Темы статей
Выбрать темы

Учет основных средств и инвестиционной недвижимости. 5. Улучшение и ремонт основных средств

ВОРОНАЯ НАТАЛЬЯ, БЕЛОВА НАТАЛЬЯ, НЕСТЕРЕНКО МАКСИМ

Бухгалтерский учет

 

В бухгалтерском учете предприятие может использовать один из двух подходов к учету расходов на ремонт ОС, предусмотренных П(С)БУ 7.

Традиционный подход предполагает, что учет таких затрат зависит прежде всего от характера осуществляемых ремонтных работ, а точнее от их будущего экономического эффекта. Так, если ремонтные мероприятия направлены на:

поддержание объекта в рабочем состоянии и получение первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, то затраты на их проведение списывают в состав расходов (п. 15 П(С)БУ 7). К таким мероприятиям относятся все виды ремонтов — текущий и капитальный*, а также техническое обслуживание объектов ОС. Расходы на проведение указанных работ отражают по дебету счетов 23, 91, 92, 93, 94;

улучшение объекта, которое приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, то расходы на их проведение относят на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта (п. 14 П(С)БУ 7). К таким мероприятиям относятся модернизация, реконструкция, достройка, дооборудование, модификация и т. п. Расходы на улучшение объекта ОС в периоде их осуществления группируют по дебету субсчета 151 или 152. По окончании работ сумму расходов относят на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 — Кт 15). Кроме того, сумму проведенных улучшений отражают по кредиту забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» (в пределах его дебетового остатка).

* В отдельных случаях, предусмотренных п. 30 Методрекомендаций № 561, расходы на капитальный ремонт могут быть признаны капитальными инвестициями.

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием ремонтных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа конкретной ситуации и существенности таких расходов (п. 29 Методрекомендаций № 561).

Наряду с описанным выше подходом п. 14 П(С)БУ 7 разрешает использовать альтернативный подход к учету ремонтных затрат. Его суть состоит в том, что расходы на ремонт и улучшение ОС отражаются в бухгалтерском учете по налоговым правилам. В этом случае ремонтные расходы:

— списывают в состав расходов — если их сумма не превышает 10-процентный «ремонтный» лимит;

— в пределах 10-процентного «ремонтного» лимита списывают в состав расходов, а в сумме превышения относят на увеличение первоначальной стоимости ремонтируемого (улучшаемого) объекта ОС — если их сумма превышает 10-процентный «ремонтный» лимит.

На каком из описанных подходов к учету расходов на улучшение и ремонт объектов ОС остановиться, предприятие решает самостоятельно и закрепляет свой выбор в приказе об учетной политике

Помните: если на основании приказа руководителя предприятие выводит из эксплуатации объект ОС на период проведения его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации, то начисление амортизации по такому объекту приостанавливается с месяца, следующего за месяцем его вывода из эксплуатации (пп. 23 и 29 П(С)БУ 7). В случае, когда применяется производственный метод, начисление амортизации прекращается со дня, следующего за днем вывода объекта из эксплуатации. Соответственно с месяца (дня), следующего за месяцем (днем) обратного ввода объекта ОС в эксплуатацию, начисление амортизации возобновляется.

 

Налоговый учет

 

Налоговый учет всех видов проводимых ремонтов и улучшений одинаков и регулируется пп. 146.11 и 146.12 НКУ. Согласно этим пунктам налогоплательщик рассчитывает «ремонтный» лимит в размере 10 % совокупной балансовой (остаточной, п.п. 14.1.9 НКУ) стоимости всех групп ОС, подлежащих амортизации, на начало отчетного года.

При этом расходы на проведение ремонтов и улучшений:

в пределах 10-процентного лимита включают в состав налоговых расходов (п. 146.12 НКУ);

— в сумме превышения (т. е. сверх 10-процентного лимита) — относят на увеличение первоначальной стоимости ремонтируемого (улучшаемого) объекта (пп. 146.11 и 144.1 НКУ). В дальнейшем они подлежат налоговой амортизации с учетом общих правил — с месяца, следующего за месяцем проведения ремонта/улучшений.

При проведении ремонтов и улучшений учитывайте, что:

1) решение о выводе/невыводе на время ремонтов или улучшений объектов ОС из эксплуатации предприятие принимает самостоятельно. Объекты, не выведенные на время ремонта из эксплуатации, продолжают амортизироваться. Если такой вывод осуществляется, начисление налоговой амортизации приостанавливается с месяца, следующего за месяцем вывода объекта из эксплуатации. Амортизацию начинают начислять вновь с месяца, следующего за месяцем ввода отремонтированного объекта в эксплуатацию (п.п. 145.1.2, пп. 146.2 и 146.15 НКУ);

2) в ремонтные расходы попадают все затраты, связанные с ремонтом/улучшением объекта:
материалы, заработная плата работников, занятых ремонтами ОС, с начисленными на нее суммами ЕСВ, амортизация необоротных активов, с помощью которых проводился ремонт или улучшения и т. п. Именно такую общую сумму ремонтных расходов сравнивают с 10-процентным «ремонтным» лимитом;

3) расходы на ремонты/улучшения арендованных и бесплатно полученных ОС тоже подлежат налоговой амортизации (п. 146.1 НКУ) как отдельные объекты соответствующих групп, к которым относятся такие арендованные или бесплатно полученные ОС. Соответственно балансовая стоимость такого созданного объекта ОС, по нашему мнению, должна участвовать в расчете 10-процентного «ремонтного» лимита на начало отчетного года;

4) суммы расходов на ремонты/улучшения непроизводственных ОС не подлежат амортизации (п. 144.3 НКУ).

Теперь скажем о том, как отражают в налоговом учете затраты на ремонты или улучшения ОС в пределах 10-процентного «ремонтного» лимита. Это зависит от того, какие ОС ремонтируются/улучшаются. Если ОС используются для:

— производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг, то стоимость ремонтов включают в себестоимость произведенных и реализованных товаров (работ, услуг) и отражают в строке 05.1 декларации по налогу на прибыль (п. 138.8, п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ);

— общехозяйственных (административных) целей, то стоимость ремонтов включают в административные расходы и отражают в строке 06.1 декларации (п.п. «в» п.п. 138.10.2 НКУ);

— сбытовых нужд, то стоимость ремонтов включают в расходы на сбыт и отражают в строке 06.2 декларации (п.п. «д» п.п. 138.10.3 НКУ);

— прочих хозяйственных нужд, то стоимость ремонтов относят в прочие расходы и отражают в строке 06.4 декларации (пп. 138.10.4 и 138.12.1 НКУ).

При этом затраты на ремонты/улучшения, включенные в производственную себестоимость продукции (работ, услуг), попадут в налоговые расходы одновременно с признанием дохода от реализации произведенной продукции (работ, услуг). В остальных случаях ремонтные расходы повлияют на объект налогообложения в периоде их осуществления (пп. 138.4 и 138.5 НКУ).

А когда необходимо отражать использование «ремонтного» лимита в таблице 2 приложения АМ к декларации по налогу на прибыль предприятия?

На наш взгляд, моментом непосредственного использования ремонтного лимита (полного или частичного) следует считать момент осуществления ремонтных затрат (т. е. отражение по дебету счетов 23, 91 и др.).

Обратите внимание: техосмотры и техобслуживание ОС ни ремонтом, ни улучшением не являются. Поэтому вышеописанный порядок учета ремонтных расходов на них не распространяется. Затраты на техосмотры и техобслуживание ОС относят в налоговые расходы в периоде их осуществления.

А теперь порядок налогового и бухгалтерского учета расходов на улучшение и ремонт ОС рассмотрим на примере (см. табл. 5.1).

Таблица 5.1. Учет расходов на ремонт и улучшение ОС

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1

2

3

4

5

6

7

Исходные данные. Предприятие в течение 2014 года осуществляет ремонт и улучшение собственных ОС. В налоговом учете балансовая стоимость всех групп ОС на 01.01.2014 г. составляла 920500,00 грн. Соответственно 10-процентный «ремонтный» лимит на 2014 год — 92050,00 грн. В бухгалтерском учете предприятие применяет традиционный подход к учету ремонтов и улучшений ОС.

1. Ремонт ОС хозяйственным способом

1

Начислена амортизация стоимости необоротных активов, использовавшихся в процессе ремонта ОС

23, 91, 92, 93, 94

13

300,00

300,00*

2

Увеличен остаток по забалансовому счету 09 на сумму начисленной амортизации

09

300,00

3

Списана стоимость запасов, использованных для ремонта объекта ОС

23, 91, 92, 93, 94

20, 22

2000,00

2000,00*

4

Начислена заработная плата работникам, занятым ремонтом объекта ОС

23, 91, 92, 93, 94

661

2500,00

2500,00*

5

Начислен ЕСВ на заработную плату работников, занятых ремонтом (ставка 36,9 % — условно)

23, 91, 92, 93, 94

651

922,50

922,50*

2. Ремонт ОС подрядным способом

1

Списана на расходы стоимость работ по ремонту объекта ОС, выполненных подрядной организацией

23, 91, 92, 93, 94

631

4000,00

4000,00*

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631

800,00

3

Перечислена оплата подрядной организации за выполненные ремонтные работы

631

311

4800,00

3. Улучшение ОС хозяйственным способом

1

Списана стоимость запасов, использованных при проведении улучшения объекта ОС

15

20, 22

25000,00

25000,00

2

Начислена заработная плата работникам, занятым улучшением объекта ОС

15

661

35000,00

35000,00

3

Начислен ЕСВ на заработную плату работников, занятых улучшением ОС (ставка 36,9 % — условно)

15

651

12915,00

12915,00

4

Отражена сумма прочих расходов, понесенных предприятием в связи с улучшением объекта ОС

15

631, 685

10000,00

9412,50**

5

Отражена сумма налогового кредита по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

631, 685

2000,00

6

Начислена амортизация стоимости необоротных активов, использовавшихся в процессе улучшения объекта ОС

15

13

500,00

—**

7

Увеличен остаток по забалансовому счету 09 на сумму начисленной амортизации

09

500,00

8

Уменьшен остаток по счету 09 на сумму амортизации, использованной на капитальные инвестиции

09

83415,00

9

Отражено увеличение первоначальной стоимости объекта ОС на сумму расходов по его улучшению (25000,00 грн. + 35000,00 грн. + 12915,00 грн. + 10000,00 грн. + 500,00 грн.)

10

15

83415,00

4. Улучшение ОС подрядным способом

1

Перечислена предоплата подрядчику за проведение ремонтных работ

371

311

10800,00

2

Отражен налоговый кредит по НДС (при наличии налоговой накладной)

641/НДС

644

1800,00

3

Отражены затраты по улучшению объекта ОС

15

631, 685

9000,00

—**

4

Списана сумма отраженного ранее налогового кредита по НДС

644

631, 685

1800,00

5

Произведен зачет задолженностей

631, 685

371

10800,00

6

Уменьшен остаток на забалансовом счете 09 на сумму капитальных инвестиций

09

9000,00

7

Отнесены расходы по улучшению объекта ОС на увеличение его первоначальной стоимости

10

15

9000,00

* Стоимость ремонта, включенная в производственную себестоимость продукции (работ, услуг), в налоговом учете попадет в расходы в периоде реализации такой продукции (работ, услуг). ** Сумма расходов, превышающая 10-процентный «ремонтный» лимит, относится на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта и подлежит дальнейшей налоговой амортизации с месяца, следующего за месяцем окончания проведения улучшения (пп. 144.1 и 146.11 НКУ).

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше