Темы статей
Выбрать темы

За услуги — по заслугам, или Огорошим безРРОшным

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Применение РРО влечет за собой массу различных проблем. Поэтому СПД всячески сторонятся этого «электронного чудища». «Какие виды услуг можно реализовывать за наличные без применения РРО и на каких субъектов хозяйствования распространяется данное послабление?» В последнее время участились такие вопросы в редакцию. Поэтому мы решили сегодня предоставить на них развернутые ответы и дать кое-какие советы.
расчеты без РРО

Как вы уже, наверное, догадались, уважаемый читатель, речь сегодня поведем о норме п. 1 ст. 9 Закона об РРО.

Сначала мы проанализируем ее содержание. После чего попытаемся разобраться с практикой применения данной преференции в разрезе различных видов услуг и субъектов.

В заключение рассмотрим некоторые побочные моменты и уловки относительно данной нормы, а также, какие финансовые санкции могут постичь нарушителей этого безРРОшного «оазиса».

Первоисточник

Итак, согласно п. 1 ст. 9 Закона об РРО

регистраторы расчетных операций и расчетные книжки не применяются:
1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при наличии)* в установленном порядке

* Оговорка относительно наличия печати, внесенная в эту норму Законом Украины от 15.04.2014 г. № 1206-VII, уже начала применяться (подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 40, с. 16).

Повторимся: мы сегодня концентрируемся лишь на услугах. То есть «торговля продукцией собственного производства» выпадает из нашего поля зрения. Но вопросу, что считать «продукцией собственного производства» в целях освобождения от РРО, мы посвятим в ближайшее время отдельную статью.

Субъекты, подпадающие под преференцию. Начнем с того, что в этой норме из перечня субъектов хозяйствования, подпадающих под ее действие, прямо исключены предприятия торговли и общественного питания. В связи с этим возникает естественный вопрос, какие именно предприятия не смогут предоставлять услуги с расчетом наличными без РРО или РК согласно данной норме**?

** Хотя им такую возможность, возможно , откроют другие нормы…

На этот вопрос налоговики предоставили следующий вариант ответа — см. в категории 109.01 Базы знаний ГФСУ (БЗ). По их мнению, поскольку предприятие (если законом не установлено иное) действует на основании устава, то на устав здесь и следует ориентироваться. И если уставом предприятия определено основным видом деятельности торговлю или общественное питание и проведение деятельности соответствует требованиям постановления КМУ «Об утверждении Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения» от 15.06.2006 г. № 833, то данное предприятие относится к предприятиям торговли или общественного питания. При этом налоговики утверждают, что основным считается вид деятельности юридического лица, который им записан первым в форме 16 «Регистрационная карточка о включении сведений о юридическом лице», утвержденной приказом Минюста от 14.10.2011 г. № 3178/5.

Вывод в некоторой степени формален. Ведь на практике слова с делами зачастую расходятся, и вид деятельности, который в свое время был в форме 16 указан первым, предприятие может уже вообще не осуществлять (или он может быть далеко не основным).

Тем не менее, мы полагаем, что субъектам лучше ориентироваться на это мнение налоговиков и — в случае необходимости — позаботиться о внесении соответствующих изменений в устав и в госреестр.*

* Кроме того, напомним, что «профильных» торгашей и общепитовцев законодатели не совсем «кинули». Во исполнение ст. 10 Закона об РРО Кабмин постановлением от 23.08.2000 г. № 1336 издал перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО, РК и КУРО. Поэтому при соблюдении соответствующих денежных объемов, форм и условий деятельности торгаши и общепитовцы могут «куролесить» без РРО (РК и КУРО).

Если же торговля/общепит не являются основным («первым») видом деятельности, то СПД вполне может пользоваться нормой п. 1 ст. 9 Закона об РРО, предоставляя услуги или реализуя продукцию собственного производства. Однако при осуществлении иных торговых операций наличные расчеты — только через РРО. Этот вывод подтвержден и налоговиками (см. консультацию в категории 109.03 БЗ).

Теперь — о физлицах. Обратите внимание, что в перечне субъектов, подпадающих под эту преференцию, перечислены только предприятия, учреждения и организации.

То есть по формальному признаку под эту норму не подпадают физические лица — предприниматели (ФЛП)

На этом факте, кстати, настаивают налоговики (см. их консультацию в категории 109.02 БЗ).

Правда, ФЛП-единщикам этот «пролет» по п. 1 ст. 9 Закона об РРО — абсолютно «до печки». Для них гораздо большие выгоды сулит п. 6 данной статьи, который вообще освобождает ФЛП-единщиков от применения РРО и РК при наличных расчетах. Причем освобождение касается как реализации товаров (любых, а не только собственного производства), так и услуг. И оно не содержит каких-то требований к документу-заменителю фискального чека или РК.

Что же касается ФЛП-общесистемщиков, то они тоже могут «увильнуть» от РРО, если подпадут под действие кабминовского перечня (см. ниже сноску *).

* Кроме того, напомним, что «профильных» торгашей и общепитовцев законодатели не совсем «кинули». Во исполнение ст. 10 Закона об РРО Кабмин постановлением от 23.08.2000 г. № 1336 издал перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО, РК и КУРО. Поэтому при соблюдении соответствующих денежных объемов, форм и условий деятельности торгаши и общепитовцы могут «куролесить» без РРО (РК и КУРО).

Услуги — не только свои. Взглянув на то, как сформулирована норма п. 1 ст. 9 Закона об РРО, можем сделать вывод, что фраза о «собственном производстве» относится только к продукции и не касается услуг.

Поэтому под эту преференцию, кроме непосредственно предоставляющих услуги юрлиц, подпадают также юрлица-посредники, перепродающие чужие услуги (неважно — от своего или от чужого имени). Или даже — просто посредники, участвующие в расчетах. Этот наш вывод подтверждает ряд консультаций главных налоговиков. В нескольких консультациях в категории 109.03 БЗ, посвященных реализации туристических услуг, авторы разрешают не применять РРО и РК не только туроператорам, но и турагентам (в принципе, не только вторые, но и первые зачастую выступают посредниками — перепродавцами определенного ряда «чужих» услуг). Кроме того, имеется также консультация в категории 109.02 БЗ, подтверждающая право не применять РРО и посредникам в расчетах за коммунальные услуги.

Расчеты должны осуществляться непосредственно в кассе. Собственно, этот момент буквально вытекает из текста самой нормы, но фискалы регулярно акцентируют на нем внимание юрлиц, претендующих на эту преференцию (см., например, консультации налоговиков в категориях 109.02 и 109.03 БЗ). Они настаивают на том, что при расчетных операциях за наличные средства за пределами кассы предприятия субъекты хозяйствования обязаны применять РРО.

Оформительская сторона. Как следует из обсуждаемой нами нормы, прием «нала» оформляется кассовыми ордерами и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при наличии) в установленном порядке. Речь идет о приходных кассовых ордерах (ПКО) по форме № КО-1 и отрывной квитанции к этому ордеру, которая должна выдаваться плательщику наличных. Порядок оформления этих документов установлен Положением № 637.

Так что оформляйте/заполняйте ПКО «как положено» и подписывает его пусть тот, «кому положено».

Работы = услуги?

Может ли пользоваться данным послаблением юрлицо, получающее в кассу наличку не за услуги, а за выполненные работы?

По нашему мнению, законодатель не задумывал «дискриминировать» в данной норме работы

Просто выразился, как обычно, не очень… К тому же «водораздел» между услугами и работами зачастую весьма и весьма «размыт» ☺. Например, жилищно-коммунальные услуги вбирают в себя достаточное количество «работ», таких как: уборка внутридомовых помещений и придомовых территорий, текущий и капитальный ремонт помещений, домов, сооружений и ряд других*. При этом налоговики в своих консультациях не раз подтверждали возможность приемки наличных за такие услуги-работы непосредственно в кассу предприятий, т. е. без применения РРО и РК.

* См. ст. 13 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV.

Если обратиться, например, к перечню бытовых услуг, приведенному в п. 291.7 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), то мы тоже отыщем там ряд явных «работ». В НДСном разд. V НКУ вообще «смешались в кучу кони, люди»: там термин «услуги» вбирает в себя и все виды работ…

Для целей отнесения тех или иных видов деятельности к услугам, в том числе при применении исследуемой нами нормы Закона об РРО, налоговики обычно используют Госклассификатор ДК 016:2010. Этот документ также множество работ относит к услугам. А поскольку законодатели зачастую не видят особой разницы между этими терминами и не отделяют работы от услуг, то и мы не видим оснований (кроме чисто буквоедских) для дискриминации «работ» в отношении применения к ним нормы п. 1 ст. 9 Закона об РРО.

Обобщим изложенное выше насчет безРРОшных услуг на схеме (см. рис. 1 на с. 13).

 

img 1

Рис. 1. Субъекты и условия для неприменения рро при оплате услуг наличными

Виды услуг

Теперь поговорим о некоторых видах услуг в призме данного освобождения от РРО и РК.

Коммунальные. Налоговики позволяют оплачивать коммунальные услуги на основании и при соблюдении условий п. 1 ст. 9 Закона об РРО. Причем, как мы уже упомянули, они позволяют пользоваться данной преференцией не только юрлицам, непосредственно такие услуги предоставляющим потребителям, а и посредникам в расчетах за такие услуги. Об этом можно прочесть в консультации в категории 109.02 БЗ. Кстати, эта консультация может пригодиться, в том числе, арендодателям, которые, помимо арендой платы, принимают от арендаторов в кассу отдельным платежом также и наличные в виде компенсации за потребленные коммунальные услуги (подробно об аренде см. ниже).

Туруслуги. Мы уже указывали, что налоговики позволяют принимать наличку в кассу как туроператорам**, так и турагентам (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2011, № 48, с. 22). Реализуемый этими субъектами турпродукт трактуется налоговиками как комплекс услуг. Что, соответственно, открывает им путь к применению п. 1 ст. 9 Закона об РРО.

** См. на этот счет письмо ГНАУ от 04.10.2005 г. № 19709/7/15-1117.

Продажа «нетур-путевок». По нашему мнению, «нетур-путевки» тоже не стоит приравнивать к товарам. То есть здесь речь должна идти о продаже документа, дающего право на получение услуг. Или еще можно по-простому говорить, что этот документ также подтверждает оплату (точнее, предоплату) за определенный(е) вид(ы) услуг. И здесь вполне уместна аналогия с подходом к турпутевкам.

Поэтому логично продажу за «нал» таких «бумажек» тоже осуществлять без РРО. Что фискалы (к их чести) для определенных ситуаций и позволили. Например, за путевки Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности (см. консультацию в категории 109.03 БЗ).

Финуслуги. Ломбарды. Финансовые услуги тоже подпадают под рассматриваемую нами норму, и рассчитываться за них можно без РРО. Естественно, при соблюдении упомянутых кассовых формальностей (см. консультацию в категории 109.03 БЗ). Налоговики признали такое право и за ломбардами (юрлицами), но с разумной оговоркой — при предоставлении ломбардом исключительно финансовых услуг, в частности, предоставлении денег взаймы.

В случае же продажи ломбардами товаров (в том числе залоговых) при осуществлении расчетов наличными они обязаны применять РРО (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 34, с. 52; 2012, № 41, с. 52).

Посреднические услуги. Предприятия, предоставляющие посреднические услуги за наличные, тоже имеют право принимать наличные прямо в кассу без применения РРО.

В то же время здесь есть нюанс.

Если речь идет о посреднических услугах по торговле чужими товарами, то здесь посредник может не использовать РРО, принимая наличные только за свои услуги.

А вот оплату наличными товаров посредник может принимать только через РРО (см. консультацию в категории 109.02 БЗ). В то же время, если посредник перепродает чьи-то чужие услуги, он может принимать за них наличные (как и за свои, посреднические, услуги) без РРО. На это мы уже обращали ваше внимание выше.

Услуги здравоохранения. Наличные оплаты за такие услуги тоже можно принимать в кассу — без применения РРО. Здесь также главным моментом является то, чтобы потребителю предоставлялись именно медуслуги (а не товары — медпрепараты или медизделия) и предоставлялись они предприятием или через него.

Налоговики неоднократно это подтверждали в своих консультациях (см. например, в отношении услуг по лечению и диагностике — п.п. 2.2.46 письма № 14083, в отношении стоматологических услуг — «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 17, с. 56).

Транспортные и экспедиторские услуги. Сопутствующие услуги. По мнению фискалов, расчеты за предоставленные автотранспортные услуги предприятием, кроме предприятий торговли и общественного питания, могут проводиться в кассе предприятия в установленном порядке («Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 30, с. 39). Аналогично — и по экспедиторским услугам, предоставляемым юрлицами.

За услуги, сопутствующие продаже продукции, товаров, также можно проводить расчеты в кассе. Такие виды услуг — это обычно услуги по установке, наладке, доведению (и т. п.) реализуемого предприятием продукта. Причем если продукция собственного производства, то через кассу можно проводить все суммы наличных (как в оплату продукции, так и сопутствующих услуг), если нет, то только оплату услуг.

Аренда и прочие «неуслуги». Как известно, гражданское законодательство дает определенные основания вообще не относить аренду к услугам. В то же время для налоговых целей аренда (по крайней мере, оперативная) считается услугой. Такое вот «двуличие» аренды повлияло и на изменение подхода налоговиков к аргументации «безРРОшной» оплаты «налом» за всякую там аренду.

Вначале налоговики, опираясь на старый Госклассификатор продукции и услуг ДК 016-97*, делали вывод, что наличные расчеты за аренду подпадают под п. 1 ст. 9 Закона об РРО. Этот подход был изложен в обзорном письме № 14083, и до недавнего времени консультация с таким же «содержимым» красовалась для всеобщего обозрения в БЗ.

* А он сдачу внаем (в аренду) помещений относил к сфере услуг (группа 68.2 класса 68.20).

Но на момент написания этого материала ее уже «внезапно не стало».

И теперь, судя по всему, для РРО-целей налоговики перестали считать аренду услугой (категория 109.02 БЗ), относя ее к внереализационным операциям

Они подтверждают, что все наличные внереализационные поступления (т. е. поступления, непосредственно не связанные с реализацией продукции, товаров, работ, услуг и прочей реализацией) не требуют проведения их через РРО.

При этом фискалы ориентируются на перечень внереализационных поступлений, который приведен в п. 1.2 Положения № 637. Вот этот перечень: погашение дебиторской задолженности**, задолженности по займам, безвозмездно полученные средства, возмещение материальных убытков, взносы в уставный капитал, платежи за предоставленное в лизинг (аренду) имущество, роялти, доход (проценты) от владения корпоративными правами, возврат неиспользованных подотчетных сумм, другие поступления.

** Но, судя по всему, кроме дебиторских задолженностей за реализованные продукцию (товары, работы, услуги) и т. п. В то же время сюда вполне может подойти и возврат наличными предоплаты по несостоявшемуся договору, который налоговики требуют проводить через РРО.

На наш взгляд, данный подход является более корректным, так как он опирается на документ, который, как и Закон об РРО, работает в сфере наличного обращения. К тому же этот подход и менее фискальный. Ведь, исходя из такой позиции, теперь без РРО смогут принимать наличные платежи за аренду, в том числе, и предприятия торговли и общепита, которым ранее фискалы это запрещали (и в обзорном письме № 14083, и в БЗ). Кроме того, теперь плату за аренду (и другие внереализационные поступления), прикрываясь таким подходом фискалов, могут принимать без РРО также и ФЛП-общесистемщики.

В то же время отметим, что налоговики в подобных вопросах ведут себя очень «ветрено». Поэтому неизвестно, какое у них на этот счет мнение будет завтра. Вдруг эта действующая консультации в БЗ так же тихо «сыграет в… корзину», как и ее «папередники»? А ведь штрафы «на кону» немалые…☹

Маленькие советы

Увы, но предписания п. 1 ст. 9 Закона об РРО не распространяются на случаи продажи товаров (других ТМЦ) не собственного производства.

Как же это ограничение обойти? Правильно — через услуги. Не так давно (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 69, с. 19) мы рассказывали, как ФЛП-единщикам группы 2 обращать услуги в товары. С той целью, чтобы не нарушать условия НКУ для пребывания в группе 2.

В нашей же ситуации — чтобы не применять РРО при продаже «чужих» товаров — задача будет стоять диаметрально противоположная: как превратить реализуемый товар в услуги? В связи с чем заметим, что ряд услуг могут иметь в своей затратной составляющей покупные ТМЦ (или просто предоставление услуг может сопровождаться передачей заказчику таких ТМЦ в качестве ЗИПа, ремкомплекта, т. п.). Например, ритуальные услуги* могут включать в себя, в том числе, предоставление предметов ритуальной принадлежности ☹.

* На то, что наличные расчеты за ритуальные услуги «соответствующие» юрлица могут проводить без РРО, налоговики прямо указывали в письме ГНАУ от 22.06.2006 г. № 6893/6/15-0416.

Поэтому в ряде случаев можно просто пойти путем бумажного переоформления договорных отношений таким образом, чтоб продажа товаров стала предоставлением услуг

Скажем, продажа какой-либо запчасти может превратиться в услуги по ремонту/техобслуживанию изделия, для которого приобретается запчасть. Продажа деревьев/кустов/цветов может быть услугами по озеленению. Продажа мебели, например, может стать составной частью каких-нибудь дизайнерско-оформительских услуг, и т. д., и т. п… (см. рис. 2 на с. 16).

 

img 2

Рис. 2. «Переквалификация» товаров в услуги

 

Кроме того, есть вариант в такой ситуации обходить РРО, заменив договор купли-продажи на договор комиссии (или поручения) «на покупку». Ведь в таком случае продавец, переквалифицировавшись в посредника (комиссионера, поверенного), будет приобретать для заказчика (комитента, доверителя) товары, а не продавать ему их. То есть он будет предоставлять заказчику лишь посреднические услуги. Ведь закупленный по такому договору товар будет сразу, минуя посредника, переходить в собственность заказчика (комитента, доверителя). Возможно, кому-то такой вариант маскировки торговли чужими товарами покажется опасным, однако инкриминировать «посреднику» деятельность в сфере торговли или общепита при таком оформлении отношений будет уже не просто

Санкции

Штрафы к юрлицам. Согласно п. 7 ст. 17 Закона об РРО в случае нарушения установленного в п. 1 ст. 9 порядка проведения расчетов через кассы к субъектам хозяйствования применяется финансовая санкция в размере 10 НМДГ (170 грн).

Здесь еще возможен штраф согласно ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95 — в пятикратном размере неоприходованной суммы**.

** В случае неоприходования, неполного и/или несвоевременного оприходования в кассах наличных (неотражения наличных в полной сумме их фактических поступлений в кассовой книге на основании ПКО).

Админштрафы. К должностным лицам — за нарушение проведения наличных расчетов в сфере торговли, общепита и услуг(!) может быть применен админштраф, предусмотренный ст. 1551 КУоАП. Размер его — от 5 до 10 НМДГ.

Но этот штраф не так серьезен, как по ст. 16315 КУоАП. Согласно данной статье должностные лица, виновные в нарушении порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), могут схлопотать админштраф от 100 до 200 НМДГ (1700 — 3400 грн). Причем админпротоколы на этот штраф и на предыдущий (по ст. 1551 КУоАП) составляются фискалами. И если по второму админштрафу (который в 20 раз больше) решение выносит начальник налогового органа (или его зам), то по первому — судья районного суда. Поэтому угадайте с трех раз ☺: какой из этих админштрафов фискалы применят к вам, инкриминируя нарушение п. 1 ст. 9 Закона об РРО?..

Радует лишь, что оба эти админштрафа за одно нарушение точно не применят…

«Патентный» финал

В заключение — небольшая «напоминалка» для тех, кому можно за «нал» без РРО.

Нелюбителям РРО, действующим в рамках п. 1 ст. 9 Закона об РРО (или других освобождений от РРО), при «игре» в такую преференцию не стоит забывать также и о сборе за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности. Или, по-простому, — о плате за патент.

И право на неприменение РРО (согласно упомянутой норме или какой-то другой) не означает гарантию того, что такое лицо не должно приобретать патент для своих «налично-хозяйственных» операций.

Например, ряд операций вполне могут не попадать «под РРО», попадая при этом «под патент». Вот ряд бытовых услуг подпадают «под патент», но при этом юрлица могут принимать «наличку» за такие услуги в кассу — не используя РРО.

А вот вам один «неуслужный», но знакомый многим читателям пример. Раньше налоговики разрешали без РРО продавать за наличные ОС и неликвиды, но требовали приобретать при этом патент. Правда, с недавнего времени налоговики уже не разрешают (см. их консультацию в категории 109.03 БЗ) реализовывать такие активы без РРО.

Поэтому не забывайте этот «патентный» момент, а то, пользуясь РРОшной преференцией и оградившись от РРО-штрафов, можете расслабиться и угодить под штрафы «патентные»…

выводы

  • Под норму п. 1 ст. 9 Закона об РРО, кроме непосредственно предоставляющих услуги юрлиц, подпадают также юрлица-посредники, перепродающие чужие услуги, и даже посредники, участвующие в расчетах. Кроме того, под эту норму должны подпадать не только услуги, но и работы.

  • Наличные расчеты, проводимые за пределами кассы, могут осуществляться только через РРО.

  • Предприятия, предоставляющие посреднические услуги, тоже имеют право принимать наличные за такие услуги прямо в кассу без применения РРО. Но если посредник оказывает услуги по продаже чужих товаров, то наличную оплату за товары он может принять только через РРО.

  • Для «наличных» целей налоговики арендную плату считают не оплатой услуг, а внереализационным доходом, который вообще не нужно проводить через РРО.

  • Можно попытаться «уйти от РРО», продавая товары «в составе» услуг, либо применяя договор комиссии «на покупку».

Документы статьи

  1. НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

  2. Закон об РРО  Закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР.

  3. Положение № 637  Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное Постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.

  4. Письмо № 14083 — обзорное письмо ГНАУ от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572.

  5. Госклассификатор ДК 016:2010  Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 11.10.2010 г. № 457.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше