Темы статей
Выбрать темы

Государственная символика: как учесть?

Голенко Александр, шеф-редактор
Нельзя сказать, что поступивший вопрос не ко времени: предприятие приобрело флаг Украины (вывешивается по праздникам) и портрет Президента Украины (размещен на стене в приемной). Как их отразить в учете? Ответим на этот вопрос не только нашему читателю, но и всем патриотически настроенным бизнесменам. И пусть таковых будет как можно больше, а учетно-налоговых проблем у них — как можно меньше.
Слава Украине!

Государственная символика: что к ней относят?

Начнем с того, что ст. 20 Конституции Украины устанавливает в качестве государственных символов Государственный Флаг Украины, Государственный Герб Украины и Государственный Гимн Украины.

Что касается конкретно Государственного Флага, то в ст. 3 Указа Президента Украины «О Дне Государственного Флага Украины» от 23.08.2004 г. № 987/2004, в частности, предприятиям предлагается устанавливать (вывешивать) его:

img 1— 22 января — День Соборности Украины;

— 9 мая — День Победы;

— 28 июня — День Конституции Украины;

— 23 августа — День Государственного Флага Украины;

— 24 августа — День Независимости Украины;

— 6 декабря — День Вооруженных Сил Украины;

— в дни проведения общегосударственных мероприятий (в том числе и в дни траура).

Что же касается портрета Президента Украины, то прямо законодательство не относит его к государственной символике.

Как классифицировать и отразить в бухучете?

Как первый, так наверняка и второй предметы являются государственной символикой и заодно — материальными ценностями, а значит, подлежат оприходованию в бухгалтерском учете.

Ключевым критерием для правильной их классификации является срок полезного использования. Для обоих предметов он в большинстве случаев превышает 1 год — поэтому при стоимости не более 2500 грн. (разумеется, мы обсуждаем «обычные» флаг и портрет, предназначенные для удовлетворения патриотических чувств работников предприятия, а не для отмывки денег его руководством ☹) согласно П(С)БУ 7 «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92 (далее — П(С)БУ 7), их следует классифицировать как малоценные необоротные материальные активы (далее — МНМА).

Обо всех подробностях учета МНМА уже подготовлен цикл статей, который мы начнем публиковать в следующем месяце. Но если кому-то не терпится прямо сейчас освежить в памяти такие подробности — читайте «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 17. Здесь мы акцентируем ваше внимание только на одной из них — стоимостном «пороге» для МНМА.

Во-первых, известно, что п.п. 5.2.7 П(С)БУ 7 разрешает предприятиям определять величину стоимостного признака (критерия) для МНМА самостоятельно (устанавливается в приказе об учетной политике). Однако выше мы написали именно «2500 грн.» и будем руководствоваться этой величиной далее по той простой причине, что все бухгалтеры предпочитают не заморачиваться с разнобоем в бухгалтерском и налоговом учетах и устанавливают величину стоимостного критерия для МНМА равной величине аналогичного стоимостного критерия для ОС из п.п. 14.1.138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Во-вторых, если предметы МНМА приобретаются «с НДС», то покупатель — плательщик НДС следит, чтобы такую величину 2500 грн. не превышала стоимость предмета без НДС, а неплательщик — чтобы эту величину не превышала цена предмета с НДС.

О направлениях использования данных предметов (в плане отнесения сумм амортизации, начисленной согласно п. 27 П(С)БУ 7, в состав расходов) можно дискутировать, но нам кажется логичным использовать счет 92 (т. е. считать такие расходы административными).

Что с налогообложением?

Признаемся, что вопрос налоговой «расходности» (точнее — права на амортизацию в налоговом учете расходов на приобретение таких МНМА) по сути еще более дискуссионный, чем вопрос «направления расходности» бухгалтерской (в Интернете можно найти объемную «трепологию» на тему принадлежности/непринадлежности подобных расходов к хоздеятельности плательщика налога на прибыль ☺),
но вместо этого словоблудия мы лучше просто адресуем вас к лояльной консультации налоговиков в подкатегории 102.07.20 БЗ! В ней сказано прямо:

Если стоимость государственного флага, портрета Президента и другой государственной символики превышает 2500 грн., то расходы на их приобретение следует рассматривать как расходы на приобретение основных средств, подлежащих амортизации <…> группы 9. Если стоимость указанных материальных ценностей не превышает 2500 грн., то расходы на их приобретение являются расходами на приобретение малоценных необоротных материальных активов <…> группы 11

Как видите, фискалы не сомневаются в праве плательщика налога на прибыль амортизировать такие МНМА! В принципе, налоговики на местах с позицией БЗ, как правило, не спорят. Тем более — с такой «прямой». И действительно: если у коллектива предприятия и его контрагентов нет правильных ориентиров перед глазами и главное — в душе — тогда впору говорить не об их разумной хозяйственной деятельности и не о высоком деловом реноме такого предприятия, а скорее об «организованной группе с целью наживы»… ☹

Что касается учета НДС, то аналогичной консультации в БЗ, к сожалению, нет. ☹ Но доказать свое право на НК, опираясь на указанную консультацию по налогу на прибыль, вполне реально (во всяком случае — более реально, чем без нее)… Тем более — суммы-то мизерные.

В завершение приведем пример. Предприятие, зарегистрированное как плательщик НДС, приобрело флаг стоимостью 240 грн. (в том числе НДС 20 % — 40 грн.) и портрет стоимостью 150 грн. (в том числе НДС 20 % — 25 грн.) .

Отразим эти приобретения в налоговом и бухгалтерском учете.

Табл. Учет государственной символики

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,  грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

доходы

расходы

1. Перечислена поставщику предоплата за флаг

371

311

240

2. Сумма «входного» НДС в предоплате за флаг включена в НК

641

644

40

3. Перечислена поставщику предоплата за портрет

371

311

150

4. Сумма «входного» НДС в предоплате за портрет включена в НК

641

644

25

5. Получен флаг:

5.1. оприходован флаг

153

631

200

5.2. списана сумма НК по НДС

644

631

40

5.3. зачтена задолженность

631

371

240

6. Получен портрет:

6.1. оприходован портрет

153

631

125

6.2. списана сумма НК по НДС

644

631

25

6.3. зачтена задолженность

631

371

125

7. Передан для использования флаг

112

153

200

8. Начислена амортизация на флаг*

92

132

200

200**

9. Передан для использования портрет

112

153

125

10. Начислена амортизация на портрет*

92

132

125

125**

11. Расходы отнесены на финрезультат периода

791

92

325

* По методу начисления 100 % в первом месяце использования МНМА согласно п. 27 П(С)БУ 7 (установлен в учетной политике предприятия).
** Согласно п. 138.5 НКУ (включаются в строку 06.1 декларации по налогу на прибыль предприятия и отражаются в гр. 2 приложения АМ к ней).

 

Заметим, что в упомянутой выше консультации из БЗ разрешается амортизировать также и другие предметы, составляющие государственную символику Украины.

выводы

  • Государственный Флаг Украины и портрет Президента Украины, а также другие предметы государственной символики учетной стоимостью не более 2500 грн. следует классифицировать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете как МНМА.

  • Такие «государственно-символьные» МНМА подлежат амортизации, в частности по методу начисления 100 % в первом месяце использования, с признанием соответствующих сумм налоговыми расходами плательщика налога на прибыль.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше