Темы статей
Выбрать темы

Предприятие работает в зоне АТО

налоговый эксперт Дзюба Наталия и эксперт по вопросам оплаты труда Ушакова Лилия
В этой статье мы разберемся, как предприятию работать, находясь на территории вооруженного конфликта. Куда подавать отчетность, платить налоги? Где проводить необходимую для деятельности регистрацию? Как уйти от штрафов при вынужденной «блокаде»? Кроме того, разберемся, как оформить вынужденное отсутствие работников или их переезд из зоны АТО.

Поддержка для предприятий в зоне АТО

img 1Для обеспечения поддержки предприятий, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции (АТО), с 15.10.2014 г. действуют специальные временные меры. Эти меры установлены Законом № 1669 на весь период проведения АТО и 6 месяцев после ее завершения.

Какие это меры? Во-первых, это мораторий на «кредитную», «валютную» и ЖКХ-пеню, а также на проверки и отчуждение недвижимого имущества, находящегося в ипотеке.

Во-вторых, теоретически субъекты хозяйствования из зоны АТО освобождены от ответственности за несвоевременную подачу финотчетности, а также от уплаты ЕСВ, арендной платы за землю и другое имущество государственной или коммунальной собственности.

В-третьих, продлен срок действия разрешительных документов, которые выданы субъектам хозяйствования из зоны АТО до ее начала и срок которых истек во время проведения АТО.

Кроме того, у предприятий, находящихся на территории АТО, есть хорошие шансы избежать ответственности за просрочку уплаты налоговых обязательств, а также за несвоевременную подачу отчетности (см. письмо Миндоходов 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17). Главное — получить документ, подтверждающий форс-мажор, возникший в результате АТО, — сертификат Торгово-промышленной палаты Украины (ТППУ). Процедурные моменты продления срока подачи отчетности и отсрочки налогового долга см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 5, а также на с. 13 этого номера.

Территория АТО

Территория проведения антитеррористической операции (АТО) — территория Украины, на которой размещены населенные пункты, определенные в Перечне, где проводится АТО, стартовавшая по Указу Президента от 13.04.2014 г. № 405/2014.

Перечень населенных пунктов, на территории которых осуществляется АТО, утвержден распоряжением № 1053-р (ср. ). К таким территориям отнесен ряд населенных пунктов Донецкой и Луганской областей, а также незначительное количество населенных пунктов Изюмского района Харьковской области.

Но Кабмин распоряжением № 1079-р приостановил действие своего распоряжения № 1053-р. С 05.11.2014 г. Перечень считается неработающим.

Что это значит? А это значит, что перечисленные выше поблажки для предприятий из этой зоны практически работать не могут, ведь все они завязаны на определении территории проведения АТО. Но это совершенно несправедливо.

Судом уже признано незаконным распоряжение № 1079-р (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 09.02.2015 г. № 826/18330/14).

Коллегия судей обращает внимание, что указанный перечень является действующим и не отмененным

Как заключил суд, у Кабмина нет права приостановить принятые им действующие акты. Они могут быть приостановлены только Указом Президента Украины на основании п. 15 ч. 1 ст. 106 Конституции Украины и обжалованы в суде в порядке и в случаях, установленных законом*.

* Это суд первой инстанции, поэтому окончательное решение еще под вопросом.

Но как бы там ни было, на наш взгляд, предприятия, проводящие свою деятельность в населенных пунктах, находящихся на территории проведения АТО, обязательно должны пользоваться правом на поддержку, предоставленную Законом № 1669.

Тем более что на Перечне свет клином не сошелся. Например, ТППУ при выдаче сертификата и освидетельствовании форс-мажора, являющегося основанием для отсрочки денежных обязательств и налогового долга, продления предельных сроков для предоставления отчетности и заявлений налогоплательщикам в зоне АТО, ориентируется не на Перечень, а на информацию о контролируемой территории силами АТО, ежедневно поступающей из Штаба Антитеррористического центра при СБУ (см. письмо ТППУ от 09.01.2015 г. № 106/05-5.4).

Аналогично можете поступить и вы. Чтобы определить, проводится ли на территории месторасположения вашего предприятия АТО, нужно обратиться в Штаб Антитеррористического центра при СБУ. Тем более сам Штаб пообещал «официально» отвечать всем обратившимся (см. письмо от 16.12.2014 г. № 33/8428).

Хорошо, если в столь сложных условиях предприятие в зоне АТО имеет возможность вести свою хозяйственную деятельность. Поэтому далее расскажем, куда подавать налоговую отчетность и уплачивать задекларированные обязательства.

Куда сдавать отчетность

Подача контролирующим органам деклараций, отчетности и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов/сборов, является одной из обязанностей налогоплательщика (п.п. 16.1.3 НКУ).

И если предприятие работает, то подать отчетность все же придется. Предоставлять налоговые декларации по каждому отдельному налогу следует за каждый отчетный период, в котором: (1) возникают объекты налогообложения; (2) имеются показатели, подлежащие декларированию (п. 49.2 НКУ).

За безобъектные и беспоказательные периоды отчитываться не нужно

Если предприятие хоздеятельность не ведет, то начиная с 01.01.2015г. подавать пустую отчетность не нужно**. Исключение — плательщики, имеющие действующую (в том числе приостановленную) лицензию на деятельность с подакцизной продукцией. Им подавать декларации следует за каждый период независимо от того, осуществлялась хоздеятельность или нет.

** Обратите внимание! Как указано в п. 9 разд. III Порядка заполнения и предоставления отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от от 23.09.2014 г. № 966, подавать отчетность по НДС следует, даже если хоздеятельность не ведется. Однако налоговики пояснили (см. подкатегорию 101.22 БЗ): если хоздеятельность в течение отчетного периода не велась, но у плательщика есть суммы отрицательного значения предыдущих периодов, подлежащих отражению в декларации, подать декларацию по НДС нужно. Если отрицательных сумм нет, то декларация не подается.

Кроме того, предприятия, работающие в зоне АТО, на период ее проведения хоть и освобождаются от ответственности за несоблюдение сроков при подаче финотчетности (ч. 1 ст. 14 Закона о бухучете), но подавать ее таки должны.

Так куда же адресовать отчетность? Обслуживание налогоплательщиков из зоны АТО возложено на другие территориальные органы. По приказу № 256 территориальные органы перемещены в населенные пункты, где осуществляют свои полномочия в полном объеме.

Перечень налоговых органов, у которых изменен юрадрес и на которые возложено исполнение функциональных обязанностей по обслуживанию налогоплательщиков, приведен в приложении к приказу № 256.

Не пропустите важный момент: хотя принимать отчетность у вас будет временная налоговая (находящаяся на подконтрольной территории), однако в отчетности указать придется наименование именно вашей родной налоговой, в которой вы стоите на учете (см. подкатегорию 135.07 БЗ).

Учтите! Если предприятие уже подавало отчетность средствами электронной связи в электронной форме, то теперь может просто направить по электронке отчетность в новую временно обслуживающую налоговую.

Имея на руках старый договор, менять его на новый договор «Про визнання електронних документів» не нужно

Налоговики поясняют (см. подкатегорию 135.03 БЗ), что если предприятие только решило перейти на подачу отчетности в налоговую в электронном виде, но при этом пребывает на учете в налоговой в зоне АТО (находящейся на временно неконтролируемой территории), то оно:

— должно составить договор «Про визнання електронних документів» с контролирующим органом, в котором пребывает на учете. То есть в договоре указываются сведения от налоговой по месту регистрации;

— но (!) принимать документы от вас и проводить их компьютерную обработку будет налоговая, на которую возложено исполнение функциональных обязанностей по обслуживанию плательщиков.

Если нет возможности добраться до налоговой и вовремя подать отчетность, следует воспользоваться еще одним альтернативным методом — почтовым отделением. Для этого нужно отправить заказное письмо с отчетностью в адрес налоговой. Но сделать это нужно не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока предоставления отчета.

И еще одна ситуация. Предприятие, находящееся в зоне АТО, не подавало отчетность и не уплачивало налоги в связи с неспокойной ситуацией в регионе. И вот возможность продолжить свою деятельность появилась. Куда подать заявление на перенос сроков подачи отчетности и отсрочку уплаты налоговых обязательств?

В такой ситуации пояснений налоговики не дают, но, на наш взгляд, предприятию следует действовать в таком же порядке. Заявление с сертификатом ТТП (подробнее об этом см. на с. 13) направить в обслуживающую налоговую, но в заявлении должна фигурировать налоговая, в которой предприятие находится на учете. Учтите: так как проведение АТО еще не окончено, в сертификате ТТП будет указана предельная дата действия сертификата. Она соответствует дате выдачи сертификата (см. письмо ГФСУ от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-99-26-01-15). После этой даты для переноса сроков подачи отчетности или рассрочки налоговых обязательств, если АТО опять застопорит деятельность предприятия, придется обращаться за новым сертификатом.

Куда платить налоги

Не забывайте, что задекларированные суммы налоговых обязательств следует уплатить в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи деклараций (п. 57.1 НКУ). Как правило, налоги и сборы предприятия уплачивают по месту регистрации.

Особых предписаний по этому поводу налоговики пока не дают. Но думаем предприятия, находящиеся в зоне АТО, должны платить налоги по реквизитам налоговых "переселенных" на контролируемую территорию.

Регистрация РРО

Все РРО, КУРО и РК нужно регистрировать только по основному месту налогового учета предприятия (п. 3 гл. 2 разд. ІІ Порядка № 417). По месту использования РРО (проведения хозяйственной деятельности) регистрация не проводится.

Однако предприятиям Донецкой и Луганской областей, находящихся в зоне АТО, налоговики предлагают пойти «обходными» путями (см. письмо Миндоходов от 08.01.2014 г. № 55/7/99-99-18-02-03-17), а именно подать бумаги для регистрации РРО:

1) в контролирующий орган, который определен местом вашего обслуживания;

2) в контролирующий орган по месту проведения хозяйственной деятельности.

Так что решайте: куда удобнее, туда и подавайте бумаги.

Заявление о регистрации регистратора расчетных операций (№ 1-РРО) и другие документы субъект хозяйствования может:

— подать непосредственно или через уполномоченное лицо (при наличии доверенности на проведение регистрационных действий);

— направить почтовым отправлением.

Еще одним шагом навстречу является то, что налоговики для упрощения и ускорения регистрации РРО справку о резервировании фискального номера РРО могут предоставить в виде скан-копии по электронному адресу субъекта хозяйствования центра сервисного обслуживания. Для этого в заявлении в разделе 10 «Спосіб отримання та/або направлення довідки про резервування фіскального номеру РРО» не забудьте указать нужный электрон­ный адрес (куда должна прийти справка).

А в остальном все по порядку. Подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 89, с. 8. Чтобы завершить регистрацию РРО, необходимо подать (через уполномоченное лицо, почтой) контролирующему органу по месту обслуживания (1) копию справки об опломбировании РРО и (2) акт ввода РРО в эксплуатацию..

C тем, куда сдавать/платить/регистрировать, разобрались. Теперь давайте поговорим о трудовых ресурсах предприятия в зоне АТО.

На работу под грохот канонады

Проблемы с транспортом, боевые действия на улицах города — реалии жизни в зоне АТО. Как быть, если предприятие работает, а работники не могут добраться на работу? Что делать с теми, кто перебрался в другой город, а трудовая книжка осталась на предприятии? Как поступать в ситуации, когда местонахождение работника вообще невозможно определить (не выходит на связь)? Давайте разбираться.

Начнем с главного.

Невыход на работу работника, трудоустроенного на предприятии, расположенном в зоне АТО, нельзя считать прогулом, если неизвестны причины его отсутствия

То есть просто уволить его за то, что он не явился на работу в рабочий день (смену), не получится. На это, в частности, обращает внимание Минсоцполитики в письме от 08.07.2014 г. № 7302/3/14-14/13.

Как быть? К сожалению, КЗоТ не дает ответа на этот вопрос. Мы предлагаем вам до завершения АТО на территории, на которой находится предприятие, действовать так.

Если работник отсутствует на рабочем месте, в табеле учета рабочего времени невыход на работу отражайте кодом «НЗ» («28») — неявки по невыясненным причинам. А после того, как работник выйдет на работу, получите от него письменные объяснения, почему он отсутствовал на работе в конкретный период. При этом учтите: по мнению Минсоцполитики, автоматически оправдывают невыход на работу такие уважительные причины, как:

— переезд из района проведения АТО;

— угроза жизни и здоровью работника, находящегося в зоне АТО.

В случае если причины невыхода уважительные, с 1 февраля 2015 года на период отсутствия на работе можно оформить отпуск без сохранения заработной платы согласно п. 18 ст. 25 Закона об отпусках. По этому основанию уйти в отпуск «за свой счет» могут работники «на период проведения АТО в соответствующем населенном пункте с учетом времени, необходимого для возвращения к месту работы, но не более семи календарных дней после принятия решения о прекращении антитеррористической операции».

Если есть возможность, то можно на основании заявления работника предоставить ему ежегодный отпуск (его часть), за счет чего «перекрыть» дни отсутствия на рабочем месте. Правда, в этом случае пусть работник укажет в заявлении на отпуск, что он желает получить отпускные в срок, определенный по договоренности с работодателем, а не в срок, установленный ст. 21 Закона об отпусках (за три дня до начала отпуска).

После того, как причины неявки установлены, работодатель издает приказ, которым подтверждает отсутствие работников по уважительным причинам. На основании этого приказа отдел кадров вносит соответствующие корректировки в табель использования рабочего времени.

Если работник оформит отпуск без сохранения заработной платы, в табеле рабочего времени код «НЗ» (цифровой код «28») заменяете на «ДБ» (цифровой код «14»), если будет оформлен ежегодный основной отпуск — на «В» (цифровой код «08»), а если работник отсутствовал, поскольку был нетрудоспособен, — на «ТН» (цифровой код «26»). В случае отсутствия по уважительным причинам в период до 01.02.2015 г. (т. е. до того как появилась возможность уйти в отпуск «за свой счет» по п. 18 ст. 25 Закона об отпусках), в табеле рабочего времени код «НЗ» (цифровой код «28») после получения объяснительной записки от работника заменяете на «І» (цифровой код «30») — другие причины неявок.

Учтите:

дни неявок на работу, которые отмечены в табеле кодом «НЗ» (цифровой код «28») или «І» (цифровой код «30»), не оплачивают

Разобравшись с табелированием, давайте поговорим о трудовых книжках.

Если местонахождение работника неизвестно, либо он объявился и попросил оформить отпуск без сохранения заработной платы на основании п. 18 ст. 25 Закона об отпусках, то его трудовую книжку продолжайте хранить в общем порядке.

Работник, который выехал из зоны АТО, просит его уволить, а трудовую книжку переслать по новому месту жительства? Попросите его изложить свою просьбу в письменной форме. Дело в том, что пересылка трудовой книжки по почте с доставкой по указанному адресу допускается только с письменного согласия работника (п. 4.2 Инструкции № 58).

Если заявление на увольнение есть, а на пересылку трудовой нет, и в день увольнения работник отсутствует на работе, направляйте ему в этот день заказное письмо с уведомлением, в котором укажите на необходимость получить трудовую книжку. Пока работник не объявится либо пока не пришлет заявление с просьбой переслать трудовую книжку, храните ее в общем порядке.

А что делать с трудовой работника, который погиб? Выдайте ее на руки под подпись ближайшим родственникам умершего или направьте по почте по их требованию, оформленному в письменном виде. В трудовой книжке в графе 3 указывайте: «Работа прекращена в связи со смертью», в графе 4 — дату и номер приказа (распоряжения). Эту запись заверяйте в установленном порядке.

Трудовой договор расторгнут, а за трудовой книжкой никто не обращается? Храните ее в течение двух лет в отделе кадров предприятия отдельно от остальных трудовых книжек работников, которые находятся на работе. После этого срока невостребованные трудовые книжки (их дубликаты) передайте в архив предприятия. Там они должны храниться еще в течение 50 лет. И только по истечении указанного срока их можно уничтожить в установленном порядке.

выводы

  • Обслуживание предприятий из зоны АТО возложено на другие территориальные органы ГФСУ. Перезаключать договор о признании электронных документов с новой налоговой не нужно.

  • Если предприятие, находясь в зоне АТО и хоздеятельность временно не ведет, то подавать пустую отчетность не нужно. Исключение: плательщики, имеющие лицензию на деятельность с подакцизной продукцией. Им отчитаться все же придется.

  • Уважительными причинами невыхода на работу в зоне АТО являются переезд из района проведения АТО, а также угроза жизни и здоровью работника, находящегося в зоне АТО.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше