Темы статей
Выбрать темы

«Ой снігу-снігу білого насипала зима…»: учет расходов на уборку снега и льда

Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Скрипкина Екатерина, эксперт по вопросам оплаты труда
Зиму заслуженно считают самым романтичным временем года. Романтично звучат и процитированные выше слова из замечательной украинской народной песни. Действительно, снег — настоящий подарок от Творца! Однако часть зимних подарков в виде снега и льда все приходится убирать. Особенно на территории предприятия, чтобы оно могло нормально функционировать в зимний период. На это предприятие будет нести расходы. О том, как их учитывать, поговорим непосредственно в настоящий момент!

Для того чтобы убирать снег и лед, требуются специальное оборудование и средства. В некоторых случаях — также и снаряжение. Рассмотрим их учет.

Снегоуборочные машины и инвентарь

img 1Начать, по-видимому, нужно с тех инструментов, которые вы планируете применять для уборки снега и льда. Кроме снегоуборочных машин, вам потребуются и более простые орудия труда — лопаты, ломы и т. п.

Налоговый учет. Снегоуборочная машина как по сроку службы, так и по стоимостным критериям подпадает под определение основных средств (п.п. 14.1.138 НКУ). Отражаться она будет в составе основных средств группы 4, минимальный срок эксплуатации — 5 лет (п. 145.1 НКУ). Оприходование машины следует оформить соответствующим актом (ф. № ОЗ-1). Ее амортизацию следует включать в общепроизводственные, административные или сбытовые расходы в зависимости от характера использования убираемой площади. Пользуясь случаем, скажем несколько слов и об источниках питания машины. Если ваша снегоуборочная машина работает на электричестве — нет вопросов, поскольку соответствующие расходы вы будете списывать на основании счета за коммунальные услуги.

А вот если вы приобрели снегоуборочную машину, работающую на бензине или на дизельном топ­ливе, — возникает вопрос, касающийся норм расхода топлива. Для снегоуборочных машин, как и для большинства современной техники, работающей на топливе (бензопилы, дизель-генераторы и т. п.), таких норм нет*. Учитывая это, вы имеете право самостоятельно решить, как списывать горючее, израсходованное на работу собственного агрегата.

* Такие нормы существуют только для автомобильного транспорта, в строительстве и для дорожно-строительных машин (читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 16, с. 45).

Понятно, что можно установить определенные ограничения на расход топлива, ориентируясь на технические характеристики производителя. Этот вариант рекомендуем тем, кто не хочет вступать в спор с налоговиками. В то же время не существует никаких препятствий для того, чтобы списывать использованное горючее в фактически израсходованном объеме. Фиксируется такое списание актом произвольной формы.

Расходы на горючее, на котором работает снегоуборочная машина, отражают по направлениям использования снегоуборочной машины. А точнее: в зависимости от характера использования убираемой площади. Что касается других, более простых инструментов, то здесь все проще и в учете. Основными средствами они по определению не являются. В зависимости от срока эксплуатации лопат, ломов и другого хозяйственного инвентаря их отражают или как МНМА (группа 11) или как МБП. Если указанный инвентарь признан МНМА, он амортизируется или методом «50 на 50» или «100 % стоимости в первом месяце» (п.п. 145.1.6 НКУ). Если же такой инвентарь отнесен к МБП, его стоимость списывается на расходы в периоде ввода в эксплуатацию (п. 138.5 НКУ).

Бухгалтерский учет. В бухучете снегоуборочные машины также отражаются как основные средства (п. 4 П(С)БУ 7). Их первоначальная стоимость накапливается на счете 15 «Капитальные инвестиции», а при вводе в эксплуатацию они по первоначальной стоимости зачисляются на субсчет 104 «Машины и оборудование». Амортизация машины списывается в дебет счета 92 «Административные расходы» (если речь идет об уборке территории всего предприятия) или по направлениям использования зданий, около которых убирается снег (если машиной убирается только снег вокруг зданий определенного назначения, например только производственных). В последнем случае амортизация будет списываться в дебет счетов 91, 92, 93 в зависимости от направления использования зданий. Лопаты, ломы и остальной инвентарь для уборки снега отражаются или на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы» или на счете 22 «Малоценные быстроизнашивающиеся предметы». В первом случае начисляется амортизация МНМА*, причем в придачу к налоговоучетным методам могут использоваться также прямолинейный и производственный (п. 27 П(С)БУ 7). Во втором случае МБП списываются на расходы того периода, когда они введены в эксплуатацию. В дальнейшем организуется количественный учет в местах эксплуатации и по лицам, которые будут работать лопатами, ломами и т. п. (п. 23 П(С)БУ 9).

* Подробно об учете МНМА читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 84, с. 15.

В любом случае (прямо или через амортизацию) стоимость лопат и другого подобного инвентаря списывается на расходы с использованием счета 92.

Средства «против катка»

Очищать территорию предприятия и крыши зданий от льда в зимний период — это одно из основополагающих требований охраны труда. Оно установлено во многих отраслевых нормативных документах по охране труда (см., например, пп. 2.4, 3.22 разд. IV и п. 17 разд. Х Правил охраны труда в металлургической промышленности, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 22.12.2008 г. № 289).

Существует немало средств, которые помогут вам избежать скользкой ледяной поверхности непосредственно на территории и около вашего предприятия. Простейшие из них — это песок и соль. Кроме них, сегодня используются специальные химические средства, обеспечивающие плавление льда. Как же их учитывать?

Налоговый учет. В налоговом учете такие средства рассматриваются как запасы. Списываются на расходы они в периоде фактического использования (п. 138.5 НКУ). В налоговом учете они включаются в состав общепроизводственных расходов как расходы на охрану труда (п.п. «є» п.п. 138.8.5 НКУ) или же по направлениям использования зданий, вокруг которых посыпают лед.

У вас может возникнуть вопрос: существуют ли какие-либо нормы расходов песка, соли и подобных материалов? Можно ли сыпать эти средства в неограниченном количестве или же, наоборот, «экономить» их по своему усмотрению?

Определенная нормативная документация по этому поводу имеется. Прежде всего, это Технические правила ремонта и содержания городских улиц и дорог КТМ 204 Украины 010-94, утвержденные Госжилкоммунхозом от 27.12.94 г. Если вы решили посыпать песком, можете воспользоваться нормой, определенной в п. 7.42 указанных Правил, а если обычной солью — п. 7.41 этих же Правил, а если другими реагентами — п. 7.32 Правил. Если же вы решили бороться с гололедом с помощью химических реагентов, не указанных в Правилах, вам понадобится специальное разрешение санэпидемслужбы (п. 11.11 Правил).

Также при использовании песка можете воспользоваться Нормами расходов материалов на эксплуатацию улично-дорожной сети, утвержденными приказом Минрегионстроя от 30.11.2012 г. № 601. Однако следует заметить, что оба указанных нормативных акта имеют обязательную силу только для ограниченного круга предприятий. Остальные могут их использовать в качестве ориентира, а не в императивном порядке.

В налоговом учете осторожным плательщикам советуем отражать расходы на песок, соль и подобные средства только в пределах указанных норм. Однако исходя из того, что указанные нормы не являются обязательными для всех предприятий, не видим также проблемы в том, чтобы отражать расходы исходя из фактического количества средств, которыми вы посыпали лед на территории предприятия.

Бухгалтерский учет. В бухучете песок, соль и другие средства учитываются на субсчете 201 «Сырье и материалы». В периоде, когда материалы фактически используются, их списывают по направлениям использования зданий, вокруг которых посыпают лед, — в дебет счетов 91, 92 или 93. При этом применяется стандартная накладная по ф. № М-11.

Настилы на лестницы

Зимой, как никогда, возникает потребность в том, чтобы лестницы и входы были покрыты защитным настилом. Этот настил, во-первых, предупреждает скольжение, а во-вторых, задерживает снег и грязь, которая неизбежно наносится обувью.

Налоговый учет. Общие технические требования к конструкции лестницы приведены в ДСТУ Б В.2.6-62-2008 «Конструкции зданий и сооружений. Марши и лестничные площадки железобетонные. Технические условия.». В этом документе о настилах на лестницы ничего не сказано.

Тем не менее, наличие такого настила предусмотрено некоторыми отраслевыми требованиями охраны труда (см., например, п. 4.48 Правил безопасности при производстве углеграфитных материалов и изделий, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 17.06.2008 г. № 143).

В учете такие настилы приходуются как МБП или МНМА. Расходы на их приобретение также следует рассматривать как расходы на охрану труда (п.п. «є» п.п. 138.8.5 НКУ). Таким образом, в налоговом учете они (прямо или через амортизацию) включаются в состав или в состав общепроизводственных расходов или отражаются по направлениям использования зданий, на входах в которые уложены настилы. То есть учетная логика здесь такая же, как и в отношении средств на устранение гололеда. На расходы они списываются в периоде, когда их вводят в эксплуатацию (п. 138.5 НКУ).

Бухгалтерский учет. В бухучете настилы на лестницы рассматривают как МБП и оприходуют их на счет 22. Списывают стоимость настилов в дебет счетов 91, 92, 93 в зависимости от направления использования здания, к которому относятся лестницы. В дальнейшем организуют количественный учет настилов в местах эксплуатации (п. 23 П(С)БУ 9).

Обогрев крыши и система «антиобледенение»

Говоря о работе предприятия в зимний период, нельзя забывать о таких важных составляющих, как крыша и водосточные системы. Водостоки зимой не могут использоваться по прямому назначению, но это не означает, что о них можно забывать. В солнечные дни, а также в случае частого изменения температуры с минусовой на плюсовую и наоборот на крыше и в водостоках образуются слой льда и сосульки. В случае внезапного потепления лед и сосульки могут резко оборваться. Это создает угрозу не только обрыва водостоков, но и травмирования идущих внизу людей.

Чтобы избежать этой проблемы, были изобретены системы обогрева крыши и антиобледенения для водостоков. Предположим, вы решили раз и навсегда избавиться от проблем с сосульками и уборкой снега на крыше. Вы установили такую систему обогрева. Посмотрим, как ее учитывать.

Налоговый учет. Системы подогрева крыши и «антиобледенения» имеют солидный срок эксплуатации, вполне сопоставимый с эксплуатацией собственно здания, — только гарантия на них составляет до 15 лет. По нашему мнению, это позволяет рассматривать их как улучшение здания, на которое указанные системы устанавливаются. А следовательно, отражать расходы на установку систем обогрева крыши и антиобледенения водостоков нужно по правилам пп. 146.11, 146.12 НКУ*.

* Впрочем, можно рассматривать систему обогрева крыши и как отдельный объект. Тогда его нужно включать в группу 3 как передаточные устройства (минимальный срок эксплуатации — 10 лет) в соответствии с п. 145.1 НКУ.

Поскольку расходы на установку такой системы избавляют от проблем с обрушением сосулек и схождением снега, их вполне можно рассматривать как связанные с хозяйственной деятельностью. Бухгалтерский учет. В бухучете подход к системам обогрева аналогичен. Их стоимость сначала накапливается на субсчете 152, а когда система начнет эксплуатироваться — включается в стоимость здания, на субсчете 103 «Здания и сооружения». Специальное снаряжение для работ

 

Иногда подготовиться к зиме бывает совсем не просто. Особенно это касается работ, которые выполняются на крышах (проверка систем отопления, вентиляции, очистка водосточных желобов и т. п.).

Выполнение таких работ требует определенного снаряжения (см., например, п.п. 7.2.12 Правил охраны труда при выполнении работ на высоте, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 27.03.2007 г.). Предположим, вы решили выполнить эти работы собственными силами предприятия, без привлечения специализированных организаций.

Здесь следует отметить, что строительная деятельность в общем случае подлежит лицензированию (п. 11 ст. 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-ІІІ). Поэтому не будут ли требовать у вас «строительную» лицензию в случае самостоятельной уборки снега и льда, а также других работ с применением лесов или снаряжения для высотных работ? Этого случиться не должно. Поскольку, даже если назвать вышеупомянутые «подготовительно-очистные» работы строительными, осуществляем мы их для себя, поэтому получать лицензию, вероятно, не должны (подробнее о «строительной» лицензии читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 70, с. 17).

Теперь переходим к основному вопросу: как будет учитываться снаряжение?

Налоговый учет. Если вы решили приобрести стандартный комплект снаряжения для так называемого «промышленного альпинизма», учет расходов будет практически аналогичен учету лопат, ломов и других инструментов для наземной уборки. Проще говоря, снаряжение промышленного альпиниста учитывается или как МНМА или как МБП, в зависимости от того, больше или меньше года оно будет эксплуатироваться.

Поэтому мы подробнее остановимся на другой ситуации. Это когда вы для выполнения таких (а возможно и других) работ решили приобрести строительные леса. Это будет также объект основных средств, но весьма особый. Его нужно будет относить к группе 12 «Временные (нетитульные) сооружения», минимальный срок эксплуатации — 5 лет (п. 145.1 НКУ).

В отношении этой группы существует ограничение на методы амортизации — можно использовать только прямолинейный или производственный (п.п. 145.1.6 НКУ). Соответственно, если вы выберете производственный метод, амортизация будет начисляться, только пока леса будут находиться в собранном состоянии и принимать участие в работах. Если же выберете прямолинейный метод — простой лесов сам по себе не будет означать, что амортизацию нужно прекратить. Здесь уже нужно будет приказом вывести леса из эксплуатации (подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 42, с. 44).

Стоимость снаряжения и лесов прямо или через амортизацию отражается в составе общепроизводственных расходов как расходы на охрану труда (п.п. «є» п.п. 138.8.5 НКУ) или же по направлениям использования тех зданий, на которых мы осуществляем подготовительно-«очистные» работы.

Бухгалтерский учет. В бухучете снаряжение для подготовительных к зиме работ рассматриваем аналогично. То есть набор промышленного альпиниста будет отражаться или на субсчете 112 или на счете 22. В свою очередь стоимость лесов сначала накапливается на субсчете 153, а затем отражается на субсчете 113.

При этом снаряжение, признанное МБП, попадает в расходы в периоде ввода в эксплуатацию (Дт 91, 92, 93 — Кт 22), а снаряжение, признанное МНМА а также леса, — через амортизацию (Дт 91, 92, 93 — Кт 132).

«А снег идет, а снег идет…»: кто ж уберет?

«Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит…» Прекрасная картина для созерцания, не правда ли? Однако когда на территории предприятия горы снега и пробираться ко входу или к столовой нужно через сугробы, появляется, как минимум, ощущение дискомфорта. Хорошо, когда на предприятии есть уборщики территорий, в чьи трудовые обязанности входит уборка снега. А что делать, если таковых нет или имеющейся численности работников недостаточно? Давайте разбираться.

Идем по «трудовому» пути. Сразу предупреждаем, что работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Это прямо предусмотрено ст. 31 КЗоТ. Работник обязан выполнять распоряжения работодателя в рамках перечня обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и за которые он получает заработную плату.

Вменить работнику выполнение дополнительных обязанностей по иной должности (профессии) возможно при наличии:

— во-первых, такой должности в штатном расписании (она должна быть вакантна или работник, ее занимающий, должен отсутствовать). Введение должности оформляют изданием приказа о внесении изменений в штатное расписание, в котором должны быть указаны причины внесения таких изменений и перечень таких изменений. Подробнее об этом читайте в статье «Штатное расписание на предприятии: составляем и вносим изменения»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 95, с. 29;

— во-вторых, письменного согласия работника.

При выполнении вышеуказанных условий можно оформить совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника. Нужно издать соответствующий приказ (распоряжение) руководителя, на котором работник поставит «согласительную запись». За допобязанности работнику придется заплатить. Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, спецвыпуск № 9.

Временный перевод на другую работу с согласия работника (ст. 33 КЗоТ) в нашем случае едва ли уместен. Речь идет о «двух-трех» часах не ежедневной работы, ради которых затевать «временный перевод» не стоит.

Важно! С работниками, которые будут убирать снег, необходимо провести целевой инструктаж по охране труда (п. 6.7 Типового положения о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15).

Еще один «трудовой» вариант — срочный трудовой договор по совместительству. При этом варианте основная работа точно не пострадает, ведь совместитель должен справляться в свободное от основной работы время. Но и здесь есть неудобство для работодателя — нужна вакантная должность, в обязанности по которой входит уборка территории, и работу по совместительству придется оплачивать.

Пользуемся добротой работников. Речь идет о работе на общественных началах. Предположим, работники изъявили желание расчистить территорию предприятия для своего же блага и блага коллег во внерабочее время. О счастье работодателю! Оформлять ничего не нужно, оплачивать не нужно. Максимум — заготовить лопаты для уборки снега. Ведь все произошло на общественных началах.

Главное, чтоб работники не поскользнулись и не «навернули» друг друга лопатой. Ведь как ни крути уборка снега осуществлялась в интересах предприятия. Поэтому здесь велика вероятность того, что придется иметь дело с «несчастным случаем на производстве» несмотря на «общественное начало». Не исключено, что пострадавший и вовсе может забыть о проявлении доброй воли при уборке снега, утверждая, что поручение поступило от работодателя. А это еще хуже, поскольку это чревато визитом представителей органов Гоструда.

Хотя вряд ли все это испугает экономных работодателей. С верой в лучшее снег уберется бесплатно.

А есть ли еще какие-то варианты? — спросят осторожные работодатели, которым неохота во- зиться с «трудовыми оформлениями». Ведь вполне вероятно, что ваши работники не обрадуются перспективе махать лопатой в мороз и «доброты душевной» не проявят. Выход есть — заключить гражданско-правовой договор о выполнении работ по уборке снега.

Вступаем с уборщиком снега в гражданско-правовые отношения. «Глядя правде в глаза», признаем, что это наиболее приемлемый вариант для выполнения работ разового характера. Конечно, в этом случае работникам нужно будет выплатить вознаграждение за выполненные работы. Дополнительные растраты для работодателя — это минус.

Но есть и плюс — в отношении подрядчика не нужно соблюдать требования трудового законодательства, которых немало. Кстати, все о гражданско-правовых договорах вы можете узнать из тематического номера «Работаем с физлицами» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 83, с. 6, 15.

Итак, организовать уборку снега на территории предприятия «на халяву», соблюдая требования законодательства, невозможно. Либо придется потратиться, либо вся надежда на человеческие качества ваших работников…

Для наглядности закрепим наши знания по учету расходов на подготовку к зиме числовым примером.

Пример. Предприятие приобрело электрическую снегоуборочную машину стоимостью 14850 грн. (в том числе НДС — 2475 грн.), а также 10 лопат стоимостью 96 грн. (в том числе НДС — 16 грн.). Кроме того, приобретено 2000 кг песка за 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.) и настилы на лестницы за 165 грн. (в том числе НДС — 27,5 грн.). Установлена система обогрева крыши, общая стоимость работ — 7800 грн. (в том числе НДС — 1300 грн.). Приобретены леса за 5100 грн. (в том числе НДС — 850 грн.).

Отразим указанные операции в учете предприятия.

 

№ п/п

Хозяйственная операция

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

дебет

кредит

сумма

доходы

расходы

1

Оприходована снегоуборочная машина

152

631

12375

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

2475

3

Введена машина в эксплуатацию

104

152

12375

4

Оприходованы лопаты

153

631

800

5

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

160

6

Зачислены лопаты в состав МНМА

112

153

800

7

Уплачено за машину и лопаты

631

311

15810

8

Оприходован песок

201

631

1000

9

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

200

10

Уплачено за песок

631

311

1200

11

Оприходованы настилы на лестницы

22

631

137,5

12

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

27,5

13

Уплачено за настилы

631

311

165

14

Отражены как улучшение здания расходы на систему подогрева крыши

152

631

6500

—*

15

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

1300

16

Уплачено за приобретение и установку системы подогрева

631

311

7800

17

Введена система в эксплуатацию

103

152

6500

18

Оприходованы леса

153

631

4250

19

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

850

20

Уплачено за леса

631

311

5100

21

Введены леса в эксплуатацию

113

153

4250

22

Начислена амортизация снегоуборочной машины (условно)

91, 92, 93

131

70

70**

23

Начислена амортизация лопат (100 % стоимости)

91, 92, 93

132

800

800**

24

Начислена амортизация лесов (условно)

91, 92, 93

132

15

15**

* В налоговом учете эта операция отражается по правилам пп. 146.11, 146.12 НКУ. То есть, если стоимость системы подогрева крыши меньше 10-процентного лимита, отражаем расходы в декларации по налогу на прибыль и в приложении АМ.
** Если амортизация включается в состав общепроизводственных расходов, она подлежит распределению и в распределенной части включается в «налоговые» расходы в составе себестоимости, а в нераспределенной части — в периоде фактического осуществления расходов.

 

Что же, теперь вы знаете, как учитывать наиболее распространенные средства для уборки снега и льда. Желаем вам без проблем подготовиться к зиме!

выводы

  • Снегоуборочные машины учитываются как основные средства. Системы обогрева крыш и водостоков учитываются как улучшение основных средств — зданий, на которые их устанавливают.

  • Лопаты и другой инвентарь для уборки снега и льда обычно учитываются как МНМА.

  • Средства для удаления катка зимой учитываются как запасы и используются в соответствии с определенными нормами.

  • Леса, применяемые при выполнении работ по высотной уборке снега и льда, учитываются как временные (не титульные) сооружения.

  • Если вы хотите, чтобы работники убирали снег, то наилучший вариант — заключить с ними гражданско-правовой договор.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше