Темы статей
Выбрать темы

НДФЛ и ВС: официальные ответы на ваши вопросы

Сергей Наумов, заместитель директора Департамента — начальник управления администрирования доходов и сборов физических лиц Департамента доходов и сборов с физических лиц ГФСУ
Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с разъяснениями специалиста ГФСУ по вопросам обложения доходов НДФЛ и ВС. Уверены, что приведенные ответы на вопросы читателей будут полезны каждому бухгалтеру.
28
  • НСЛ* для работника — участника АТО

    На предприятии работают два демобилизованных работника, которые принимали непосредственное участие в антитеррористической операции (АТО) и оба получили статус участника боевых действий. Один из них во время АТО получил ранение и является инвалидом ІІ группы. Имеют ли такие работники право на повышенную налоговую социальную льготу?

    * Здесь и далее — налоговая социальная льгота.

    Порядок предоставления налоговых социальных льгот установлен ст. 169 НКУ**.

    ** Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

    Любой плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму НСЛ в размере, равном 50 % (а с 01.01.2016 г. — 100 %) размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчет на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года ( п. 1 разд. ХІХ, п.п. 169.1.1 НКУ).

    НСЛ применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 гривень ( абзац первый п.п. 169.4.1 НКУ).

    Следовательно,

    в течение всего 2015 года любой работник имеет право на НСЛ в размере 609 грн. (1218 грн. х 50 %), если размер его заработной платы не превышает 1710 грн. (1218 грн. х 1,4)

    Такую НСЛ назовем обычной НСЛ. Лица, имеющие право на повышенную НСЛ, определены пп. 169.1.2 — 169.1.4 НКУ.

    В соответствии с п.п. 169.1.3 НКУ плательщик налога имеет право на сумму НСЛ в размере, равном 150 % обычной НСЛ (т. е. на НСЛ в размере 913,50 грн. в 2015 году), если он, в частности, является:

    — инвалидом I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (п.п. «ґ» п.п. 169.1.3 НКУ);

    — участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона № 3551***, кроме лиц, определенных в п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ (пп. «е» пп. 169.1.3 НКУ).

    *** Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII.

    Согласно п.п. «б» п.п. 169.1.4 НКУ плательщик налога имеет право на сумму НСЛ в размере, равном 200 % обычной НСЛ (т. е. на НСЛ в размере 1218 грн. в 2015 году), если он является участником боевых действий во время Второй мировой войны или лицом, в то время работавшим в тылу, и инвалидом I или ІІ группы, из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551.

    Учитывая указанное, если работник получил статус участника боевых действий за непосредственное участие в АТО, обеспечение ее проведения, находясь непосредственно в районах АТО в период ее проведения ( п. 19, 20 ч. 1 ст. 6 Закона № 3551), т. е. является участником боевых действий на территории Украины, а не на территории других стран в период после Второй мировой войны, то он не имеет права на повышенную НСЛ, если одновременно не является инвалидом I или II группы.

    Как и любой другой работник, он имеет право на обычную НСЛ (в размере 609 грн. в 2015 году), если размер полученного им дохода не превышает предельного размера дохода для применения НСЛ (не превышает 1710 грн. в 2015 году).

    Если работник получил статус участника боевых действий за участие в АТО и является инвалидом I или II группы, то он имеет право на сумму НСЛ в размере, равном 150 % обычной НСЛ, как инвалид I или II группы согласно п.п. «ґ» пп. 169.1.3 НКУ, если размер полученного им дохода не превышает предельного размера дохода для применения НСЛ.

    Отметим, что Порядок предоставления статуса участника боевых действий лицам, которые защищали независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимали непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, утвержден постановлением КМУ от 20.08.2014 г. № 413. Этот Порядок определяет процедуру предоставления статуса участника боевых действий лицам и категории таких лиц.

    Мобилизованные работники в реквизитах формы № 1ДФ

    Отражаются ли в реквизите «Работало по трудовым договорам» формы № 1ДФ работники, призванные на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период?

    Механизм заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета по форме № 1ДФ приведен в Порядке № 4*.

    * Порядок заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физических лиц, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом Минфина от 13.01.2015 г. № 4.

    Пунктом 3.1 Порядка № 4 установлено, что в реквизите «Работало по трудовым договорам (контрактам)» проставляется количество работников, работающих по трудовым договорам (контрактам).

    Таким образом, главным условием отражения работников в реквизите «Работало по трудовым договорам» Налогового расчета по форме № 1ДФ за отчетный квартал является их труд (выполнение работы) в таком квартале, за который начислен доход (заработная плата).

    За работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на время призыва, независимо от подчиненности и формы собственности ( ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г.ср. ). Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка проводится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

    Согласно Справочнику признаков доходов, приведенному в приложении к Порядку № 4:

    — средняя заработная плата, начисленная и выплаченная работодателем за счет собственных источников работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, указывается в Налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «101»;

    компенсационные выплаты, выплачиваемые работодателем работникам, призванным на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, за счет средств государственного бюджета в пределах среднего заработка, — с признаком дохода «128».

    Пунктом 2.1 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286, установлено, что в учетное количество штатных работников включаются все наемные работники, заключившие в письменном виде трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии.

    Учитывая изложенное выше,

    поскольку во время прохождения военной службы по призыву во время мобилизации работники на предприятии не работают (работу не выполняют), в реквизите «Работало по трудовым договорам» Налогового расчета по форме № 1ДФ они не отражаются

    Причем независимо от того, какой доход им начисляется в отчетном квартале: средний заработок или компенсация из бюджета в пределах среднего заработка. В этом реквизите проставляется количество работников, работающих в отчетном квартале по трудовым договорам (контрактам) и которым начислен доход (заработная плата) в таком квартале.

    Возмещаем работнику расходы на такси во время командировки

    Работник предприятия вернулся из командировки и подал авансовый отчет с документами, подтверждающими расходы в командировке. Одним из таких документов является квитанция о пользовании услугами такси в сумме 200 грн. Возникнет ли объект обложения НДФЛ и военным сбором, если предприятие возместит работнику его расходы на такси во время командировки?

    В общий налогооблагаемый доход плательщика налога включается сумма излишне израсходованных средств, полученных плательщиком налога на командировку или под отчет и не возвращенных в установленные законодательством сроки, размер которой исчисляется в соответствии с п. 170.9 НКУ.

    Согласно п.п. 170.9.1 НКУ налоговым агентом плательщика налога при налогообложении суммы, выданной плательщику налога под отчет и не возвращенной им в течение установленного п.п. 170.9.2 НКУ срока, является лицо, выдавшее такую сумму, а именно на командировку — в сумме, превышающей сумму расходов плательщика налога на такую командировку, рассчитанной согласно данному подпункту.

    Не является доходом плательщика налога — физического лица, состоящего в трудовых отношениях со своим работодателем или являющегося членом руководящих органов предприятий, учреждений, организаций, сумма возмещенных ему в установленном законодательством порядке командировочных расходов в пределах фактических расходов, а именно, в частности, на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте), прочие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.

    Вышеуказанные расходы не являются объектом обложения этим налогом только при наличии подтверждающих документов, которые удостоверяют стоимость этих расходов, в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов и т. п.

    Суммы и состав командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, полностью или частично содержащимися (финансируемыми) за счет бюджетных средств, определяются КМУ.

    Во исполнение вышеуказанной нормы п.п. 170.9.1 НКУ принято постановление КМУ «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, полностью или частично содержащимися (финансируемыми) за счет бюджетных средств» от 02.02.2011 г. № 98. Им установлено (см. п. 7), что государственным служащим, а также другим лицам, направляемым в командировку предприятиями, полностью или частично содержащимися (финансируемыми) за счет средств бюджетов, при наличии подтверждающих документов возмещаются расходы на проезд (в том числе на перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) к месту командировки и обратно, а также по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте).

    Порядок направления в командировку и возмещения расходов, понесенных в связи с такой командировкой, установлен Инструкцией № 59*. Указанная Инструкция является обязательной для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет бюджетных средств (далее — бюджетные учреждения). Прочие предприятия и организации (далее — хозрасчетные предприятия) данный документ могут использовать в качестве вспомогательного (справочного), а все вопросы, связанные с командировками, урегулировать в локальном документе (Положении о командировке), утвержденном приказом руководителя предприятия.

    * Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденная приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59.

    Согласно п. 6 разд. II «Порядок командировки в пределах Украины» Инструкции № 59 расходы на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) к месту командировки и обратно возмещаются в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) с учетом всех расходов, связанных с приобретением проездных билетов и пользованием постельным бельем в поездах, и страховых платежей на транспорте.

    Командированному работнику возмещаются расходы на проезд транспортом общего пользования (кроме такси) до станции, пристани, аэропорта, если они расположены за пределами населенного пункта, где постоянно работает командированный работник, или до местопребывания в командировке.

    Командированному работнику возмещаются расходы на проезд городским транспортом общего пользования (кроме такси) в соответствии с маршрутом, согласованным руководителем, и на арендованном транспорте по месту командировки (согласно подтверждающим документам).

    В соответствии с п. 9 разд. ІІІ «Порядок командировки за границу» Инструкции № 59 расходы на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) к месту командировки и обратно возмещаются в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) с учетом всех расходов, связанных с приобретением проездных билетов и пользованием постельным бельем в поездах, и страховых платежей на транспорте.

    Командированному работнику возмещаются расходы на проезд до вокзала, аэропорта или пристани и с вокзала, аэропорта или пристани (если эти пункты расположены за пределами города) в местах командировки, назначения и пересадки, а также расходы на проезд по месту командировки транспортом общего пользования (рейсовые автобусы, метро, троллейбусы, трамваи и т. п., кроме такси) при условии, что работнику не предоставлялись бесплатно средства передвижения.

    Расходы за пользование такси или аренду автотранспорта могут быть возмещены только с разрешения руководителя предприятия (согласно подтверждающим документам).

    После возвращения из командировки работник обязан подать Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (далее — авансовый отчет). При наличии излишка израсходованных средств их сумма возвращается работником в кассу или зачисляется на банковский счет предоставившего их предприятия до или во время подачи указанного отчета ( п.п. 170.9.2 НКУ, п. 11 разд. ІІ, п. 17 разд. ІІІ Инструкции № 59). При этом главным условием возмещения командировочных расходов является наличие оригинала документов, подтверждающих стоимость таких расходов (билеты, квитанции, чеки, расчеты и т. п.).

    Таким образом, расходы на такси, понесенные работником бюджетного учреждения во время командировки как в пределах территории Украины так и за рубежом, не подлежат обязательному возмещению. Если по решению руководителя бюджетного учреждения данные расходы будут возмещены работнику, то сумма возмещения будет считаться дополнительным благом и включаться в налогооблагаемый доход плательщика налога (работника) на основании п.п. «г» пп. 164.2.17 НКУ, т. е. будет облагаться НДФЛ и военным сбором.

    Расходы на такси, понесенные работником хозрасчетного предприятия во время командировки, могут подлежать обязательному возмещению

    Но это должно быть предусмотрено локальным документом предприятия (Положением о командировке или приказом о командировке). Если возмещение расходов на проезд на такси во время командировки, указанных в авансовом отчете и подтвержденных документально, предусмотрено локальным документом предприятия, то сумма такого возмещения не является объектом обложения НДФЛ и ВС (в том числе если аванс не выдавался, а расходы во время командировки осуществлялись работником за собственные средства).

    Если же возмещение расходов на проезд на такси во время командировки не предусмотрено локальным документом хозрасчетного предприятия, сумма возмещения таких расходов является налогооблагаемым доходом плательщика налога (работника), т. е. должна облагаться НДФЛ и ВС.

    В разделе I Налогового расчета по форме № 1ДФ сумма возмещения расходов на проезд на такси, являющаяся дополнительным благом, отражается с признаком дохода «126». Сумма возмещения расходов на проезд на такси во время командировки, выплачиваемая хозрасчетным предприятием работнику на основании норм локального документа при наличии авансового отчета и оригиналов документов, подтверждающих расходы, и не являющаяся налогооблагаемым доходом, в Налоговом расчете по форме № 1ДФ не отражается.

    Также работодателям следует учитывать, что никакие командировочные расходы не включаются в налогооблагаемый доход плательщика налога при наличии документов, подтверждающих связь такой командировки с хозяйственной деятельностью работодателя/командирующей стороны ( п.п. 170.9.1 НКУ).

    Налогообложение займа, не возвращенного умершим работником

    На предприятии в январе 2015 года работнику был выдан заем (возвратная финансовая помощь). В сентябре работник умер, при этом большая часть займа не возвращена. Облагается ли НДФЛ и военным сбором сумма займа (возвратной финансовой помощи), не возвращенная в связи со смертью работника?

    Денежный заем (возвратную финансовую помощь) предоставляют физическому лицу на возвратной основе ( п.п. 14.1.257 НКУ).

    Основная сумма возвратной финансовой помощи, получаемая плательщиком налога, не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога согласно п.п. 165.1.31 НКУ.

    Статьей 1046 ГКУ* установлено, что по договору займа одна сторона (заимодатель) передает в собственность второй стороне (заемщику) денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется вернуть заимодателю такую же сумму денежных средств (сумму займа) либо такое же количество вещей того же рода и такого же качества.

    * Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

    В свою очередь заемщик обязан вернуть заимодателю заем (денежные средства в такой же сумме или вещи, определенные родовыми признаками, в таком же количестве, такого же рода и такого же качества, что были переданы ему заимодателем) в срок и в порядке, установленных договором ( ст. 1049 ГКУ). Если договором не установлен срок возвращения займа или этот срок определен моментом предъявления требования, заем должен быть возвращен заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления заимодателем требования об этом, если иное не установлено договором.

    Если заем (финансовая помощь) предоставляется предприятием своему работнику по договору, заключенному согласно требованиям ГКУ, по которому он подлежит обязательному возврату в определенный договором срок, то в течение действия договора объект налогообложения в соответствии с положениями НКУ у такого работника не возникает.

    Частью 4 ст. 25 ГКУ установлено, что гражданская правоспособность физического лица прекращается в момент его смерти.

    Основаниями для прекращения налоговой обязанности, кроме ее выполнения, является смерть физического лица ( п.п. 37.3.2 НКУ).

    Таким образом, в случае смерти физического лица его права и обязанности как заемщика по договору займа прекращаются, обязанности как плательщика налога прекращаются, потому не возвращенный им заем (возвратная финансовая помощь) не является объектом обложения НДФЛ и ВС.

    выводы

    • Работник — участник боевых действий в районе АТО имеет право на обычную НСЛ (в размере 609 грн. в 2015 году), если размер полученного им дохода не превышает предельного размера дохода для применения НСЛ (1710 грн. в 2015 году).
    • «Солдаты предприятия» в реквизите «Работало по трудовым договорам» Налогового расчета по форме № 1ДФ не отражаются.
    • Если возмещение расходов на проезд на такси во время командировки не предусмотрено локальным документом хозрасчетного предприятия, сумма возмещения таких расходов является налогооблагаемым доходом плательщика налога (работника), т. е. должна облагаться НДФЛ и ВС.
    • В случае смерти физического лица его права и обязанности как заемщика по договору займа прекращаются. Также прекращаются его обязанности как плательщика налога. Поэтому не возвращенный им заем (возвратная финансовая помощь) не является объектом налогообложения НДФЛ и ВС.
  • Теги НДФЛ
    App
    Скачайте наше мобильное приложение Factor

    © Factor.Media, 1995 -
    Все права защищены

    Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

    Ознакомиться с договором-офертой

    Присоединяйтесь
    Адрес
    г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
    Мы принимаем
    ic-privat ic-visa ic-visa

    Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

    Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше