Темы статей
Выбрать темы

Как учесть топливо для сельхозтехники

Белова Наталья, Бобро Анатолий, налоговые эксперты

Сейчас нам трудно представить, как еще каких-то сто лет назад крестьяне обходились без современной сельскохозяйственной техники. Тогда их главным помощником во всех сельхозработах была лошадь. Первый советский трактор на гусеничном ходу «Коммунар» сошел с конвейера Харьковского паровозостроительного завода лишь 1 мая 1924 года.

Сегодня, на радость аграриям, промышленность выпускает огромный спектр технических средств — от простейшего мотоблока до суперкомбайна, укомплектованного бортовым компьютером и кондиционером.

Но если лошадь — животное травоядное, то железный конь требует особого «корма» — горючего. А тут уже затраты совсем другие . И их, конечно, надо правильно учесть. Как это сделать? Какими нормами расхода ГСМ пользоваться, если общеустановленных норм на сельхозтехнику нет? Эти вопросы, судя по частым звонкам и письмам в редакцию, волнуют очень многих наших читателей. Давайте ответы на них найдем вместе.

Предприятия, чтобы спланировать свою потребность в горюче-смазочных материалах (далее — ГСМ), а также иметь возможность контролировать их использование, правильно вести учет и составлять отчетность, используют нормы расхода ГСМ.

Нормирование расходов ГСМ — это установление допустимого предела их использования в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели транспортного средства, технологической машины или механизма.

Действующие сегодня нормативные акты оговаривают лишь:

— нормы расхода ГСМ на автомобильном транспорте (утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 // см. спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 5);

— нормы расхода ГСМ для эксплуатации техники в строительстве ДБН В.2.В-12-2000 (утверждены приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 12.01.2000 г. № 9);

— нормы расхода ГСМ на работу дорожно-строительных и специальных машин (утверждены приказом корпорации «Укравтодор» от 14.08.96 г. № 156).

А что же с сельхозтехникой? Она стоит особняком. Сельхозтехника, по сути, не является транспортным средством, а относится скорее к специальной технике (машинам) — это тракторы, сеялки, жатки, косилки, комбайны и прочие сельхозмашины и самоходные механизмы, используемые в сельском хозяйстве. Поэтому для такой специфической техники должны действовать свои нормы расхода ГСМ. Кто и как их устанавливает? Сейчас выясним.

Устанавливаем ГСМ-нормы для сельхозтехники

Специального нормативного документа, который устанавливал бы типовые нормы расхода ГСМ для сельхозтехники в Украине, мы, к сожалению, не найдем. На законодательном уровне современные нормы не разработаны и не утверждены*. Но это вовсе не проблема ☺.

* Наиболее подходящие отраслевые рекомендации по нормированию расходов на ГСМ в сельском хозяйстве были разработаны еще во времена СССР.

img 1В нашей стране действует орган, который проводит государственную политику в сфере нормативов для повышения производительности агропромышленного производства и обеспечения эффективного использования ресурсного потенциала. Это Украинский научно-исследовательский институт производительности агропромышленного комплекса Минагрополитики Украины (см. постановление КМУ от 01.07.2002 г. № 873). Он находится по адресу: г. Киев, пл. Соломенская, 2, тел. (044) 244-08-08, сайт: http://www.uapp.kiev.ua.

Его задача, в частности, — создание и апробация нормативов ГСМ в сельском хозяйстве. В списке научно-методических изданий действующих нормативных материалов, разработанных этим НИИ, например:

— Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на обработку почвы;

— Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на посеве, посадке и уходе за посевами;

— Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на уборке сельскохозяйственных культур;

— Методические положения и нормы производительности и расхода топлива на внесение удобрений, химическую защиту сельскохозяйственных культур и т. д.

Такие сборники вы можете приобрести в любом Научно-исследовательском центре производительности АПК в вашем регионе. Однако учтите: они носят рекомендательный характер и пользоваться ими можно исключительно на свое усмотрение. Ведь не факт, что приведенные там нормы полностью соответствуют роду деятельности, проводимым работам, условиям, в которых используется сельхозтехника вашего предприятия.

А может быть и так, что в существующих сборниках вы вообще не найдете норм расхода топлива именно для вашей техники. Такую ситуацию объяснить несложно — машинно-тракторный парк агропредприятий постоянно обновляется, в Украину из-за рубежа поступает много новых марок машин и механизмов, и для них ГСМ-нормы еще массово не разработаны. Но пусть это вас не печалит.

Пока общеотраслевые нормы расхода горючего для сельхозтехники законодательно не утверждены, вы вправе самостоятельно разработать и внедрить индивидуальные нормы расхода топлива для каждого вида используемой техники. Никаких запретов по этому поводу в законодательстве нет.

Главное, чтобы такие индивидуальные нормы расхода топлива для определенной марки сельхозтехники, в том числе с учетом проводимых ею работ, вы обосновали документально

Как это сделать? Легко. Примите во внимание имеющуюся у вас техническую документацию на механизмы и/или информацию, предоставленную производителем, условия использования техники, ее техническое состояние. А дальше следуйте такому порядку (см. рисунок на с. 42):

 

img 2

 

К разработанным базовым нормам расхода топлива можно применять и корректирующие коэффициенты, связанные, к примеру, с зимним и летним периодом эксплуатации. Такие коэффициенты руководитель предприятия также должен утвердить приказом одновременно с базовыми нормами.

Кстати, если вы пользуетесь ГСМ-нормами, разработанными НИИ «Украгропромпроизводительность», то их лучше ввести в действие на предприятии приказом руководителя.

А как подтвердить факт использования горючего и обосновать его списание? С этим тоже сложностей нет. При проведении любых сельхозработ, в которых задействована сельхозтехника, в качестве подтверждающих документов вы можете использовать первичные документы, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 24.11.72 г. № 269-2:

1) учетный лист тракториста-машиниста (сельхозучет, форма № 67) — для тракторов, комбайнов и других самоходных шасси и механизмов, которые участвуют в сельхозработах (например, посев, посадка, уборка сельскохозяйственных культур; механизированные работы в садах и виноградниках; опрыскивание полевых культур; внесение удобрений и т. д.);

2) путевой лист трактора (сельхозучет, форма № 68) — при проведении транспортных работ сельхозтехникой (например, перевозка трактором посевного материала, минеральных удобрений и средств защиты растений; перевозка сельхозпродукции с поля к месту хранения и т. д.).

То есть путевой лист трактора оформляют при условии, что техника используется на транспортных работах, а учетный лист — при выполнении других сельхозработ

Кстати, применение этих форм, утвержденных еще в период существования СССР, полностью оправдано и легитимно. В п. 3.2 Методических рекомендаций по применению форм документов первичного учета на сельскохозяйственных предприятиях (приложение к письму Минагрополитики Украины от 19.01.2004 г. № 37-27-12/455) говорится, в частности, что специализированные формы первичного учета для сельхозпредприятий в настоящее время находятся на стадии разработки. Поэтому рекомендуется применять специализированные формы первичных документов, утвержденные приказами Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР (Госагропрома СССР) в период 1972 — 1990 годов.

Учетный лист заполняют на каждого тракториста-машиниста. В документе фиксируют данные об отработанном времени, объеме выполненных работ, начисленной зарплате, количестве отработанных машино-дней и машино-смен. Здесь же приводят данные о движении горючего: остаток на дату выдачи учетного листа, получено (заправлено), остаток горючего на дату сдачи учетного листа.

В путевом листе в отдельном разделе также приводят данные о движении топлива:

— остаток при выезде;

— количество выданного (заправленного) топлива;

— остаток при возвращении.

Если указанные типовые формы вам не по душе, можете самостоятельно разработать и изготовить формы подобных документов со всеми необходимыми реквизитами. Право использовать свои документы дают ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и пп. 2.4, 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

Вот на основании таких документов (типовых или самостоятельно разработанных) вы и будете определять расход ГСМ:

— нормативный (с использованием установленной нормы);

— фактический (остаток на дату выдачи документа плюс заправка и минус остаток на дату сдачи документа).

Бухгалтерский учет ГСМ

Для учета ГСМ, как предписывает Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291, предназначен субсчет 203 «Топливо».

Аналитический учет на этом субсчете ведут исходя из потребностей конкретного предприятия в разрезе видов и марок топлива, а также по местам его хранения. В связи с этим к данному субсчету обычно открывают субсчета второго, третьего и др. порядков, например:

— 2031 «Дизельное топливо», 2032 «Бензин А92», 2033 «Сжиженный углеводородный газ» и т. д.;

или

— 2031 «Топливо на складе», 2032 «Талоны на топливо», 2033 «Топливо в баке» и т. д.

Приобретенные ГСМ отражают в составе запасов предприятия по первоначальной стоимости, которую формируют с учетом п. 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246.

Стоимость фактически израсходованного топлива в пределах норм списывают с кредита субсчета 203 в дебет соответствующих субсчетов счетов 15, 23, 91. А вот сумму перерасхода (если таковая есть) относят к прочим операционным расходам и списывают на субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Налоговый учет ГСМ

Налог на прибыль. Прямого указания на применение каких-либо топливных норм при отражении налоговых расходов в Налоговом кодексе Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) нет. Главное, чтобы такие расходы осуществлялись в рамках хозяйственной деятельности (п.п. 14.1.27 НКУ) и были подтверждены документально (п. 138.2 НКУ).

Однако по традиции горючее для автомобильного транспорта списывают в налоговые расходы с учетом установленных ГСМ-норм. Так поступать требуют и контролеры (см., например, консультацию в подкатегории 102.07.20 БЗ).

Будьте готовы к тому, что и стоимость топлива, израсходованного сельхозтехникой, вам тоже придется списывать с оглядкой на нормы. Это будут нормы, которые вы почерпнете из сборников НИИ «Украгропромпроизводительность» или разработаете самостоятельно.

Имейте в виду: в момент осуществления предоплаты за ГСМ налоговые расходы у предприятия не возникают (п.п. 139.1.3 НКУ). Не включается в расходы стоимость топлива и на этапе его оприходования.

Право на отражение таких затрат предприятие получит только после использования ГСМ в хозяйственной деятельности

При этом стоимость ГСМ, если их фактический расход не превышает норму, учитывают так:

— если топливом заправляют сельхозтехнику, занятую в выращивании долгосрочных биологических активов (ДБА), то его стоимость увеличивает первоначальную стоимость таких ДБА. Она попадает в налоговые расходы посредством их амортизации (п. 144.1, п. 138.8, п.п. «б» п.п. 138.8.5 НКУ; стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль);

— если топливом заправляют сельхозтехнику, задействованную в производстве сельхозпродукции, то его стоимость попадает в себестоимость произведенной продукции (п. 138.8 НКУ, п.п. «г» п.п. 138.8.5 НКУ; стр. 05.1 декларации по налогу на прибыль). Она будет учтена в составе налоговых расходов только в периоде признания доходов от реализации такой продукции, а нераспределенные постоянные общепроизводственные расходы — в периоде их возникновения (п. 138.4 НКУ).

А как быть со сверхнормативным топливом? Его стоимость в налоговые расходы не включаем, так как ГСМ, использованные сверх норм, нельзя считать «хозяйственными» (п.п. 139.1.1 НКУ). Намекают на это и контролеры в консультации в подкатегории 102.07.20 БЗ.

Впрочем, если ваше сельхозпредприятие является плательщиком ФСН — фиксированного сельскохозяйственного налога (что в большинстве случаев и характерно для аграриев), то все эти нюансы налоговоприбыльного учета к вам не относятся.

НДС. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением ГСМ для использования в налогооблагаемых операциях в рамках хоздеятельности, сельхозпредприятие включает в свой налоговый кредит. Понятно, что это касается только топлива, использованного в пределах установленных норм расхода.

Налоговый кредит увеличивают на дату первого из событий (п. 198.2 НКУ):

— либо на дату оплаты ГСМ,

— либо на дату оприходования ГСМ, что подтверждено налоговой накладной.

Так что для получения права на налоговый кредит факт предоплаты или оприходования нефтепродуктов должен быть подтвержден надлежащим образом оформленной налоговой накладной (п. 198.6 НКУ).

Причем такая налоговая накладная должна быть зарегистрирована в Едином реестре налоговых накладных, поскольку тут осуществляется поставка подакцизного товара (п. 11 подразд. 2 разд. XX НКУ).

Впрочем, налоговый кредит по приобретенным ГСМ вы можете отразить и на основании кассовых чеков (при покупке за наличные через подотчетное лицо)

Только имейте в виду:

— право на налоговый кредит дает не любой чек, а только тот, который содержит ИНН и фискальный номер продавца, общий объем поставки и сумму НДС;

— сумма налогового кредита на основании чека является ограниченной — максимум 40 гривень в день.

Датой отражения налогового кредита по чеку будет дата утверждения авансового отчета. Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 49, с. 43; 2014, № 40, с. 39, № 61, с. 40.

Естественно, разговор о ГСМ в контексте сельхоздеятельности не может быть полным без упоминания о спецрежиме сельхоз-НДС, установленном ст. 209 НКУ. Если ваше сельхозпредприятие является субъектом этого спецрежима, то оно обязано вести обособленный учет налоговых обязательств и налогового кредита по НДС и подавать спецрежимную НДС-отчетность по такой деятельности.

Подробнее о порядке приобретения и использования ГСМ читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 88, с. 4, а о ГСМ, купленных за наличные, — отдельно в «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 82, с. 32.

Пожалуй, это и все особенности учета ГСМ для сельхозтехники. Как видите, ничего сложного. Главное тут — обзавестись необходимыми подтверждающими документами. Тогда достоверные результаты по израсходованному топливу вам гарантированы. Желаем спокойной работы и хороших новостей!

выводы

  • Сельхозтехника не является транспортным средством, а относится скорее к специальной технике (машинам), используемой в сельском хозяйстве. Поэтому для такой техники должны действовать свои нормы расхода ГСМ.

  • Предприятие вправе использовать типовые нормы расхода ГСМ от НИИ «Украгропром­производительность» или самостоятельно разработать индивидуальные нормы для каждого вида используемой техники.

  • В бухучете стоимость фактически израсходованного топлива в пределах норм списывают с кредита субсчета 203 в дебет соответствующих субсчетов счетов 15, 23, 91.

  • Право на отражение затрат на ГСМ в налоговом учете предприятие получает только после использования их в хозяйственной деятельности. При этом стоимость сверхнормативного топлива в налоговые расходы не попадает.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше