Темы статей
Выбрать темы

«Непростые» люди: как поладить

Зимовин Алексей, практикующий психолог
Вы слово — вам десять в ответ! Только взглянули, а он уже обиделся смертельно. Попросили — злится. Сделали замечание — плачет. Хотели посоветоваться — молчит!
img 1

Попадаются на жизненном пути люди, с которыми сложно общаться. Да что там сложно, порой невыносимо! А если это ваш коллега или, не дай Бог, начальник? Что делать? Поговорим о том, как общаться со сложными людьми.

У человека, сложного в общении, одна черта характера становится определяющей. Это не значит, что у него нет других черт. Просто какая-то одна заостряется и выпирает во все стороны. Да так, что скрыть ее от других невозможно. И даже, обходя его десятой дорогой, все равно друзья, коллеги, знакомые и просто рядом находящиеся люди на эту черту натыкаются и говорят, например: «Эх, ну какой Иван Иванович все-таки обидчивый» или «Ну надо же какой он вспыльчивый».

Уже, наверное, зачесались кулаки: «А как же с ними, с этими сложными, обходиться?».

Несмотря на все разнообразие сложных людей и многообразие проживающих у них в головах тараканов, есть ряд принципов общения с ними:

1. Помните, что за всяким поведением или высказыванием скрывается личный интерес. Подумайте, чего добивается человек своим поведением. Можете ли вы ему это дать? Переведите общение в обсуждение этого интереса.

2. Не идите на поводу. Сохраняйте спокойствие и нейтралитет, как Швейцария. Ведь, в конце концов, он себя ведет таким образом, чтобы спровоцировать у вас какую-то реакцию. Например, кричит, чтобы испугать или вывести из себя. Если вы не реагируете, то он теряется и не знает, что делать.

3. Настройтесь на сотрудничество. Главное — это достичь общего результата, а не кто что сказал и как обидел.

4. Подходите индивидуально к каждому типу.

Разделим непростых в общении людей на типы и определим, как вести себя с каждым из них.

«Агрессивный». Раздражается по поводу и без, хамит, обидно шутит, разговаривает на повышенных тонах, прет напролом ради достижения своих целей.

Как общаться? Будьте собранны и спокойны. Ни в коем случае не кричите в ответ. Дайте ему выпустить пар. Когда он договорит, изложите свои доводы быстро и структурированно. Узнайте, чего он хочет. Уступайте в малом, но не отступайте от своего.

«Жалобщик». Человек, который все время жалуется на жизнь, на обстоятельства, на работу, на других людей. Он видит мир серым и неприятным.

Как общаться? Выслушайте его, ведь он так этого хочет. Посочувствуйте и пожалейте. Покажите, что понимаете. Найдите вместе решение проблемы или переведите разговор в другое русло.

«Молчун». Что у него на душе? Знает только он. Молчит… Вы ему веселую историю, а он молчит. Грустную — молчит. Несуразную — бровь поднимет и молчит. Проблема как раз в том, что понять, чего он хочет и как собирается поступить, невозможно.

Как общаться? Попытайтесь разговорить. Основная задача — все-таки получить информацию. Задавайте открытые вопросы: «А что вы думаете по этому поводу?». Делитесь своими версиями как лучше поступить. Главное — не перегните палку: если он уперся и ни в какую не поддается, перенесите разговор.

«Пессимист». Предпочитает говорить «нет». Он заранее убежден, что любое предприятие обречено на провал, а потому не согласен. Его негативная оценка проектов и отказы окружающим раздражают их, что ведет к конфликтам.

Как общаться? Покажите, что вы цените и уважаете его мнение. Дайте ему время подумать. Можете даже утрировать его опасения. Мол, действительно, все так страшно, как вы говорите, даже хуже. Мы это учитываем, но, может, все-таки попробуем? Сделайте его своим союзником.

«Сверхпокладистый». Пессимист наоборот. Сверхпокладистый всегда говорит «да». Вот только это, как и все остальные приятные слова, ничего не стоит. Слова у него расходятся с делом.

Как общаться? Поощряйте искренность в выражении сомнений по поводу возможности сделать что-то, установите доверительные отношения. Если ему с вами комфортно, он к вам привык и доверяет, то перестанет соглашаться со всем подряд.

«Всезнайка». Вот уж ходячая энциклопедия. Он знает, как вам лучше поступить и что сказать, как правильно писать, куда смотреть, как строить отношения и т. д. Одно плохо — это скорее показуха. Он просто хочет всех учить, но совсем не обязательно сам умеет то, чему учит.

Как общаться? Показывайте, что для вас важны его знания и советы. Ведь именно для этого признания он и ведет себя таким образом. Это не значит, что вы должны следовать его советам безоговорочно. Выберите действительно стоящие, а остальные смело отбросьте.

«Лгун повсеместный необыкновенный». В обществе лгут все. Тот приврал в комплименте, этот в объяснительной. Но бывают такие особо выдающиеся лгуны, которые лгут про все и до такой степени, что уже невозможно отличить ложь от правды, невозможно разобраться, женат ли он и сколько у него детей, подал он отчет или нет. Что бы самое сложное вы ни спросили, он извернется и соврет. И так его предыдущая ложь увязывается с последующей и спасу от нее нет.

Как общаться? Там, где его ложь вам не вредит, не обращайте на нее внимания. Но в принципиальных для вас вопросах всегда проверяйте его слова делом, фактом и с помощью других людей. Спрашивайте, чем он может подтвердить свои слова, как это можно проверить и т. д.

«Квази-альтруист». «Квази» — в смысле ложный. Он так всем хочет помочь, он делает окружающим только добро, бескорыстно и безвозмездно, он ставит чужие интересы выше собственных. Одна беда — это все на словах. Нет, он и правда может вам помочь, вот только потом вы узнаете от других людей, как ему было тяжело вам, эгоистичному, такую тяжелейшую услугу оказывать. Или больше того — через время он попросит компенсации: «Ты же помнишь, как я тебе? Теперь давай ты мне».

Как общаться? Лучше не допускать того, чтобы этот человек что-то для вас сделал. Если так вышло и он выставляет претензии, отвечайте с опорой на реальность: «Да, вы мне очень помогли, но я ведь вас уже поблагодарил». На самом деле вы и вправду ему ничего не должны. Он хотел помочь — он помог! Не позволяйте ему слепить из вас «должника».

Пусть «непростых» людей в вашей жизни будет поменьше, а интересных побольше. Но если все-таки встретятся вам всезнайки, молчуны, лгуны и прочие, вы всегда знаете, что делать.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше