Темы статей
Выбрать темы

Трудовые отношения на предприятии. 7. Индивидуальные трудовые споры

редактор Вороная Наталья, эксперты по вопросам оплаты труда Скрипкина Екатерина, Ушакова Лилия, Белевцова Людмила и Гуль Татьяна
В процессе трудовой деятельности между работником и работодателем могут возникнуть разногласия. Как они могут быть разрешены? Куда следует обращаться? Какие сроки должны быть соблюдены? Ответим на эти и другие вопросы, связанные с индивидуальными трудовыми спорами.

7.1. Кто разрешит трудовой спор

Трудовым спором считают разногласие между субъектами трудовых правоотношений по поводу условий трудового договора или применения норм трудового законодательства.

В зависимости от сторон (субъектов) трудовые споры подразделяют на коллективные и индивидуальные (см. рис. 7.1).

 

img 1

Рис 7.1. Трудовые споры

 

Порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. XV КЗоТ. В соответствии с ней такие споры рассматривают:

1) комиссии по трудовым спорам (далее — КТС);

2) суды общей юрисдикции (районные в городе, городские, районные).

В любой из этих органов может обратиться как работник, так и работодатель независимо от формы трудового договора, которым регулируются трудовые отношения между ними (ч. 2 ст. 221 КЗоТ). При этом обратиться можно сразу в суд для решения возникших разногласий, минуя обращение в КТС. Также можно решить спор в КТС, а затем, если решение КТС не устроит одну из сторон, обжаловать его в суде.

Обратите внимание! Некоторые трудовые споры можно решить исключительно в судебном порядке (ст. 232 КЗоТ). Перечислим их в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Трудовые споры, разрешаемые в судебном порядке

№ п/п

Трудовой спор

1

По заявлению работников предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются

2

По заявлению работников о восстановлении на работе (независимо от оснований прекращения трудового договора), изменении даты и формулировки причины увольнения, оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы

3

По заявлению руководителей предприятий, учреждений, организаций (филиала, представительства, отделения или другого обособленного подразделения), их заместителей, главных бухгалтеров предприятий, учреждений, организаций, их заместителей по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула и наложения дисциплинарных взысканий

4

По заявлению собственника или уполномоченного им органа о возмещении работниками материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации

5

По заявлению работников по вопросу применения законодательства о труде, которое в соответствии с действующим законодательством предварительно было решено собственником или уполномоченным им органом и выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) в пределах предоставленных им прав

6

Об отказе в приеме на работу:
— лиц, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации;  
— молодых специалистов, закончивших высшее учебное заведение и в установленном порядке направленных на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;
 — беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет или ребенка-инвалида, одиноких матерей (отцов) — при наличии ребенка в возрасте до 14 лет;  
— выборных работников после окончания срока полномочий;  
— работников, которым предоставлено право обратного приема на работу;  
— других лиц, с которыми собственник или уполномоченный им орган в соответствии с действующим законодательством обязан заключить трудовой договор

 

7.2. Рассмотрение трудового спора

Итак, индивидуальные трудовые споры (кроме приведенных в табл. 7.1) могут рассматриваться как в суде, так и в КТС.

Начнем с обращения в КТС. Но сперва скажем несколько слов об их создании.

КТС избирают общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с количеством работающих не менее 15 человек (ч. 1 ст. 223 КЗоТ). Эта норма понимается следующим образом: КТС могут создаваться только на предприятиях, на которых работает не менее чем 15 человек. На предприятиях, где количество работающих меньше, КТС не создают.

Отметим, что, на наш взгляд, отсутствие КТС на предприятии с количеством работающих 15 и более человек не должно считаться нарушением работодателем законодательства о труде. Ведь КТС создается трудовым коллективом. А коллектив мог и не проявить подобную инициативу.

Однако практика показывает, что отсутствие КТС в данном случае инспекторы Гоструда считают нарушением и при выявлении подобных обстоятельств составляют протоколы об админправонарушениях на основании ст. 41 КУоАП. Суды с этим подходом чаще всего не спорят (см. решение Ладыжинского городского суда Винницкой области от 06.08.2012 г. по делу № 211/1087/12).

Порядок избрания, численность, состав и срок полномочий комиссии определяются общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия (ч. 2 ст. 223 КЗоТ).

По решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия могут быть созданы КТС в цехах и других аналогичных подразделениях. Такие комиссии избираются коллективами подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС предприятий (ч. 4 ст. 223 КЗоТ).

Организационно-техническое обеспечение КТС (предоставление оборудованного помещения, печатной и другой техники, необходимой литературы, организация делопроизводства, учет и хранение заявлений работников и дел, подготовка и выдача копий решений и т. д.) осуществляет собственник или уполномоченный им орган (ч. 6 ст. 223 КЗоТ). Подробнее о создании КТС читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 39, с. 4.

В КТС работник может обратиться в трех­месячный срок со дня, когда он узнал либо должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может принять решение о его возобновлении (ч. 2 ст. 225 КЗоТ).

В спорах о выплате надлежащей работнику заработной платы срок для обращения в КТС не ограничен (ч. 1 ст. 225 КЗоТ)

Помните: КТС рассматривает только те споры, которые работник не урегулировал (самостоятельно или при участии профсоюза) при непосредственных переговорах с работодателем (ч. 2 ст. 224 КЗоТ). Другими словами, сначала работник должен попытаться договориться с работодателем. И только в том случае, если сделать этого не вый­дет, у него появится право на обращение в КТС.

img 2КТС обязана рассмотреть трудовой спор в десяти­дневный срок со дня подачи заявления. Споры должны рассматриваться в присутствии работника, подавшего заявление, и представителей собственника или уполномоченного им органа. Рассмотрение спора без участия работника допускается только по его письменному заявлению. По желанию работника при рассмотрении спора от его имени может выступать представитель проф­союзного органа или другое лицо, в том числе адвокат (ч. 1 ст. 226 КЗоТ).

В случае если работник или его представитель не явился на заседание КТС, рассмотрение заявления откладывается до следующего заседания. При повторной неявке работника (его представителя) без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения. Это не лишает работника права подать заявление снова в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал либо должен был узнать о нарушении своего права (ч. 2 ст. 226 КЗоТ).

КТС при рассмотрении трудового спора имеет право вызывать свидетелей, поручать специалистам проведение технических, бухгалтерских и других проверок, требовать от собственника или уполномоченного им органа необходимые расчеты и документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава (ч. 4 ст. 226 КЗоТ).

В случае если работник или работодатель не согласны с решением КТС, они могут обжаловать его в суде в десятидневный срок со дня вручения им копии решения КТС. Если указанный срок будет пропущен по уважительным причинам, суд может восстановить его и рассмотреть спор по сути. Если же пропущенный срок не восстанавливается, решение КТС остается в силе (ст. 228 КЗоТ).

Решение КТС по трудовому спору подлежит выполнению собственником или уполномоченным им органом в трехдневный срок после завершения срока на его обжалование (ст. 229 КЗоТ). Исключением из этого правила являются споры о восстановлении на работе лица, незаконно переведенного на другую работу на том же предприятии, которые согласно ч. 5 ст. 235 КЗоТ подлежат немедленному исполнению.

Если в установленные сроки собственник или уполномоченный им орган не выполняет решение КТС, последняя выдает работнику удостоверение, которое является исполнительным документом (ч. 1 ст. 230 КЗоТ, п. 5 ч. 2 ст. 17 Закона № 606). На основании этого удостоверения, предъявленного работником в отдел государственной исполнительной службы не позднее трехмесячного срока, госисполнитель выполняет решение КТС в принудительном порядке (ч. 4 ст. 230 КЗоТ).

Более подробно с порядком разрешения трудовых споров в КТС вы можете ознакомиться в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 39, с. 4.

Если работник или работодатель обращаются для решения трудового спора непосредственно в суд, они должны соблюдать сроки, установленные ст. 233 КЗоТ для такого обращения.

Так, работник может обратиться с заявлением о решении трудового спора непосредственно в местный суд в трехмесячный срок со дня, когда он узнал либо должен был узнать о нарушении своего права, а в делах об увольнении — в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. В случае нарушения законодательства об оплате труда работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании надлежащей ему заработной платы без ограничения каким-либо сроком (ч. 2 ст. 233 КЗоТ).

Для обращения в суд собственника или уполномоченного им органа в вопросах взыскания с работника материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации, устанавливается срок в один год со дня выявления причиненного работником ущерба (ч. 3 ст. 233 КЗоТ).

При определении срока для обращения в суд руководствуются нормами ст. 2411 КЗоТ.

В случае пропуска по уважительным причинам вышеперечисленных сроков суд может восстановить их (ст. 234 КЗоТ).

выводы

  • КТС является органом, который создается трудовым коллективом предприятия для досудебного рассмотрения трудовых споров.

  • Не все трудовые споры могут быть рассмотрены в КТС. Например, споры о незаконном увольнении рассматривают исключительно в суде.

  • КТС создают на предприятиях, где работает не менее 15 человек.

  • В спорах о выплате надлежащей работнику заработной платы срок для обращения в КТС или суд не ограничен.

  • В делах об увольнении обращаться в суд за защитой своих прав можно в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше