Темы статей
Выбрать темы

Кодекс ответственности. 3. Санкции, налагаемые органами ГФСУ (ч. 2)

редактор Вороная Наталья, налоговые эксперты Чернышова Наталья, Смердов Виталий, Савченко Елена, Хмелевская Оксана

3.4. Ответственность за нарушение налогового законодательства

За нарушение законов по вопросам налого­обложения и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на ГФСУ, применяют такие виды юридической ответственности ( п. 111.1 НКУ):

— финансовую;

— административную;

— уголовную.

Однако, по нашему мнению, указанный перечень не является исчерпывающим. Например, должностные лица налогоплательщиков за отдельные нарушения могут быть привлечены также к дисциплинарной ответственности в соответствии с КЗоТ (выговор или увольнение).

Финансовую ответственность применяют в виде штрафных (финансовых) санкций (штрафов) и/или пени. Напомним определения этих понятий.

Штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) это плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, взимаемая с плательщика налогов в связи с нарушением им требований налогового законодательства и другого законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, а также штрафные санкции за нарушения в сфере ВЭД ( п.п. 14.1.265 НКУ). Штрафные санкции за нарушение требований налогового законодательства предусмотрены ст. 50.1, 117 — 1281, 229 НКУ.

Пеня — это сумма средств в виде процентов, начисленных на суммы денежных обязательств, не уплаченных в установленные законодательством сроки ( п.п. 14.1.162 НКУ). Правила расчета пени определены в гл. 12 НКУ.

Обратите внимание: если за нарушение законов по вопросам налогообложения (другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФСУ) к финансовой ответственности привлечен плательщик налогов,

это не освобождает его должностных лиц от административной или уголовной ответственности при наличии соответствующих оснований

Такая норма предусмотрена п. 112.1 НКУ.

Органы ГФСУ рассматривают дела об административных правонарушениях, связанных с ( ст. 2342 КУоАП):

1) нарушением порядка приема наличных денежных средств для дальнейшего их перевода ( ст. 16313 КУоАП);

2) нарушением порядка осуществления наличных расчетов и расчетов с использованием электронных платежных средств за товары (услуги) ( ст. 16315 КУоАП);

3) уклонением от подачи декларации о доходах ( ст. 1641 КУоАП);

4) нарушением законодательства о ЕСВ* ( ст. 1651 КУоАП);

* О санкциях за нарушение законодательства о ЕСВ см. в разделе 4 на с. 69.

5) нарушением порядка прекращения юридического лица ( ч. 3 — 6 ст. 1666 КУоАП);

6) препятствованием уполномоченным лицам органов ГФСУ в проведении проверок ( ст. 18823 КУоАП).

Кроме того, при выявлении ряда других правонарушений фискальные органы не могут самостоятельно выносить постановления о привлечении к административной ответственности, но должны составить протокол об административном правонарушении и передать его в суд для рассмотрения дела по сути. К таким правонарушениям ст. 255 КУоАП относит:

— нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности ( ст. 512 КУоАП);

— нарушение порядка проведения расчетов ( ст. 1551 КУоАП);

— уклонение от возврата выручки в иностранной валюте ( ст. 1621 КУоАП);

— незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов ( ст. 1622 КУоАП);

— нарушение порядка ведения налогового учета, предоставления аудиторских заключений ( ст. 1631 КУоАП);

— непредоставление либо несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов и сборов (обязательных платежей) ( ст. 1632 КУоАП );

— невыполнение законных требований должностных лиц органов ГФСУ ( ст. 1633 КУоАП);

— нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ и предоставления сведений о выплаченных доходах ( ст. 1634 КУоАП);

— нарушение условий выдачи векселей ( ст. 16312 КУоАП);

— нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности ( ст. 164 КУоАП);

— хранение либо транспортировка алкогольных напитков или табачных изделий, на которых нет марок акцизного налога установленного образца ( ст. 1645 КУоАП);

— занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности ( ст. 16416 КУоАП);

— незаконные действия в случае банкротства ( ст. 16616 КУоАП);

— фиктивное банкротство ( ст. 16617 КУоАП);

— изготовление, приобретение, хранение либо реализация фальсифицированных алкогольных напитков или табачных изделий ( ст. 1772 КУоАП).

Детальную информацию о том, какие штрафные санкции применяют к налогоплательщикам и их должностным лицам за нарушение налогового законодательства, приведем в табл. 3.3.

Таблица 3.3. Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства

№ п/п

Основание для применения штрафа

Субъект нарушения (ответственности)

Санкция за нарушение

Нормативно-правовой акт

Административно-хозяйственные санкции*

* Штрафные (финансовые) санкции по результатам деятельности в 2015 году не применяют к плательщикам налога на прибыль за нарушение порядка исчисления и полноты уплаты налога на прибыль, а также правильности заполнения налоговых деклараций по этому налогу ( п. 31 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Кроме того, определенные поблажки имеют и самозанятые лица, которые призваны на военную службу во время мобилизации или привлечены к выполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, во время особого периода, предусмотренного Законом № 3543. Так, указанные лица (независимо от того, имели они наемных работников или нет) на весь период их военной службы освобождены от обязанности начисления, уплаты и подачи налоговой отчетности по НДФЛ и единому налогу при выполнении условий, установленных п. 25 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Следовательно, штрафные санкции за неначисление, неуплату и неподачу налоговой отчетности по этим налогам к таким лицам не применяют.

1

Непредоставление в сроки и в случаях, предусмотренных НКУ, заявлений или документов для постановки на учет в соответствующем органе ГФСУ, регистрации изменений местонахождения или внесения других изменений в свои учетные данные, непредоставление исправленных документов для постановки на учет или внесения изменений*

Самозанятые лица

Штраф в размере 170 грн.

Абзацы первый и второй п. 117.1 НКУ

Юридические лица, обособленные подразделения юридического лица либо юридическое лицо, ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности

Штраф в размере 510 грн.

* Правила постановки на учет плательщиков налогов и внесения изменений в их учетные данные предусмотрены ст. 63 — 66 НКУ и Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Об особенностях применения этой санкции см. на с. 44.

2

Предоставление с ошибками или в неполном объеме, непредоставление сведений о лицах, ответственных за ведение бухгалтерского учета и/или составление налоговой отчетности, в соответствии с требованиями, установленными НКУ*

Самозанятые лица

Штраф в размере 170 грн.

Абзацы первый и второй п. 117.1 НКУ

Юридические лица, обособленные подразделения юридического лица либо юридическое лицо, ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности

Штраф в размере 510 грн.

* Подробнее об этом — на с. 44.

3

Неустранение нарушений, указанных в пп. 1 и 2 этой таблицы, или те же действия, совершенные в течение года* лицом, к которому были применены штрафы за такое нарушение

Самозанятые лица

Штраф в размере 340 грн.

Абзацы третий и четвертый п. 117.1 НКУ

Юридические лица, обособленные подразделения юридического лица либо юридическое лицо, ответственное за начисление и уплату налогов в бюджет при выполнении договора о совместной деятельности

Штраф в размере 1020 грн.

* Здесь и далее под словами «в течение года» следует понимать не календарный год, а период времени, равный 365 (366 — для високосного года) дням, отсчет которых начинается с даты вынесения органом ГФСУ налогового уведомления-решения (см. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом ГНСУ от 06.07.2012 г. № 592 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 59, с. 23).

4

Неуведомление о своем статусе банка или другого финансового учреждения при открытии счета*

Физические лица — предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность

Штраф в размере 340 грн. за каждый случай неуведомления

П. 118.3 НКУ

* Обязанность физических лиц — предпринимателей и лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, уведомлять о своем статусе банки и прочие финансовые учреждения, в которых такие лица открывают счета, предусмотрена п. 69.7 НКУ.

5

Непредоставление или нарушение порядка предоставления налогоплательщиком информации для формирования и ведения Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов, предусмотренного НКУ*

Физлица — плательщики налогов

Штраф в размере 85 грн.

Абзацы первый и второй п. 119.1 НКУ

Те же действия, совершенные лицом, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение

Физлица — плательщики налогов

Штраф в размере 170 грн.

Абзацы третий и четвертый п. 119.1 НКУ

* Напомним: физлица — плательщики налогов согласно п. 70.7 НКУ обязаны подавать органам ГФСУ сведения об изменении данных, которые вносятся в Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов, в течение месяца со дня возникновения таких изменений. В этих целях они подают заявление по форме № 5ДР ( приложение 11 к Положению № 779) или по форме № 5ДРП ( приложение 12 к Положению № 779). Вместе с тем до 01.01.2016 г. за непредоставление или нарушение срока предоставления таких сведений штрафные санкции не применяют ( п. 14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

6

Непредоставление, предоставление с нарушением установленных сроков, предоставление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности* о:

— суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу плательщика налогов;

— суммах удержанного из таких доходов налога;

— суммах полученной оплаты от физических лиц за товары (работы, услуги),

если такие недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или к изменению налогоплательщика

Налоговые агенты (юридические лица, их обособленные подразделения, самозанятые лица, представительства нерезидента-юрлица)

Штраф в размере 510 грн.**

Абзацы первый и второй п. 119.2 НКУ

Те же действия, совершенные лицом, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение

Налоговые агенты

Штраф в размере 1020 грн.**

Абзацы третий и четвертый п. 119.2 НКУ

* К такой отчетности в первую очередь относится Налоговый расчет по форме № 1ДФ. Кроме того, наказать по этим основаниям могут и субъектов хозяйствования, осуществляющих посредническую деятельность, связанную с предоставлением услуг по аренде недвижимости, за нарушение порядка и/или сроков подачи информации о заключенных при их посредничестве гражданско-правовых договорах (соглашениях) об аренде недвижимости по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 24.12.2013 г. № 846 (ср. ). Это следует из п.п. 170.1.6 НКУ.

** Указанные штрафы не применяют в случаях, когда недостоверные сведения или ошибки в налоговой отчетности возникли в связи с выполнением налоговым агентом требований п. 169.4 НКУ и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ ( абзац пятый п. 119.2 НКУ). Напомним: п. 169.4 НКУ определен порядок перерасчета НДФЛ, перерасчета и ограничения налоговой социальной льготы.

Обратите внимание: эти штрафы применяют, только если указанные выше недостоверные сведения или ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или к изменению налогоплательщика. Если этого не произошло (например, во время подачи уточняющего расчета по форме № 1ДФ добавлены строки относительно выплаченных доходов, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода), указанные штрафы не применяют. Консультация такого содержания размещена в категории 103.26 БЗ.

7

Оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, кроме случаев, определенных п. 119.2 НКУ

Налоговые агенты

(юридические лица, их обособленные подразделения, самозанятые лица, представительства нерезидента-юрлица)

Штраф в размере 170 грн.

П. 119.3 НКУ

8

Непредоставление или несвоевременное предоставление плательщиком налогов или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги и сборы, налоговых деклараций (расчетов)*

Налогоплательщики

Штраф в размере 170 грн. за каждое такое непредоставление (несвоевременное предоставление)

Абзацы первый и второй п. 120.1 НКУ

Те же действия, совершенные плательщиком налогов, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение

Штраф в размере 1020 грн. за каждое такое непредоставление (несвоевременное предоставление)

Абзацы третий и четвертый п. 120.1 НКУ

* Больше об этой санкции вы можете узнать на с. 45.

9

Невыполнение плательщиком налогов требований, предусмотренных абзацами третьим — пятым п. 50.1 НКУ, об условиях самостоятельного внесения изменений в налоговую отчетность

Налогоплательщики

Штраф в размере 5 % от суммы самостоятельно начисленного занижения налогового обязательства ­(недоплаты)*

П. 120.2 НКУ

* При самостоятельном доначислении суммы налоговых обязательств другие штрафы, предусмотренные гл. 11 НКУ, не применяют. Больше информации о применении этого штрафа — на с. 47.

10

Непредоставление (несвоевременное предоставление) отчета о контролируемых операциях*

Налогоплательщики

Штраф, равный 100 размерам минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года

Абзацы первый и второй п. 120.3 НКУ

* Напомним: отчет о контролируемых операциях по форме, утвержденной приказом Миндоходов от 11.11.2013 г. № 669, обязаны подавать налогоплательщики, объем контролируемых операций которых с одним контрагентом превышает 5 млн грн. (без учета НДС). Срок подачи — до 1 мая года, следующего за отчетным ( абзац второй п.п. 39.4.2 НКУ).

11

Невключение в отчет о контролируемых операциях информации обо всех осуществленных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями п. 39.4 НКУ

Налогоплательщики

Штраф в размере 5 % суммы контролируемых операций, не задекларированных в отчете

Абзацы первый и третий п. 120.3 НКУ

12

Непредоставление налогоплательщиком обязательной документации, определенной п.п. 39.4.8 НКУ, об осуществлении им в течение года контролируемых операций

Налогоплательщики

Штраф в размере 3 % суммы контролируемых операций, относительно которых не была подана документация, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции

Абзацы первый и четвертый п. 120.3 НКУ

13

Нарушение предельных сроков регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН), установленных ст. 201 НКУ*:

— при нарушении сроков регистрации до 15 календарных дней

Плательщики НДС

Штраф в размере 10 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки**

Абзацы первый и второй п. 1201.1 НКУ

— при нарушении сроков регистрации от 16 до 30 календарных дней

Штраф в размере 20 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки

Абзацы первый и третий п. 1201.1 НКУ

— при нарушении сроков регистрации от 31 до 60 календарных дней

Штраф в размере 30 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки

Абзацы первый и четвертый п. 1201.1 НКУ

— при нарушении сроков регистрации на 61 и больше календарных дней

Плательщики НДС

Штраф в размере 40 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки

Абзацы первый и пятый п. 1201.1 НКУ

* Напомним: с 01.02.2015 г. регистрации в ЕРНН подлежат все налоговые накладные и расчеты корректировки к ним независимо от размера НДС в одной налоговой накладной и/или расчете корректировки ( абзац восьмой п. 11 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Для такой регистрации п. 201.10 НКУ отведен срок в 15 календарных дней, следующих за датой составления налоговой накладной и/или расчета корректировки. Об особенностях регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки вы можете прочитать в журнале «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 4, с. 5; № 12, с. 15.

** Этот штраф не применяют при нарушении сроков регистрации в ЕРНН налоговых накладных / расчетов корректировки, составленных в период с 01.02.2015 г. до 01.07.2015 г. ( п. 35 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

14

Отсутствие по вине плательщика регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН в течение 180 календарных дней с даты их составления

Плательщики НДС

Штраф в размере 50 % от суммы НДС, указанной в таких налоговых накладных / расчетах корректировки*

П. 1201.2 НКУ

15

Необеспечение хранения первичных документов, учетных и других регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов в течение установленных ст. 44 НКУ сроков их хранения* и/или непредоставление плательщиком налогов контролирующим органам оригиналов документов либо их копий при осуществлении налогового контроля в случаях, предусмотренных НКУ

Налогоплательщики

Штраф в размере 510 грн.

Абзацы первый и второй п. 121.1 НКУ

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое же нарушение

Штраф в размере 1020 грн.

Абзацы третий и четвертый п. 121.1 НКУ

* Согласно п. 44.3 НКУ плательщики налогов обязаны обеспечить хранение таких документов не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока предоставления такой отчетности.

16

Неуплата (неперечисление) авансовых взносов единого налога в порядке и в сроки, определенные НКУ*

Физические лица — плательщики единого налога групп 1 и 2

Штраф в размере 50 % ставки единого налога, выбранной плательщиком единого налога в соответствии с НКУ

П. 122.1 НКУ

* Напомним, что плательщики единого налога групп 1 и 2 должны уплачивать единый налог путем осуществления авансового взноса не позднее 20-го числа (включительно) текущего месяца ( п. 295.1 НКУ).

Обратите внимание: размер штрафа не зависит от суммы неуплаченного авансового взноса по единому налогу. Как в ситуации, когда единый налог совсем не уплачен, так и в ситуации, когда сумма недоплаты составила, например 1 грн., размер штрафа будет одинаковый — 50 % ставки единого налога.

17

Самостоятельное определение контролирующим органом суммы налогового обязательства, уменьшения суммы бюджетного возмещения и/или отрицательного значения суммы НДС плательщика налогов на основаниях, определенных пп. 54.3.1, 54.3.2, 54.3.4, 54.3.5, 54.3.6 НКУ*

Налогоплательщики

Штраф в размере 25 % суммы определенного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения

Абзацы первый и второй п. 123.1 НКУ

Повторное в течение 1095 дней определение контролирующим органом суммы налогового обязательства по этому налогу, уменьшения суммы бюджетного возмещения

Штраф в размере 50 % суммы начисленного налогового обязательства, завышенной суммы бюджетного возмещения

Абзацы третий и четвертый п. 123.1 НКУ

* Подробно о том, в каких случаях орган ГФСУ самостоятельно определяет сумму денежных обязательств, уменьшения (увеличения) суммы бюджетного возмещения и/или уменьшения отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль либо отрицательного значения суммы НДС плательщика налогов, см. на с. 17. Кроме того, отдельные особенности применения штрафных санкций на основании п. 123.1 НКУ рассмотрены на с. 48.

18

Использование плательщиком налогов (должностными лицами плательщика налогов) сумм, не уплаченных в бюджет в результате получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и/или вопреки условиям либо целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора, платежа*

Налогоплательщики

Взыскание в бюджет суммы налогов, сборов, платежей, которые подлежали начислению без применения налоговой льготы

П. 123.2 НКУ

* Эта штрафная санкция не является самостоятельной мерой ответственности. Ее применяют вместе со штрафом, предусмотренным п. 123.1 НКУ.

19

Отчуждение плательщиком налогов имущества, находящегося в налоговом залоге, без предварительного согласия органа ГФСУ, если получение такого согласия является обязательным согласно НКУ*

Налогоплательщики

Штраф в размере стоимости отчужденного имущества

П. 124.1 НКУ

* Общее правило, согласно которому плательщик налогов может отчуждать имущество, находящееся в налоговом залоге, только с согласия органа ГФСУ, предусмотрено абзацем вторым п. 92.1 НКУ. Больше об этой санкции мы расскажем на с. 49.

20

Неуплата налогоплательщиком согласованной суммы денежного обязательства и/или авансовых взносов по налогу на прибыль предприятий, рентной платы в течение сроков, установленных НКУ*:

— при задержке до 30 календарных дней (включительно), следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства

Налогоплательщики

Штраф в размере 10 % погашенной суммы налогового долга

Абзацы первый и второй п. 126.1 НКУ

— при задержке более 30 календарных дней, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства

Штраф в размере 20 % погашенной суммы налогового долга

Абзацы первый и третий п. 126.1 НКУ

* Подробнее эта санкция рассмотрена на с. 50.

21

Неначисление, неудержание и/или неуплата (неперечисление) налогов налогоплательщиком, в том числе налоговым агентом, до или во время выплаты дохода в пользу другого плательщика налогов

Налогоплательщики и налоговые агенты

Штраф в размере 25 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет*

Абзацы первый и второй п. 127.1 НКУ

Те же действия, совершенные повторно в течение 1095 дней

Штраф в размере 50 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет*

Абзацы третий и четвертый п. 127.1 НКУ

Те же действия, совершенные в течение 1095 дней в третий раз и более

Штраф в размере 75 % суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет*

Абзацы пятый и шестой п. 127.1 НКУ

* О том, когда указанные штрафы не применяют, а также о других нюансах применения этой санкции см. на с. 52.

22

Вывоз нефтепродуктов, топлива моторного альтернативного и сжиженного газа с территории акцизного склада или транспортировка такой продукции без отметки представителя органа ГФСУ на товарно-транспортной накладной о согласовании отпуска*

Налогоплательщики

Штраф в размере 200 % стоимости вывезенной или транспортированной продукции, но не менее 15000 грн.

П. 1281.1 НКУ

* О необходимости проставления такой отметки говорят пп. 230.20 и 230.23 НКУ.

23

Нецелевое использование спирта этилового и биоэтанола, полученных в качестве сырья для производства продукции, указанной в п.п. 229.1.1 НКУ

Субъекты хозяйствования

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению спирта этилового и биоэтанола и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НКУ, увеличенной в 1,5 раза

П.п. 229.1.17 НКУ

24

Нецелевое использование легких и тяжелых дистиллятов, полученных в качестве сырья для производства этилена

Субъекты хозяйствования

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению легких и тяжелых дистиллятов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НКУ, увеличенной в 1,5 раза

П.п. 229.2.16 НКУ

25

Нецелевое использование легких и тяжелых дистиллятов, ввезенных в качестве сырья для производства этилена

Субъекты хозяйствования

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению легких и тяжелых дистиллятов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НКУ, увеличенной в 1,5 раза

П.п. 229.3.18 НКУ

26

Нецелевое использование нефтепродуктов, полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности

Субъекты хозяйствования

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению нефтепродуктов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НКУ, увеличенной в 1,5 раза

П.п. 229.4.16 НКУ

27

Нецелевое использование нефтепродуктов, ввезенных в качестве сырья для производства в химической промышленности

Субъекты хозяйствования

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов использованных не по назначению нефтепродуктов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НКУ, увеличенной в 1,5 раза

П.п. 229.5.18 НКУ

28

Нецелевое использование веществ, используемых как компоненты моторных топлив, которые получены как сырье для производства в химической промышленности

Субъекты хозяйствования

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов указанных веществ, использованных не по назначению, и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НКУ, увеличенной в 1,5 раза

П.п. 229.6.14 НКУ

29

Нецелевое использование веществ, используемых как компоненты моторных топлив, которые ввезены как сырье для производства в химической промышленности

Субъекты хозяйствования

Штраф в размере, исчисляемом исходя из объемов указанных веществ, использованных не по назначению, и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 НКУ, увеличенной в 1,5 раза

П.п. 229.7.16 НКУ

30

Занижение налогового обязательства прошлых налоговых периодов, выявленное налогоплательщиком самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки):

— при условии предоставления уточняющего расчета* и уплаты суммы недоплаты и штрафа до предоставления такого уточняющего расчета

Налогоплательщики

Штраф в размере 3 % суммы недоплаты**

П.п. «а» абзаца третьего п. 50.1 НКУ

— при условии отражения суммы такой недоплаты в составе текущей декларации по этому налогу, подаваемой за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства

Штраф в размере 5 % суммы недоплаты**

П.п. «б» абзаца третьего п. 50.1 НКУ

* Имейте в виду: во время проведения документальных плановых и внеплановых проверок налогоплательщик не имеет права подавать уточняющие расчеты к поданным им ранее налоговым декларациям за какой-либо отчетный (налоговый) период по соответствующему

налогу и сбору, который проверяется органом ГФСУ. Это правило не распространяется на случаи, установленные ст. 177 НКУ.

** Перечисленные штрафные санкции налогоплательщики рассчитывают самостоятельно. Указанные штрафы не применяют, если:

— после подачи декларации за отчетный период налогоплательщик подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока подачи декларации за этот же отчетный период;

— налогоплательщик подает в следующих налоговых периодах уточняющую декларацию вследствие выполнения требований п. 169.4 НКУ.

Административная ответственность

1

Отсутствие налогового учета, нарушение установленного законом порядка ведения налогового учета, в том числе непредоставление или несвоевременное предоставление аудиторских заключений, предоставление которых предусмотрено законами Украины*

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций

Штраф в размере

от 5 до 10 ннмдг

(от 85 до 170 грн.)

Ч. 1 ст. 1631 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такие же нарушения*

Штраф в размере

от 10 до 15 ннмдг

(от 170 до 255 грн.)

Ч. 2 ст. 1631 КУоАП

* Указанные действия не считаются нарушением установленного порядка ведения налогового учета, если плательщик налогов достиг налогового компромисса в соответствии с подразд. 92 разд. ХХ НКУ.

2

Непредоставление или несвоевременное предоставление платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей)

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций

Штраф в размере

от 5 до 10 ннмдг

(от 85 до 170 грн.)

Ч. 1 ст. 1632 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такие же нарушения

Штраф в размере

от 10 до 15 ннмдг

(от 170 до 255 грн.)

Ч. 2 ст. 1632 КУоАП

3

Невыполнение законных требований должностных лиц органов ГФСУ, предусмотренных пп. 20.1.3, 20.1.24, 20.1.30, 20.1.31 НКУ*

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций

Предупреждение

или штраф в размере

от 5 до 10 ннмдг

(от 85 до 170 грн.)

Ч. 1 ст. 1633 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за такие же нарушения

Штраф в размере

от 10 до 15 ннмдг

(от 170 до 255 грн.)

Ч. 2 ст. 1633 КУоАП

* Заметим, что в 2013 году в п. 20.1 НКУ были внесены изменения. После этого ссылки в КУоАП на подпункты НКУ являются некорректными. Однако на практике отдельные суды продолжают налагать админвзыскания на основании ст. 1633 КУоАП, в частности, за нарушение требований п.п. 20.1.6 НКУ.

4

Неудержание или неперечисление в бюджет сумм НДФЛ при выплате физическому лицу доходов, перечисление НДФЛ за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев, когда такое перечисление разрешено законодательством), неуведомление или несвоевременное уведомление органов ГФСУ по установленной форме о доходах граждан

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций, граждане — субъекты предпринимательской деятельности

Предупреждение

или штраф в размере

от 2 до 3 ннмдг

(от 34 до 51 грн.)

Ч. 1 ст. 1634 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за то же нарушение

Штраф в размере

от 3 до 5 ннмдг

(от 51 до 85 грн.)

Ч. 2 ст. 1634 КУоАП

5

Непредоставление или несвоевременное предоставление гражданами деклараций о доходах или включение в декларации искаженных данных, неведение учета или ненадлежащее ведение учета доходов и расходов, для которых законами Украины установлена обязательная форма учета

Физические лица, которые обязаны предоставлять декларацию о доходах, а также вести учет доходов и расходов

Предупреждение

или штраф в размере

от 3 до 8 ннмдг

(от 51 до 136 грн.)*

Ст. 1641 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за это же нарушение

Штраф в размере

от 5 до 8 ннмдг

(от 85 до 136 грн.)*

* Указанные штрафы налагают органы ГФСУ. От их имени рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе руководители органов ГФСУ и их заместители ( ст. 2342 КУоАП).

6

Хранение или транспортировка алкогольных напитков либо табачных изделий, на которых нет надлежащим образом размещенных марок акцизного налога, или с поддельными либо фальсифицированными марками акцизного налога

Должностные лица предприятий-производителей, импортеров и продавцов указанных товаров

Штраф в размере

от 50 до 200 ннмдг

(от 850 до 3400 грн.)

с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий

Ч. 1 ст. 1645 КУоАП

Те же действия, совершенные лицом, на которое в течение года налагалось административное взыскание за любое из этих правонарушений, или совершенные в крупных размерах*

Штраф в размере

от 200 до 500 ннмдг

(от 3400 до 8500 грн.)

с конфискацией таких алкогольных напитков или табачных изделий

Ч. 2 ст. 1645 КУоАП

* Под крупным размером подразумевается стоимость алкогольных напитков или табачных изделий, которая в 100 или более раз превышает ннмдг (в 2015 году — 60900 грн.).

7

Незаконное хранение марок акцизного налога

Должностные лица предприятий-производителей, импортеров и продавцов алкогольных напитков или табачных изделий

Штраф в размере

от 15 до 20 ннмдг

(от 255 до 340 грн.)

с конфискацией марок акцизного налога

Ч. 3 ст. 1645 КУоАП

Уголовная ответственность

1

Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), входящих в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, если такие деяния привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в значительных размерах*

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций, физические лица — предприниматели, физические лица — налогоплательщики

Штраф в размере

от 1000 до 2000 ннмдг

(от 17000 до 34000 грн.)

или лишение права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет**

Ч. 1 ст. 212 УКУ

Те же деяния, совершенные по предварительному сговору группой лиц или повлекшие фактическое непоступление в бюджеты либо государственные целевые фонды средств в крупных размерах*

Штраф в размере

от 2000 до 3000 ннмдг

(от 34000 до 51000 грн.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет**

Ч. 2 ст. 212 УКУ

Деяния, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 212 УКУ, совершенные лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), или если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты либо в государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах*

Штраф в размере

от 15000 до 25000 ннмдг

(от 255000 до 425000 грн.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет с конфискацией имущества**

Ч. 3 ст. 212 УКУ

* Напомним, что согласно п. 5 подразд. 1 разд. ХХ НКУ для квалификации уголовных преступлений сумма ннмдг устанавливается на уровне налоговой социальной льготы (далее — НСЛ). Ее размер в 2015 году составляет 609 грн. Поэтому для целей применения ст. 212 УКУ следует понимать:

под значительным размером средств — суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в 1000 и более раз превышают установленный законодательством размер НСЛ (в 2015 году — 609000 грн. и более);

под крупным размером средств — суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в 3000 и более раз превышают установленный законодательством размер НСЛ (в 2015 году — 1827000 грн. и более);

под особо крупным размером средств — суммы налогов, сборов, других обязательных платежей, которые в 5000 и более раз превышают установленный законодательством размер НСЛ (в 2015 году — 3045000 грн. и более).

** Лицо, которое совершило деяния, перечисленные в ч. 1, 2, а также в ч. 3 (если они привели к фактическому непоступлению в бюджеты или государственные целевые фонды средств в особо крупных размерах) ст. 212 УКУ, освобождается от уголовной ответственности, если до привлечения к такой ответственности оно уплатило налоги, сборы (обязательные платежи), а также возместило ущерб, нанесенный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня). Кроме того, деяния, предусмотренные ч. 1 — 3 этой статьи, не считаются умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), если налогоплательщик достиг налогового компромисса в соответствии с подразд. 92 разд. ХХ НКУ.

2

Предоставление заведомо ложной информации органам государственной власти или местного самоуправления с целью получения налоговых льгот в случае отсутствия признаков преступления против собственности

Должностные лица предприятий, учреждений, организаций, физические лица — предприниматели, учредители (участники)

Штраф в размере

от 1000 до 3000 ннмдг

(от 17000 до 51000 грн.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Ч. 1 ст. 222 УКУ

Те же деяния, совершенные повторно или причинившие крупный материальный ущерб*

Штраф в размере

от 3000 до 10000 ннмдг (от 51000 до 170000 грн.) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной

деятельностью

на срок до 3 лет

Ч. 2 ст. 222 УКУ

* Материальный ущерб считается крупным, если он в 500 и более раз превышает ннмдг ( ст. 219 УКУ). Таким образом, под крупным материальным ущербом в 2015 году следует понимать сумму, превышающую 304500 грн.

Теги санкции
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше