Темы статей
Выбрать темы

Перевозчик потерял за границей товар импортера: последствия

Голенко Александр, шеф-редактор
Судьба моя лихая давно наперекос, —
Однажды «языка» я добыл, да не донес.
(В. Высоцкий, «Тот, который не стрелял»)
Предприятие закупило товар за границей. Разумеется, по предоплате. Право на товар перешло в месте отгрузки. Автоперевозчик-резидент обязан был сам доставить товар «от точки до точки», загрузился и повез, но по пути товар исчез. Факта ввоза товара в Украину не было. Как справиться с негативными последствиями такой ситуации? — спрашивает нас невезучий импортер. Будем разбираться вместе.
все пропало!

Давайте начнем с того, что еще раз перечитаем тематический номер «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 71 по грузоперевозкам.

Буква закона

Согласно ст. 926 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) «исковая давность, порядок предъявления претензий в спорах, связанных с перевозками в заграничном сообщении, устанавливаются международными договорами Украины, транспортными кодексами (уставами)».

Поэтому плясать дальше мы будем от предписаний двух документов:

1) Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов (Женева, 1956 г.) (далее — КМПГ);

2) Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 года.

Полагаем, что все положенные документы (и главное — грузовая накладная) были оформлены правильно и переданы перевозчику своевременно, что груз был адекватно упакован и перевозился в специально оборудованном (крытом) грузовом автомобиле. То есть это не было перевозкой воды в решете…☺

Обращаем ваше внимание на предписания этих документов (к которым давно присоединилась Украина), касающиеся вашей конкретной ситуации.

Первое. Согласно ч. 1 ст. 17 КМПГ перевозчик несет ответственность за утрату груза, произошедшую с момента принятия его к перевозке и до момента его доставки.

Второе. Текст ч. 1 ст. 20 КМПГ настолько важен для вас, что мы его процитируем:

Тот факт, что груз не был доставлен в течение тридцати дней после окончания согласованного срока или, при отсутствии согласованного срока, в течение шестидесяти дней со дня принятия груза перевозчиком, является безусловным доказательством утраты груза и лицо, которое имеет право предъявить претензию, может на этом основании считать его утраченным

Кстати, в такой ситуации, даже получив компенсацию от перевозчика за утраченный груз, вы вправе обратиться к нему с заявлением: если груз найдется в течение года с даты компенсации, чтобы он уведомил вас об этом (ч. 2 ст. 20 КМПГ).

img 1Третье. Что касается суммы компенсации:

— ее размер рассчитывается на основании стоимости груза в месте и на момент принятия его к перевозке (ч. 1 ст. 23 КМПГ) или на основании его обычной цены (ч. 2 ст. 23 КМПГ);

— компенсации подлежит не только прямой ущерб от утраты груза, но и плата за перевозку, а также все другие ваши платежи, связанные с этой перевозкой (ч. 4 ст. 23 КМПГ);

— кроме этого, вы вправе потребовать от перевозчика уплаты процентов, рассчитываемых по ставке 5 % годовых начиная со дня направления ему претензии, а если она не подавалась — со дня начала рассмотрения вашего судебного иска к нему (ч. 1 ст. 27 КМПГ).

Четвертое. В вашем случае срок исковой давности отсчитывается от дня, когда вы были вправе считать груз утраченным (см. выше «Второе»), при этом сам такой день в срок исковой давности не засчитывается (п.п. «b» ч. 1 ст. 32 КМПГ). Этот срок установлен в один год (ч. 1 ст. 32 КМПГ).

Пятое. Пожалуй, самое для вас главное написано в Конвенции МДП! Внимание: если груз был утрачен — то ли без повреждения пломб (ч. 1 ст. 25 Конвенции МДП), то ли в результате любого происшествия (ДТП, нападения, кражи, действия обстоятельств непреодолимой силы) — любого! (п. 13 разд. «С» приложения 1 к Конвенции МДП), — перевозчик в лице своего водителя транспортного средства обязан немедленно обратиться в компетентные органы страны, где все это случилось, которые должны в кратчайший срок составить протокол по установленной форме, причем последний должен оставаться в книжке МДП (п. 16 разд. «С» приложения 1 к Конвенции МДП)! Кстати, процитируем еще одну важную для вас норму — ст. 41 Конвенции МДП:

Если таможенные органы признают достаточными доказательства того, что груз, указанный в манифесте книжки МДП, погиб или безвозвратно утрачен в результате дорожно-транспортного происшествия или при обстоятельствах, вызванных непреодолимой силой, или что недостача является результатом причин, свойственных грузу, то они освобождают от уплаты обычно причитающихся пошлин и сборов

Забегая вперед, акцентируем ваше внимание на таком моменте: если имело место умышленное правонарушение со стороны перевозчика или ненадлежащее выполнение им своих обязанностей, то срок исковой давности устанавливается в три года (см. выше «Четвертое»).

Записки пострадавшего

Кажется очевидным, что начать вам следует с соответствующего письменного требования к перевозчику, но не его составление будет «вначале»…

Вначале надо бы принять груз, но в вашем случае и принимать-то нечего…

Вот об этом и надо обязательно составить акт

Но и тут есть заковыка: типовой формы такого акта не существует… ☹

Поэтому остается применить обычный в работе бухгалтера метод: творческий подход плюс здравый смысл (плюс, дай бог памяти, эсэсэсэровский акт расхождения по количеству и качеству при приемке импортных товаров)… См. пример на с. 33.

 

img 2

 

Заметим, что если представитель перевозчика от присутствия и/или участия в составлении такого акта отказывается, то об этом факте следует прямо указать в тексте акта (с указанием сведений о документе, подтверждающем вызов представителя на процедуру составления акта, и приложением такого документа).

Предлагать вам текст требования к перевозчику мы не станем и вот почему.

Во-первых, обратиться в суд вы можете и без него.

Во-вторых, вести судебные тяжбы без привлечения профессиональных юристов — себе дороже. Опыт подскажет юристу единственно верную форму требования и/или надоумит его, как составить иск в судебную инстанцию (если до этого дойдет). Кстати говоря, и акт целесообразно составлять с привлечением юриста — если, конечно, вас интересует результат…

Разобраться в накладной CMR вам поможет спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2013, № 2.

На «нет» учет есть…

Итак, предоплата поставщику сделана, а товар от перевозчика не получен… Да и договор перевозки последним не выполнен (акт по нему не подписан). Что же со всем этим делать?.. ☹

Давайте посмотрим на числовом примере.

Пример. Покупатель — ООО «Ущерб» перечислил поставщику — компании «Stok» (Чешская Республика, г. Брно) предоплату за товар в сумме 20000 евро. По договору перевозки заказчик — тот же ООО «Ущерб» перечислил перевозчику — ООО «АТП «Раззява» за транспортные услуги в международных перевозках 27000 грн. (НДС по ставке 0 %). Товар был утрачен перевозчиком за пределами Украины по вине перевозчика, который претензию признал и выплатил заказчику компенсацию ущерба в полном объеме.

 

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

дебет

кредит

1. Перечислена поставщику предоплата (аванс) за товар

371

312

Є 20000
365085

2. Перечислена перевозчику предоплата за международную перевозку по договору*

371

311

27000

3. Задолженность поставщика переквалифицирована согласно накладной CMR как ущерб в полной стоимости утраченного товара, подлежащий компенсации перевозчиком на основании предъявленной претензии

374

371

365085

4. Задолженность перевозчика переквалифицирована как ущерб от невыполнения договора перевозки, подлежащий компенсации перевозчиком на основании предъявленной претензии

374

371

27000

5. Признана перевозчиком претензия в сумме неустойки за невыполнение договора перевозки

374

715

1000

6. Получена компенсация от перевозчика

311

374

393085

* Ставка НДС 0 % согласно п.п. 195.1.3 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

 

Ввоз без ввоза?

Поскольку в обсуждаемой ситуации ТД не оформлялась из-за отсутствия факта ввоза, то по истечении известных 90 дней ваш банк зафиксирует нарушение так называемого «срока возврата валютной выручки»…☹ Другими словами: если ничего не предпринимать, то ваш аванс за границу останется «не закрытым» соответствующим ввозом товара и начнет капать пеня согласно ст. 5 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 23.09.94 г. № 185/94-ВР.

Что же делать?

Оказывается, эта ситуация прямо урегулирована в п. 1.8 Инструкции о порядке осуществления контроля за экспортными, импортными операциями, утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.99 г. № 136. В этом пункте говорится, в частности, об уменьшении (в нашем случае — до нуля) суммы валютной выручки в случае, если товары резидента (в данном случае — ваши товары) утрачены, т. е. уничтожены, украдены, утеряны (п.п. «в» указанного пункта). Но обратите внимание на главное условие:

Наличие таких обстоятельств должно быть подтверждено органами, уполномоченными осуществлять такое подтверждение согласно законодательству страны, на территории которой произошли такие события

Кстати говоря, если судить по вашему вопросу, то согласно терминологии Инкотермс поставка была на условии FCA. При этом риски потери товара перешли от продавца к покупателю сразу после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, договор с которым заключили вы как покупатель/получатель/заказчик.

Мы недаром процитировали здесь эту норму. В любом из перечисленных выше случаев утраты груза для снятия ВЭД-контракта с контроля банк захочет получить от вас документ, который на худой конец подтвердил бы факт самого происшествия. Если такой документ у вас имеется — предоставьте его в банк. Возможно, этого будет достаточно, чтобы вопрос был сразу же закрыт, т. е. контракт снят с контроля. Если же такого документа у вас нет, то получить его без привлечения к решению такой задачи вашего нерадивого перевозчика будет крайне сложно…☹

В первой части статьи (см. «Пятое») сказано, почему такой документ у перевозчика быть должен! Это — протокол о происшествии, который должен находиться в книжке МДП. И в случае, если перевозчик вам такой документ не предоставил, то, возможно, вам разумнее не заниматься поиском документа самостоятельно, а предъявить к перевозчику еще и судебный иск об истребовании документа…

Кстати, в ч. 1 ст. 32 КМПГ, видимо, неспроста упоминается о намеренном правонарушении и ненадлежащем выполнении своих обязанностей перевозчиком! ☹ Это мы к тому, что утрата груза, не подтвержденная протоколом о происшествии, явно указывает на вину перевозчика. И у вас есть возможность привлечь его к ответственности…

И работать дальше! Наверное, с другим перевозчиком… Теория вероятности теперь на вашей стороне! ☺

выводы

  • Если перевозчик потерял при перевозке товар заказчика, то нанесенный заказчику ущерб он обязан возместить в полном объеме стоимости товара (плюс стоимость невыполненного договора перевозки и других убытков заказчика, связанных с перевозкой).

  • Если при осуществлении международной грузоперевозки с автотранспортным средством перевозчика на зарубежной территории произошло событие, в результате которого был нанесен ущерб перевозимому грузу, то водитель (как представитель перевозчика) обязан обратиться в компетентные органы того государства, на территории которого это случилось, и получить у них документ, подтверждающий факт указанного события.

  • Для снятия с контроля ВЭД-контракта, по которому при перевозке ваш груз был утрачен за границей, банк потребует от вас документ, подтверждающий факт происшествия, из-за которого груз был утрачен.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше