Темы статей
Выбрать темы

РРО: NEW-штрафы

Павленко Алексей, налоговый эксперт
«А что же нам за это будет?» Это весьма популярный вопрос, который задают хозсубъекты, пытаясь оценить возможные «штрафные» убытки от осуществленных ими сознательно (или «по не- знанию») нарушений действующих нормативов. Вступивший в силу 23.07.15 г. Закон № 569 внес ряд изменений в Закон об РРО, затронувших в числе прочих и вопросы штрафования за «РРО-нарушения». Об изменениях в области «что за это будет» сегодня и поговорим.

Принятый 01.07.15 г. Верховной Радой Закон № 569, к сожалению, весьма долго вылеживался во властных кулуарах, и все его «покращення» (и «погіршення») вступили в силу лишь с даты опубликования Закона23 июля с. г. По сей причине в первые 22 дня июля в сфере применения РРО образовалась эдакая нормативная «черная дыра» — когда формально еще/уже работали РРО-изменения из Закона № 71*.

* Подробнее об этом проблемном периоде читайте на с. 4, 8 и 10 этого выпуска журнала.

То есть обсуждаемые нами «штрафные» изменения актуальны только для нарушений, выявленных не с 1 июля, а начиная с даты вступления Закона № 569 в силу. Однако часть преференций, в том числе и антиштрафных, предусмотренных в Законе № 569 (ср. ), захватит и упомянутый период «черной дыры» (но об этом подробнее — в материале на с. 21).

А сейчас приступим к «теме» штрафов.

Goodbye, пятикратный. И о том, что еще осталось

«Второе» стало «третьим» и т. д. Пожалуй, самым «попсо́вым» изменением в РРО-штрафной сфере является отмена пятикратного штрафа, который применялся начиная с третьего выявления в течение календарного года тех видов нарушений, которые перечислены в п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

Теперь начиная с 23.07.2015 г. не только за каждое второе, но и за все последующие нарушения, перечисленные в этой норме, применяется один и тот же 100 %-й штраф

То есть сумма такого штрафа составит 100 % от стоимости товаров/услуг, проданных с нарушениями, перечисленными в упомянутой норме Закона об РРО.

А за первое нарушение, выявленное в течение календарного года, штраф остался прежним — в размере 1-й гривни.

«На первый-второй рассчитайсь!» Напомним, что фискалы на практике вторым (и следующими) считают совершение любого из приведенных в п. 1 ст. 17 Закона об РРО видов нарушений (мы их перечислили ниже), а не только того же самого. Причем, если на проверке они выявляют сразу несколько видов нарушений, то одно из них они считают первым и штрафуют «одной гривней», а ко второму (а теперь и к остальным) сразу применяют 100 %-й штраф. Именно такой «иезуитский» подход к применению этих штрафов (в предыдущей редакции «п. 1 ст. 17») был изложен в письме ГФСУ от 31.07.2014 г. № 862/7/99-99-22-06-03-17/34.

Год или «все»? Напомним, что для целей применения данной нормы (и штрафа, ею предусмотренного) определение последовательности нарушений стартует каждый год «по новой», т. е. с начала каждого календарного года. А не один раз — с начала применения субъектом хозяйствования РРО или РК. Это прямо следует из содержания п. 1 ст. 17 Закона об РРО. То есть к первому выявленному в очередном календарном году виду нарушения, подпадающего под эти штрафы, фискалы должны выписывать штраф 1 грн.

«Огласите весь список, пожалуйста». Начиная с 23 июля несколько изменился и перечень подпадающих под эти штрафы нарушений, перечисленных в п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

Как и прежде (т. е. без изменений), в этом пункте фигурируют следующие виды нарушений:

— проведение расчетных операций с использованием РРО или РК на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг);

непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы;

нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции;

— проведение расчетной операции без использования РК на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования.

Однако при этом обновился один из видов штрафуемых согласно этой норме нарушений:

— несоответствие у юридических лиц на месте проведения расчетов суммы наличных средств сумме средств, указанной в дневном отчете, более чем на 10 процентов размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, а в случае использования юридическим лицом расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня.

Теперь поговорим об этом, обновленном, виде нарушений поподробнее.

О штрафе «за несоответствие» (и о 10 %-м «люфте»)

Во-первых, напомним, что ранее за несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных той сумме, что указана в дневном (Х-) отчете РРО (или сумме продажи по квитанциям — если применяется РК), штрафовались любые субъекты хозяйствования.

Теперь же «за несоответствие» будут штрафоваться только юридические лица

Отрадно, что из-под штрафа за такие нарушения выпали все ФЛП. В принципе, такое изменение «состава субъектов» нарушения, похоже, вытекает из дополнения, проведенного законодателями в п. 13 ст. 3 Закона об РРО. Согласно новой редакции этой нормы с ФЛП-единщиков, не являющихся плательщиками НДС, фактически снята обязанность обеспечивать соответствие сумм наличных средств на месте проведения расчетов сумме, указанной в дневном отчете РРО, а в случае использования РК — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня!

Однако за компанию с ними любые ФЛП-общесистемщики, а также ФЛП-единщики — плательщики НДС под этот штраф тоже теперь не подпадают. Хотя, в отличие от первых единщиков (неплательщиков НДС), всем этим «персоналиям» Закон об РРО и не позволяет «обустраивать» учетно-наличный «бардак» на месте проведения расчетов. То есть они обязаны соблюдать соответствие налички данным дневного отчета, но штрафов за нарушение этого требования нет. Видимо, законодатели решили, что у ФЛП, которые могут иметь у себя «на кармане» как предпринимательские, так и личные средства, такой контроль и штрафование малоэффективны. Вот и ладненько...

Во-вторых, заметим, что старая редакция «состава» этого нарушения не имела такого (МЗП-10 %-го) «люфта». Весьма интересно, как эта норма будет применяться фискалами на практике?

Думаем, что «люфт» фискалами при РРО-проверках должен учитываться как в «плюс» (излишек «налички» на месте проведения расчетов), так и в «минус» (недостача денег). То есть при проверках юрлиц в 2015 году, проводимых начиная с 23 июля, отклонения на месте проведения расчетов остатка наличных в «плюс» или в «минус» на сумму в пределах 121 грн. 80 коп. (включительно) от сумм, указанных в дневном (Х-) отчете РРО, к применению штрафов по п. 1 ст. 17 Закона об РРО приводить не должны.

Здесь еще интересен следующий вопрос. А распространяется ли этот 10 %-й «люфт» на отклонения, выявленные у юрлица, которое применяет не РРО, а РК? Если читать текст нормы буквально, то складывается впечатление, что нет. Ведь поблажка в виде этого «люфта» напрямую «привязана» по смыслу к дневному (Х-) отчету РРО. В то же время, если подходить к прочтению этого фрагмента нормы системно, то можно утверждать, что нештрафуемый «люфт» распространяется и на случаи с использованием РК. Надеемся, что момент этот разъяснят фискалы нефискально.

Нераспечатка Z-отчета

Несмотря на то, что для субъектов, применяющих РРО, в Законе об РРО (п. 9 ст. 3) сохранена обязанность ежедневно распечатывать Z-отчет (если в этот день проводились расчетные операции), однако

из ст. 17 Закона об РРО теперь убрали п. 4, где присутствовал штраф как за нераспечатку, так и за несохранение фискальных отчетных чеков в КУРО в размере 20 НМДГ (340 грн.)

В то же время, невзирая на такое «штрафо-покращення», лучше не пренебрегать ежедневной распечаткой Z-отчетов (за те дни, когда проводились РРО-расчеты), ведь налоговики с давних пор очень любят подводить такие нарушения под админштраф по ст. 1551 КУоАП в размере от 5 до 10 НМДГ (см. их приостановленные 23 июля с. г. консультации в категории 109.20 БЗ).

Кроме того, отметим, что с того же 23 июля отменена обязанность подклеивать эти ежедневные отчеты в КУРО.

Прочее

1. Из п. 5 ст. 17 Закона об РРО упразднен также штраф за несохранение контрольной ленты на протяжении 3 лет. В принципе, отмена этого штрафа (как и штрафа за нераспечатку Z-отчетов) связана с тем, что налоговики уже и так постоянно получают необходимую РРО-информацию в электронном виде по сетям.

В то же время интересно, а будет ли штраф, если проверка выявит, что не хранятся контрольные ленты за даты, предшествовавшие 23 июля с. г.? Поскольку на тот момент это требование действовало, то проверка такие действия (точнее, бездействие) субъекта расценит как нарушение законодательства «того» периода. В то же время по общему правилу применяться могут лишь санкции, действующие на момент выявления (эта концепция изложена в Информационном письме ВАСУ от 24.11.2011 г. № 2198/11/13-11 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 101). Значит, штрафа по ст. 17 Закона об РРО не будет. В то же время не забывайте и об опасности применения упомянутого выше админштрафа по ст. 1551 КУоАП. Впрочем, здесь можно слегка поуповать на то, что к моменту проверки уже истечет срок давности по таким админправонарушениям...

2. В Закон введена новая ст. 171, которая предусматривает санкцию для центров сервисного обслуживания РРО (ЦСО). В случае необеспечения ЦСО гарантийного ремонта РРО в сроки, установленные Законом об РРО (п. 2 ст. 14 которого отводит для этого предельный срок — 7 дней), и невведения в эксплуатацию надлежащим образом зарегистрированного на субъекта хозяйствования резервного РРО применяется штраф — в размере пяти минимальных заработных плат, установленных законом на 1 января налогового (отчетного) года (в 2015 году размер этого штрафа составляет 6090 грн.).

3. Напомним, что в ст. 20 Закона об РРО имеется норма, предусматривающая для субъектов хозяйствования, осуществляющих реализацию товаров, не учтенных в установленном порядке по месту их реализации и хранения, штраф в размере двукратной стоимости таких товаров, не учтенных по ценам реализации, но не менее 10 НМДГ (170 грн.). Теперь там прямо оговорено, что этот штраф не применяется к ФЛП-единщикам, не являющимся плательщиками НДС. Это вытекает из изменений, приведенных в п. 12 ст. 3 Закона об РРО, где ФЛП-единщиков-безНДСников законодатели освободили от обязанности ведения учета товаров. Заметим, что эта преференция действует лишь в рамках Закона об РРО.

В свете таких учетных и штрафных преференций для этой когорты ФЛП-единщиков на кой им сдался РРО? Замыслы законодателей нам так и остались не ясны. Возможно, это просто приманки, а гайки станут за(до)кручивать чуть попозже? Надеемся, что это не так.

выводы

  • Самым «попсовым» изменением в РРО-штрафной сфере является отмена с 23 июля пятикратного штрафа, который применялся начиная с третьего выявления в течение календарного года тех видов нарушений, которые перечислены в п. 1 ст. 17 Закона об РРО.

  • За несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных той сумме, что указана в дневном (Х-) отчете РРО, теперь штрафуются только юрлица, и — если сумма отклонений превысит 10 % МЗП (в 2015 году — 121 грн. 80 коп.).

  • С 23 июля по Закону об РРО теперь не штрафуются нераспечатка Z-отчета (отменена и обязанность подклеивания их в КУРО) и несохранение контрольной ленты на протяжении 3 лет.

  • Введен штраф для ЦСО за несоблюдение недельного срока гарантийного ремонта РРО.

Теги РРО штрафы
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше