Темы статей
Выбрать темы

Ваш поставщик — сельхозпроизводитель? Не затягивайте с расчетами!

Адамович Наталия, налоговый эксперт
К нам на «горячую линию» поступил довольно интересный вопрос от одного из наших читателей. Торговое предприятие (розничный торговец) заключило с производителями сельхозпродукции прямые договоры на ее поставку. Грозит ли ему штраф, предусмотренный Указом Президента Украины от 16.03.95 г. № 227/95, в случае задержки расчетов с производителем сельхозпродукции? Давайте разбираться.

Да, торговому предприятию, нарушившему сроки для перечисления сельхозтоваропроизводителю инкассированной выручки за реализованную сельхозпродукцию, может грозить штраф.

Что за штраф?

Как прописано в ст. 4 Указа Президента Украины «О мерах по нормализации платежной дисциплины в народном хозяйстве Украины» от 16.03.95 г. № 227/95 (далее — Указ № 227), предприятия оптовой и розничной торговли независимо от форм собственности должны перечислить инкассированную выручку от реализации сельхозпродукции и продовольствия, приобретенных у товаропроизводителей агропромышленного комплекса Украины, за вычетом торговой наценки, не позднее следующего дня после дня зачисления выручки на счета поставщиков. И дальше спать спокойно.

В случае если вы (1) используете эти средства на другие цели либо (2) оставите их на счете или (3) проведете различного рода операции по незачислению средств на банковские счета товаропроизводителей агропромышленного комплекса, то

органы ГНС в бесспорном порядке начислят в местный бюджет штраф в размере 50 % от сумм, не перечисленных в установленные сроки

Кроме того, в этой статье Указа № 227 предусмотрена и некая пеня в размере 1,5 % от суммы платежа в пользу товаропроизводителя сельхозпродукции и продовольствия и 1,5 % от суммы платежа в местный бюджет за каждый банковский день просрочки платежа, если больший размер пени не обусловлен соглашением сторон, с дальнейшим направлением начисленных сумм на поддержку товаропроизводителей сельхозпродукции.

Сам Указ № 227 не дает четкого определения, какие предприятия следует считать товаропроизводителями аграрного комплекса, не определяет и что следует считать сельхозпродукцией.

Поэтому пояснения будем искать в профильных нормативных актах.

Под товаропроизводителями агропромышленного комплекса следует понимать предприятия всех форм собственности и хозяйствования, которые изготовляют сельхозпродукцию и/или перерабатывают ее и передают эту продукцию и продовольствие для реализации предприятиям оптовой и розничной торговли.

Ведь именно такие предприятия находятся «под крылом» Минагрополитики — органа, возглавляющего агропромышленный комплекс Украины (см. Положение о Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 23.04.2011 г. № 500/2011).

Сельскохозяйственной продукцией (сельскохозяйственными товарами) являются товары, указанные в группах 1 — 24 УКТ ВЭД согласно Закону Украины «О Таможенном тарифе Украины», если при этом такие товары (продукция) выращиваются, откармливаются, вылавливаются, собираются, изготавливаются, производятся, перерабатываются непосредственно производителем этих товаров (продукции), а также продукты обработки и переработки этих товаров (продукции), если они были приобретены или произведены на собственных или арендованных мощностях (площадях).

То есть ответственность может ожидать предприятия оптовой и розничной торговли, если:

1) поставщиком сельхозпродукции и продовольствия является непосредственно ее производитель и/или переработчик (товаропроизводитель АПК) и

2) при расчетах с таким поставщиком нарушены сроки перечисления выручки от реализации сельхозпродукции и продовольствия.

Скорее жив, чем мертв

Указ № 227 хоть и старый, но действующий. Поэтому есть риск применения штрафов, предусмотренных его нормами. Причем даже несмотря на то, что данный Указ — не закон (тем более не Кодекс), и согласно ст. 113 НКУ, по сути, этот штраф не должен применяться налоговиками к плательщикам.

Однако о том, что этот штраф «живой», свидетельствует и консультация, размещенная в подкатегории 109.21 БЗ. На вопрос, какая ответственность грозит предприятию торговли за неперечисление сельхозпроизводителю инкассированной выручки, налоговики в ответ полностью процитировали ст. 4 Указа № 227.

Заметим, что признают применение этого штрафа и высшие судебные инстанции (см. постановление ВАСУ от 25.03.2015 г. № К/9991/5928/12). Правда, суды настаивают на том, что этот штраф применяется только в части расчетов, проведенных за наличные средства. То есть когда наличная выручка прошла через кассу торгового предприятия и потом сдана (инкассирована) в банк.

По мнению судов, инкассированная выручка согласно ст. 4 Указа № 227 представляет собой наличные средства, которые:

1) поступили в кассу предприятия оптовой или розничной торговли как выручка от реализации сельхозпродукции,

2) были сданы в банк на текущий счет предприятия и 3) должны быть перечислены (за исключением торговой наценки) товаропроизводителю агропромышленного комплекса не позднее следующего дня после их зачисления на текущий счет предприятия.

Если же расчеты за сельхозпродукцию были произведены в безналичной форме* (деньги торговому предприятию за проданную им сельхозпродукцию поступили сразу на банковский счет минуя кассу), то штраф к такой выручке при ее несвоевременном перечислении на счет сельхозпроизводителя не применяется.

* Безналичные расчеты — перечисление определенной суммы денежных средств со счетов плательщиков на счета получателей средств ( п. 1.4 Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением НБУ от 21.01.2004 г. № 22).

Обратите внимание! К безналичной форме расчетов относится и прием денег в случае, когда покупатели рассчитываются с помощью банковских платежных карточек (БПК). При расчете БПК происходит перевод средств со счета плательщика или с соответствующего счета банка с целью оплаты стоимости товаров.

Как видим, время идет, а штрафная норма из Указа № 227 остается на месте. Поэтому в этом плане у предприятий как оптовой, так и розничной торговли, работающих по прямым договорам с товаропроизводителями АПК при продаже сельхозпродукции по безналу, есть некий маневр для обхода этого штрафа.

Хотя налоговики при проверках соблюдения норм ст. 4 Указа № 227 часто игнорируют словосочетание «инкассированная выручка» и применяют этот штраф абсолютно ко всей выручке предприятия, полученной от реализации сельхозпродукции или продовольствия (в том числе и по безналу).

Поэтому не стесняйтесь и при проверке указывайте налоговикам на этот факт.

выводы

  • Рассчитаться с поставщиком-сельхозпроизводителем/переработчиком за поставленную им сельхозпродукцию торговое предприятие должно не позднее следующего дня после зачисления выручки на банковский счет.
  • Иначе торговое предприятие может поплатиться штрафом в размере 50 % от суммы выручки и заплатить «двойную» пеню.
  • Ответственность налагается в части наличной выручки, инкассированной в банк. Выручка, полученная торговым предприятием в безналичной форме, под штраф не подпадает.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше