Темы статей
Выбрать темы

Налоговые форс-мажоры в зоне АТО, или Торгово-промышленная… фискальная служба?

Вишневский Михаил, налоговый эксперт
«Достойно ль
смириться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье»…
(У. Шекспир. «Гамлет»)

Несмотря на размытость самого понятия «зона проведения АТО», для тех предприятий, которые в нее попали, все, к сожалению, ясно… Понятно, что каждое такое предприятие «несчастно по-своему»… Поэтому каждое предприятие решает за себя, позволяют ли ему нынешние обстоятельства продолжать работу и главное — сохранить работников, — или настал «алес капут». На языке фискалов этот вопрос звучит так: продолжают ли у налогоплательщика возникать объекты налогообложения? В любом случае ни о ком они не забудут просто так… Как же быть?

Первое. Из чего складываются налоговые обязанности обычного предприятия? Ответ очевиден: свое­временно подавай налоговую отчетность и полной мерой уплачивай налоги — и будешь лучшим! ☺

Второе. Если у любого предприятия — плательщика налогов ввиду воздействия на него обстоятельств непреодолимой силы (т. е. форс-мажора) возникают проблемы то ли с подачей вовремя налоговых деклараций, то ли со своевременной уплатой (или уплатой вообще) своих налоговых обязательств — даже перешедших в статус налогового долга, — то законодательство позволяет ему:

(1) отсрочить подачу налоговых деклараций;

(2) отсрочить (рассрочить) уплату налоговых обязательств (налогового долга);

(3) списать налоговый долг как безнадежный.

Подробнейшее изложение алгоритмов действий предприятия для достижения целей (1) — (3) вы уже имеете в «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 5. Заметим, что этими алгоритмами может воспользоваться любое предприятие, подвергшееся действию форс-мажора, а не только предприятия из зоны АТО, которым адресована статья. Отличие лишь в том, что в отношении других предприятий не действуют послабления в части получения форс-мажорного сертификата Торгово-промышленной палаты (ТПП). Хотя сам такой сертификат ТПП для них тоже обязателен.

С момента той публикации воды хоть немного, но таки утекло. Поговорим об этом.

Конкретика периода и территории зоны АТО

Напомним, что упомянутые послабления для предприятий из зоны АТО установлены ст. 10 Закона № 1669.

С определением периода, когда такими послаблениями можно воспользоваться, все ясно: начиная с 14.04.2014 г. и заканчивая датой завершения АТО плюс еще полгода.

А вот с привязкой к территории проведения АТО конкретного предприятия ситуация сложная. Проблема в том, что действие утвержденного* было перечня населенных пунктов, относящихся к зоне проведения АТО, вскоре было остановлено**. Однако еще позже — постановлением окружного административного суда г. Киева от 09.02.2015 г. № 826/18330/14 — второе распоряжение КМУ было признано недействующим (см. сноску на с. 5). Так или иначе, но оперативную информацию об этом можно получить непосредственно в штабе АТО (см. об этом на с. 22).

* Распоряжение КМУ от 30.10.2014 г. № 1053-р.

** Распоряжение КМУ от 05.11.2014 г. № 1079-р.

Тем не менее такие сертификаты ТПП Украины таки выдает. «Ибо всякий просящий получает»…

Никто не хотел подавать…

Любому плательщику налогов понятна узловая роль факта подачи налоговой декларации в цепочке: подача декларации — согласование налогового обязательства — уплата налога… ☹

Так вот. Плательщикам из зоны АТО полезно обратить внимание на важную новогоднюю новацию НКУ — изменение редакции п. 49.2 НКУ. Теперь плательщик обязан подавать налоговую декларацию только за тот отчетный период,

в котором возникают объекты налогообложения, или в случае наличия показателей, которые подлежат декларированию

Другими словами, налоговые декларации «с прочерками» подавать уже никто не должен. Кроме НДС-декларации: в подкатегории 101.22 БЗ фискалы разрешают не подавать ее при соблюдении двух условий: 1) плательщик не проводил хоздеятельность в отчетном (налоговом) периоде; 2) отсутствуют подлежащие декларированию показатели, например, «отрицательные значения» прошлых отчетных периодов. В общем, если у всех плательщиков без пустых бумажек просто стало меньше хлопот, то предприятия из зоны АТО это еще и избавило от дополнительной головной боли из-за необходимости оформления отсрочки. Уже легче… ☺

Если же у вас обязанность подавать налоговые декларации осталась, но с этим существуют объективные форс-мажорные проблемы, то возможностью такой отсрочки пренебрегать не стоит.

Еще раз советуем обратиться к «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 100, с. 5. Тем более, что письмо ГФСУ от 07.07.2014 г. № 16042/7/99-99-19-03-02-17 демонстрирует полную готовность этой службы пойти вам навстречу.

Что тут главное?

Во-первых: собственно проведение АТО — это, конечно, форс-мажорное обстоятельство, но для получения отсрочки (которую выше мы обозначили (1), а также для (2) и (3) тоже) вам придется доказать, что именно для вашего предприятия это обстоятельство создало непреодолимые препятствия в выполнении его конкретных налоговых обязанностей.

Во-вторых: обязательным документом в известной процедуре получения (1) — (3) служит форс-мажорный сертификат ТПП. И хотя в отношении предприятий из зоны АТО сделаны определенные послабления, это не значит, что он выдается «за красивые глаза». Обращаем ваше внимание на письмо ГФСУ от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-99-26-01-15 (ср. ), адресованное именно ТПП и формально посвященное выдаче сертификата в процедуре (3), но касающееся, скорее всего, и (1) с (2). В нем фискалы строго инструктируют ТПП, какие документы нужно истребовать от просителя сертификата для подтверждения фактического влияния на него форс-мажорных обстоятельств, а там — от подтверждающих документов провайдера о «полном падении» (у вас) интернета и энергетиков об аварийном отсутствии (у вас) электроснабжения до копии сообщения «Укрпочты» об отсутствии (у вас*) почтовой связи и подписанного представителем ГСЧС протокола инвентаризационной комиссии об уничтожении (вашего) имущества… ☹ Плюс угрожают ТПП за неправомерную выдачу сертификата… Разумеется, все это вам не на руку.

* Извините за повторы — это не издевка, а акцент на «индивидуальном» действии форс-мажора.

В-третьих: форс-мажорный сертификат ТПП не бессрочный, и в упомянутом письме как раз сделан акцент на указании в нем конкретного периода действия непреодолимой силы в отношении конкретного предприятия. Понятно, что такой сертификат работает только «назад», поэтому, чтобы не морочить голову с его получением несколько раз, видимо, имеет смысл в течение действия на ваше предприятие обстоятельств непреодолимой силы (из-за АТО), препятствующих выполнению вами обязанностей налогоплательщика, накапливать документальные подтверждения этого. А потом обратиться к ТПП за форс-мажорным сертификатом. При этом дата выдачи такого сертификата будет датой окончания подтвержденного этим сертификатом срока действия форс-мажора.

В-четвертых: «потом» — это касается только (1). Поскольку с заявлением о продлении предельных сроков подачи налоговых деклараций (а по сути — отсрочки) согласно п. 8.1 Порядка № 1044** вы можете обратиться к фискалам в течение 30 календарных дней, следующих за днем прекращения действия на ваше предприятие обстоятельств непреодолимой силы. Внимание: не днем завершения АТО, а именно днем прекращения действия вашего конкретного форс-мажора!

** Порядок применения норм пунктов 102.6 — 102.7 статьи 102 Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1044.

Разумеется, если уж наступил «полный аллес», то откладывать получение сертификата уже нет смысла. ☹

Понятно, что если новые декларации вы подавать не будете, то и согласовывать новые налоговые обязательства — тоже. Поэтому необходимости в (2) и (3) — во всяком случае в отношении новых налоговых обязательств — у вас тоже не возникнет.

Но, как известно, «жизнь кончается не завтра»… И началась она не вчера.

Вольному — воля, прощенному — рай

Вопросам списания безнадежного налогового долга посвящено письмо ГФСУ от 01.07.2014 г. № 15472/7/99-99-25-01-17, близкая к нему по содержанию консультация в подкатегории 138.07 БЗ, а также упомянутое письмо ГФСУ от 27.10.2014 г. № 5694/6/99-26-01-15.

Если ситуация реально безвыходная, обязательно проштудируйте это последнее письмо. Потому что вам придется доказывать придирчивой ТПП по каждой предназначенной вами к списанию сумме всю ее предысторию: от момента подачи декларации и согласования налогового обязательства — через статус налогового долга — вплоть до чрезвычайного и неотвратимого момента лишения вашего предприятия любых возможностей для погашения последнего. Доказывать с документами в руках. Ситуация дополнительно усложняется из-за отсутствия у ТПП опыта налогового администрирования. Смотрите: ТПП обязана самостоятельно (а не путем запроса фискалам) разбираться во всех ваших смертных грехах… Понятно, что кровушки они попьют… ☹

Конечно же, приговаривая сакраментальное: «лишь бы не было войны!»…

Но игра стоит потраченных нервов…

выводы

  • Налоговые декларации «с прочерками» подавать уже не нужно — кроме деклараций по НДС, которые можно не подавать при соблюдении двух условий: 1) плательщик не проводил хоздеятельность в отчетном (налоговом) периоде; 2) отсутствуют подлежащие декларированию показатели, например, «отрицательные значения» прошлых отчетных периодов.

  • Для получения от налоговиков отсрочки нужно доказать, что именно для вашего предприятия это обстоятельство создало непреодолимые препятствия в выполнении его конкретных налоговых обязанностей.

  • Форс-мажорный сертификат ТПП не бессрочный, в нем должен быть указан конкретный период действия непреодолимой силы в отношении конкретного предприятия.

  • С заявлением о продлении предельных сроков подачи налоговых деклараций вы можете обратиться к фискалам в течение 30 календарных дней, следующих за днем прекращения действия на ваше предприятие обстоятельств непреодолимой силы. Не днем завершения АТО, а именно днем прекращения действия вашего конкретного форс-мажора.

Теги АТО налоги
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше