Темы статей
Выбрать темы

Если военкомат скажет «надо» — предприятие ответит «есть»!

Голенко Александр, шеф-редактор
Когда страна в состоянии необъявленного военного положения, многих волнуют вопросы призыва на военную службу. Бухгалтера предприятия — если только он не военнообязанный сам и не имеет таковых среди членов семьи — эти вопросы касаются разве что в той части, в которой на него руководство по обыкновению взваливает еще и обязанности отдела кадров… Этими нюансами воинского учета здесь и ограничимся.

Не говоря всуе о героях-добровольцах, которым казуистика безразлична, признаем, что большинство военнообязанных и призывников все же не проявляют энтузиазма поскорее сменить «зону комфорта» на зону АТО… Видимо, поэтому по вопросам призыва военкоматы все чаще обращаются не только к трудноуловимому потенциальному солдату, но и к его работодателю. Со своей стороны предприятие, на котором трудится защитник Родины — пусть даже и не чрезмерно родное для него, — скорее хотело бы избежать подобного «отвлечения» своего работника от выполнения его трудовых обязанностей, чем способствовать этому. Но существуют законы…

В данном контексте обратимся к двум профильным законам — Закону № 2232 и Закону № 3543 и сфокусируем ваше внимание именно на «призывных» обязанностях предприятий.

«Призывные» обязанности предприятия по закону

Прежде всего заметим, что в поле зрения военкомата в данном контексте попадают:

— призывники — мужчины 18-летнего возраста и старше (предельный возраст — 25 лет), не имеющие военно-учетной специальности, т. е. не служившие;
— военнообязанные — мужчины и женщины в запасе, предельный возраст которых определен в ст. 28 Закона № 2232

Заметим также, что военкомат интересуют еще и допризывники (которые приписываются к военкомату в календарном году, в котором им исполняется 17 лет), и резервисты. Но об этих категориях граждан здесь умолчим, поскольку первые, как правило, еще не работают и с ними военкомат вступает в контакт по месту жительства или/и учебы, а вторые вызываются в воинскую часть без посредничества предприятия.

Итак, в ч. 1 ст. 33 Закона № 2232 говорится о воинском учете призывников и военно- обязанных отдельно. Установлено, что такой учет ведется прежде всего по месту жительства (этим занимаются военкоматы), но обязанность ведения конкретно персонального учета таких категорий граждан возложена на руководителей предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений.

Подробности мы еще обсудим, а пока что просто перечислим все установленные законами № 2232 и № 3543 «призывные» обязанности предприятий:

1) обеспечивать выполнение воинской обязанности гражданами (ч. 7 ст. 1 Закона № 2232), способствовать военкоматам в мирное время и при мобилизации (абзац шестой ч. 1 ст. 21 Закона № 3543) — эти предписания выглядят декларативно, но они раскрываются в других новеллах этих законов и в подзаконных актах;

2) вести персональный учет призывников и военнообязанных (резервистов) (ч. 4 ст. 34 Закона № 2232; абзац тринадцатый ч. 1 ст. 21 Закона № 3543). Кстати, согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 2232 контроль за этой работой возложен на Генштаб ВСУ!;

3) бронировать работников на военное время — предприятиями, имеющими мобилизационные задания (абзац тринадцатый ч. 1 ст. 21 Закона № 3543);

4) подавать ежегодно в военкоматы списки работников, подлежащих приписке (разумеется, при наличии таковых). Очевидно, что речь тут идет о тех парнях, которым на следующий календарный год исполняется 17 полных лет (ч. 5 ст. 14 Закона № 2232) — см. об этом также п. 7 следующего раздела статьи;

5) уведомлять в семидневный срок военкоматы о принятии на работу и увольнении призывников и военнообязанных (ч. 1 ст. 38 Закона № 2232);

6) обеспечивать своевременное прибытие работника в военкомат (на сборный пункт):

по вызову военкомата по вопросам воинского учета (ч. 1 ст. 38 Закона № 2232);

— для прохождения военных сборов (абзац второй ч. 9 ст. 29 Закона № 2232) — кстати, статью на «партизанскую» тему читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 24, с. 36;

— при призыве на срочную службу (абзац пятый ч. 8 ст. 15 Закона № 2232);

при призыве по мобилизации в особый период (абзац седьмой ч. 1 ст. 21 Закона № 3543).

Прежде чем комментировать все эти обязанности, обратимся к подзаконной нормативке.

Подзаконные «призывные» обязанности предприятия

Доступ к тексту Положения о воинском учете военнообязанных и призывников, утвержденного постановлением КМУ от 09.06.94 г. № 377, ограничен, поэтому обратимся непосредственно к Инструкции № 660. Разумеется, мы не станем тратить время на тупой пересказ документа, а только акцентируем ваше внимание на тех его положениях, которые так или иначе конкретизируют вышеперечисленные в наших пп. 1 — 6 обязанности предприятий.

1. Упомянутый выше в п. 2 персональный воинский учет на предприятии ведется только в отношении тех военнообязанных и призывников, которые состоят на воинском учете в соответствующих военкоматах по месту жительства (п. 1.2 Инструкции № 660).

2. Обязанность ведения персонального учета (а значит, и ответственность за это) прямо возлагается на руководителя предприятия (в п. 3.1 Инструкции № 660 по сути процитирована ч. 4 ст. 34 Закона № 2232). Понятно, что руководитель лично этим заниматься не будет, поэтому следует распорядительным документом предприятия возложить соответствующие обязанности на конкретного работника — как правило кадровика (желательно с доплатой ☺).

3. По сути под персональным воинским учетом работника на предприятии понимается точное заполнение и своевременная актуализация реквизитов (в частности — раздела ІІ «ВІДОМОСТІ ПРО ВІЙСЬКОВИЙ ОБЛІК») личной карточки работника типовой формы № П-2, утвержденной приказом Госкомстата и Министерства обороны Украины от 25.12.2009 г. № 495/656 (п. 3.2 Инструкции № 660) — к подробностям заполнения этого раздела мы еще вернемся.

4. Военно-учетными документами, на основании которых делаются записи в указанном разделе личной карточки работника, служат (п. 3.5 Инструкции № 660) соответственно для:

— военнообязанных — военный билет (далее — ВБ), военный билет офицера запаса (далее — ВБОЗ);

— призывников — удостоверение о приписке к призывному участку военкомата (далее — УП).

5. Принимать на работу военнообязанного или призывника следует только при условии, что они состоят на воинском учете в военкомате, поэтому при кадровом оформлении строго обязательно проверить их военно-учетные документы (п. 3.4 Инструкции № 660), в которых военкомат делает записи об этомв разделе «Відмітки про військовий облік».

6. Что касается актуализации сведений персонального воинского учета, то для внесения в личную карточку изменений таких сведений, как семейное положение, место жительства, образование, место работы и должность, в п. 3.4 Инструкциии № 660 установлен 5-дневный срок, причем об этих изменениях ежемесячно (до 5 числа) следует уведомлять военкомат специальным донесением по форме приложения 1 к Инструкциии № 660. В донесении указывают: Ф. И. О., номер (код) военно-учетной специальности, звание, год и месяц рождения, какие военно-учетные данные изменились, реквизиты документа, на основании которых изменились эти данные, номер и дату выдачи ВБ (ВБОЗ), название военкомата, где лицо состоит на воинском учете, адрес места жительства, дата и подпись должностного лица.

7. Поскольку согласно ч. 3 ст. 14 Закона № 2232 приписка призывников проводится в период с января по март, упомянутые выше в п. 4 списки работников, подлежащих приписке, следует подавать в военкоматы не позднее 1 декабря предыдущего года (п. 3.4 Инструкции № 660) по форме приложения 2 к Инструкциии № 660 «Список юнаків ___ року народження, які підлягають приписці до призовної дільниці» (здесь не приводится, так как у вас на предприятии такие малолетки наверняка не работают).

Нюансы заполнения раздела ІІ личной карточки работника давайте обсудим отдельно.

Как заполнять «военный» раздел личной карточки?

Для наглядности даем рекомендации в табличной форме (см. табл. 1). Ограничимся при этом армейскими званиями не выше младших офицерских.

Таблица 1. Записи в личной карточке военнообязанного, призывника

Реквизит (строка)

Запись

Основание

1

2

3

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики, мичманы запаса (п. 3.7 Инструкции № 660)

Група обліку

«НПО» (Наземно-повітряна оборона), «ВМС» (Військово-Морські Сили), «МВС» (Міністерство внутрішніх справ), «СБУ» (Служба безпеки України)

п. 22 ВБ

Категорія обліку

1 или 2

п. 21 ВБ

Склад

Рядовий склад Сержантський і старшинський склад

п. 23 ВБ

Військове звання

Солдат (устар. — рядовий) Старший солдат Молодший сержант Сержант Старший сержант Старшина Прапорщик Старший прапорщик

п. 19 ВБ

Військово-облікова спеціальність № 

Код (цифровое значение)

пп. 24, 25 ВБ

Придатність до військової служби

Стройовий или др.

пп. 13 — 15 ВБ

Назва райвійськкомату за місцем проживання

Название

разд. VI ВБ

Перебування на спеціальному обліку

Карандашом указываются сведения документа об отсрочке, бронировании (при наличии)

Документ, которым предоставлена отсрочка, бронирование

Офицерский состав запаса (п. 3.8 Инструкции № 660)

Група обліку

Не заполняется

Категорія обліку

1 или 2

п. 7 ВБОЗ

Склад

Командний Інженерний Технічний Юридичний Медичний Ветеринарний

п. 6 ВБОЗ

Військове звання

Молодший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капітан

п. 4 ВБОЗ

Військово-облікова спеціальність № 

6-значное цифровое обозначение

п. 5 ВБОЗ

Придатність до військової служби

Не заполняется

Назва райвійськкомату за місцем проживання

Название

п. 18 ВБОЗ

Перебування на спеціальному обліку

Карандашом указываются сведения документа об отсрочке, бронировании (при наличии)

Документ, которым предоставлена отсрочка, бронирование

Призывники (п. 3.9 Инструкции № 660)

Група обліку

Призовник

Категорія обліку

Не заполняется

Склад

Військове звання

Військово-облікова спеціальність № 

Придатність до військової служби

Назва райвійськкомату за місцем проживання

Название военкомата, к призывному участку которого приписан

УП

Перебування на спеціальному обліку

Карандашом указываются сведения документа об отсрочке (при наличии)

Документ, которым предоставлена отсрочка

 

Если запасник достиг предельного возраста, установленного ст. 28 Закона № 2232 (напомним, что для мужчин в звании от солдата и вплоть до старшего офицера предельный возраст пребывания в воинском запасе теперь составляет 60 лет, высших офицеров — 65 лет, а для женщин — 50 лет), то после проведения сверки с военкоматом военно-учетные данные такого работника вычеркиваются и делается отметка «Виключений з військового обліку за віком» (п. 3.10 Инструкции № 660). Прощай, оружие!..

Не скроем: пп. 3.13, 3.14 и 3.15 Инструкции № 660 содержат указание еще и создавать три отдельных списка — в соответствии с разделами нашей таблицы (см. выше), в которых были бы сведены все военно-учетные данные соответствующих работников, но это уже перебор и откровенная солдафонщина!..

Чем рискуют предприятие и его руководитель?

Разумеется, мы имеем дело с добросовестными бухгалтерами, которых реально волнует только один вопрос: «А что за это будет?» ☺ Формально ч. 1 ст. 42 Закона № 2232 за нарушения порядка воинского учета грозит руководителям и должностным лицам предприятий «ответственностью в соответствии с законом». Этой норме слово в слово вторит ч. 1 ст. 26 Закона № 3543… На самом деле речь может идти вот о каких наказаниях (см. табл. 2).

Таблица 2. Административная ответственность должностных лиц предприятия за нарушения порядка воинского учета

Нарушение

Размер санкции

Норма КоАП

Неподача военкомату списка допризывников, подлежащих приписке (см. п. 7 выше)

От 17 до 51 грн. (и от 51 до 119 грн. — за повторное правонарушение в течение года)

ст. 2112

Прием на работу военнообязанного (призывника), не состоящего на воинском учете в военкомате (см. п. 5 выше)

ст. 2113

Необеспечение требования военкомата об информировании военнообязанного (призывника) о вызове в военкомат или препятствование своевременной явке

ст. 2114

 

Посвятим несколько слов и ответственности ваших работников (см. табл. 3).

Таблица 3. Ответственность военнообязанных и призывников

Нарушение

Размер санкции

Норма

Неявка по вызову военкомата или несообщение об изменении учетных данных

От 85 до 119 грн. (и от 170 до 255 грн. — за повторное правонарушение в течение года, если лицо уже было наказано за такое же первое нарушение или по ч. 1 ст. 211 КоАП)

ст. 210 КоАП

Порча или утрата ВБ (ВБОЗ)

От 17 до 51 грн. (и от 51 до 119 грн. — за повторное правонарушение в течение года, если лицо уже было наказано за такое же первое нарушение или по ч. 1 ст. 210 КоАП)

ст. 211 КоАП

Неявка допризывника для приписки

До 17 грн.

ст. 2111 КоАП

Уклонение от призыва на срочную военную службу

Ограничение свободы на срок до 3 лет

ст. 335 УК

Уклонение от призыва по мобилизации

Ограничение свободы на срок от 2 до 5 лет

ст. 336 УК

Уклонение военнообязанного от воинского учета после предупреждения военкомата

Штраф до 850 грн. или исправительные работы на срок до 2 лет или арест на срок до 6 месяцев

ч. 1 ст. 337 УК

Уклонение военнообязанного от прохождения сборов

Штраф до 1190 грн. или арест на срок до 6 месяцев

ч. 2 ст. 337 УК

 

Как работодателю обеспечить явку работника?

Этот вопрос мы оставили на закуску…

Напомним, что Закон № 2232 и Закон № 3543 предписывают предприятиям обеспечивать свое­временное прибытие вызванного работника в военкомат (на сборный пункт). Что значит «обеспечивать»? Ведь в этих законах не найти таких пассажей в отношении работодателей, как например в ч. 3 ст. 38 Закона № 2232 в отношении милиции, которой вменяется в обязанность разыскивать, задерживать и доставлять в военкомат «уклоняющихся» граждан…

Мы считаем, что обязанность выполнена полностью, если предприятие своевременно уведомило соответствующего работника о вызове в военкомат и освободило его от выполнения служебных обязанностей на нужное для этого время (для гарантии такие уведомление и освобождение от работы оформляются письменно). В любом случае, о принудительной доставке работника в военкомат силами предприятия речи быть не может…

Напоминаем, что на время выполнения мобилизованным работником (и вызванным в военкомат тоже) воинских гособязанностей за ним сохраняются место работы, должность и средний заработок. Следовательно, в соответствии с рабочим графиком предприятия в табеле учета рабочего времени по форме № П-5, утвержденной приказом Госкомстата от 05.12.2008 г. № 489, ему проставляется отметка «ІН» (код 22). Впрочем, об этом вы уже знаете из публикации в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 28, с. 40.

Кстати, в свежем письме от 21.08.2014 г. № 322/2/7142 Минобороны разъяснило, что срок пребывания военнообязанного гражданина на военной службе, кроме записи в ВБ (ВБОЗ), может подтверждаться также справкой, выдаваемой военкоматом или воинской частью (для резервистов — также выпиской из приказа о зачислении в часть). Справкой военкомата подтверждается также время пребывания в военкомате по его вызову (или например, для прохождения медкомиссии).

И последнее. Должностным лицам предприятий сегодня не следует забывать о существовании ст. 2101 КоАП с весьма «резиновой» диспозицией — «нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации», — и довольно «чувствительной» для виновных должностных лиц санкцией — от 510 до 1700 грн. (от 1700 до 5100 грн. за повторное правонарушение)! Согласно ст. 235 КоАП рассматривают соответствующие дела и накладывают админвзыскания военкомы.

Армия требует внимания к себе!

выводы

  • Предприятие обязано вести персональный воинский учет призывников и военнообязанных (резервистов).

  • Обязанность ведения воинского учета работников (а значит, и ответственность за это) прямо возлагается на руководителя предприятия.

  • Принимать на работу военнообязанного или призывника следует только при условии, что они состоят на воинском учете в военкомате по месту жительства.

  • Предприятие должно своевременно уведомить работника о вызове в военкомат и освободить его от выполнения служебных обязанностей на нужное для этого время.

Документы статьи

  1. КоАП  Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

  2. УК — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

  3. Закон № 2232 — Закон Украины «О воинской обязанности и воинской службе» от 25.03.92 г. № 2232-XII.

  4. Закон № 3543  Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 г. № 3543-XII.

  5. Инструкция № 660  Инструкция по организации ведения воинского учета военнообязанных и призывников в органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и учебных заведениях, утвержденная приказом министра обороны Украины от 15.12.2010 г. № 660.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше