие торговую деятельность.

За их нарушение работники несут ответственность согласно законодательству.

30. Субъект хозяйствования должен обеспечить наличие на видном и доступном для потребителей месте уголка, в котором размещаются информация о наименовании собственника торгового объекта, местонахождении и номерах телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, извлечения из Закона Украины «О защите прав потребителей», настоящих Правил, книга отзывов и предложений, а в случаях, предусмотренных законом, копии соответствующих разрешительных документов.

31. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти в пределах их компетенции и в установленном порядке.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше