Темы статей
Выбрать темы

Выплаты мобилизованному работнику — без НДФЛ и ЕСВ (даже без порядка компенсации)

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Как ни досадно, но война на востоке продолжается. Со всеми ее военными и невоенными последствиями. Среди невоенных последствий можно смело назвать проблему, как работодателю облагать НДФЛ и ЕСВ выплаты мобилизованному работнику в пределах среднего заработка, которые должны компенсироваться из бюджета.

Суть спора

Мобилизованный работник обратился в суд. По его мнению, не должны облагаться НДФЛ и ЕСВ те выплаты, которые ему как мобилизованному лицу выплачивались в пределах среднего заработка за период с марта по июнь 2014 года.

Суд первой инстанции иск удовлетворил, суд апелляционной инстанции* это решение поддержал.

* См. определение Житомирского апелляционного административного суда от 18.02.2015 г. по делу № 817/4004/14 (http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/42803195).

Позиция налоговых органов

По мнению ГНИ (которая в данном случае выступала работодателем истца), выплаты мобилизованному работнику освобождаются от НДФЛ и ЕСВ только тогда, когда существуют:

— порядок возмещения компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка мобилизованных работников;

— статья в Госбюджете, предусматривающая расход средств на выплату указанных компенсаций.

Решение дела судом

По мнению суда, чтобы выплаты мобилизованному были освобождены от НДФЛ и ЕСВ, достаточно прямых норм в НКУ** и Законе о ЕСВ***. А эти нормы не связывают такое освобождение с наличием порядка компенсации и/или статьи в Госбюджете, предусматривающей выплату таких компенсаций.

** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

*** Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Мнение редакции

Вопрос весьма актуальный, ведь мобилизационные мероприятия в стране продолжаются уже более года.

Не так давно появился Порядок № 105****, который, собственно, и предусматривает компенсацию работодателям выплат мобилизованным работникам. Напомним еще раз: этот Порядок вступил в силу 17.03.2015 г. и начинает применяться уже в отношении компенсации расходов за март 2015 года. Ровно через год после того, как был подписан первый Указ Президента Украины «О частичной мобилизации» от 17.03.2014 г. № 303/2014. Но здесь, как говорится, «лучше поздно, чем никогда»... ☹

**** Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, утвержденный постановлением КМУ от 04.03.2015 г. № 105.

Вместе с тем мы сразу обратили ваше внимание на то, что Порядок № 105 ни словом не обмолвился о выплатах, которые были осуществлены до вступления его в силу. Но уже тогда мы вспомнили о позитивной судебной практике в отношении таких выплат, в частности о комментируемом сегодня решении суда (читайте об этом в «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 24, с. 4).

Освобождение «мобилизационных» выплат от НДФЛ прописано в п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ. Там сказано, что в общий месячный (годовой) облагаемый доход не включаются компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Аналогичная формулировка содержится и в ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ: на такие выплаты не начисляется и из них не удерживается ЕСВ.

Однако налоговики традиционно настаивали на том, что из среднего заработка мобилизованных работников взимается ЕСВ, поскольку нет кабминовского порядка возмещения компенсационных выплат мобилизованным из Госбюджета (см. консультацию из подкатегории 301.03 БЗ, действовавшую до 01.01.2015 г., а также письмо ГФСУ от 29.09.2014 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17). Логика контролеров заключалась в том, что работодатель фактически не получал компенсацию, а средний заработок, который он выплачивал мобилизованным работникам, является базой начисления ЕСВ как составляющая фонда оплаты труда (см. также «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 80, с. 45).

Суд же в комментируемом решении не увидел связи между освобождением «мобилизационных» выплат от НДФЛ и ЕСВ и тем, получает ли предприятие фактически компенсацию или нет. По мнению суда, для освобождения достаточно того, что указанные выплаты в принципе подлежат компенсации. А уже когда эта компенсация будет фактически получена — это другой вопрос и на обложение выплат НДФЛ и ЕСВ оно не влияет.

Похоже, сейчас и налоговики согласились, что указанные выплаты не являются базой обложения ЕСВ (см. ныне действующую консультацию из подкатегории 301.03 БЗ). Они больше не связывают норму ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ с наличием порядка компенсации выплат мобилизованному, а также с тем, заложены ли для этого средства в Госбюджете.

Мы, в свою очередь, настаиваем на том, что выплаты мобилизованному работнику освобождаются от НДФЛ и ЕСВ с первого дня мобилизации, т. е. с 18 марта 2014 года.

Именно с этой даты «мобилизационные» выплаты подлежат компенсации из бюджета. Соответственно и освобождаться от НДФЛ и ЕСВ они должны также начиная именно с 18.03.2014 г. Подробнее нашу аргументацию в пользу такого прочтения см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 48, с. 19; 2014 № 88, с. 11.

Обратите внимание: в комментируемом решении суд фактически согласился с таким нашим выводом. Ведь он не просто отверг аргументы налоговиков касательно наличия порядка компенсации и «компенсационной» статьи в бюджете. Суд признал также и то, что освобождаются от НДФЛ и ЕСВ все «мобилизационные» выплаты, осуществленные работнику за период с марта по июнь 2014 года.

Наконец, еще одно. В комментируемом решении суд стал на сторону работника, который спорит с работодателем по поводу НДФЛ и ЕСВ, удержанных из его «мобилизационных» выплат в пределах среднего заработка. Но, по нашему мнению, выводами суда смело может пользоваться и юрлицо-работодатель, осуществляющий выплаты своему мобилизованному работнику. И не только в отношении «внутренних» удержаний, но и относительно «внешних» начислений ЕСВ.

И все было бы замечательно, если бы параллельно с комментируемым решением не появлялись другие, откровенно говоря, позорные судебные решения. Например, Харьковский апелляционный административный суд* безапелляционно заявил, что предприятие начисляет мобилизованным работникам «средний заработок, а не компенсационные выплаты» (???). А потому, видите ли, п.п. «и» п.п. 165.1.1 НКУ и ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ говорят не об этих выплатах. Странно, если не сказать больше.

* http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/42629770.

Немного дальше пошел Днепропетровский апелляционный админсуд**. Он согласился с тем, что действующее законодательство фактически предусматривает освобождение выплат мобилизованным работникам от НДФЛ и ЕСВ. Но с оговоркой, мол, необходимо фактическое осуществление выплат из бюджета. В связи с этим еще раз повторяем: условием освобождения от НДФЛ и ЕСВ выплат мобилизованным работникам является то обстоятельство, что они в принципе подлежат компенсации из бюджета. А не фактическая выплата такой компенсации.

** http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/43028013.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше