Темы статей
Выбрать темы

Водитель, внимание! Видеокамеры на дорогах

Смердов Виталий, налоговый эксперт
Уверены, у многих бывалых автолюбителей возникло чувство дежавю. Это неспроста — автоматическая фиксация нарушений ПДД когда-то уже вводилась и… была признана неконституционной*. Так что, законодатель снова наступает на те же грабли? Увы, это только время покажет. А сейчас перед нами действующий закон** и с ним придется считаться каждому водителю. Поэтому пристегните ремни безопасности — «прокатимся» по новым нормам с ветерком.
img 1

* См. решение КСУ от 22.12.2010 г. № 23-рп/2010.

** Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усовершенствовании регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 14.07.2015 г. № 596-VIII.

Для начала устроим общий обзор, а уже затем остановимся на самых интересных местах. Первый и самый важный момент: возобновляется фото- и видеофиксация нарушений Правил дорожного движения (далее — ПДД). Сведения, которые будут зафиксированы подобным образом, являются достаточным основанием для привлечения к админответственности, причем делают это без участия нарушителя. Но заметьте: данный порядок касается далеко не всех нарушений ПДД.

Второй момент: появление штрафных баллов. В двух словах — они дают вам возможность совершать нарушения ПДД (зафиксированных в автоматическом режиме — см. выше) без наложения штрафа. Но такая возможность ограничена суммой упомянутых баллов. Теперь обо всем этом подробнее.

Улыбнитесь, вас снимают!

За нарушения ПДД привлечь к админответственности смогут на основании одних лишь данных фото-, видеосъемки. Правда, касается это только нескольких нарушений:

чч. 1 — 3 ст. 122 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х (далее — КУоАП) — превышение ограничений скорости движения транспортных средств, проезда на запрещающий сигнал регулирования дорожного движения, нарушение правил остановки и стоянки, а также установленного для транспортных средств запрета двигаться по полосе для маршрутных транспортных средств, по тротуарам или пешеходным дорожкам, въезда на полосу встречного движения;

ч. 1 ст. 123 КУоАП — нарушение правил движения через ж/д переезд (кроме нарушений, предусмотренных чч. 2 и 3 ст. 123 КУоАП).

Предположим, камера «засекла» такое нарушение. Что дальше? Непосредственно после нарушения — ничего. Водитель продолжит поездку, как ни в чем не бывало.

Вот только несколько дней спустя от органов МВД поступит постановление о наложении штрафа*** (заказным письмом с уведомлением)

*** Заметьте, что протокол в таком случае не составляется (ст. 258 КУоАП).

Но как вы думаете: кому? Внимание: его получит физлицо/юрлицо:

— на которое автомобиль зарегистрирован. При этом днем получения постановления считается день, указанный в почтовом уведомлении о вручении* (а при отказе в получении такого постановления — день проставления в почтовом уведомлении отметки об этом);

— которое ввезло автомобиль на территорию Украины (если такой автомобиль зарегистрирован за пределами территории Украины и согласно законодательству не подлежит регистрации в Украине). Этот вариант мы опустим, тем более что с ним могут возникнуть проблемы. Дело в том, что данного субъекта ответственности прописали в общих нормах КУоАП, но в конкретных статьях, которые касаются ответственности, этого не сделали (в ст. 122 и 123 КУоАП).

* При этом возникает вопрос: как быть, если такое физлицо не проживает по данному адресу? В таком случае формально постановление нельзя считать врученным.

Хорошо, если за рулем находился собственник авто. Но ведь это могло быть и другое лицо**… как же будут действовать в таком случае?

** Тем более, если вспомнить, что для передачи права пользования автомобилем достаточно передать регистрационные документы на него.

Запомните: постановление все равно будет адресовано собственнику авто

После того, как он его получит, вариантов останется немного: или платить, или снимать с себя ответственность. Последнее можно обеспечить одним из двух способов:

— собственник автомобиля предоставит данные, что автомобиль выбыл из его владения в результате противоправных действий других лиц (например, если его украли), или же сведения о противоправном использовании номерных знаков его автомобиля другими лицами. Причем заметьте, что для собственников авто — юрлиц доступен лишь этот способ;

— в течение 14 дней (видимо, календарных) с момента получения постановления лицо, которое по факту нарушило ПДД, обратится в подразделение Национальной полиции с заявлением об этом и согласием на привлечение к админответственности. Он это может сделать лично или при помощи средств телекоммуникационной связи. При этом порядок такого обращения еще должен утвердить Кабмин. Если нарушитель ПДД сделал это, то составленное на собственника авто постановление отменят и вместо него вынесут новое — уже на фактического нарушителя.

Приведем в виде схемы описанный выше алгоритм (см. на с. 32).

img 2

Главный вопрос, который возникает после знакомства с этими новшествами: правомерно ли привлекать к админответственности невиновное лицо (т. е. собственника авто, который не управлял автомобилем в момент видеофиксации нарушения ПДД)? Такая проблема действительно есть, но, увы, пока ее не разрешит КСУ, эти требования придется выполнять. Поэтому лучше разберем несколько прикладных вопросов:

— лицо, которое по факту нарушило ПДД, отказывается заявлять об этом Национальной полиции. Как быть? Начнем с того, что вынудить его сделать это нельзя — для этого нет правовых инструментов. Поэтому штраф в таком случае должен заплатить собственник авто*** (порядок уплаты см. дальше). Поправить положение дел он сможет, разве что если затребует с нарушителя возмещения убытков в порядке регресса (ст. 531 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII). Таким же образом сможет поступить и юрлицо, если попадет в подобную ситуацию со своим водителем;

— оформить упомянутые нарушения ПДД могут только в автоматическом режиме? Не обязательно. То есть такое нарушение ПДД может зафиксировать и должностное лицо Национальной полиции. И в этом случае к админответственности будут привлекать уже фактического нарушителя ПДД (а не собственника авто), причем в общем порядке;

— могут ли в автоматическом режиме привлечь еще за какие-либо нарушения, кроме упомянутых? Не исключаем, что в поле зрения камер могут попасть и другие нарушения ПДД. Но, судя по всему, это мало на что повлияет. Привлечь нарушителя в автоматическом порядке (как бы по аналогии) не могут;

— можно ли обжаловать постановление о нарушении ПДД, которое было зафиксировано в автоматическом режиме? Да, это можно сделать в течение 10 дней с даты его вручения ( ст. 289 КУоАП).

*** К слову, это создает проблему для лиц, которые «продавали» свои авто, так сказать, по доверенности. В этом случае им придется рассчитывать лишь на добросовестность таких поверенных.

Срок уплаты штрафов за нарушения, зафиксированные камерой

Для уплаты штрафов за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, прописали специальные правила (ст. 3001 КУоАП):

— если в течение 5 банковских дней с даты вручения постановления уплатить 50 % штрафа, остальные 50 % спишут. Другими словами, такое постановление считается выполненным;

— если штраф не уплачивается в течение 30 дней (видимо, банковских, но время покажет) со дня вручения постановления — взыскивается пеня в двойном размере штрафа;

— если штраф и пеня не уплачиваются в течение 30 дней с момента возникновения оснований для их взыскания, постановление подлежит принудительному исполнению.

Как видите, для «нормальной» уплаты штрафа есть два срока: льготный (5 банковских дней с даты получения постановления) и стандартный (30 дней с даты вручения постановления)

При этом еще раз заметим: данные сроки действуют только в части уплаты штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме. Штрафы за нарушения ПДД в остальных случаях придется платить в общие сроки.

Штрафные баллы

Это новый вид админвзысканий ( п. 21 ч. 1 ст. 24 КУоАП). Причем такие штрафные баллы будут налагать лишь за нарушения ПДД, которые зафиксированы в автоматическом режиме (см. выше). Но учтите: их введение — не закручивание гаек, а, скорее, наоборот.

В двух словах они действуют так:

каждый водитель ежегодно с начала года (или с даты получения права управления авто) получает 150 баллов

Не больше, не меньше — независимо от статуса водителя, числа зарегистрированных на него машин и т. п. Такие баллы не уходят в «минус» и не переносятся на следующий год.

Затем, если водитель совершает нарушение ПДД, которое фиксируется в автоматическом режиме (см. выше), то с него списывается число штрафных баллов, которое предусмотрено санкцией статьи. При этом реальный штраф на водителя не наложат до тех пор, пока с него не спишут все баллы, выделенные ему на год.

Все это хорошо, но действует такой порядок только в части нарушений, приведенных в чч. 1 и 2 ст. 122 КУоАП* (превышение скорости больше чем на 20 км/ч, проезд на запрещающий сигнал регулирования дорожного движения и т. п.). Причем за каждое такое нарушение полагается 50 штрафных баллов. Так что, грубо говоря, в год на камеру можно попасться 3 раза. И только после этого начнут штрафовать.

* При этом под вопросом штраф по ст. 123 КУоАП (если нарушение зафиксировано в автоматическом режиме). В этом случае штрафные баллы не предусмотрены. При этом формально получается, что, пока у вас в запасе есть баллы, за нарушения по этой статье не могут наложить ни штрафные баллы, ни реальный штраф. Но, как мы уже сказали, это лишь формально.

И еще один момент, касающийся таких штрафных баллов: налагать их будут в порядке, предусмотренном для нарушений, которые зафиксированы в автоматическом режиме. То есть в первую очередь проблемы возникнут у собственника авто.

Прочие новшества

Законодатель предусмотрел и ряд других новшеств — не таких важных, как предыдущие, но тоже интересных. Назовем несколько из них.

Информирование собственника авто о нарушениях. Данные о нарушениях ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме, по желанию собственника авто могут передаваться на его мобильный или e-mail. Для этого ему нужно подать заявление в уполномоченное подразделение МВД.

Вилка по штрафам. В отношении ряда штрафов за нарушения ПДД нардепы убрали вилку, оставив при этом минимальную. Так, например, за нарушения ч. 3 ст. 122 КУоАП (превышение ограничения скорости движения больше чем на 50 км/ч и т. п.) предусматривался штраф от 30 до 40 ннмдг. В результате указанных изменений такой штраф составляет 30 ннмдг.

Протокол об админправонарушении. При выявлении нарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции** (причем не только нарушений ПДД), протоколы не составляются. В этом ключе было бы интересно узнать, как должностные лица полиции будут фиксировать правонарушения.

** Перечень таких нарушений дан в ст. 222 КУоАП.

Уплата штрафа на месте нарушения — по безналу. Штраф за нарушения ПДД можно уплатить на месте совершения нарушения — правда, лишь в безналичной форме, при помощи платежных устройств. Для этого, судя по всему, должностных лиц Национальной полиции должны обеспечить соответствующими платежными терминалами.

Данные видеорегистратора — доказательства. Здесь все очевидно. Другое дело, что сведения видеорегистраторов использовались судами в качестве доказательств и раньше.

Когда все это заработает?

Закон № 596 заработал с 8 августа 2015 года (с даты его официального опубликования в газете «Голос України»). При этом отдельные его положения вступят в силу лишь 7 ноября 2015 года***. Но это лишь формальная сторона. Чтобы эти изменения полноценно заработали, потребуется принять подзаконную «нормативку» и решить ворох технических вопросов. Так что, вполне вероятно, по факту данные новшества (в части видеофиксации и штрафных баллов) начнут применяться еще не скоро.

*** К сожалению, при формулировке норм, определяющих дату вступления в силу Закона № 596, законодатель допустил ряд неточностей.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше