Темы статей
Выбрать темы

Турагент за туроператора (не) в ответе?

Виталий Смердов, налоговый эксперт
Турист не получил услуг, оплаченных туроператору. Но требование о возмещении убытков предъявил не ему, а нам, как турагенту. Должны ли мы удовлетворить подобное требование?

Туристический продукт формирует и продает лишь туроператор. Причем делать он это может непосредственно или через турагента. В последнем случае отношения между ними строятся, как правило, на основании агентского договора. Как же быть, если туроператор получил оплату, но так и не предоставил услугу?

За ненадлежащее выполнение своих обязательств туроператор, турагент и прочие субъекты туристической деятельности несут имущественную и другую ответственность, предусмотренную договором ( ст. 32 Закона о туризме). При этом отдельной нормой установлено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора на туристическое обслуживание ответственность перед туристом несет туроператор* ( ст. 20 Закона о туризме). Причем норма сформулирована таким образом, что изменить ее при помощи договора нельзя.

Такой подход, в целом, закономерен. Ведь посмотрите сами: как мы уже говорили, между турагентом и туроператором, в общем случае, заключается агентский договор. А потому турагент в этом случае выполняет лишь скромную роль посредника, действующего от имени, в интересах, под контролем и за счет туроператора (ч. 1 ст. 295 ХКУ). Поэтому если услуга туристу не предоставлена, то и отвечать перед ним должен именно туроператор. Причем независимо от того, чем это вызвано: его неплатежеспособностью, банкротством или прочими обстоятельствами*.

* Такая ответственность снимается с него лишь в нескольких случаях, названных в ст. 20 Закона о туризме. В частности, если невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора произошло по вине самого туриста и т. п.

С турагента же в таком случае взятки гладки. Данный вывод подтверждает и ВСУ в письме от 01.02.2013 г. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 65, с. 4). И более того — суд указал, что этот подход не изменится даже в том случае, если турагент будет действовать от своего имени (на основании договора комиссии — как показывает практика, такое случается).

Но тут возникает еще один вопрос: что, если услуга не была предоставлена из-за того, что турагент нарушил свои обязательства перед туроператором? Например, получил от туриста средства в счет оплаты услуги, но так и не передал их туроператору. Для подобных случаев в агентских договорах, как правило, фиксируют особые пункты. Они, чаще всего, предусматривают освобождение туроператора от любой ответственности, связанной с выполнением обязательств по договору. Все это хорошо и, на первый взгляд, правильно. Только вот откуда туристу знать условия договора между турагентом и туроператором, а также то, по чьей вине он не получил услугу? Не утруждайте себя ответом — ниоткуда. По крайней мере, Закон о туризме не предусматривает для них ни прав, ни обязанностей собирать подобные сведения.

В этом ключе самым подходящим выходом для туриста будет требовать возмещения убытков с туроператора — на основании упомянутой ст. 20 Закона о туризме. Ведь обязанность туроператора по договору — предоставить туристический продукт. Он ее не выполнил, а причины невыполнения волновать туриста уже не должны. Туроператор, в свою очередь, сможет взыскать убытки с турагента — на основании ч. 1 ст. 303 ХКУ.

Виталий Смердов, налоговый эксперт

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше