Темы статей
Выбрать темы

Письма «счастья»: запросы от силовиков

Смердов Виталий, налоговый эксперт
В «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19 вы могли ознакомиться с тем, как реагировать на запросы налоговых органов. Сегодня же вы узнаете, как поступать при получении запросов от силовиков — милиции (в том числе налоговой) и СБУ. Прокуратуру пока не затрагиваем — ей в свете грядущих изменений мы посвятим отдельную статью*.
img 1

* Дело в том, что с 15 июля 2015 года вступил в силу новый Закон Украины «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII. При этом ВРУ уже успела внести в него существенные изменения (последние были приняты на днях и 14 июля подписаны Президентом).

Начнем с того, что порядок представления запросов от упомянутых в преамбуле органов урегулирован не так прозрачно, как в части запросов налоговиков. В связи с этим здесь, как никогда, важно помнить базовое правило из ст. 19 Конституции Украины:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины

Другими словами, если сомневаетесь в правомерности того или иного запроса, открывайте профильный закон, регулирующий деятельность силовиков, а также нормативку, на которую содержатся ссылки в таком запросе и проверяйте, есть ли у них подобные полномочия. Кроме того, проверьте наличие в запросе ссылок на основания для его направления (без них запрос едва ли можно считать правомерным).

Запрос из милиции (в том числе налоговой)

Начнем с того, что 2 июля ВРУ приняла закон, которым предусмотрено создание Национальной полиции (на момент написания этой статьи он передан на подпись Президенту). Планируется, что он, за некоторыми исключениями, вступит в силу через 3 месяца со дня, следующего за днем официального опубликования. С этой же даты утратит силу Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII (далее — Закон о милиции). В связи с этим порядок направления запросов немного изменится. Но, несмотря на это, львиная доля выводов статьи останется актуальной — в частности, в отношении запросов в рамках уголовного производства и оперативно-розыскной деятельности. А теперь к сути дела.

Подразделения милиции вправе направлять запросы предприятиям (независимо от формы собственности). Но делать они это могут лишь в установленном порядке, который, увы, нередко нарушается. Предлагаем разобрать самые «популярные» основания для запросов и порядок их реализации.

Сведения, связанные с производством по преступлениям. Милиция вправе получать беспрепятственно и бесплатно, в частности, от предприятий на письменный запрос сведения (в том числе те, которые содержат коммерческую/банковскую тайну), необходимые в делах по преступлениям, которые находятся в производстве милиции*.

* Получение от банков сведений, которые содержат банковскую тайну, осуществляется согласно Закону Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III.

Данная норма содержится в п. 17 ч. 1 ст. 11 Закона Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII (далее — Закон о милиции) и является базовой для любого подразделения, которое входит в структуру милиции. Это касается, в том числе, налоговой милиции и Государственной службы по борьбе с экономической преступностью (далее — ГСБЭП).

Только учите: сама по себе она применяться не может. Ведь, как видите, на основании нее могут запрашивать лишь сведения о преступлениях, которые находятся в производстве милиции (причем они могут касаться и ваших контрагентов). Но поскольку такая деятельность связана с уголовным производством, осуществляться она может только по правилам Уголовного процессуального кодекса Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI (далее — УПК). Применять же в данной сфере нормы других законов (в том числе упомянутого Закона о милиции), противоречащих ему, нельзя. Об этом прямо говорит ч. 3 ст. 9 УПК.

В рамках уголовного производства доступ к документам органам милиции нужен для сбора доказательств. Их сбор осуществляется, в частности, путем истребования и получения документов от предприятий ( ч. 2 ст. 93 УПК). Причем практика показывает, что часто запросы направляют непосредственно на основании этой нормы. По нашему мнению, такой подход является не совсем верным — ведь ч. 2 ст. 93 УПК носит общий характер и не содержит порядка истребования/получения документов. Но, увы, его поддерживает ВССУ (см. п. 18 письма от 05.04.2013 г. № 223-558/0/4-13). В этом ключе ситуацию сглаживает то, что, получив запрос, направленный согласно ч. 2 ст. 93 УПК, вы вправе самостоятельно решить — отвечать на него или нет (добровольность ваших действий на этом этапе подтверждают и суды — см., в частности, упомянутое письмо ВССУ). Тем более, если такой запрос:

— направил не следователь, а работник оперативного подразделения (в том числе ГСБЭП). Дело в том, что, по общему правилу, оперативные подразделения действуют только по поручению следователя/прокурора (в антикоррупционные тонкости сейчас не вникаем). При этом последние не вправе поручать оперативным подразделениям истребовать/получать документы** ( п. 3 ч. 2 ст. 40 УПК);

— адресован вам устно (и это даже несмотря на то, что в ч. 2 ст. 93 УПК отсутствуют требования к форме запроса);

— не содержит даты и номера уголовного производства согласно Единому реестру досудебных расследований. И это важно. Ведь, во-первых, данные сведения фактически подтверждают, что запрос действительно связан с конкретным преступлением и направлен на выполнение ч. 2 ст. 93 УПК. Во-вторых, до внесения записи в упомянутый Реестр осуществлять досудебное расследование, в общем случае, запрещено.

** Это связано с тем, что указанным подразделениям могут поручить проведение лишь следственных и негласных следственных действий. В свою очередь, предоставление временного доступа к документам к таким действиям не относится. С точки зрения УПК, это мера обеспечения уголовного производства ( п. 5 ч. 2 ст. 131 УПК).

Если решите отказать милиции в предоставлении запрашиваемых сведений, то, как и в случае с налоговиками, лучше не отмалчиваться, а направить мотивированный отказ. Выглядеть он может так:

<…>

На запит УМВС у Харківській області від 24.06.2015 р. № 444/06 (далі — запит) повідомляємо наступне.

Відповідно до ст. 19 Конституції України органи державної влади та органи місцевого самоврядування, їх посадові особи зобов’язані діяти лише на підставі, в межах повноважень та у спосіб, що передбачені Конституцією та законами України.

Зазначений запит пов’язаний з кримінальним провадженням від 15.05.2015 р. № 12345678912345678. У зв’язку з цим повідомляємо, що згідно з ч. 2 ст. 93 Кримінального процесуального кодексу України від 13.04.2012 р. № 4651-VI (далі — КПК) сторона обвинувачення здійснює збирання доказів шляхом проведення слідчих (розшукових) дій та негласних слідчих (розшукових) дій, витребування та отримання від органів державної влади, органів місцевого самоврядування, підприємств, установ та організацій, службових та фізичних осіб речей, документів, відомостей, висновків експертів, висновків ревізій та актів перевірок, проведення інших процесуальних дій, передбачених цим Кодексом.

За КПК можливість знайомитися с речами і документами, робити їх копії чи вилучати їх здійснюється у формі тимчасового доступу до речей і документів. Відповідно до ч. 2 ст. 159 КПК він здійснюється на підставі ухвали слідчого судді, суду.

У зв’язку з цим зобов’язуємося надати всі необхідні документи після пред’явлення оригіналу такої ухвали та надання її копії, як то передбачено ч. 2 ст. 165 КПК. До цього моменту у наданні відповідних документів вимушені відмовити.

<…>

И еще одно: как мы уже говорили, предоставление документов на этом этапе носит добровольный характер. Поэтому если и ответить отказом, привлечь к админответственности по ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X вас не смогут.

Совсем иначе обстоит дело в случае вынесения следственным судьей определения о временном доступе к документам. Это может произойти сразу или после вашего отказа (см. выше). И, к сожалению, с ним уже придется считаться ( ч. 1 ст. 165 УПК). Причем заметьте:

— предоставление временного доступа к документам не обязательно означает, что вам нужно будет «расставаться» с их оригиналами. Данный режим дает право доступа к ним, а также право делать их копии ( ч. 1 ст. 159 УПК). Изъять же их оригиналы могут только в том случае, если об этом есть прямое указание в самом определении ( п. 6 ч. 1 ст. 164 УПК);

— по общему правилу, обжаловать такое определение нельзя. Сделать это можно только в том случае, если на основании такого определения проводится изъятие документов, без которых предприятие не может осуществлять свою деятельность ( п. 10 ч. 1 ст. 309 УПК);

— воспользоваться правом на временный доступ к документам может лишь то лицо, которое указано в определении следственного судьи ( п. 1 ч. 1 ст. 164 УПК);

— вы обязаны предоставить право доступа только к тем документам, сведения о которых содержатся в определении следственного судьи ( п. 5 ч. 1 ст. 164 УПК);

— реализовать право на временный доступ к документам следователь может лишь в пределах срока действия определения. Он фиксируется в таком определении, но не может превышать 1 месяца ( п. 7 ч. 1 ст. 164 УПК);

— предоставить право доступа к документам придется даже в том случае, если они содержат охраняемую законом тайну: в частности, коммерческую/банковскую тайну, персональные данные и т. п.

Если на такое определение не отреагировать, суд по ходатайству следователя сможет вынести определение о проведении обыска для изъятия соответствующих документов ( ч. 1 ст. 166 УПК)

Приятного в этом мало. Более того, подобного поворота стоит избегать еще и потому, что умышленное невыполнение определения суда приводит к уголовной ответственности по ст. 382 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Сведения в рамках оперативно-розыскной деятельности. Доступ к документам, характеризующим деятельность предприятия, органы милиции вправе получить и в рамках оперативно-розыскной деятельности* (далее — ОРД). Об этом см. п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.92 г. № 2135 (далее — Закон № 2135). Но учтите:

— это право предоставлено только оперативным подразделениям соответствующих органов. В случае с МВД это уголовная милиция (при этом ГСБЭП входит в структуру именно уголовной милиции), специальная милиция, подразделения внутренней безопасности, судебная милиция. А в части налоговиков — оперативные подразделения налоговой милиции и подразделения, которые занимаются борьбой с контрабандой (ст. 5 Закона № 2135). Никто другой — в том числе другие подразделения названных органов — такую деятельность осуществлять не вправе (ст. 5 Закона № 2135);

— такое право упомянутые органы получат лишь в случае принятия решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий и заведения оперативно-розыскного дела. В то же время узнать реквизиты такого решения у вас, к сожалению, вряд ли получится. Сведения, которые фиксируют в соответствующем постановлении, как и номер оперативно-розыскного дела, чиновники считают информацией, которая не подлежит разглашению (см. письмо Минюста от 15.07.2009 г. № Н-16798). Хотя признаемся, мнение это не бесспорно (см. письмо Госкомпредпринимательства от 07.07.2009 г. № 8095).

* Заметьте, что такая деятельность может осуществляться как до, так и после начала досудебного расследования.

А теперь запомните важную деталь: упомянутые органы могут лишь ознакомляться с такими документами и делать их копии, причем

по требованию руководителя предприятия — лишь на территории предприятия

То есть, по общему правилу, при получении запроса от соответствующих подразделений вы вправе отказать в направлении документов и потребовать, чтобы они ознакомились с ними на территории предприятия. Тем более, что п. 4 ч. 1 ст. 8 Закона № 2135 не содержит ни порядка (даже общего), ни сроков для их предоставления. При этом учтите: в данном случае лучше не отмалчиваться, а предоставить оперативникам мотивированный ответ.

Совсем иначе будет обстоять дело, если по данному вопросу следственный судья вынесет определение об истребовании соответствующих документов. В этом случае уже никуда не деться — придется их предоставить. Об этом читайте выше в части временного доступа к документам ( гл. 15 УПК).

Сведения в рамках милицейских проверок. Органы милиции вправе, в частности, истребовать и изымать у предприятий оригиналы документов, которые свидетельствуют о правонарушениях (п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции). Правда, такие действия они вправе совершить лишь при условии:

— что такие документы подтверждают факт нарушения законодательства;

проведения проверки предприятия. При этом в вопросе проведения таких проверок не все так просто. С одной стороны, есть основания отстаивать незаконность таких проверок. Порядок их проведения должен утвердить Кабмин, но он этого еще не сделал (и вряд ли сделает, учитывая последние изменения — см. в начале статьи). Кроме того, предпосылкой таких проверок является соответствующее направление. Его форма утверждена приказом МВД от 11.11.2006 г. № 1110, однако этот приказ не зарегистрирован в Минюсте и не опубликован. Именно поэтому можно говорить о том, что милиция не вправе проводить проверки согласно п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции**. В ряде случаев это даже удавалось доказать в суде (см. определение ВАСУ от 05.06.2011 г. по делу № К-46628/09). Но, с другой стороны, отказывать в проведении проверки по указанным основаниям все же опасно. Дело в том, что есть масса решений судов, которые признают за милицией такое право, — и нерегистрация/неопубликование упомянутого приказа этому не мешали (см. определение ВАСУ от 26.03.2015 г. по делу № К/800/5109/15). Учитывая это, отказывать в проведении проверки, считаем, стоит только тогда, когда направление на нее не отвечает требованиям п. 24 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции: к примеру, в нем отсутствует подпись руководителя подразделения милиции и/или печать и т. п.;

— присутствия понятых (при этом Закон о милиции не уточняет, сколько их должно быть) и руководителей такого предприятия;

наличия решения суда. До вынесения такого решения они вправе лишь изучать такие документы и делать их копии (причем, опять же, в присутствии понятых и руководителей предприятия).

Если данные условия не соблюдаются, оснований для истребования/изъятия документов милицией нет. Подтверждает это, в частности, пара ситуаций из жизни:

— документы запрашиваются на основании указанной статьи, в то время как в отношении предприятия не проводится никакой проверки (см. постановление Киевского апелляционного административного суда от 18.03.2009 г. по делу № 22-а-3134/08);

— проверка проводилась при отсутствии руководителя или его представителя (см. постановление Донецкого апелляционного административного суда от 19.12.2011 г. по делу № 2а-7172/10/0570).

** По мнению Госкомпредпринимательства, в этом ключе нужно ориентироваться на Закон Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (см. письмо от 12.05.2010 г. № 5869). Но, конечно, это не касается проверок в рамках ОРД.

Сведения, которые требуются налоговой милиции. Если посмотреть на структуру ГФСУ (в частности, на ее официальном сайте), то прямого упоминания о налоговой милиции в ней не найти. Вместо этого функции, присущие ей, разбросаны по соответствующим управлениям (в частности, оперативному, следственному управлению финансовых расследований). Но несмотря на это, Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) все еще использует термин «налоговая милиция». Поэтому ориентироваться будем именно на него. Так вот: налоговая милиция подпадает под действие пп. 14 и 24 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции (п. 351.1 НКУ) и Закона № 2135, а потому для нее справедливо все то, с чем вы ознакомились выше.

Но есть ли у данного органа дополнительные полномочия? Для ответа вспомним, что налоговой милиции предоставлены права, предусмотренные п.п. 20.1.2 НКУ, — в части предоставления заверенных надлежащим образом копий документов. Это, в свою очередь, значит, что данный орган вправе запрашивать у вас сведения согласно п. 73.3 НКУ. На первый взгляд, все просто (тем более, что с порядком ответа на такие запросы вы могли ознакомиться здесь — «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 50, с. 19). Однако, увы, это впечатление обманчиво.

Дело в том, что единственным подходящим основанием для направления налоговой милицией запроса по п. 73.3 НКУ является выявление нарушения плательщиком подконтрольного налоговикам законодательства (требования к составлению запроса по этому основанию см. в упомянутой выше публикации).

Также далеко не прозрачно выглядят и последствия отказа в предоставлении ответа на подобный запрос

В общем случае, такой отказ влечет за собой документальную внеплановую проверку (если она не подпадает под «проверочный» мораторий) — п.п. 78.1.1 НКУ. Но налоговая милиция проводить ее не вправе*. Сделать это могут только налоговики, вот только запрос отправляли-то не они… Могут ли они в этом ключе провести такую проверку? Увы, такая вероятность есть — формальная конструкция п.п. 78.1.1 НКУ позволяет им (но не налоговой милиции) инициировать такую проверку**.

* Налоговая милиция вправе проводить проверки плательщиков только в том случае, если они связаны с ОРД или осуществлением уголовного производства в отношении таких плательщиков/их должностных лиц ( п. 78.3 НКУ).

** Связано это с тем, что налоговая милиция является не самостоятельным органом, а входит в структуру контролирующих органов ( п. 41.1 НКУ).

Запросы от СБУ

Органы СБУ также могут направить предприятию запрос. И оснований для этого, к сожалению, немало. Причем в данном вопросе нужно также учитывать выводы масштабного разъяснения СБУ от 21.11.2014 г. (далее — разъяснение).

Сведения, необходимые для обеспечения государственной безопасности. Их предоставление основано на п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «О службе безопасности Украины» от 25.03.92 г. № 2229-XII (далее — Закон об СБУ). Увы, порядок их предоставления прописан скупо, что, в свою очередь, развязывает чиновникам руки. Можно выделить лишь несколько требований к такому запросу:

— он должен быть зафиксирован в письменной форме (см. разъяснение);

— его должен направить руководитель органа СБУ. Если точнее, в запросе должна присутствовать именно его подпись*;

— в запросе должно быть зафиксировано основание для его направления (в том числе ссылка на упомянутую норму Закона об СБУ). Это, кстати, подтверждается и указанным выше разъяснением.

* Что касается подписи его заместителя, то, строго говоря, ее недостаточно. По крайней мере, в тех случаях, когда это допускается, данный момент прямо прописывают в законе. За примером далеко ходить не придется — достаточно вспомнить требования к запросу от налоговиков ( п. 73.3 НКУ).

При этом интересно, что СБУ не считает обязательным скреплять такие запросы печатью. По нашему мнению, это неправильно. Ведь согласно ст. 9 Закона об СБУ Центральное управление СБУ, а также прочие органы и учреждения, которые входят в систему СБУ, имеют гербовую печать, прочие печати и штампы. Ведь не для красоты же прописали данную норму ☺.

Сведения при осуществлении СБУ мероприятий по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности. Не удивляйтесь, подобный запрос возможен даже в том случае, если предприятие ни в чем подобном не замешано. В частности, он может быть вызван интересом СБУ к вашему контрагенту. Причем в данном случае от вас могут потребовать (п. 1 ч. 2 ст. 25 Закона об СБУ):

— информацию и документы об операциях, состоянии счетов и движении средств на них за определенный промежуток времени (с расшифровкой сумм, даты, назначения и контрагента платежа), вкладах, а также внутренних и ВЭД-договорах;

— удостоверенные копии документов, на основании которых открывались счета предприятия.

Что касается требований к запросу, то здесь ситуация по сути такая же, как и в предыдущем случае. В Законе есть упоминание разве что о том, что он должен быть письменным, направляться руководителем органа СБУ или оперативного подразделения СБУ в порядке, установленным законом. Что это за закон, до конца не ясно. В разъяснении об этом тоже ни слова. Но, несмотря на это, ответить на такой запрос придется. Тем более, что сроки для этого зафиксировали прямо в Законе: ответить на него нужно немедленно, а если это невозможно — в течение 10 суток.

Сведения в рамках ОРД. Как и органы милиции, оперативные подразделения СБУ вправе ознакомляться с документами в рамках ОРД. Законодательная основа здесь та же — Закон № 2135. Не отличается и порядок реализации данного права. При этом, к счастью, СБУ соглашается с тем, что истребовать документы в данном случае можно лишь на основании определения следственного судьи (см. разъяснение).

Сведения, связанные с производством по преступлениям. Такие сведения следователи СБУ вправе запрашивать в порядке, предусмотренном УПК. Порядок в данном случае тот же, с которым вы могли ознакомиться выше. Это значит, что вы обязаны предоставить доступ к соответствующим документам лишь после получения определения следственного судьи. Пока этого не случилось, удовлетворить запрос следователя СБУ вы можете лишь в добровольном порядке. В целом, с этим согласно и данное ведомство (см. разъяснение). Только, увы, по его мнению, обратиться с подобным требованием могут и оперативные подразделения СБУ — хотя, как мы уже говорили, они на это не уполномочены. В любом случае, положения дел это особо не меняет — главным сигналом для предоставления доступа к документам является определение следственного судьи.

Сведения при осуществлении СБУ борьбы с организованной преступностью. С недавнего времени данная деятельность — лишь в компетенции СБУ**. При этом в ее рамках руководители специальных подразделений СБУ по борьбе с организованной преступностью вправе получать от предприятий информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, внутренних и ВЭД-договорах ( п. «б» ч. 2 ст. 12 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от 30.06.93 г. № 3341-XII). Требований к оформлению запроса, в Законе, к сожалению, нет. Поэтому для него характерны те же проблемы, с которыми вы уже ознакомились выше (в том числе в части печати). Разве что, заметим, такой запрос должен быть оформлен в письменной форме и с обязательным указанием на основания для его направления (включая ссылку на упомянутую норму). И еще одно: как видите, направить его может лишь руководитель специального подразделения СБУ по борьбе с организованной преступностью — именно его подпись должна присутствовать в запросе.

** Что касается УБОП, то напомним: его исключили из числа подразделений, осуществляющих борьбу с организованной преступностью (см. Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования органов внутренних дел» от 12.02.2015 г. № 193-VIII).

Ответить на него нужно немедленно, а если это невозможно — в течение 10 суток.

Сведения в рамках контрразведывательной деятельности. В пределах этой деятельности СБУ вправе истребовать, собирать и изучать, при наличии определенных законом оснований, документы и сведения, которые характеризуют деятельность предприятий ( п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона Украины «О контрразведывательной деятельности» от 26.12.2002 г. № 374-IV, далее — Закон № 374). Как видите, подобные действия органы СБУ могут проводить лишь при наличии определенных законом оснований — они перечислены в ст. 6 Закона № 374. Правда, сформулированы они довольно широко (в частности, там присутствует такое основание, как информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти), а потому вряд ли помогут защититься. Причем учтите: данная деятельность не подпадает под ограничения Закона № 2135 (кроме случаев, прямо указанных в законе), а потому решение суда органам СБУ для этого не требуется. Об этом свидетельствует, в частности, и определение Киевского апелляционного административного суда от 08.07.2010 г. по делу № 2а-4064/09/2670.

Форма запроса, к сожалению, не определена. С этим соглашаются и суды (см. определение Харьковского апелляционного административного суда от 29.01.2013 г. по делу № 2а-9496/12/2070). СБУ тоже подтверждает это и, вместе с тем, указывает, что на практике он составляется в письменной форме. При этом в нем должны присутствовать ссылки на нормативные основания для направления запроса (включая ссылку на указанную норму). Но, к сожалению, требовать развернутой информации об основаниях в данном случае нельзя (об этом см. определение Киевского апелляционного административного суда от 03.02.2015 г. по делу № 826/16668/14).

Также заметьте: отсутствие в запросе сведений о проведении контрразведывательных мероприятий не является нарушением законодательства и не приводит к его недействительности. Тем более, что раскрывать подобные сведения запрещено (ст. 9 Закона № 374).

Все это приводит к тому, что на подобные запросы СБУ придется отвечать практически всегда ☹.

выводы

  • В любом запросе должна содержаться ссылка на норму закона, послужившую основанием для его направления.

  • Удовлетворение запроса в рамках уголовного производства (в части запросов как МВД, так и СБУ) является обязательным только в том случае, если он оформлен определением следственного судьи.

  • При поступлении запроса МВД или СБУ в рамках ОРД вы вправе требовать, чтобы ознакомление с документами (снятие с них копий) происходило на территории предприятия. Истребовать их могут лишь при наличии определения следственного судьи.

  • Налоговая милиция также вправе направлять запросы, в том числе по основаниям, предусмотренным НКУ.

Теги запрос
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше