Темы статей
Выбрать темы

Межсезонье «без свалки»: учитываем расходы правильно

Ковенко Марина, налоговый эксперт
Как известно, предприятия с сезонным характером работ изготавливают продукцию не круглый год, а всего лишь несколько месяцев в году. Для них сезонный перерыв не является прекращением хоздеятельности, а только ее запланированной фазой. В такое время по-прежнему нужно содержать производственные помещения и оборудование, проводить техобслуживание и ремонт, а также начислять амортизацию. Как бухгалтеру учесть производственные, общепроизводственные и прочие расходы в период межсезонья, узнаете из данной статьи.

В межсезонье у предприятий с сезонным производством возникает целый ряд расходов на обслуживание такого производства и все они согласно п. 404 Методрекомендаций № 373 включаются в состав расходов будущих периодов. По своей сути это могут быть как производственные, так и общепроизводственные расходы. Согласно Инструкции № 291 для учета расходов отчетного периода, которые подлежат отнесению на расходы будущих отчетных периодов, предназначен счет 39 «Расходы будущих периодов». Об этом же говорит и п. 290 «промышленных» Методрекомендаций № 373. По дебету счета 39 отражается накопление расходов будущих периодов, по кредиту — их списание (распределение) и включение в состав расходов отчетного периода.

Поскольку состав расходов будущих периодов может быть довольно разнообразным, то имеет смысл открыть к счету 39 соответствующие субсчета, чтобы потом списывать расходы со счета 39 либо на счет 23 «Производство», либо на счет 91 «Общепроизводственные расходы».

Амортизация, содержание и ремонт основных средств

В межсезонье предприятие продолжает начислять амортизацию на стоимость оборудования (конечно, если такое оборудование не вывели из эксплуатации). Согласно п. 370 Методрекомендаций № 373 амортизационные отчисления на стоимость оборудования входят в состав расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. А это означает, что амортизацию наряду с другими расходами нужно накапливать на счете 39.

То же самое касается расходов на ремонт ОС — их признают расходами будущих периодов на том основании, что они относятся к последующим отчетным периодам. Учет таких расходов ведут на соответствующем субсчете к счету 39 «Расходы будущих периодов».

В дальнейшем с началом производства такие расходы включаются в себестоимость выпускаемой продукции исходя из утвержденной годовой сметы этих расходов, объемов продукции и норм расходов на единицу продукции.

Таким образом, расходы на обслуживание сезонного производства должны учитываться в составе себестоимости произведенной продукции (т.е. попадать на счет 23). Если на предприятии изготавливают только один вид продукции, то расходы межсезонья списывают со счета 39 напрямую на счет 23 (Дт 23 — Кт 39). Если же на предприятии изготавливают несколько разновидностей продукции, то вначале затраты попадают на счет 91 (Дт 91 — Кт 39), а уже оттуда их распределяют по видам продукции в дебет счета 23 (Дт 23 — Кт 91).

Улучшения основных средств

Что касается расходов на улучшение общепроизводственных ОС (модернизацию, модификацию, достройку, дооборудование и т. п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта, то их не нужно накапливать на счете 39. Тут все происходит в привычном для нас порядке: сначала расходы, связанные с улучшением объекта ОС, группируют по дебету субсчета 151 «Капитальное строительство» или 152 «Приобретение (изготовление) прочих необоротных материальных активов», а по окончании работ — относят на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 — Кт 15). Кроме того, сумму проведенных улучшений отражают по кредиту забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» (в пределах его дебетового остатка). После завершения ремонта амортизировать объект нужно будет в общем порядке.

Важно! Решение о характере и признаках ремонтных работ принимает руководитель предприятия с учетом результатов анализа конкретной ситуации и существенности таких расходов ( п. 29 Методрекомендаций № 561). Поэтому в разграничении понятий «ремонт» и «улучшение» руководитель должен участвовать непосредственным образом. Подробнее об этом читайте в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 17, с. 15.

Прочие расходы

Во время сезонного перерыва у предприятия могут возникнуть разнообразные расходы, которые вообще не будут увеличивать себестоимость выпускаемой продукции, а сразу попадут в расходы текущего периода. К ним относят ( пп. 7, 17 П(С)БУ 16):

1) административные расходы (например, в виде расходов на содержание административно-управленческого персонала, амортизации помещений административного назначения: Дт 92 — Кт 13, 66, 65);

2) расходы на сбыт (например, в виде расходов на содержание и ремонт основных средств, связанных со сбытом продукции, на рекламу в средствах массовой информации: Дт 93 — Кт 631, 685);

3) прочие операционные расходы (недостачи и потери от порчи ценностей: Дт 947 — Кт 20, метод «красное сторно» Дт 641 — Кт 644 и Дт 947 — Кт 644; признанные штрафы, пени, неустойки: Дт 948 — 685).

Наиболее полный перечень расходов, которые вошли в состав этих трех групп, можно найти в п. 16 Методрекомендаций № 373.

Что в налоговом учете?

В период межсезонья амортизацию ОС никто не отменял. Ее придется начислять и в налоговом учете (разумеется, если объект ОС не вывели из эксплуатации). Правда, у малодоходных плательщиков (с доходом не больше 20 млн грн.*) и высокодоходных плательщиков будут свои нюансы, связанные с начислением амортизации.

* При составлении декларации за 2015 год следует ориентироваться на доход, определенный по правилам бухгалтерского учета за 2015 год. Подробнее об этом читайте в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 28, с. 17.

Малодоходные. С 01.01.2015 г. у таких плательщиков налога на прибыль объектом обложения стал финрезультат, определенный по правилам бухгалтерского учета. Поэтому для целей налогообложения вам предстоит начислять амортизацию только в бухгалтерском учете и исходя из бухгалтерской остаточной стоимости.

Кстати, учет расходов межсезонья они тоже будут вести по бухгалтерским правилам, которые мы только что рассмотрели.

Высокодоходные. Если вы рассчитываете на годовой доход свыше 20 млн грн., то для целей налогообложения вам придется брать налоговую балансовую стоимость активов, определенную на 31.12.2014 г. еще по старым правилам НКУ ( п. 11 подразд. 4 разд. ХХ НКУ). Именно от нее следует отталкиваться с 01.01.2015 г. при расчете налоговой амортизации.

Вдобавок к этому начислять налоговую амортизацию придется на основании минимально допустимых сроков полезного использования, прописанных в п.п. 138.3.3 НКУ (в то время как в бухгалтерском учете эти сроки предприятие устанавливает самостоятельно).

Эти и многие другие несовпадения становятся причиной того, что суммы амортизации по бухгалтерскому и налоговому учету будут различаться. А значит, бухгалтерский финансовый результат придется корректировать: сперва увеличить его на сумму «бухгалтерской» амортизации, а затем уменьшить на сумму «налоговой» амортизации. В итоге в объекте налогообложения «сыграет» только амортизация, определенная по правилам НКУ.

Получается интересная картина: бухгалтерская амортизация попадет в расходы только по окончании сезонного затишья. Но при этом все межсезонье она должна участвовать в расчете разниц (ведь в ст. 138 НКУ нигде нет увязки, что амортизация должна быть непременно отражена в расходах).За счет этого объект налогообложения будет завышен. Правда, потом, когда эта амортизация будет списана на расходы, «перекос» будет учтен.

И еще один момент. Если вы улучшали объекты ОС в период межсезонья, то амортизировать такие объекты в налоговом учете придется исходя из новой (подросшей на сумму улучшений) балансовой стоимости.

Что касается расходов на содержание и ремонты основных средств общепроизводственного назначения, административных расходов, расходов на сбыт, а также прочих операционных расходов, то они к разницам не приводят. Что, конечно же, радует ☺.

НДС. В период сезонного простоя плательщики делают определенные покупки. Сразу спешим успокоить: «входной» НДС по ним попадает в налоговый кредит (далее — НК, основание — п. 198.3 НКУ). Напомним, что в соответствии с нормами упомянутого подпункта* налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, уплаченных в связи с приобретением или изготовлением товаров с целью их дальнейшего использования в облагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности. При этом право на НК возникает независимо от того, начал плательщик использовать эти товары/услуги в течение отчетного периода или нет.

* С 01.07.2015 г. этот подпункт будет изложен в новой редакции. Упоминание о дальнейшем использования в облагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности вообще исчезнет.

Ну а поскольку на предприятиях сезонных отраслей промышленности перерыв в производстве является не чем иным, как фазой хозяйственной деятельности (а не простоем), то претензий у контролеров в отношении НК быть не может. Подтвердить тот факт, что ваша деятельность является сезонной, поможет Список сезонных работ и сезонных отраслей, утвержденный постановлением КМУ от 28.03.97 г. № 278.

А теперь закрепим все вышеизложенное на примере.

Пример. У предприятия по производству фруктовых консервов за время сезонного перерыва в работе возникли расходы на:

— оплату работ подрядной организации по ремонту основных средств производственного назначения — 60000 грн.(в том числе НДС — 10000 грн.);

— оплату труда слесаря, поддерживающего промышленное оборудование в рабочем состоянии, в сумме 9000 грн. и начисления на нее — 1500 грн. (условно).

Амортизация основных средств общепроизводственного назначения за этот период составила 30000 грн.

В итоге общая сумма межсезонных производственных расходов составляет 60500 грн. (50000 грн. + 9000 грн. + 1500 грн.).

Расходы на оплату труда административного персонала за этот период равны 40000 грн. и начисления на нее — 8000 грн. (условно).

Допустим, что изготовление продукции производилось в течение двух месяцев с запланированным объемом 500 тонн. При этом:

— в первом месяце изготовлено и реализовано 300 тонн продукции;

— во втором месяце — 200 тонн продукции.

Для упрощения расчетов предположим, что фактическая мощность совпала с нормальной мощностью.

Согласно установленным на предприятии нормам к себестоимости продукции отнесены межсезонные расходы:

— за первый месяц: производственные расходы в сумме 36300 грн. (60500 грн. х 300 тонн/500 тонн) и общепроизводственные расходы в размере 18000 грн. (30000 грн. х 300 тонн/500 тонн);

— за второй месяц: производственные расходы в сумме 24200 грн. (60500 грн. х 200 тонн/500 тонн) и общепроизводственные расходы в размере 12000 грн. (30000 грн. х 200 тонн/500  тонн).

В учете предприятия операции отражены следующим образом:

Учет расходов в период сезонного перерыва

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Отражена стоимость работ по ремонту ОС

39

631

50000

2

Отражен налоговый кредит по НДС

641

631

10000

3

Перечислена оплата подрядной организации за работы по ремонту

631

311

60000

4

Отражены расходы на оплату труда слесаря

39

661

9000

5

Произведены начисления на заработную плату слесаря

39

651, 652

1500

6

Начислена амортизация за период сезонного перерыва

39

131

30000

7

Отражены расходы на оплату труда админперсонала

92

661

40000

8

Произведены начисления на заработную плату админперсонала

92

651, 652

8000

9

C открытием сезона часть накопленных расходов будущих периодов согласно утвержденной смете включена в состав производственной себестоимости выпускаемой продукции:

— в первом месяце

23

39

36300

91

39

18000

— во втором месяце

23

39

24200

91

39

12000

Как видите, учет расходов в период межсезонья имеет свои особенности. Тут главное — правильно классифицировать свои затраты и не превращать счет 39 в свалку. Далеко не все из них оседают на этом счете, часть попадает в расходы уже в периоде межсезонного «затишья».

выводы

  • Расходы на содержание и ремонт ОС общепроизводственного назначения в периоде сезонных перерывов накапливают на счете 39. Как только предприятие начнет выпускать продукцию, сумму этих расходов будут списывать на ее себестоимость (исходя из объемов производства и норм расходов на единицу продукции).

  • Расходы на улучшение общепроизводственного объекта ОС не нужно накапливать на счете 39: вначале такие расходы группируют по дебету субсчета 151 или 152, а по окончании работ — относят на увеличение первоначальной стоимости объекта (Дт 10 — Кт 15).

  • Административные расходы, расходы на сбыт и прочие расходы не увеличивают себестоимости выпускаемой продукции, а сразу попадают в расходы текущего периода.

  • 3 Право на НК по покупкам в период сезонных перерывов сохраняется.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше