Темы статей
Выбрать темы

2. Инвентаризируем основные средства

редактор Наталья Вороная, налоговые эксперты Наталья Белова и Наталья Чернышова
Основные средства — одна из главнейших составляющих активов большинства предприятий. В этом разделе спецвыпуска мы расскажем, как провести инвентаризацию таких активов и правильно задокументировать ее результаты.

2.1. Порядок проведения инвентаризации

Для начала напомним, что такое основные средства (далее — ОС). Так, с точки зрения п. 4 П(С)БУ 7, ОС — это материальные активы, которые содержатся предприятием с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых более одного года (или операционного цикла, если он больше года).

При этом в бухгалтерском учете объект ОС признают активом, если существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от его использования и его стоимость может быть достоверно определена ( п. 6 П(С)БУ 7).

Для целей бухгалтерского учета п. 5 П(С)БУ 7 подразделяет ОС на две группы: непосредственно ОС и прочие необоротные материальные активы.

По отношению к ОС и прочим необоротным материальным активам применяют единый порядок инвентаризации, установленный п. 1 разд. III Положения № 879

Поэтому в дальнейшем обобщенно эти две группы будем именовать ОС.

Напомним: проводить обязательную инвентаризацию ОС нужно ежегодно перед составлением годовой финансовой отчетности в период 3 месяцев до даты баланса. Но эта обязанность действует в отношении не всех ОС. Некоторые из них можно инвентаризировать по-особому. Речь идет о:

— земельных участках, зданиях, сооружениях и других недвижимых объектах — их инвентаризацию можно проводить один раз в 3 года;

— инструментах, приборах, инвентаре (мебели) — их по решению руководителя можно инвентаризировать ежегодно в объеме не менее 30 % всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех таких объектов в течение 3 лет;

— библиотечных фондах — при наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризацию можно проводить в течение 5 лет с охватом ежегодно не менее 20 % единиц, а более 500 тыс. единиц — в течение 10 лет с охватом ежегодно не менее 10 % единиц. По решению руководителя предприятия инвентаризация библиотечных фондов может проводиться по установленному им графику в течение года.

Инвентаризация ОС ставит перед собой такие цели:

— проверка фактического наличия ОС;

— установление излишка или недостачи ОС путем сопоставления фактического их наличия с данными бухучета;

— выявление активов, не используемых предприятием;

— выявление активов, не соответствующих критериям признания;

— проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации ОС;

— проверка реальной стоимости числящихся на балансе ОС (решение вопроса о необходимости проведения их переоценки — дооценки, уценки).

Еще до начала инвентаризации ОС рабочая инвентаризационная комиссия должна проверить:

— наличие и состояние регистров аналитического учета ОС (инвентарных карточек, инвентарных книг или описей);

— наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

— наличие документов на ОС, переданные или принятые предприятием в аренду, на ответственное хранение, во временное пользование. При отсутствии соответствующих документов предприятие должно принять меры для их получения или оформления;

— наличие документов на объекты ОС, переведенные на консервацию или выведенные из эксплуатации в связи с реконструкцией, техническим перевооружением и другими улучшениями.

При обнаружении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации нужно внести соответствующие исправления и уточнения.

Перед началом инвентаризации материально ответственные лица дают в инвентаризационной описи расписки в подтверждение того, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию, принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такая расписка включена в заголовочную часть как формы № инв-1 «Инвентаризационная опись основных средств», так и формы Инвентаризационной описи необоротных активов, утвержденной приказом № 572 (см. табл. 1.5 на с. 16).

Инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проверяет правильность присвоения инвентаризационных номеров ( п.п. 1.7 разд. III Положения № 879)

При проведении инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяют также наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты ( абзац шестой п.п. 1.3 разд. III Положения № 879). А во время инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проверяет заводские номера кузова, двигателя, шасси и т. п.

Особо внимательными нужно быть при инвентаризации библиотечных фондов.

Здесь перед комиссией стоят следующие задачи:

— выявить ошибки, допущенные при шифровке документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям;

— установить задолженность пользователей перед библиотекой;

— выявить дублетные документы, документы, не отвечающие профилю комплектования фонда подразделения или библиотеки в целом, и документы, требующие ремонта, переплета и т. п.

В случае установления факта отсутствия документа его разыскивают в срок, установленный правилами пользования библиотекой читателем, но не более 1 года ( п.п. 1.11 разд. III Положения № 879).

Обратите внимание: если в ходе инвентаризации комиссия выявляет пригодные для использования объекты ОС, остаточная стоимость которых согласно учетным данным равна нулю, она передает соответствующие материалы руководителю предприятия ( п.п. 1.4 разд. III Положения № 879). В дальнейшем такие объекты могут быть дооценены.

Имейте в виду: объекты ОС, в частности автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы, нужно проинвентаризировать до момента их временного выбытия с предприятия.

По окончании инвентаризации материально ответственные лица снова дают расписку, в которой подтверждается, что проверка ОС состоялась в их присутствии, в связи с чем претензий к членам комиссии они не имеют, и что они принимают на ответственное хранение перечисленные в описи ОС.

При проведении инвентаризации в случае смены материально ответственного лица лицо, принимающее ОС, дает расписку в их получении, а лицо, передающее ОС, — в их передаче.

2.2. Оформляем инвентаризацию основных средств документально

Как вы могли увидеть в табл. 1.5 на с. 16, для оформления данных инвентаризации ОС можно использовать одну из следующих утвержденных форм:

— Инвентаризационную опись основных средств (форма № инв-1), утвержденную постановлением № 241;

— Инвентаризационную опись необоротных активов, утвержденную приказом № 572.

Но если ни одна из них не подходит вам по каким-либо параметрам, вы можете смело доработать ее, дополнив необходимыми реквизитами, либо разработать свою форму с учетом требований Положения № 88 и ст. 9 Закона № 996.

Инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) составляет инвентаризационную опись по объектам или группам ОС и отдельно по каждому материально ответственному лицу

На это прямо указывает п.п. 1.2 разд. III Положения № 879.

В инвентаризационной описи объекты ОС фиксируют по наименованиям в соответствии с их основным назначением.

Также в описи указывают ( п.п. 1.3 разд. III Положения № 879):

— инвентарный номер;

— изготовителя;

— заводской номер (в случае его наличия);

— год выпуска;

— первоначальную (переоцененную) стоимость;

— сумму износа;

— срок полезного использования;

— другие сведения.

Особенности отражения в инвентаризационной описи отдельных объектов ОС показаны в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Особенности составления инвентаризационных описей по ОС

№ п/п

Объекты ОС

Порядок отражения в инвентаризационной описи

1

Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования объекты ОС с одинаковой стоимостью, которые поступили на предприятие одновременно и в отношении которых ведется групповой учет

Включают в опись по наименованию с указанием количества этих объектов

2

Объекты, прошедшие восстановление, реконструкцию, расширение или переоборудование, вследствие чего изменилось их основное назначение

Вносят в инвентаризационную опись под наименованием, соответствующим новому основному назначению объекта

3

Многолетние насаждения

Вносят в инвентаризационную опись по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустов, по категориям и их балансовой стоимости

4

Ирригационные и мелиоративные сооружения

Записывают по виду и роду сооружений с указанием их размеров, года сооружения, балансовой стоимости и других сведений, характеризующих их назначение и состояние

5

Неучтенные объекты, а также объекты, данные о которых отсутствуют в учете

Вносят в инвентаризационную опись отсутствующие сведения о таких объектах и их технические показатели*. Например, в отношении зданий указывают их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (внешний или внутренний обмер), площадь (общую полезную площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год постройки и т. п.

Оценку выявленных объектов производят по справедливой стоимости

6

Объекты, которые ремонтируются на других предприятиях

Вносят в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт

7

Объекты, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению**

На такие объекты составляют отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые привели эти объекты к состоянию непригодности

8

Малоценные необоротные материальные активы, выданные в индивидуальное пользование работников

На такие объекты можно составлять групповые инвентаризационные описи с указанием в них ответственных за эти объекты лиц (на которых ведутся личные карточки) с их распиской в инвентаризационных описях

9

Белье, постельные вещи, одежда и обувь одного наименования, близкие по размерам, качествам материала и цене

Вносят в инвентаризационную опись суммарно, с указанием количества этих предметов и их номенклатурных номеров

10

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт

Вносят в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций поставщика услуг

11

Библиотечные фонды

Оформляют групповыми инвентаризационными описями

* Одновременно с этим инвентаризационная комиссия обязана выяснить, когда и по чьему распоряжению возведены (приобретены) выявленные инвентаризацией неучтенные объекты, куда списаны затраты на их возведение (приобретение), и отразить это в протоколе.

** Такие объекты списывают в порядке, установленном законодательством.

Стоит также учитывать, что при установлении факта неотражения работ капитального характера (достройка этажей, пристройка новых помещений и т. п.) или частичной ликвидации зданий и сооружений (снос отдельных конструктивных элементов) нужно:

1) в бухгалтерском учете предприятия отразить сумму увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта;

2) в инвентаризационной описи указать данные о проведенных изменениях.

Приведем образец заполнения Инвентаризационной описи необоротных активов на с. 27.

img 1

img 2

После оформления в установленном порядке инвентаризационные описи передают в бухгалтерию, где на выявленные недостачи и излишки составляют сличительную ведомость (см. пример на с. 71). Для этого можно использовать уже готовую форму ведомости (форму № инв-18, утвержденную постановлением № 241, или форму для сличения результатов инвентаризации необоротных активов, утвержденную приказом № 572) либо разработать ее самостоятельно. На основании сличительной ведомости отражают инвентаризационные разницы в учете предприятия (см. с. 74).

В ходе инвентаризации рабочая комиссия дает оценку фактического состояния объектов ОС. Так, например, она может рекомендовать перевести объекты ОС в состав других активов (товарно-материальных ценностей или малоценных необоротных материальных активов), сделать их переоценку или списать с баланса (если такие ценности не соответствуют критериям признания активом).

Все выводы и предложения рабочая комиссия фиксирует в протоколе, который передает на рассмотрение инвентаризационной комиссии.

выводы

  • Инвентаризацию ОС и прочих необоротных материальных активов осуществляют в порядке, установленном п. 1 разд. III Положения № 879.

  • В общем случае проводить обязательную инвентаризацию ОС нужно ежегодно перед составлением годовой финансовой отчетности в период 3 месяцев до даты баланса.

  • Инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) проверяет, в частности, правильность присвоения объектам ОС инвентарных номеров.

  • Объекты ОС, например, автомобили, морские и речные суда, которые отправятся в длительные рейсы, нужно проинвентаризировать до момента их временного выбытия с предприятия.

  • Инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) составляет инвентаризационную опись по объектам или группам ОС и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше