Темы статей
Выбрать темы

Трудовые отношения на предприятии. 8. Ответственность работодателя и его должностных лиц

редактор Вороная Наталья, эксперты по вопросам оплаты труда Скрипкина Екатерина, Ушакова Лилия, Белевцова Людмила и Гуль Татьяна
Как известно, нарушение законодательства чревато наказанием. Не являются исключением и нарушения законодательства о труде. Причем привлекаться к ответственности могут как работодатели, так и их должностные лица. В первом случае ответственность наступает в виде наложения административно-хозяйственных санкций, во втором — в виде административной и уголовной ответственности физических лиц. В этом разделе спецвыпуска мы как раз и поговорим о том, как могут наказать предприятие, его директора или других лиц, виновных в ущемлении прав работников.

8.1. Контроль за соблюдением трудового законодательства

Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные на это органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от собственника либо уполномоченного им органа (ч. 1 ст. 259 КЗоТ).

Органом, которому предоставлены полномочия в сфере осуществления проверок работодателей, использующих наемный труд, является Государственная служба Украины по вопросам труда (далее — Гоструда). Согласно постановлению КМУ «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 10.09.2014 г. № 442 на эту службу возлагаются функции, которые ранее выполняли Государственная инспекция Украины по вопросам труда и Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности Украины. Кроме того, Гоструда будет контролировать гигиену труда, а также осуществлять дозиметрический контроль рабочих мест и доз облучения работников.

Гоструда осуществляет контроль и надзор абсолютно за всеми работодателями

В частности, этот орган контролирует соблюдение требований законодательства о:

1) труде по вопросам трудовых отношений, рабочего времени и времени отдыха, нормирования труда, оплаты труда, предоставления гарантий и компенсаций, льгот для работников, совмещающих работу с обучением, соблюдения трудовой дисциплины, условий труда женщин, молодежи, инвалидов, предоставления льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечения специальной одеждой и специальной обувью, средствами индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, молоком и лечебно-профилактическим питанием; проведения обязательных медицинских осмотров работников определенных категорий; соблюдения режимов труда и других норм законодательства;

2) льготах и компенсациях работникам, занятым на работах с вредными условиями труда;

3) занятости населения по вопросам соблюдения прав граждан при приеме на работу и работников при увольнении с работы; использовании труда иностранцев и лиц без гражданства; соблюдении прав и гарантий по трудоустройству лиц, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству;

4) рекламе в отношении рекламы о вакансиях (приеме на работу);

5) занятости и трудоустройстве инвалидов в части: регистрации в Фонде социальной защиты инвалидов, подачи отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, выполнения норматива рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов;

6) общеобязательном государственном социальном страховании в части назначения, начисления и выплаты пособий, компенсаций, предоставления социальных услуг и других видов материального обеспечения с целью соблюдения прав и гарантий застрахованных лиц и т. д.

Реализация органами Гоструда возложенных на них функций осуществляется путем проведения проверок субъектов предпринимательской деятельности.

Порядок проведения проверок должностными лицами Государственной инспекции Украины по вопросам труда и ее территориальных органов утвержден приказом Минсоцполитики от 02.07.2012 г. № 390.

По результатам каждой проверки инспектор по вопросам труда составляет акт. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства о труде наряду с актом составляется предписание об их устранении, применяются меры относительно привлечения к ответственности виновных лиц согласно требованиям действующего законодательства. Решение инспектора может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Предписание составляют в последний день проведения проверки, а именно после подписания акта проверки. В предписании перечисляют нарушения, а также меры по их устранению, предлагаемые представителями Гоструда. В резолютивной части предписания отдельно устанавливают срок устранения каждого из нарушений, а также указывают срок, до которого работодатель должен письменно уведомить проверяющего об устранении выявленных нарушений.

Однако не думайте, что с получением акта и предписания вы «отделались» от инспектора Гоструда. Проверяющий обязан проконтролировать выполнение предписания.

По окончании срока, определенного для устранения выявленных нарушений, у инспектора появляется право на проведение повторной контрольной проверки выполнения предписания.

Помните: за невыполнение предписаний на виновных должностных лиц может быть наложен штраф по ст. 1886 КУоАП (см. табл. 8.2 на с. 113). При этом инспектор составляет административный протокол.

В соответствии со ст. 287, 288 и 289 КУоАП решение должностных лиц территориальных органов Гоструда может быть обжаловано в десятидневный срок у вышестоящего должностного лица, в вышестоящем органе либо в суде.

Обжалование протокола приостанавливает его выполнение до рассмотрения жалобы

Подробнее о порядке проведения проверок Гоструда читайте в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 75, с. 27.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами, а общественный контроль — профсоюзами и их объединениями.

8.2. Санкции за нарушение законодательства о труде

 

За нарушения трудового законодательства должностные лица предприятия, учреждения, организации могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности. Сами предприятия также привлекаются к ответственности. Приведем санкции за наиболее распространенные нарушения трудового законодательства в табл. 8.1 и 8.2.

Таблица 8.1. Санкции, налагаемые на работодателей

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

1

2

3

4

Административно-хозяйственные санкции для предприятий и физических лиц, использующих наемный труд

1

Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда

Штраф на юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд. Максимальный размер штрафа не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год этого юридического или физического лица*

Ч. 1 и 2 ст. 43 Закона об охране труда

2

Нарушение требований, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 19 Закона об охране труда**

Штраф на юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, из расчета 25 % разницы между расчетной минимальной суммой расходов на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период*

Ч. 3 ст. 43 Закона об охране труда

* Неуплата или неполная уплата штрафа влечет за собой начисление пени на неуплаченную сумму штрафа (его части) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки (ч. 4 ст. 43 Закона об охране труда).

** Согласно указанным требованиям расходы на охрану труда должны составлять не менее:
 — 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд;
 — 0,2 % от фонда оплаты труда для предприятий, которые содержатся за счет бюджета.

3

Нарушение работодателями среднеучетной численности работающих инвалидов* (кроме предприятий, учреждений, организаций, которые полностью или частично содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов)

Штраф в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (у физического лица, использующего наемный труд) за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им (для предприятий и физических лиц с количеством работающих от  8 до 15 человек — в размере половины средней годовой заработной платы)**

Ст. 20 Закона № 875

* Норматив трудоустройства инвалидов составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год; для работодателей с количеством работающих от 8 до 25 человек — одно рабочее место.

** Нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

4

Необоснованный отказ в трудоустройстве граждан, перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости, в случае невыполнения работодателем на протяжении года квоты для трудоустройства таких граждан*

Штраф в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких граждан

Ч. 2 ст. 53 Закона о занятости

* Предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей неконкурентоспособных на рынке труда граждан, кроме инвалидов (подробнее см. на с. 33).

5

Использование труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца:

 

Ч. 5 ст. 53 Закона о занятости

— на условиях трудового или другого договора* без разрешения на использование труда иностранцев и лиц без гражданства

Штраф за каждое такое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения

 

— на других условиях, чем те, которые предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем

Штраф за каждое лицо в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения

Ч. 5 ст. 53 Закона о занятости

* Под «другим договором» понимается гражданско-правовой договор, который содержит признаки трудового договора (см. письмо Государственного центра занятости от 05.02.2013 г. № ДЦ-09-588/0/6-13 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 59, с. 47).

6

Непредоставление или нарушение установленного порядка предоставления территориальному центру занятости сведений о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников*

Штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения

Ч. 6 ст. 53 Закона о занятости

* Такой отчет должен быть подан за 2 месяца до высвобождения (абзац третий п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона о занятости).

7

Нарушение требования ст. 241 Закона о рекламе в отношении содержания объявлений о вакансиях

Штраф в размере 10 минимальных заработных плат, установленных на момент выявления нарушения

Ст. 241 Закона о рекламе

 

Таблица 8.2. Санкции, применяемые к физическим лицам

№ п/п

Вид нарушения

Санкция за нарушение

Нормативный акт

1

2

3

4

Уголовная ответственность

1

Умышленное препятствование законной деятельности профсоюзов или их органов

Исправительные работы на срок до 2 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ст. 170 УКУ

2

Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде

Штраф до 50 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 172 УКУ

3

Действия, указанные в п. 2 данной таблицы, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины или матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет либо ребенка-инвалида

Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев

Ч. 2 ст. 172 УКУ

4

Грубое нарушение соглашения о труде должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным им лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением

Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев,
либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 173 УКУ

5

Нарушение, указанное в п. 4 данной таблицы, если эти действия совершены в отношении гражданина, с которым заключено соглашение по поводу его работы за пределами Украины

Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 173 УКУ

6

Принуждение к участию в забастовке или препятствование участию в забастовке путем насилия или угрозы применения насилия либо путем иных незаконных действий

Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо общественные работы на срок от 120 до 240 часов, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет

Ст. 174 УКУ

7

Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за 1 месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности

Штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 175 УКУ

8

Нарушение, указанное в п. 7 данной таблицы, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат

Штраф от 1000 до 1500 ннмдг (от 17000 до 25500 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 175 УКУ

Обращаем внимание: лицо освобождается от уголовной ответственности по ст. 175 УКУ (ч. 1 и 2), если до привлечения к ответственности состоялась выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты (ч. 3 ст. 175 УКУ).

9

Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего

Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет

Ч. 1 ст. 271 УКУ

10

Нарушение, указанное в п. 9 данной таблицы, если оно привело к гибели людей или иным тяжким последствиям

Исправительные работы на срок до 2 лет либо ограничение свободы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового

Ч. 2 ст. 271 УКУ

Более подробно о мерах уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, спецвыпуск № 6, с. 113.

Административная ответственность

11

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме

Штраф от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности

Ч. 1 ст. 41 КУоАП

12

Нарушение определенного Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные сведения

13

Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде

14

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда (кроме нарушений, предусмотренных ч. 3 ст. 41 КУоАП)

Штраф:  — от 4 до 10 ннмдг (от 68 до 170 грн.) на работников;  — от 20 до 40 ннмдг (от 340 до 680 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности

Ч. 2 ст. 41 КУоАП

15

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве

Штраф от 20 до 50 ннмдг (от 340 до 850 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц, использующих наемный труд

Ч. 3 ст. 41 КУоАП

16

Уклонение лиц, представляющих собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах по поводу заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок

Штраф от 3 до 10 ннмдг (от 51 до 170 грн.)

Ст. 411 КУоАП

17

Нарушение или невыполнение обязательств в отношении коллективного договора, соглашения лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов

Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.)

Ст. 412 КУоАП

18

Непредоставление лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений

Штраф от 1 до 5 ннмдг (от 17 до 85 грн.)

Ст. 413 КУоАП

19

Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм

Штраф:  — от 1 до 12 ннмдг (от 17 до 204 грн.) на граждан;  — от 6 до 25 ннмдг
(от 102 до 425 грн.) на должностных лиц

Ст. 42 КУоАП

20

Прием должностными лицами предприятий, учреждений, организаций на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами

Штраф от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.)

Ч. 1 ст. 200 КУоАП

21

Нарушение, указанное в п. 20 этой таблицы, допущенное должностным лицом после применения к нему в течение года административного наказания за те же действия

Штраф от 10 до 14 ннмдг (от 170 до 238 грн.)

Ч. 2 ст. 200 КУоАП

22

Прием руководителем или другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций на работу военнообязанных и призывников, которые не пребывают на военном учете по месту проживания

Штраф от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.)

Ч. 1 ст. 2113 КУоАП

23

Совершение действий, указанных в п. 22 данной таблицы, лицом, которое в течение года уже было привлечено к административной ответственности за такое же нарушение

Штраф от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн.)

Ч. 2 ст. 2113 КУоАП

24

Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом приема на работу и увольнения, распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации или решения службы по делам детей либо решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы

Штраф от 5 до 8 ннмдг (от 85 до 136 грн.)

Ч. 1 ст. 1881 КУоАП

25

Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов

Штраф от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст. 1881 КУоАП

26

Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере охраны труда, относительно устранения нарушений законодательства об охране труда или создание препятствий для деятельности этих органов

Штраф:  — от 6 до 10 ннмдг (от 102 до 170 грн.) на работников;  — от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц

Ст. 1884 КУоАП

Более подробно об основаниях для привлечения к ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, спецвыпуск № 6, с. 113.

27

Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, относительно устранения нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этого органа

Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) на должностных лиц

Ст. 1886 КУоАП

 

выводы

  • Основным органом, которому предоставлены полномочия по контролю за соблюдением законодательства о труде, является Гоструда.

  • По результатам каждой проверки трудового законодательства составляют акт.

  • В случае выявления нарушений законодательства о труде наряду с актом составляется предписание об их устранении.

  • За невыполнение предписаний на виновных должностных лиц может быть наложен штраф по ст. 1886 КУоАП.

  • За нарушения трудового законодательства должностные лица предприятия, учреждения, организации могут быть привлечены к уголовной, административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

  • Нарушение законодательства о труде чревато применением к работодателю административно-хозяйственных санкций.

  • На этом мы не заканчиваем рассматривать вопросы, связанные с трудовыми отношениями на предприятии, а всего лишь ставим многоточие. В тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 79 вы сможете ознакомиться с особенностями расторжения трудовых договоров с наемными работниками.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше