Темы статей
Выбрать темы

Съезжаем из арендованного помещения: что в учете?

ДЗЮБА НАТАЛИЯ, ЯНОВСКАЯ НАТАЛИЯ
Недавно (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 38, с. 14 и № 42, с. 29) вы ознакомились с организационными моментами переезда на новое место. Кроме того, вы уже знаете, как вернуть аванс за аренду недвижимости (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 52, с. 29). Сегодня продолжаем тему смены местонахождения. Наш главный герой — арендатор, покидающий арендованное административное/сбытовое помещение. И теперь перед ним стоит главная задача — отразить в учете возврат объекта. Что делать с ремонтом/улучшением чужого помещения? Какие налоговые последствия, если арендодатель компенсирует или не компенсирует их? Давайте разбираться.

Возвращаем арендованное

Время расставания подошло, пора паковать чемоданы и готовиться к переезду. Но сперва следует вернуть арендованное. Для того чтобы вернуть арендованное помещение, составляется Акт приемки-передачи имущества, который и зафиксирует факт обратной передачи арендатором помещения арендодателю. В нем указывается состояние передаваемого объекта.

Если, взяв в аренду помещение, вы присвоили ему инвентарный номер и завели на него инвентарную карточку учета основных средств (типовой формы № ОЗ-6), как рекомендовано пп. 8 и 9 Методрекомендаций № 561, то при возврате объекта не забудьте в ней отметить факт возврата.

В бухгалтерском учете объект аренды числится у арендатора только на забалансовом счете 01 «Арендованные необоротные активы» по стоимости, указанной в соглашении об аренде (п. 8 П(С)БУ 14).

После подписания Акта приемки-передачи имущества возвращаемый объект аренды списываем с забалансового счета 01 «Арендованные необоротные активы»

В учете по налогу на прибыль операция получения в аренду имущества не изменяет налоговые обязательства арендатора (п. 153.7 НКУ). Соответственно, и последующий возврат арендованного помещения его налоговых обязательств не изменит.

Кроме того, возврат арендованного имущества арендодателю — не объект обложения НДС (п.п. 196.1.2 НКУ). Это подтверждают и налоговики (см. подкатегорию 101.13.02 БЗ). Таким образом, операция по обратному возврату арендодателю «насиженного» и ставшего практически родным помещения не отражается ни в учете по налогу на прибыль, ни в НДС-учете.

Но это самый идеальный случай, и он особых возвратных сложностей при обратной передаче арендованного помещения не составит.

Однако если в процессе пользования арендованным имуществом проводили его ремонт, а то и вообще улучшили объект аренды, тогда без учетных маневров вам обойтись вряд ли удастся.

Определяемся с ремонтом/улучшением

Арендатор, эксплуатируя помещение, вполне мог провести как ремонт, так и его улучшение. Кроме того, он мог отремонтировать или улучшить и прилегающую к арендованному зданию территорию, если все это было прописано в договоре аренды. Например, о замене асфальтового покрытия на указанной территории читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 34, с. 24.

Причем очень важно как для права, так и для учета отличать текущий ремонт от улучшений. Ведь от этого зависит выплата компенсации арендатору, его налоговые расходы, право на получение отделимого улучшения и др.

Начнем с юридических моментов, среди которых выделим два основных:

1) ремонтировать арендованное помещение — прямая обязанность арендатора, если, конечно, стороны не предусмотрели в договоре иное (ч. 1 ст. 776 ГКУ);

2) улучшать арендованное имущество, проводить капитальный ремонт — обязанность арендодателя. Но улучшить арендованное помещение может и арендатор, если:

— это прямо предусмотрено договором аренды (ч. 2 ст. 776 ГКУ);

— арендодатель не исполнил своих обязательств по капремонту и это препятствует использованию здания (ч. 3 ст. 776 ГКУ).

Что же тогда может «висеть» у арендатора в учете?

Заметьте! В налоговом учете отнести расходы на ремонт/улучшения в налоговые расходы (в пределах 10 % лимита или путем начисления амортизации) арендатор может только в случае, если договор оперативной аренды (лизинга) обязывает или разрешает арендатору осуществлять ремонт и/или улучшения объекта оперативной аренды (п. 146.19 НКУ). По большому счету, в отношении текущего ремонта такая оговорка в договоре не обязательна. Ведь, как мы указывали выше, обязанность арендатора ремонтировать объект аренды следует из ГКУ. Тем не менее, чтобы лишить налоговиков возможности придраться к налоговым расходам, лучше и это прописать в договоре. Пусть для юриста — это масло масляное, а для главбуха — спокойный сон.

В результате чего в процессе аренды могли образоваться:

— налоговые расходы в пределах 10 % ремонтного лимита (п. 146.12 НКУ);

— объект группы 3 основных средств под названием «Ремонт, улучшение арендованного помещения» (п. 146.11 НКУ)*;

— «замороженные» расходы в пределах 10 % лимита при улучшении объекта.

* Мы считаем, что все проводимые ремонты/улучшения накапливаться должны были в одном объекте (подробнее читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 37, с. 17).

Причем все три вышеперечисленные налоговые образования могут числиться в учете как одновременно, так и в любой комбинации**. И судьбу каждого такого образования бухгалтеру придется решить одновременно с прекращением договора аренды. Как правильно провести такое решение в учете, мы расскажем далее, но прежде, предвосхищая ваши вопросы, расскажем, что же за такой зверь — «замороженные» расходы в пределах 10 % лимита.

** В преамбуле мы оговорились, что речь идет об административных/сбытовых помещениях. Если же ремонтируют производственное арендованное помещение, то надо помнить, что (1) расходы на ремонт таких объектов рассматривают как общепроизводственные расходы; (2) в пределах 10 % лимита постоянные нераспределенные расходы включаются в налоговые расходы периода, а распределенные, попадая на счет 23 (т. е. в состав производственной себестоимости), ждут реализации продукции (см. БЗ 102.09.01).

Мы полностью согласны, что выглядит непонятно, и не побоимся этого слова — диковато, на фоне привычных лимитируемых и амортизируемых ремонтных расходов. Но, к сожалению, его появление обусловлено формальным прочтением норм НКУ, и не предупредить о нем мы не можем.

Проблема зародилась еще в далеком 2012 году (точнее, в июле 2012 года), и мы о ней предупреждали вас, уважаемые читатели (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 73, с. 12). Виной всему стала обновленная редакция п. 146.2 НКУ в симбиозе с положениями п. 138.5 НКУ. Так, в первой норме уже не указывается, что ремонтные расходы в пределах 10 % лимита являются расходами периода, вторая — предписывает все прочие расходы (в их числе и ремонтные в пределах лимита) отражать по правилам бухучета.

А что же нам говорит бухучет в отношении проведенных улучшений арендованного объекта? Заглядываем в п. 8 П(С)БУ 14 и видим, что по улучшениям арендованных основных средств создается в учете отдельный объект (на субсчете 117 «Прочие необоротные материальные активы»), который амортизируется.

Вот и получается, что в бухучете расходы, потраченные на улучшение объекта, списываются постепенно, следовательно, в налоговом учете, даже при наличии 10 % лимита, мы такие расходы обязаны «тянуть» вслед за бухгалтерскими.

Согласны, выглядит нелогично, более того, сводит на нет всю идею 10 % налогового лимита. Странно, но за два года налоговики прямо не высказывались о таком медленном списании 10 % лимита. Тем не менее, факт остается фактом, и где гарантия, что контролеры не проснутся в один прекрасный момент и не вспомнят о привязке налоговых улучшений к бухучету. Ведь сейчас они уверенно говорят в отношении производственных основных средств, что их ремонт должен учитываться в налоговом учете с оглядкой на бухучетные правила (см. БЗ 102.09.01).

Для наглядности приведем пример.

Пример 1. Допустим, предприятие улучшило арендованное здание, потратив 40000 грн. 10 % ремонтный лимит для налоговых расходов составил 10000 грн. До возврата арендованного помещения в бухучете была начислена амортизация в сумме 8000 грн., в налоговом учете — в размере 2000 грн. Тогда за период аренды в учете предприятия были понесены расходы/сформированы объекты, приведенные в табл. 1.

Таблица 1. Расходы/объекты, понесенные/сформированные арендатором

№ п/п

Расходы/объекты

Сумма, грн.

1

налоговые расходы, в пределах 10 % ремонтного лимита, но не более бухамортизации

8000

2

объект группы 3 основных средств под названием «Ремонт, улучшение арендованного помещения» (остаточная стоимость)

28000

— первоначальная стоимость

30000 (40000 - 10000)

— начисленная амортизация

2000

3

«замороженные» расходы в пределах 10 % лимита при улучшении объекта

2000 (10000 - 8000)

 

Итак, из потраченных на улучшение 40000 грн.:

1) в расходы фактически попало: 8000 грн. (в пределах 10 % лимита, но не более бухгалтерской амортизации) и 2000 грн (в сумме амортизации отдельного объекта «Ремонт, улучшение…»);

2) не успели «лечь» на расходы: 28000 грн. (остаточная стоимость объекта «Ремонт, улучшение арендованного помещения») и 2000 грн. («замороженные» расходы в пределах 10 % лимита).

В следующих подразделах статьи мы разберемся, что делать с этим остатками бухгалтеру, возвращая арендованное помещение, а пока пару слов о бух­учете ремонта/улучшений арендованных объектов.

В бухгалтерском учете все проще:

расходы на проведение текущего ремонта для поддержания арендованного помещения в рабочем состоянии (восстановления первоначального ресурса и сохранения первоначально ожидаемых выгод от использования объекта) были отнесены на расходы периода (Дт 92, 93, 94 — Кт 20, 22, 13, 63, 65, 66, 68) в зависимости от направления использования объекта (п. 15 П(С)БУ 7);

расходы на улучшение арендованного помещения были капитализированы (п. 8 П(С)БУ 14), впоследствии осели по дебету субсчета 117 и далее амортизировались. Подробнее об учете ремонтных расходов читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 100; 2013, № 36-37, с. 12; № 83, с. 17; спецвыпуск, 2013, № 8.

Далее мы отдельно рассмотрим учетные последствия для арендатора, если предприятие проводило улучшения (был отражен объект по субсчету 117) и если оно осуществляло текущие ремонты (расходы на ремонт не капитализировались в бухучете) в разрезе получения/неполучения компенсации от арендодателя.

Передача улучшений (был отражен объект по субсчету 117) без компенсации

Налог на прибыль. Если у вас в учете по налогу на прибыль числится (амортизируется) объект группы 3 «Ремонт, улучшение арендованного помещения», то, руководствуясь п. 146.20 НКУ, при возврате объекта аренды в периоде окончания действия договора аренды вы можете остаточную (недоамортизированную) стоимость ремонтного объекта отнести к расходам.

Учесть их следует в составе прочих расходов (п.п. 138.12.1 НКУ) и показать в строке 06.4.18 приложения ІВ к строке 06.4 декларации по налогу на прибыль (по форме,утвержденной приказом Миндоходов Украины от 30.12.2013 г. № 872).

Тогда начисление амортизации объекта группы 3 «Ремонт, улучшение аренды» прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем возврата объекта аренды арендодателю, т. е. вывода ремонтного объекта из эксплуатации (п. 146.15 НКУ).

Обратите внимание! Аналогично следует поступать и в случае, если договор аренды расторгается досрочно. Ведь вместе с досрочным расторжением договора истекает и срок его действия. То есть заканчивается срок, в течение которого стороны могли осуществлять свои права и выполнять свои обязанности согласно договору (ч. 1 ст. 631 ГКУ).

Если дополнительно к этому у вас в учете остались «замороженные» расходы в пределах 10 % лимита, то их следует «разморозить», отразив в строке 06.1 (для админздания)/06.2 (для сбытового здания)*. Ведь, как мы указывали выше, они тесно связаны с бухучетом, а бухучет дает добро на расходы ввиду списания всей остаточной стоимости с субсчета 117.

* О том, что лимитные ремонтные расходы отражаются в декларации по направлениям, говорилось в консультации из БЗ, подкатегория 102.09.01

НДС. Возвращая улучшенный объект аренды (достроив, дооборудовав или модернизировав его), вы заодно передаете арендодателю некие экономические выгоды, которые не компенсируются (передаются бесплатно). Да и налоговики передачу улучшений всегда считали бесплатной поставкой, требуя начисления НДС исходя из обычных цен на основании абз. пятого п. 188.1 НКУ (см. консультацию в подкатегории 101.13.02 БЗ, отмененную с 01.09.2013 г.).

Поэтому действуем здесь, не отступая от их логики, но в новых условиях (!). Благодаря обновленной с 01.09.2013 г. редакции п. 188.1 НКУ начисляем НДС в размере 0 гривень**. И хотя поставка «нулевая», выписать налоговую накладную при бесплатной передаче объекта улучшений все же придется*** (п. 201.7 НКУ и п. 3 Порядка № 10). В ней цену поставки (графа 7), базу налогообложения (графа 8) и общую сумму, подлежащую уплате, указываем равными нулю. Соответственно, НДС в разд. III и общая сумма с НДС в разд. IV налоговой накладной также будут равны нулю.

** Исключение составит тот случай, когда арендатор обязан применить обычную цену ввиду подконтрольности операции (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 69, с. 6).

*** Из консультации, размещенной в подкатегории 101.19 БЗ, видно, что налоговики не будут требовать выписки таких НН (где, по сути, нет обязательств), если получатель бесплатного имущества – неплательщик НДС.

img 1К этому добавим, что на передачу несамортизированного объекта улучшений без компенсации нельзя распространять требования п.п. «г» п. 198.5 НКУ и считать использование передаваемых улучшений нехоздеятельностью. Эту операцию следует отличать от традиционной бесплатной передачи ОС. Во-первых, передача объекта улучшений — это часть арендного соглашения, хозяйственность которого не оспаривается. Ведь можно говорить о том, что, например, в сумму арендного платежа закладывалась возможность получения арендодателем улучшений без компенсации (т. е. арендная плата была невысокая). Во-вторых, сам НКУ разрешает остаточную стоимость некомпенсированных улучшений относить в налоговые расходы, тем самым подтверждая хозяйственность таких расходов. Поэтому если при осуществлении расходов на улучшение предприятие показало налоговый кредит, то на дату передачи улучшенного объекта аренды не нужно начислять налоговые обязательства по НДС.

Бухгалтерский учет. Если в бухучете арендатора создан объект прочих необоротных материальных активов (Дт 117 — Кт 153), то при передаче улучшений на баланс арендодателя без компенсации его нужно списать с баланса как при бесплатной передаче. Рассмотрим пример.

Пример 2. Исходные данные возьмем из примера 1. Единственное — уточним, что сумма налоговой амортизации включает в себя и амортизацию, начисленную за месяц возврата договора аренды. Например, возвращают объект аренды (админздание) в мае, тогда сумма налоговой амортизации за период (… — май 2014 года) составила 2000 грн., а остаточная стоимость на 01.06.2014 г. — 28000 грн. По договору аренды арендодателем не предусмотрена компенсация (возмещение) стоимости проведенных улучшений.

Таблица 2. Учет возврата улучшенного арендованного помещения (без компенсации)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

доходы

расходы

строка декларации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

По окончании срока действия договора аренды списана сумма начисленной амортизации по объекту улучшений

132

117

8000

2

Списана остаточная стоимость объекта улучшений на расходы 40000 - 8000 = 32000

976

117

32000

28000*

06.4.18 прил. ІВ

2000*

06.1

* По условиям примера налоговая остаточная стоимость ремонтного объекта составила 28000 грн., а «замороженные» расходы в пределах 10 % лимита, которые не успели попасть в налоговые расходы, — 2000 грн. В периоде возврата аренды появилось основание списать их в полной сумме на налоговые расходы, ведь мы в бухучете списали на расходы всю оставшуюся стоимость на субсчет 976 (п. 138.5 НКУ). Еще раз оговоримся, такой порядок учета мы рекомендуем осторожным плательщикам, которые, учитывая формальное прочтение пп. 146.12 и 138.5 НКУ, не отразили ремонтные расходы в пределах 10 % лимита в периоде осуществления ремонта.

3

Списан объект аренды с забалансового счета

01

500000

 

Передача улучшений (был отражен объект по субсчету 117) с компенсацией

Сразу условимся, что здесь будем разбираться с тем случаем, когда арендодатель компенсирует расходы на улучшения по окончании срока аренды.

Налог на прибыль. Если по истечении договора аренды арендатор возвращает объект аренды вместе с улучшениями, а арендодатель компенсирует такие расходы, налоговики советуют (см. письмо ГНСУ от 23.01.2013 г. № 1126/6/23-50-0114 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, с. 12, а также консультацию, размещенную в подкатегории 102.18.02 БЗ):

сумму компенсации сразу включать в прочий доход по дате признания доходов в бухгалтерском учете согласно п. 137.16 НКУ. В декларации по налогу на прибыль отразить этот доход в строке 03.7 приложения ІД;

— если в учете по налогу на прибыль числится (амортизируется) объект «Ремонт, улучшение…» группы 3, то, руководствуясь пп. 146.20 и 146.16 НКУ, недоамортизированную стоимость такого объекта включить в расходы.

В случае если объект основных средств в налоговом учете не создавался (стоимость улучшений была отнесена арендатором в полной сумме на расходы), то мнение налоговиков о включении в доходы суммы компенсации, несомненно, является логичным.

Сумма причитающейся компенсации от арендодателя у арендатора должна попасть в доход

Но если все-таки у вас в учете по налогу на прибыль числится (амортизируется) объект «Ремонт, улучшение арендованного помещения» группы 3, то, на наш взгляд, логичнее не пользоваться пп. 146.20 и 146.16 НКУ, а при возврате арендованного помещения отражать передачу улучшений как продажу основных средств.

То есть руководствоваться нормами п. 146.13 НКУ:

— сумму превышения доходов от продажи над балансовой стоимостью объекта «Ремонт, улучшение…» группы 3 включить в состав прочих доходов налогоплательщика (п.п. 135.5.13 НКУ) — строка 03.17 приложения IД;

— сумму превышения балансовой стоимости объекта «Ремонт, улучшение…» группы 3 над доходами от его продажи включить в состав прочих налоговых расходов (п.п. 138.12.1 НКУ) — строка 06.4.18 приложения IВ.

По большому счету, математический итог обоих вариантов будет один и тот же, разница только в строках декларации. Поэтому вам решать, каким путем идти. Может имеет смысл в данной ситуации не цепляться за логику и воспользоваться рекомендациями налоговиков.

Бухгалтерский учет. Если в учете арендатора был создан объект улучшений (Дт 117 — Кт 153), то передачу улучшений на баланс арендодателя, возмещающего их стоимость, арендатор отражает как продажу объекта прочих необоротных материальных активов.

Пример 3. Допустим, предприятие улучшило арендованное здание, потратив 40000 грн. 10 % ремонтный лимит для налоговых расходов составил 6000 грн. До возврата арендованного помещения в бухучете была начислена амортизация в сумме 8000 грн., в налоговом учете — в размере 2000 грн. Тогда за период аренды в учете предприятия были понесены расходы/сформированы объекты, приведенные в табл. 3.

Таблица 3. Расходы/объекты, понесенные/сформированные арендатором

№ п/п

Расходы/объекты

Сумма, грн.

1

налоговые расходы, в пределах 10 % ремонтного лимита

6000

2

объект «Ремонт, улучшение арендованного помещения» группы 3 основных средств (остаточная стоимость на конец месяца возврата)

32000

— первоначальная стоимость

34000 (40000 - 6000)

— начисленная амортизация

2000

 

Компенсация стоимости улучшений составила 39000 грн. (в том числе НДС — 6500 грн.).

Таблица 4. Учет возврата улучшенного арендованного помещения (с компенсацией)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет (по версии налоговиков)

дебет

кредит

доходы

расходы

строка декларации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

По окончании срока действия договора аренды списана сумма начисленной амортизации по объекту улучшений

132

117

8000

2

Отражен перевод объекта в состав необоротных активов, удерживаемых для продажи

286

117

32000

3

При передаче улучшений по окончании срока отражен доход в сумме, возмещаемой арендодателем

377

719

39000

32500*

03.7
прил. ІД

4

Начислены налоговые обязательства по НДС

719

641/НДС

6500

5

Списана балансовая стоимость реализуемого объекта

943

286

32000

32000*

06.4.18 прил. ІВ

6

Возмещена арендодателем стоимость улучшений

311

377

39000

7

Списан объект аренды с забалансового счета

01

500000

* Те, кому ближе «продажная» версия учета передачи улучшений за компенсацию, должны отразить дельту (500 грн. = 32500 грн. - 32000 грн.) — налоговый результат от продажи (доходы) — в стр. 03.17 приложения ІД.

 

Передаем объект с ремонтом

Возвращая объект аренды, в котором был проведен ремонт, еще раз напомним главные моменты, которые отличают такой возврат от возврата объекта с улучшениями:

1) цель ремонта — вернуть арендатору объект в том же «пригодном» состоянии, в котором он был получен. Напомним, проведение ремонта по поддержанию арендованного объекта в рабочем состоянии — обязанность арендатора (ст. 776 ГКУ). По окончании срока аренды арендатор обязан вернуть арендодателю объект в том состоянии, в котором он был получен, с учетом нормального износа или в состоянии, указанном в договоре (ст. 785 ГКУ). То есть арендодатель, получив обратно свое помещение, дополнительных выгод не получает. Поэтому расценивать его передачу как поставку «ремонта» неуместно. Исключение составляет ситуация, когда арендодатель готов возместить стоимость ремонта, тем самым признавая получение определенных выгод, например, в виде работ/услуг;

2) в бухгалтерском учете арендатора расходы на ремонт уже давно «орасходились» в периоде осуществления ремонта, в то время как стоимость улучшений ложится на расходы через амортизацию.

Объединяет ремонт и улучшение налоговый учет. Здесь правила едины: все, что не вписалось в 10 % лимит, числится у арендатора как объект основных средств «Ремонт арендованного помещения» группы 3. Хотя и здесь можно найти отличия, и касаются они списания расходов в пределах 10 % лимита. Так, если речь идет о ремонте, то в налоговом учете расходы на его проведение в пределах лимита спишутся в периоде их осуществления*, а вот расходы на улучшения, даже в пределах лимита, будут списываться с оглядкой на бухамортизацию, о чем мы подробно писали выше.

* Кроме ремонта производственных помещений.

Учитывая это, получаем следующее.

Налог на прибыль. Если у вас числится (амортизируется) объект «Ремонт арендованного помещения» группы 3, то, возвращая объект аренды в периоде окончания действия договора аренды, советуем воспользоваться п. 146.20 НКУ и отнести остаточную (недоамортизированную) стоимость ремонтного объекта к расходам.

Учтите их в строке 06.4.18 приложения ІВ к строке 06.4 декларации по налогу на прибыль. А со следующего месяца этот объект уже не амортизируйте (п. 146.15 НКУ). И на этом точка.

Но если при этом арендодатель по окончании срока аренды компенсирует расходы на ремонт, то можно принять на вооружение рекомендации налоговиков (из уже упоминаемого нами выше письма ГНСУ от 23.01.2013 г. № 1126/6/23-50-0114). То есть отражать полученную компенсацию обособленно в составе доходов по строке 03.7 приложения IД к строке 03 декларации по прибыли.

НДС. Возвращая арендодателю по окончании срока аренды объект без получения компенсации (в том же «рабочем» виде), налоговых обязательств по НДС у арендатора не возникнет. По сути, приняв обратно объект аренды, хоть и отремонтированный, но в том же виде, выгод арендодатель не получает. А возврат имущества из аренды (как и сама изначальная операция передачи имущества в аренду) не является объектом обложения НДС (п.п. 196.1.2 НКУ).

Другое дело, если арендодатель соглашается на компенсацию расходов арендатора, тем самым признавая получение от последнего определенных выгод в виде ремонтных работ/услуг. Значит, в этом случае придется начислить НДС.

Бухгалтерский учет. В бухгалтерском учете, возвращая отремонтированное арендованное помещение, нужно просто списать его стоимость с забалансового счета 01.

Если же при возврате объекта арендодатель компенсирует вам ремонтные расходы, то сумму компенсации показываем проводкой Дт 377 «Расчеты с прочими дебиторами» — Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности».

Пример 4. Допустим, предприятие отремонтировало арендованное здание, потратив 10000 грн. 10 % ремонтный лимит для налоговых расходов составил 6000 грн. До возврата арендованного помещения в налоговом учете была начислена амортизация в сумме 1000 грн. Тогда за период аренды в учете предприятия были понесены расходы/сформированы объекты, приведенные в табл. 5.

Таблица 5. Расходы/объекты, понесенные/сформированные арендатором

№ п/п

Расходы/объекты

Сумма, грн.

1

налоговые расходы, в пределах 10 % ремонтного лимита

6000

2

объект «Ремонт, улучшение арендованного помещения» группы 3 основных средств (остаточная стоимость на конец месяца возврата)

3000

— первоначальная стоимость

4000 (10000 - 6000)

— начисленная амортизация

1000

 

Компенсация стоимости улучшений составила 12000 грн.

Таблица 6. Учет возврата отремонтированного арендованного помещения (с компенсацией)

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет (по версии налоговиков)

дебет

кредит

доходы

расходы

строка декларации

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Отражены расходы на ремонт арендованного офиса (ремонтная организация — неплательщик НДС)

92

631

10000

6000*

06.1

* В налоговом учете создан объект группы 3 «Ремонт арендованного здания» стоимостью 4000 грн., который подлежит амортизации.

2

Начислена амортизация в налоговом учете

1000

06.1

3

Списан объект аренды с забалансового счета

01

500000

3000

06.4.18 приложения ІВ

4

Начислена компенсация ремонта арендованного объекта

377

719

12000

10000

03.7 приложения ІД

5

Начислены налоговые обязательства по НДС

719

641

2000

6

Получена компенсация от арендодателя

311

377

12000

 

Систематизируем все изложенное выше в виде схемы (см. на с. 31).

Все свое беру с собой

Объекты собственных основных средств, МНМА и МБП (одним словом — «майно») «пакуем» и перевозим на новое место. И здесь хочется отметить немаловажный момент. Вполне возможна ситуация, когда объект улучшения отделим и предприятие принимает решение его демонтировать и забрать с собой.

Допустим, арендуя помещение под офис, предприятие установило в нем охранное оборудование. Расходы на его установку были признаны улучшением объекта аренды: в налоговом учете сформировали объект «Ремонт, улучшение арендованного помещения» группы 3, а в бухучете объект на субсчете 117 (подробнее об учете охранного оборудования читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 11, с. 26). Но, как оказалось, охранная система вполне отделима от здания и может эксплуатироваться дальше, но уже на новом месте. Поэтому предприятие вполне может забрать ее собой.

Если произведенные улучшения отделимы от арендованного объекта, то арендатор вправе их изъять и оставить у себя (ч. 2 ст. 778 ГКУ)

Однако продолжать учитывать «съемный» объект как «Ремонт/улучшения арендованного помещения» группы 3 после того, как арендованное помещение возвращено, нельзя. Ведь этот объект, оставаясь таковым, не может быть далее использован по назначению.

Поэтому предприятие должно в обязательном порядке:

1) ликвидировать в налоговом учете объект «Ремонт/улучшения арендованного помещения» группы 3 по правилам п. 146.16 НКУ (в бухучете объект по субсчету 117 по правилам п. 29 П(С)БУ 16), отразив налоговые и бухгалтерские расходы в размере остаточной стоимости, а также в сумме расходов на демонтаж;

2) зачислить «послеликвидационный» объект в состав запасов, отразив налоговые и бухгалтерские доходы в размере стоимости оприходованного актива (подробнее читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 16, с. 29; 2013, № 68, с 32; 2011, № 94, с 19);

3) переехав на новое место, ввести его в эксплуатацию как объект основных средств соответствующей группы, если предполагаемый срок его использования более 1 года и стоимость более 2500 грн., либо в состав МНМА, если его стоимость менее 2500 грн., или с помощью него улучшить новое арендованное помещение.

Со сменой места проведения хозяйственной деятельности плательщиком налога, как правило, проводится демонтаж, перевозка и новая установка оборудования и других объектов основных средств.

Учтите! По мнению налоговиков, если в связи со сменой места проведения хоздеятельности плательщиком проводится демонтаж, перевозка и новая установка оборудования, то балансовую стоимость соответствующей группы основных средств нужно увеличить на сумму проделанных расходов (см. БЗ 102.09.01).

Однако согласиться с этим мы не можем. Дело в том, что расходы на демонтаж, перевозку, монтаж могут увеличивать исключительно (!) первоначальную стоимость основных средств при их приобретении/создании (пп. 146.4, 146.5 НКУ). Об увеличении балансовой стоимость на сумму таких расходов при перемещении основных средств в НКУ ничего не говорится.

Перевозя свои основные средства на новое место, их балансовую стоимость не корректируем

При этом расходы на демонтаж отделимого объекта улучшений арендованного помещения в момент ликвидации такого объекта (см. выше) должны квалифицироваться как ликвидационные расходы. А вот расходы на монтаж этого объекта могут попасть в первоначальную стоимость «нового» объекта основных средств/МНМА или «новых» арендных улучшений в новом арендованном офисе (п. 8 П(С)БУ 7).

Что касается расходов на перевозку, то к ним можно относиться двояко: если везем демонтированный объект на склад, значит, осуществляем ликвидационные расходы по старому объекту. Если же демонтированные улучшения транспортируем со склада на новое место, где они будут признаны новым объектом основных средств/МНМА/улучшений, то расходы на такую транспортировку увеличат первоначальную стоимость этого объекта.

Надеемся, что наша статья станет незаменимым подспорьем в столь хлопотном деле, как переезд с арендованного помещения.

img 2

Налоговые последствия возврата арендованного помещения у арендатора

выводы

  • Возврат арендованного помещения не требует отражения в учете. Но если вы проводили его ремонт или улучшение, то поработать с учетом все-таки придется.

  • При возврате арендованного офиса недоамортизированный объект «Ремонт, улучшение арендованного помещения» включается в налоговые расходы (стр. 06.4.18 приложения ІВ) независимо от наличия/отсутствии компенсации.

  • При получении компенсации арендатор отражает доходы (стр. 03.7 приложения ІД) и налоговые обязательства по НДС.

  • Отделимый объект улучшения оставляем у себя, в учете проводим операцию ликвидации объекта «Ремонт, улучшение арендованного помещения» по правилам п. 146.16 НКУ.

  • Расходы на демонтаж и перевозку объектов основных средств (в том числе и отделимого объекта улучшений арендованного помещения) не должны увеличивать их первоначальную (балансовую) стоимость.

Документы статьи

  1. ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

  2. НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  3. П(С)БУ 7  Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92.

  4. П(С)БУ 14 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 28.07.2000 г. № 181.

  5. П(С)БУ 15 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 29.11.99 г. № 290.

  6. П(С)БУ 16  Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.

  7. Порядок № 10 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Министерства доходов и сборов Украины от 14.01.2014 г. № 10.

  8. Методрекомендации № 561 — Методические рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфином Украины от 30.09.2003 г. № 561.

Теги Аренда
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше