Темы статей
Выбрать темы

Работа по совместительству: когда она запрещена/ограничена?

Смердов Виталий, налоговый эксперт
Рост цен и тарифов стимулирует к тому, чтобы зарабатывать больше. Делать это можно самыми разными способами. В их числе — поиск дополнительной работы, на которую можно устроиться в качестве совместителя. Но всегда ли это допускается законом? Ответ на этот вопрос вы найдете здесь.

Для начала приведем общее правило: если у лица есть основная работа (там, где у него хранится трудовая книжка), оно вправе устроиться по совместительству — к этому же или другому работодателю. Число трудовых договоров по совместительству, как и совокупная продолжительность рабочего дня/рабочей недели по ним, не ограничивается (также см. решение апелляционного суда Николаевской обл. от 17.02.2010 г. по делу № 22 ц-433/2010). Иными словами, лицо может заключить столько договоров по совместительству, сколько захочет. Главное, чтобы рабочее время по ним не совпадало (ведь лицо не может в одну и ту же единицу времени выполнять работу по разным трудовым договорам).

Но запомните: все это справедливо только в том случае, если работа по совместительству не ограничена ( ст. 21 КЗоТ)

Есть два вида таких ограничений: обязательные (установлены законодательством) и факультативные (могут устанавливаться работодателем). Давайте рассмотрим их.

Обязательные ограничения

Такие запреты/ограничения предусмотрены целым рядом законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Вот главные из них.

Во-первых, запрещено заниматься иной оплачиваемой деятельностью (а значит, и работать по совместительству) лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления*. Под этот запрет подпадают госслужащие, должностные лица органов местного самоуправления, народные депутаты Украины, профессиональные судьи, должностные лица прочих государственных органов ( п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 1700).

* Кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте.

В то же время из этого правила есть ряд исключений. Этот запрет не касается народных заседателей и присяжных, депутатов местных советов (кроме тех, кто выполняет свои полномочия в местном совете на постоянной основе) и членов Высшего совета юстиции (кроме тех, кто работает в Высшем совете юстиции на постоянной основе). Иные исключения могут предусматриваться лишь Конституцией Украины и другими законами.

Во-вторых, запрещено работать по совместительству руководителям/их заместителям государственных предприятий/учреждений/организаций, руководителям/их заместителям структурных подразделений таких предприятий/учреждений/организаций** ( п. 4 Положения № 43, п. 4 постановления № 245). Но запомните: несмотря на то, что в указанных документах прямо упоминаются лишь государственные предприятия/учреждения/организации, чиновники распространяют эти ограничения и на коммунальные предприятия/учреждения/организации (см. письмо Минсоцполитики от 08.09.2011 г. № 731/13/84-11, письмо Минтруда от 16.09.2010 г. № 294/13/116-10).

** На период проведения АТО этот запрет в отношении данной категории работников, если они перемещаются из районов проведения АТО, не действует (см. постановление Кабмина от 04.03.2015 г. № 81). Но здесь, как и раньше, возникает вопрос, какие территории считать районами проведения АТО…

Но, как и в предыдущем случае, из этого запрета есть ряд исключений. Данный запрет не касается научной, преподавательской, медицинской и творческой деятельности, а также работ, которые не считаются совместительством. Перечень таких работ приведен в приложении к Положению № 43. Причем интересно, что в их число попадает и любая работа, отвечающая одновременно двум критериям:

— на основной работе работник работает неполный рабочий день и получает неполный оклад/ставку;

— оплата труда такого работника по основной и другой работе не превышает полного оклада/ставки по основному месту работы.

Как видите, данные ограничения касаются, главным образом, тех, кто получает зарплату из бюджета, и руководящего состава государственных/коммунальных предприятий*.

* Данные ограничения работают и в обратную сторону. То есть, например, лицо не может устроиться по совместительству руководителем/заместителем государственного предприятия/его структурного подразделения.

Но об этом стоит помнить и коммерческим предприятиям

Ведь предположим, что лицо, подпадающее под указанные ограничения, пришло устраиваться к вам на работу по совместительству. Как поступить? Прямых запретов на его трудоустройство нет — тем более, что вы можете вообще не знать о том, где он еще работает. Ведь законодательство не обязывает таких лиц предоставлять какие-либо подтверждающие документы. В то же время, если место работы такого лица вам известно, то стоит для себя взвесить все «за» и «против»**, а его — предупредить о возможных для него негативных последствиях по основному месту работы (в таком случае его могут привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения — см. письмо Минсоцполитики от 28.03.2013 г. № 2-1/06/187-13).

** Проверяющие могут расценить такие действия как прочее нарушение трудового законодательства и «припаять» штраф по ст. 41 КУоАП. Увы, такие судебные решения встречались (см. постановление Царичанского районного суда Днепропетровской области от 28.05.2012 г. по делу № 443/928/2012).

И может возникнуть еще один вопрос: если вы откажете лицу из-за указанных ограничений, будет ли такой отказ обоснованным? Напомним, необоснованный отказ в приеме на работу прямо запрещен ( ст. 22 КЗоТ). Мы считаем, что отказать в приеме на работу по данному основанию можно, и это не будет противоречить законодательству***.

*** О том, что суды принимают во внимание этот момент, свидетельствует и упомянутое решение апелляционного суда Николаевской области от 17.02.2010 г. по делу № 22 ц-433/2010.

Факультативные ограничения

Здесь есть два вида ограничений — в зависимости от категории работников.

Работники государственных предприятий/организаций/учреждений. Сразу предупреждаем: это же касается и работников коммунальных предприятий/организаций/учреждений (аргументы см. выше). В общем случае, запретов на работу по совместительству для таких лиц нет. Разве что ее длительность для них ограничена: она не может превышать 4-х часов в день и полного рабочего дня в выходной день. При этом общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени ( п. 2 постановления № 245).

Поскольку данное ограничение предусмотрено лишь для работников государственного/коммунального сектора, возникает вопрос: как узнать, что лицо, которое явилось на ваше предприятие для трудоустройства, относится именно к этой категории? В общем-то, никак ☹. Как мы уже говорили, законодательство не обязывает потенциальных работников предоставлять какие-либо подтверждающие документы с других мест работы. Так что, если он не принесет их добровольно и этот факт всплывет в будущем, условия труда для него придется сразу же пересмотреть (с учетом указанных выше ограничений). Кроме того, если этот факт всплывет по основному месту работы, то его там смогут привлечь к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

И еще одно: руководители таких предприятий/учреждений/организаций по согласованию с проф­союзами могут устанавливать ограничения на работу по совместительству. Правда, сделать это они могут лишь в отношении:

— работников отдельных профессий/должностей, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, дополнительная работа которых может привести к последствиям, которые негативно скажутся на состоянии их здоровья и безопасности производства;

— лиц, которые не достигли 18-летнего возраста, а также беременных женщин.

Здесь возникает тот же вопрос: как вам узнать об этих ограничениях в случае приема на работу совместителя? Увы, ответ такой же, как и приведенный выше. Если работник самостоятельно не предоставит эти сведения, но в будущем они всплывут, условия его работы стоит пересмотреть (с учетом установленных ограничений). При этом по основному месту работы такого работника могут привлечь к дисциплинарной ответственности (опять же вплоть до увольнения).

Все остальные работники. В отношении таких работников ограничения/запреты на совместительство могут предусматриваться трудовыми и/или коллективными договорами ( ст. 21 КЗоТ). При этом никаких особенных правил здесь нет. То есть прописать их или нет — право работодателя (правда, в части коллективного договора придется учитывать и мнение профсоюза). Подобная свобода касается и содержания таких ограничений/запретов. Главное — не перегибать палку, чтобы не нарушать право работника на труд, предусмотренное ст. 43 Конституции Украины, а также ст. 9 КЗоТ, которая признает недействительными условия договоров о труде (в частности, трудовых и коллективных), ухудшающих положение работника в сравнении с нормами законодательства.

Как вам узнать об этих ограничениях при приеме совместителя? Если работник сам об этом не скажет, никак. При этом вам их учитывать, в общем-то, не нужно. Даже если этот факт всплывет, пострадает, главным образом, работник-совместитель. Его в таком случае смогут привлечь к дисциплинарной ответственности (по месту работы, где на него возложены соответствующие ограничения), вплоть до увольнения.

выводы

  • Есть два вида ограничений работы по совместительству: обязательные (установлены законодательством) и факультативные (могут устанавливаться работодателем).

  • Запрещено работать по совместительству руководителям/их заместителям государственных предприятий.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше