По общему правилу, субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме, при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны проводить такие операции на полную сумму покупки (предоставления услуги) через РРО (п. 1 ст. 3 Закона об РРО).
То есть, если юрлицо осуществляет расчетные операции в сфере торговли, общественного питания и услуг и при этом получает оплату от покупателей наличными или в безналичной форме с помощью платежных карточек, он должен применять РРО.
Но есть исключения! Случаи, когда РРО не применяется, определены в ст. 9 Закона об РРО. Из них более близки для вас:
— нормы п. 1 ст. 9 Закона об РРО — при осуществлении торговли продукцией собственного производства /предоставлении услуг, если вы не торговое предприятие или предприятие общественного питания и проводите расчеты в кассе предприятия с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующей квитанции, подписанной и заверенной в установленном порядке;
— нормы п. 10 ст. 9 Закона об РРО — при продаже в киосках, с лотков и разносок газет, журналов и других изданий, листовок, конвертов, знаков почтовой оплаты, если удельный вес такой продукции составляет свыше 50 % общего товарооборота (при отсутствии продажи алкогольных напитков и подакцизных непродовольственных товаров). Подробнее о случаях, когда не применяется РРО, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 16, с. 34.
Если же условия ваших продаж газет не подпадают под перечисленные выше исключения, то без РРО вам продавать газеты нельзя. О последствиях неприменения РРО см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 84, с. 5.
А вот расчеты за услуги, наоборот, можно проводить без РРО, а в кассе предприятия с оформлением ПКО, если вы не торговое предприятие или не предприятие общепита.
А теперь о возвратах. Напомним, что под расчетной операцией ст. 2 Закона об РРО понимает:
1) не только прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг) (в случае применения банковской платежной карточки — оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя);
2) но и выдачу наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу) (в случае применения банковской платежной карточки при возврате товара (отказе от услуги), оформлении расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя).
То есть через РРО проводить следует не только оплату наличными, но и возврат денег за товар или за неоказанную услугу
И если средства за товар/услугу были получены через РРО, то и их возврат должен проводиться через РРО. Получив, например, предоплату за услуги через РРО, возвращать деньги за неоказанную услугу через кассу предприятия, выписав РКО, неправильно. Раз вы услуги проводите через РРО, то и возврат предоплаты за неоказанную услугу следует проводить через РРО. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 21, с. 27.